Напоминание

А. П. Гайдар. "Совесть".


Автор: Савенко Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Шахты "Лицей №6"
Населённый пункт: город Шахты, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка конспекта урока литературного чтения
Тема: А. П. Гайдар. "Совесть".
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: А.П. Гайдар «Совесть» 2 класс УМК «Планета знаний»

Цели урока:

1. Предметные:

- познакомить с рассказом А.П. Гайдара «Совесть»;

- совершенствовать навыки чтения;

- развивать умения анализировать текст и выделять в нём главную мысль;

- научить оценивать поступки героев;

- развивать интерес к чтению;

- сопоставлять поступки героев со своей жизненной концепцией.

2. Надпредметные:

- личностные (нравственно-этическая ориентация),

- познавательные: воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, внимание,

- коммуникативные: воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки,

- регулятивные: прогнозирование (антиципация).

3.

Воспитательная: воспитывать

чувство

ответственности

за

совершенные

поступки;

воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, внимание.

4 . Развивающая:

показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого

человека; развивать интерес к чтению.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс Э.Э. Кац,

мультимедийный проектор,

интерактивная

доска, презентация

с

иллюстрациями

к

рассказу,

раздаточный

материал

с

заданиями.

Ход урока.

Слайд 1

1.Организационный момент

Слайд 2

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Поприветствуем гостей,

С ними будет веселей.

Будем думать и читать,

И друг другу помогать.

2. Подготовительный этап.

- Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, почему главный герой Ваня взял сливу, и как он

переживал за свой поступок. Сегодня мы продолжим разговор на важную нравственную тему.

Работа в парах.

- На партах лежат листочки, найдите задание №1, прочитайте стихотворение, подготовьте

ответы на вопросы.

Слайд 3

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу её теперь,

Везде её ищу.

Вторую ночь уже не сплю.

Душа болит, болит.

И голос сердца моего твердит:

«Иди ищи!»

И я иду, ищу.

Анализ стихотворения.

1. Сколько поступков совершил герой? Какие?

2. Какое чувство заставляет героя искать кошку и не спать?

(выберите нужное слово: жалость, грусть, страх, совесть, стыд)

3. Что такое совесть? Где она живет? Нужна ли она человеку? Зачем?

Слайд 4

Можно сказать, что совесть - это голос внутри нас, в нашей душе. Он помогает совершать

добрые поступки, переосмысливать свое поведение, исправлять ошибки.

Вывод: получается, раз наш герой ищет кошку,

значит, он услышал голос своей совести.

Значит, такой человек какой? (совестливый).

-

А

человека,

у

которого

нет

совести,

или

у

которого

она

молчит,

как

называют?

(бессовестный)

- А про какого человека говорят: «Он живет с чистой совестью?» (которому не стыдно за

свои поступки перед людьми...).

Слайд 5

Вот как объясняется слово «СОВЕСТЬ» в Толковом словаре.

Это чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Слайд 6

Тема урока

- Какая тема урока? - О чем будем читать?

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом А. П. Гайдара «Совесть» и проанализируем

поведение героев.

- Можно ли по названию определить, каким будет рассказ:

шуточным или серьезным, поучительным?

3. Открытие нового знания.

Слайд 7

- Найдите на листах задание 2.

- Чтобы немного узнать об авторе, познакомимся с биографической справкой.

- Прочитайте внимательно, чтобы ответить на мои вопросы.

Текст на листах:

Гайдар

Аркадий

Петрович

-

известный

детский

писатель.

Настоящая

его

фамилия

-

Голиков.

В

14

лет

мальчишкой

он

ушёл

на

фронт,

шла

Гражданская

война.

Окончил

командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в

армии

ему

не

разрешили.

В

20

лет

он

был

уволен

в

запас.

Когда

началась

Великая

Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента и погиб. В

своих книгах он писал о дружбе, отзывчивости, честности, справедливости.

Ответьте на вопросы, пользуясь текстом,

1. Какова настоящая фамилия А.П. Гайдара?

2.Сколько войн прошёл писатель? Какие?

3. О чем писал в своих произведениях писатель? (о важных нравственных качествах человека)

4. Что означает фамилия Гайдар?

- Правильно, на этот вопрос нет ответа в тексте. Фамилия Гайдар - это псевдоним – по-

монгольски «всадник, скачущий впереди». Вот такой псевдоним выбрал себе писатель.

Знакомство произведением (аудиозапись)

- Прослушайте рассказ и попробуйте представить все, что происходит.

- Понравилось произведение? Кто герои?

Слайд 8

Словарная работа

- Ребята, эти слова встретятся в рассказе. Объясним их.

Вторичное чтение текста.

