Напоминание

"УСТНЫЙ СЧЕТ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Автор: Кощеева Ольга Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №59
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "УСТНЫЙ СЧЕТ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Раздел: начальное образование





Назад




УСТНЫЙ СЧЕТ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Устный счет - это важный этап урока математики, он связан с основной темой и

носит проблемный характер. На каждом уроке математики в начальной школе отводится 5-

7 минут для проведения устных упражнений, для достижения правильности и беглости

устных вычислений.

Целями данного этапа урока можно определить следующее:

1) достижение поставленных целей урока;

2) развитие вычислительных навыков;

3) развитие математической культуры, речи;

4)

умение

обобщать

и

систематизировать,

переносить

полученные

знания

на

новые

задания.

Данный

этап

является

не

только

неотъемлемой

частью

в

структуре

урока

математики, он помогает:

1.

переключить ученика с одной деятельности на другую;

2.

подготовить обучащихся к изучению новой темы;

3.

в

упражнения

устного

счета

можно

включить

задания

на

повторение

и

обобщение

пройденного материала;

4.

этот

вид

устной

работы

повышает

интеллект

учеников,

активизирует

мыслительную

деятельность, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное

на слух, быстрота реакции;

5.

упражнения

устного

счета

с

игровыми

элементами

вызывают

дух

соревнования

и

стремление одержать победу, правильно и быстрее выполнить задания;

6.

устные

упражнения

играют

и

воспитательную

роль

в

обучении

-

дисциплинируют

учащихся, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.

От

того,

какие

задания

подберет

учитель

для

устных

упражнений,

в

какой

последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока

и

степень

активности

учащихся

в

процессе

познания.

Чтобы

заинтересовать

детей,

необходимо подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и

на наиболее сильных. Это могут быть задания вычислительного характера, разгадывание

ребусов, задания на внимание, геометрические задания и др.

При проведении устного счета учитель придерживается следующих требований:

1.

Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

2.

Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть

легкими, но и не должны быть «громоздкими».

3.

Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть

приготовлены заранее.

4.

К устному счету должны привлекаться все ученики.

5.

При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки

(поощрение).

Устные

упражнения

вынуждают

учеников

активно

действовать

с

учебным

материалом,

побуждают

у

них

стремление

совершенствовать

способы

вычислений

и

решения

задач,

использовать

рациональные

способы

решения,

способствуют

вариативности мышления. А это – важнейшие условия сознательного усвоения материала.

Каждодневная работа с устными упражнениями актуальна, так как в данное время

важно заинтересовать детей в изучении математики.

Таким образом, устный счет - очень нужный этап урока, ведь, именно на этом этапе

появляется настрой на весь урок. Устный счет делает урок

логически стройным и

интересным,

способствует

лучшему

усвоению

программного

материала. А

хорошо

развитые навыки устного счета – одно из условий успешного обучения учащихся на

следующей ступени обучения в старших классах.

Варианты устных упражнений повышенной сложности на уроках математики

в 4 классе

№1 1.Запишите числа и подчеркните в них одной чертой класс тысяч: - четыре миллиона

сто двенадцать тысяч; - три тысячи семьдесят два; - один миллион девяносто три тысячи

двести пятнадцать; -сто тридцать восемь тысяч тридцать шесть

2.Запишите числа, которые на единицу больше, чем 39899 и 10040

3. Запишите число, которое содержит 346 единиц класса тысяч.

4. Запишите числа, которые, на единицу меньше, чем 80000,100000,9999.

5.Запишите число, которое состоит из 3270 десятков.

6. Уменьши 320 на 60.

7. Уменьши 800 в 2 раза.

8.Увеличь 920 на 80.

9. Сколько минут в пятой части часа?

10. Одна сторона прямоугольника 8 дм, другая на 4 см меньше. Найди площадь

прямоугольника.

№2 1.Запишите число 38600, а рядом число в 100 раз меньше.

2. .Запишите число 7482, а рядом число в 1000 раз больше.

3. Запишите сколько сотен в числе87323.

4. Сколько цифр надо для записи числа 100305?

