Автор: Сидорова Лариса Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ 292
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Организация деятельностного подхода на уроках физики в основной школе"
Раздел: среднее образование
Организация деятельностного подхода на уроках физики в основной
школе
Особенностью
школы
с
углубленным
изучением
математики,
является
усиленное
внимание к изучению предмета данного профиля. В связи с направленностью нашей
школы,
многие
наши
выпускники
выбирают
для
себя
ВУЗы
технического
профиля,
именно
поэтому
изучению
такого
предмета
естественнонаучного
цикла,
как
физика,
уделяется так же немаловажное внимание. В настоящее время в общеобразовательную
практику
каждой
школы
внедряются
федеральные
общегосударственные
стандарты,
которые вступают в силу с сентября 2015 года. А деятельностный подход это основа
стандартов
второго
поколения.
В
связи
с
этим
на
современном
этапе
школьного
образования
отведена
значительная
роль
такой
проблеме,
как
исследовательская
деятельность
.
Задания
исследовательского
характера
вызывают
особый
интерес
у
учащихся,
что
и
приводит
к
глубокому
и
прочному
усвоению
материала.
Но, исследовательская деятельность многогранна и может быть организована на любом
этапе
обучения
физике:
при
изучении
физической
теории;
при
решении
задач;
при
проведении
демонстрационного
эксперимента;
при
выполнении
лабораторных
работ.
Рассмотрим
подробнее
такой
вид
исследовательской
деятельности,
как
практическая
работа. С какими трудностями я столкнулась при реализации исследовательского подхода
в ходе лабораторных работ:
Не хватает часов. Не смотря на то, что школа с углубленным изучением математики,
количество часов, которые отводятся на изучение физики в 7-х и 8 –х классах, полностью
соответствуют федеральному учебному плану - 2 часа в неделю.
Несовершенство
учебника.
Очень
мало
материала.
Не
достаточная
доказательность
материала.
Детям тяжело перенестись из виртуального мира компьютера и начать делать что-то
своими руками самостоятельно.
Физика одна из самых благодатных областей науки, в которой может быть реализован
деятельностный подход. На сегодняшний день, мы сталкиваемся с тем, что современные
дети полностью погружены в цифровой мир компьютера, и их уже не удивить
виртуальными экспериментами и лабораториями. Практические и лабораторные работы в
школе, в наше время, становятся нестандартным методом изучения физики. В связи с
этим было бы не допустимым отказаться от практических и исследовательских работ или
проводить абсолютно все опыты в компьютерной среде. Виртуальные опыты наглядны и
просты, но они не дают возможность познать самую суть физики, «пощупать» физику
руками, почувствовать физику явлений. Нет включения так же и эмоциональной сферы
ребенка - нет радости своего собственного открытия, проявления творческого потенциала.
Ведь с самого своего рождения в человеке заложен познавательный интерес ко всему, что
его окружает. Поэтому, сегодня особенно важно проводить практические и лабораторные
работы на уроках физики. Целью проведения таких работ является не только конечный
результат, но и процесс, в ходе которого у ребят развиваются исследовательские
способности такие как: видение структуры проблемы, высказывание гипотез, анализ
ситуации, планирование, рассмотрение задачи как совокупности подзадач,
корректирование своей деятельности в соответствии с целью.