Организация внеурочных занятий по здоровьесбережению
Автор: Денисенко Ольга Григорьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Шуруповская основная школа" Населённый пункт: х. Шуруповский, Волгоградская область Наименование материала: Статья Тема: Организация внеурочных занятий по здоровьесбережению Раздел: начальное образование
О.Г. Денисенко, учитель начальных классов
МБОУ «Шуруповская основная школа»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Программа «Корабль» как средство организации
внеурочных занятий по здоровьесбережению
«Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил... и не
свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В. А. Сухомлинский
Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к
здоровью
учащихся.
Поэтому
с ейчас,
как
никогда,
а к туа л ь н ы
здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Меня
всегда
волновала
проблема
сохранения
здоровья
учащихся.
Как
младшим школьникам привить навыки здорового образа жизни, как сохранить и
укрепить
здоровье
ребят
не
только
физическое,
а
так
же
психическое
и
духовное.
В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не
могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не
научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и
свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в
криминальные
группировки,
приобщаясь
к
употреблению
психоактивных
веществ.
3
Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является
оказание
ребенку
помощи
в
формировании
волевых,
моральных,
интеллектуальных,
духовных
качеств,
обеспечивающих
устой чивость
1
поведения.
Самоопределившийся
человек,
имеющий
духовно-моральный
стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения.
Работая в данном направлении, я познакомилась с игровой программой для
детей младшего школьного возраста «Корабль» (авторы Дубровинская Е.И.,
Петунс О.В.).
Для себя определила цель :
создать условия для приобретения учащимися устойчивых навыков
безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации
личности.
В соответствии с данной целью работаю над реализацией следующих
задач :
укрепление морально-психологического здоровья учащихся;
развитие коммуникативных способностей;
нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого
ребенка.
Методы исследования, реализации цели и задач:
изучение программы «Корабль»;
использование системно – деятельностного подхода в воспитании;
формирование
коммуникативных,
личностных
универсальных
учебных
действий.
1
Мне понравилась форма организации занятий, и я решила использовать её
на занятиях по формированию здорового образа жизни.
Для
детей
младшего
школьного
возраста
игра
остается
ведущей
деятельностью. Именно принцип
ролевой игровой деятельности использую,
говоря с ребятами о самом главном, о здоровье. В своей работе применяю
нестандартные методы: ритуалы, рисуночные методы, арт-терапию, элементы
сказкотерапии,
групповое
обсуждение,
интерактивные
игры.
Младшие
школьники
с
удовольствием
играют,
не
замечая,
что
их
в
это
время
воспитывают.
Свою работу мы начали с оформления карты «Океан чувств». Между
ребятами были распределены роли: капитан, боцман, штурман, кок, врач, юнга,
2
матросы. Мы решили сделать свой «Словарь чувств». Поэтому при подготовке
к занятиям приходится проводить большую работу с различными словарями –
находить определения чувствам. Мотивацией для детей является тот факт, что
для проведения занятий необходимо
интересное
для младших школьников
оформление, оборудование (изготовили совместно с родителями): белые халаты
и бинты для врача и медсестры; посуда; корабельные аксессуары: штурвал,
якорь,
веревки;
подзорная
труба
и
компас
для
капитана,
макет
карты,
изображение корабля; судовой журнал и пр.
Занятие имеет пять этапов:
1.
Подготовка.
Обозначается
начало
занятия,
создаётся
особая
атмосфера,
устанавливается
эмоциональный
контакт
между
всеми
участниками,
обеспечивается комфортное вхождение в группу для каждого участника.
2.
Введение
в
тему.
Настройка
на
совместную
работу,
эмоциональное
включение детей в тему занятия, содействие развитию воображения.
3.
Основная
часть.
На
эту
часть
занятия
приходится
основная
смысловая
нагрузка всего занятия: сказка, игры-упражнения, направленные на развитие
эмоционально-личностной и познавательной сферы детей. Знакомство ребят с
новым материалом, чувствами; помогаю прожить определенное эмоциональное
состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.
3
4.
Завершение
занятия.
Снятие
эмоционального
напряжения,
закрепление
положительных эмоций. Подведение итогов.
5. Прощание. Ритуальная форма. Обозначается конец занятия - эмоциональная
поддержка детей. Развивается умение расставаться.
2
Форма
организации
занятий
настолько
увлекательна,
что
позволяет
в
необычной, игровой обстановке говорить о таких серьёзных вещах как вредные
привычки (курение, алкоголизм, наркомания). Мы обсуждали, какие чувства
можно назвать хорошими, а какие – плохими. И говоря о плохих чувствах, мы
перешли к пагубному влиянию на детский организм наркотических средств. В
игровой обстановке дети учились говорить «Нет!» наркотикам.
Организация
совместной
деятельности
позволяет
учителю
изучать
как
класс в целом, так и отдельных его членов: насколько дети хотят сотрудничать,
как они умеют это делать, их эмоциональное отношение к занятиям, трудности,
которые неизбежно возникают в процессе работы.
Работа в группах позволяет вовремя заметить нарушения, которые имеют
место в классе, и начать их преодолевать (например, если есть отверженные
ученики из семей соцриска или дети, которые в силу разных причин плохо
адаптируются к школе).
Практическая значимость всей проводимой работы определяется тем, что
дети с нетерпением ждут этих занятий, принимают в них активное участие.
Преодолевая
различные
испытания,
младшие
школьники
учатся
признавать
себя как ценную личность, испытывать доверительные отношения в группе,
4
происходит
окончательное
сплочение
команды
(класса).
Как
показало
анкетирование, ребята уже с малых лет начинают задумываться о ценности и
сохранности своего здоровья, о ведении здорового образа жизни.
Данные занятия заинтересовали и родителей класса. Они стали с большим
интересом принимать участие в наших занятиях. Провели совместное занятие
«Мы за здоровый образ жизни».
Подводя
общие
итоги
проделанной
работе,
следует
отметить,
что
большинство учащихся класса в настоящее время располагают необходимыми
знаниями и убеждениями, чтобы осознанно выбирать правильный здоровый
образ жизни. Идёт укрепление морально-психологического здоровья учащихся,
развитие
их
коммуникативных
способностей,
нравственное
и
эстетическое
совершенствование
личности
каждого
ребенка;
повышение
социального
самосознания
статуса
личности,
развитие
гражданской
и
творческой
инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
Литература:
1.
Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий.
Система заданий. М.: Просвещение»,2011
2.
Н.В.Вострокнутов.
Антинаркотическая
профилактическая
работа
с
несовершеннолетними
групп
социального
риска.
–
М.:
Московский
городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
5
3.
Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. Теоретические, методологические основы
а л ьт е р н а т и в н о й
у п о т р е б л е н и ю
н а р ко т и ко в
а к т и в н о с т и
несовершеннолетних
и
молодежи.
М.:
Московский
городской
фонд
поддержки школьного книгоиздания, 2004.
6