Авторы: Бахтина Татьяна Юрьевна, Исаева Ольга Васильевна
Должность: преподаватель спецдисциплин, преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Электростальский колледж"
Населённый пункт: городской округ Электросталь Московской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: План–конспект открытого интегрированного урока по междисциплинарным курсам ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности:
Раздел: среднее профессиональное
План-конспект открытого интегрированного урока по
междисциплинарным курсам ПМ.04 Составление и использование
бухгалтерской отчетности:
МДК.04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
-преподаватель Исаева О.В.
МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности - преподаватель
Бахтина Т.Ю.
УП.04- преподаватель Бахтина Т.Ю.
Тема: «Бухгалтерский баланс: назначение, структура и источник
информации для анализа финансовой отчетности».
ЦЕЛИ:
Методическая:
- показать использование интегрированного обучения: актуальность
использования междисциплинарной интеграции, которая объединяет
знания разных научных дисциплин для формирования разноуровневой
профессиональной компетенции и стимулирует интеллектуальную и
познавательную активность.
Образовательная:
Определять:
- бухгалтерскую отчетность как единую систему данных об имущественном
и финансовом положении организации;
- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета
данных за отчетный период;
- порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
- методы определения результатов хозяйственно-финансовой деятельности за
отчетный период;
- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
- бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации
из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
- сроки предоставления бухгалтерской отчетности;
-
правила
внесения
исправлений
в
бухгалтерскую
отчетность
в
случае
выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
- методы финансового анализа;
- виды и приемы финансового анализа;
- процедуры анализа бухгалтерского баланса;
- порядок общей оценки структуры имущества организации и источников его
формирования;
- процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
- п о р я д о к
р а сч е т а
ф и н а н с о в ы х
ко э ф ф и ц и е н т о в
д л я
о ц е н к и
платежеспособности;
- критерии оценки несостоятельности (банкротства) организации;
- процедуры анализа финансовой устойчивости организации;
Развивающая:
- развивать умения отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского
учета имущественное и финансовое положение организации;
- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
-
закрывать
учетные
бухгалтерские
регистры
и
заполнять
бухгалтерский
баланс в установленные законодательством сроки;
- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
- развить умения сравнивать, обобщать, анализировать показатели
бухгалтерской отчетности.
Воспитательная:
Воспитывать и формировать практический опыт:
- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа
финансового состояния организации;
- прививать профессиональный интерес к дисциплинам, а так же чувство
ответственности за конечный результат;
- воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
- вовлекать в активную деятельность;
- воспитывать интерес к будущей профессии.
Задачи урока:
- разобрать понятие бухгалтерского баланса как одну из основных форм
отчетности;
- изучить структуру баланса;
- научиться составлять баланс;
- научиться анализировать показатели бухгалтерского баланса.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Форма урока: интегрированный
Методы и приемы обучения - репродуктивный, частично - поисковый,
словесные (вопросы, обсуждение), наглядные (показ электронной
презентации), самостоятельная работа.
Образовательные технологии: информационно-коммуникативная,
технология проблемного обучения, групповая.
Формы организации познавательной деятельности – фронтальная
работа.
Место проведения: учебная аудитория
Время проведения: 45 минут.
Средства обучения:
1. Учебная доска.
2. Ноутбук.
3. Электронная презентация .
4. Калькуляторы.
5. Отчетность предприятия.
6. Раздаточный материал: схемы счетов.
Ход урока.
1.
Организационный этап
Цель: подготовить студентов к работе на уроке.
Задачи:
- сформировать общий настрой студентов на эффективную работу на
занятии;
- проверить готовность кабинета и группы к работе.
Cодержание этапа:
- взаимное приветствие;
- учет присутствующих;
- настрой студентов на работу, организация внимания.
2. Актуализация знаний (повторение пройденного материала)
Цель: установить правильность и осознанность полученных знаний
при изучении дисциплины «Основы бухгалтерского учета», а также
устранить пробелы в знаниях.
Задачи:
- установить правильность и различия терминов;
- определить типичные ошибки в терминологии в ходе опроса;
- способствовать повторению пройденного материала;
- произвести своевременную коррекцию в знаниях и умениях.
Методы: фронтальный опрос
Вопросы.
1.