5. Произведение, каких двух чисел равно одному из них. Запиши два примера.

6. Увеличь 350 в 2 раза.

7.Найди разность чисел 230 и 30.

8. Вычисли сумму чисел 230 и 300.

9. Сколько дециметров в половине метра?

10.Периметр прямоугольника 36 см, одна из сторон 8 см. Найди площадь прямоугольника.

№ 3 1.Найди сумму чисел 7699 и 5000.

2.Увеличь число 360 в 100 раз.

3.Запиши числа: - сто тысяч тридцать, - шестьдесят семь миллионов триста,- десять тысяч

восемь

4.Запиши наименьшее пятизначное число.

5.Представь число 70013 в виде суммы разрядных слагаемых.

6.Первый множитель 140, второй 3. Найди произведение.

7.Делимое 91.делитель 7.Найди частное.

8. На сколько 90 меньше 280.

9.Площадь квадрата 64 квадратных метра. Найди длину его стороны.

10.Ширина озера – 2 км, а ширина пруда – 50 м. Во сколько раз пруд уже озера?

№4 1.Сколько цифр в записи числа 553355.

2. Сколько различных цифр в записи числа 48844.

3.Запиши, между какими числами находится число 10000 в натуральном ряду чисел.

4. Найди третью часть от числа 720,

5. Вырази 300 минут в часах.

6. 9 м = ……..мм.

7. На сколько 630 больше 400?

8 .Во сколько раз 810 больше 90.

9. Сколько часов в трети суток?

10. Хозяин заготовил3600 поленьев. 1/3 составляют сосновые поленьев, а остальную -

берёзовые. Ск. берёзовых поленьев заготовил хозяин?

№5 1. Запишите число, которое на единицу больше, чем 73899,100009.

2.Запиши число, которое на единицу меньше, чем 60000,1000,99999.

3. Запиши число, которое содержит 250 единиц класса тысяч.

4.Запиши сколько отдельных десятков в числе 43516.

5.Заипши число, которое состоит из 5720 десятков.

6.Сколько килограммов в 6 ц?

7. Сколько секунд в четвёртой части минуты?

8.Длина классной комнаты 6 м. а ширина 4 м. Найди площадь классной комнаты.

9.Произведение каких двух чисел равно каждому из них? Запиши два примера.

10.У печника было 150 белых кирпичей, что составляло 1/8 часть красных кирпичей. Из

всех кирпичей печник сложил 5 печей. Сколько кирпичей пошло на одну печь

№6 1. Запишите число 1000000, а рядом число в 100 раз меньше его.

2. Сколько всего сотен в числе 95990?

3. Сколько цифр надо для записи числа 200035?

4. Найди четвёртую часть от числа 560.

5. Вырази в сутках 120 ч.

6. 3000 кг = … ..ц.

7. Во сколько раз 80 меньше 320?

8 .Найди частное чисел 420 и 6.

9. Стороны прямоугольника 5 дм и 8 см. Найди периметр прямоугольника.

10. В доме 9 этажей, на каждом этаже 40 квартир. Сколько квартир в 5 таких домов?

№7 1.Запиши число, которое на единицу больше, чем 9899,10003.

2. Запиши число, которое на единицу меньше, чем 70000, 10000, 9999.

3.Запиши число, которое содержит 30 единиц класса тысяч.

4.Запиши число, которое состоит из 572 десятков.

5. Запиши число 100, а рядом число, которое в 100 раз больше его.

6. Какое число меньше 720 на 100?

7. Какое число надо увеличить на 8,чтобы получить 64?

8.Запиши число, которое больше 20 в 5 раз.

9. У Миши 35руб.Ск. карандашей по 8 руб. он может купить на эти деньги и сколько руб.у

него останется?

10. Длина коридора 12м, а ширина в 4 раза меньше. Найди периметр коридора.

№8 1.Сколько всего сотен в числе 230454.

2. Сколько цифр надо для записи числа 400?

3. Напиши наибольшее пятизначное число.

4. Представь 8025 в виде суммы разрядных слагаемых.

