Напоминание

Организация внеурочных занятий по здоровьесбережению


Автор: Денисенко Ольга Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шуруповская основная школа"
Населённый пункт: х. Шуруповский, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация внеурочных занятий по здоровьесбережению
Раздел: начальное образование





Назад




О.Г. Денисенко, учитель начальных классов МБОУ «Шуруповская основная школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Программа «Корабль» как средство организации

внеурочных занятий по здоровьесбережению
«Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В. А. Сухомлинский Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому с ейчас, как никогда, а к туа л ь н ы здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Меня всегда волновала проблема сохранения здоровья учащихся. Как младшим школьникам привить навыки здорового образа жизни, как сохранить и укрепить здоровье ребят не только физическое, а так же психическое и духовное. В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ.  3  Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в формировании волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устой чивость 1
поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно-моральный стержень, вряд ли попадет под влияние негативных норм и образцов поведения. Работая в данном направлении, я познакомилась с игровой программой для детей младшего школьного возраста «Корабль» (авторы Дубровинская Е.И., Петунс О.В.). Для себя определила
цель
:  создать условия для приобретения учащимися устойчивых навыков безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности. В соответствии с данной целью работаю над реализацией следующих
задач
:  укрепление морально-психологического здоровья учащихся;  развитие коммуникативных способностей;  нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
Методы исследования, реализации цели и задач:
изучение программы «Корабль»; использование системно – деятельностного подхода в воспитании; формирование коммуникативных, личностных универсальных учебных действий.  1  Мне понравилась форма организации занятий, и я решила использовать её на занятиях по формированию здорового образа жизни. Для детей младшего школьного возраста игра остается ведущей деятельностью. Именно принцип ролевой игровой деятельности использую, говоря с ребятами о самом главном, о здоровье. В своей работе применяю нестандартные методы: ритуалы, рисуночные методы, арт-терапию, элементы сказкотерапии, групповое обсуждение, интерактивные игры. Младшие школьники с удовольствием играют, не замечая, что их в это время воспитывают. Свою работу мы начали с оформления карты «Океан чувств». Между ребятами были распределены роли: капитан, боцман, штурман, кок, врач, юнга, 2
матросы. Мы решили сделать свой «Словарь чувств». Поэтому при подготовке к занятиям приходится проводить большую работу с различными словарями – находить определения чувствам. Мотивацией для детей является тот факт, что для проведения занятий необходимо интересное для младших школьников оформление, оборудование (изготовили совместно с родителями): белые халаты и бинты для врача и медсестры; посуда; корабельные аксессуары: штурвал, якорь, веревки; подзорная труба и компас для капитана, макет карты, изображение корабля; судовой журнал и пр. Занятие имеет пять этапов: 1. Подготовка. Обозначается начало занятия, создаётся особая атмосфера, устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками, обеспечивается комфортное вхождение в группу для каждого участника. 2. Введение в тему. Настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в тему занятия, содействие развитию воображения. 3. Основная часть. На эту часть занятия приходится основная смысловая нагрузка всего занятия: сказка, игры-упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы детей. Знакомство ребят с новым материалом, чувствами; помогаю прожить определенное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей. 3
4. Завершение занятия. Снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций. Подведение итогов. 5. Прощание. Ритуальная форма. Обозначается конец занятия - эмоциональная поддержка детей. Развивается умение расставаться.  2  Форма организации занятий настолько увлекательна, что позволяет в необычной, игровой обстановке говорить о таких серьёзных вещах как вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания). Мы обсуждали, какие чувства можно назвать хорошими, а какие – плохими. И говоря о плохих чувствах, мы перешли к пагубному влиянию на детский организм наркотических средств. В игровой обстановке дети учились говорить «Нет!» наркотикам. Организация совместной деятельности позволяет учителю изучать как класс в целом, так и отдельных его членов: насколько дети хотят сотрудничать, как они умеют это делать, их эмоциональное отношение к занятиям, трудности, которые неизбежно возникают в процессе работы. Работа в группах позволяет вовремя заметить нарушения, которые имеют место в классе, и начать их преодолевать (например, если есть отверженные ученики из семей соцриска или дети, которые в силу разных причин плохо адаптируются к школе). Практическая значимость всей проводимой работы определяется тем, что дети с нетерпением ждут этих занятий, принимают в них активное участие. Преодолевая различные испытания, младшие школьники учатся признавать себя как ценную личность, испытывать доверительные отношения в группе, 4
происходит окончательное сплочение команды (класса). Как показало анкетирование, ребята уже с малых лет начинают задумываться о ценности и сохранности своего здоровья, о ведении здорового образа жизни. Данные занятия заинтересовали и родителей класса. Они стали с большим интересом принимать участие в наших занятиях. Провели совместное занятие «Мы за здоровый образ жизни». Подводя общие итоги проделанной работе, следует отметить, что большинство учащихся класса в настоящее время располагают необходимыми знаниями и убеждениями, чтобы осознанно выбирать правильный здоровый образ жизни. Идёт укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка; повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации. Литература: 1. Асмолов А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий. Система заданий. М.: Просвещение»,2011 2. Н.В.Вострокнутов. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 5
3. Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский. Теоретические, методологические основы а л ьт е р н а т и в н о й у п о т р е б л е н и ю н а р ко т и ко в а к т и в н о с т и несовершеннолетних и молодежи. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 6


В раздел образования