Представьте образы героев, попробуйте понять их поступки.

Обмен мнениями.

Ответьте на вопросы.

1.

Почему Нина решила не идти в школу? (Значит, она прогульщица.)

2.

Как вы думаете, хорошо поступила Нина?

Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да:

шла украдкой, пряталась от знакомых).

3.

Попробуйте объяснить выражение “болтается с книгами по городу”? (Ходит без дела.)

4.

Чем еще был плох ее поступок? (В роще могли быть дикие звери, плохие люди)

5.

Переживала

ли

Нина? Какое у нее было настроение?

(нет, ловит бабочку, хорошее,

радостное, чудесное, беззаботное)

Слайд 9

- Рассмотрите рисунок, о чем нам рассказывают выражение лица, жесты девочки?

(Нина говорит строгим голосом, как взрослая, ругает его.)

1.

Найдите отрывок к этому рисунку.

2. Почему Нина называет малыша несчастным прогульщиком? (Она думает, что он такой же

прогульщик, как она.)

3. Почему же тогда Нина повела малыша через рощу? (Нина была доброй, отзывчивой. У нее

было доброе сердце. Эта черта характеризует Нину, как очень хорошего человека.)

Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)

4. Изменилась ли Нина после встречи с малышом? (заплакала)

Почему? (Стыдно.)

5. Найдите идею - главную мысль - «грызет беспощадная совесть»?

Дети, как вы относитесь к Нине? осуждаете или жалеете? (Девочку жалко, переживает).

4. Физминутка.

Когда назову хороший поступок - руки над головой, плохой – присядьте.

Помочь дедушке;

Взять чужую вещь;

Порвать книгу;

Вымыть посуду;

Сломать ветку дерева;

Обозвать товарища;

Покормить птиц;

Вынести мусор;

Подставить подножку;

Сказать неправду;

Сложить вещи;

Вытереть пыль.

5. Составление кластера.

Слайд 10, 11

- Вспомните, какое настроение было у Нины в начале рассказа, а в конце? (Изменилось на

противоположное.)

- Что автор хочет этим показать? (что человеку становится плохо, если он не поступает по

совести).

Давайте ответим на вопрос учебника:

- Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина

Карнаухова прогуляла уроки»?

(потому что главная героиня рассказа — это совесть)

- Так какой это рассказ - юмористический или поучительный? Чему он нас учит? (отвечать за

свое поведение и поступки перед окружающими людьми)

6.

Работа с пословицами.

Слайд 12

- Ребята, многие писатели обращались к этой важной теме.

А.С. Пушкин писал: «Совесть - это когтистый зверь, скребущий сердце»

Немецкий философ Фридрих Гегель: «Совесть - это светильник, озаряющий хороший путь; но

когда сворачивают на плохой, то светильник разбивают».

- А с чем можете сравнить совесть вы? (сторож, барабан, строгий судья, ниточка, будильник).

Слайд 13

Народ придумал много пословиц о совести.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

1. Есть стыд, есть и совесть.

2. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

3. Совесть без зубов грызёт.

4. Нечистая совесть спать не даёт.

7. Итог урока, составление синквейна

Слайд 14

Что подсказывает совесть человеку? (Совершать хорошие поступки)

8.Рефлексия

Слайд 15

- Ребята, перед вами 2 сердца.

Оцените свою работу на уроке, если урок был для вас полезным, он чему-то вас научил,

покажите красное сердце, если вы ничего для себя не усвоили - синее сердце.

- Надеюсь, что совесть будет помогать совершать вам хорошие поступки.

Слайд 16

Домашнее задание: с. 95, задание 6.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

№1

Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.

Я кошку выставил за дверь,

Сказал, что не впущу.

Весь день ищу её теперь,

Везде её ищу.

Вторую ночь уже не сплю.

Душа болит, болит.

И голос сердца моего твердит:

«Иди ищи!»

И я иду, ищу.

1. Сколько поступков совершил герой? Какие? (плохие? хорошие?)

2. Какое чувство заставляет героя искать кошку и не спать?

(выберите нужное слово: жалость, грусть, страх, совесть, стыд)

3. Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Зачем?

№2

Краткая биография писателя. Читай внимательно!

Гайдар

Аркадий

Петрович-

известный

детский

писатель.

Настоящая

его

фамилия

-

Голиков.

В

14

лет

мальчишкой

он

ушёл

на

фронт,

шла

Гражданская

война.

Окончил

командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в

армии

ему

не

разрешили.

В

20

лет

он

был

уволен

в

запас.

Когда

началась

Великая

Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента и погиб. В

своих книгах он писал о дружбе, отзывчивости, честности, справедливости.



В раздел образования