Назовите, что является основными объектами бухгалтерского
учета?
2.
Дайте определение «бухгалтерского баланса» с точки зрения
метода бухгалтерского учета.
3.
Какие два принципа положены в основу построения
бухгалтерского баланса?
4.
Назовите балансовое уравнение.
5.
Назовите элементы бухгалтерского баланса.
6.
На основании каких показателей составляется бухгалтерский
баланс?
3.
Изучение нового учебного материала
(сообщение преподавателей с
элементами беседы и применением мультимедийного проектора).
(Приложения 1,2).
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний
и способов действий, пройденных на данном занятии.
Цель: систематизировать знания, умения и навыки по пройденному
материалу на данном этапе.
Задачи: ознакомиться с понятиями «нормативно-законодательная база»,
«отчетность», «бухгалтерский баланс», «структура бухгалтерского
баланса», «платежеспособность», « ликвидность».
Методы: словесный, наглядный, практический.
4.
Закрепление пройденного материала (рефлексия):
Цель:
способствовать закреплению умений студентов в составлении
бухгалтерского баланса и анализе его показателей.
Задачи:
- закрепить умения и навыки студентов по заданной теме, необходимой
для дальнейшей профессиональной деятельности;
- научить применять полученные знания в жизненной ситуации;
- осуществить проверку освоения умений и способов действий.
Методы: практический, самопроверка.
4.1. Выполнение самостоятельной работы по составлению
структурированного бухгалтерского баланса и анализу его показателей с
использованием изученного материала по группам. (Приложения 1,2).
4.2. Анализ выполненной самостоятельной работы и оценка уровня усвоения
новой темы.
4.3. Анализ самостоятельной работы и формулирование вывода о
ликвидности бухгалтерского баланса, платежеспособности организации.
5. Подведение итогов урока, выводы.
В ходе анализа бухгалтерского баланса раскрывается информация о
ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, определяется
наличие источников погашения обязательств. Сегодня мы закрепили
умения по составлению структурированного баланса, научились
анализировать платежеспособность организации с помощью относительных
показателей - коэффициентов ликвидности. На основе исчисленных
показателей ликвидности, представили полученную информацию в форме
аналитических таблиц, гистограмм для дальнейшей обработки и анализа
платежеспособности организации.
Более глубокое изучение и анализ разделов баланса позволяет
определять финансовое положение организации, ее финансовую
устойчивость и определять вероятность банкротства. Необходимо отметить,
что для грамотного и последовательного проведения анализа баланса
необходимо знание теоретических основ проведения анализа.
В ходе интегрированного урока вы получили практический опыт:
- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа
финансового состояния организации;
- анализа показателей ликвидности бухгалтерского баланса;
- документального оформления результатов анализа бухгалтерского баланса.
На уроке была продемонстрирована межпредметная взаимосвязь
дисциплины Основы бухгалтерского учета и изучаемых
междисциплинарных курсов, входящих в состав ПМ.04 Составление и
использование бухгалтерской отчетности.
Задание на дом.
1. Выполнить практические задания по составлению структурированного
баланса (см. приложения к плану урока)
2. Повторить теоретический материал о формировании групп активов
баланса по степени ликвидности и пассивов по срочности погашения
обязательств. (конспект лекций)
3. Закрепить теоретические знания по анализу относительных показателей
ликвидности бухгалтерского баланса (решение примеров. см. приложение к
плану урока.)
Основная литература:
1.Брыкова Н. В., Анализ бухгалтерской отчетности, ОИЦ «Академия», 2017.
2. Брыкова Н. В., Бухгалтерская отчетность, ОИЦ «Академия», 2018.
4.Денисов Н.Л. Бухгалтерский учет. Бухгалтерская финансовая отчетность.
Учебник. Финансы и статистика 2018г.
6.Левина Г.Г., Бочкарева И.И., Бухгалтерский финансовый учет Изд. Магистр,
2017.
13.Савицкая В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. «Инфра –
М» 2018.
14.Савицкая
В.Г.
Методика
комплексного
анализа
хозяйственной
деятельности «Инфра - М» 2017.
Дополнительные источники:
- Журналы «Главбух» и «Бухгалтерский учет»
- Ковалев В.В. Патров В.В. Как читать баланс 6-е издание М. Финансы и
статистика 2015.