5. Сколько разных цифр в записи числа 550011?

6.На сколько надо разделить 560, чтобы получить 80?

7. К какому числу надо прибавить 100, чтобы получить 360?

8. Первый множитель 42, второй 2. Найди произведение.

9. Периметр треугольника 27 см. Две его стороны равны 9 см и 8 см. Чему равна третья

сторона треугольника?

10. У продавца было 40 кг лимонов, что составляло одну шестую часть количества

апельсинов.

Сколько всего килограммов фруктов было у продавца?

№9 1. Запишите число 201099.

2. Запишите число предшествующее числу 201099 при счёте, и число следующее за ним.

3.Сколько цифр потребовалось для записи числа 7009.

4.Запиши число состоящее из 3 тысяч 2 сотен 4 десятков 9 единиц.

5.

Во сколько раз 70 больше 2.

6.

Запишите число 14840. Представь его в виде суммы разрядных слагаемых.

7.

Уменьшаемое 360,вычитаемое 60. Чему равна разность?

8.

Из чисел 625,506,650,605,526,256,560 выпишете, у которых 6 единиц первого

разряда, и 5 единиц третьего разряда.

9.

В бочку добавили 5 л воды. Это седьмая часть того, что было в бочке. Ск. л воды

стало в бочке?

10.63 нарцисса и 14 тюльпанов разделили на букеты, по 7 цветов в каждом. Ск. букетов

получилось?

№10 1. Запишите, сколько всего десятков в числе 70032.

2. Найди частное чисел 90000 и 1000.

3. Сравни: 400 см ……..40 м.

4. Сад занимает площадь 300 метров квадратных метров. Пятая часть площади занята

ягодами. Сколько квадратных метров занято ягодными кустами.

5. Запиши между какими числами находиться число 10000 в натуральном ряду чисел.

6. Из цифр 4,3,2,6 составь и запиши два таких двузначных, чтобы одно из них было в 2

раза больше другого.

7. Во сколько раз 10000 больше 1000.

8. Какое число число больше 2560 на 40.

9. Масса поросёнка 12 кг. Через неделю его масса увеличилась на ¼. Какой стала масса

поросёнка через неделю?

10. 24 яблони и 40 груш посадили по 8 деревьев в ряд. Сколько рядов деревьев

получилось?

№11 1. Запишите число 31099.

2. Запишите число, предшествующее числу 310990 при счёте, и число, следующее за ним.

3.Запиши число 7909,Представь его в виде суммы разрядных слагаемых.

4. Сколько цифр потребовалось для записи числа 2001.

5. Запиши число, которое состоит из 8 тысяч, 3 сот 5 десятки 4 единицы.

6. Найди частное чисел 2000 и 200.

7. От верёвки длиной 1 м отрезали 1/20 часть. Какой длины оставшийся кусок верёвки?

8. Книги разместили на двух полках. На первую полку поставили 14 книг, что составило

1/3 всех книг. Сколько книг поставили на полку?

9. На бульваре растёт 56 тополей, а клёнов в 7 раз меньше. Сколько всего деревьев на

бульваре?

10. Прямоугольный участок земли длиной 30м и шириной 20 м хотят обнести деревянным

забором. Сколько досок потребуется на этот забор, если на каждые 5 м его длины

требуется 25 досок?

№12 1.Запишите, сколько всего сотен в числе 2599?

2. Найдите частное чисел 700000 и 1000.

3. Сравни: 64 дм……6 м 4 дм

4. Сад занимает 400 квадратных метров. Восьмая часть площади занята цветником.

Сколько квадратных метров занято цветников?

5. Вычисли площадь участка квадратной формы, сторона которого равна 40м.

6. Увеличь 3120 на 8 сотен.

7. Какое число надо разделить на 300 .чтобы получить 3?

8. Сколько сантиметров в 70 дм?

9. Длина ковра 3 м 5 дм, это на 1 м 5 дм больше ширины. Чему равен периметр ковра?

10. Рыбалов поймал 32 карася, а окуней в 8 раз меньше. Сколько всего рыбы поймал

рыболов?



В раздел образования