Напоминание

Психолого–педагогические особенности работы с учеником–левшой в классе фортепиано


Автор: Заика Елена Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУДО ДМШ №6
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Психолого–педагогические особенности работы с учеником–левшой в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детская музыкальная школа №6 г. Мурманск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ

ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

Преподаватель Заика Е.А.

2018

План

Введение

1. Особенности леворуких детей. Тенденции современной педагогики в их обучении

2. Фактические трудности при обучении леворукого ребенка и способы их преодоления.

3.

Особенности

подбора

педагогического

репертуара

и

составления

индивидуального

плана для леворуких детей

Заключение

Список использованной литературы

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.

Введение.

Об актуальности исследования.

Внимание данной работы

акцентируется на исходной причине поиска особых

методических

приемов

и

способов

обучения

музыке

леворуких

детей,

т.е.

на

индивидуально-личностной

характеристике

ребенка.

Приступая

к

обучению

ребенка,

педагог должен учитывать, что дети как индивиды различаются по своей психологической

природе,

которая

является,

как

правило,

следствием

особенностей

их

анатомии

и

физиологии. Эти различия, одним из которых является леворукость, дадут о себе знать

всякий раз при взаимодействии педагога начального музыкального образования с такими

учениками и на каждом этапе обучения.

Конечно,

общая

методика

развития

музыкальных

способностей

ребенка

применима

и

к

леворуким

детям,

но

существующие

от

рождения

анатомо-

физиологические особенности ребёнка нуждаются в особых социальных условиях, особой

деятельности для развития музыкальных способностей. Из большого числа приёмов,

методов

обучения

музыке

педагогу

следует

отобрать

такие,

которые

бы

были

более

подходящими

и

соответствующими

психологической

природе

леворукого

ребенка

и

которые бы актуализировали его музыкальные возможности.

Одними

из

существенных

вопросов,

которые

возникают

при

методическом

осмыслении темы данной работы, является;

во-первых,

вопрос

об

учёте

соотношения

природного,

психологического

и

социального при обучении леворуких детей музыке;

во-вторых,

вопрос об объёме требований к возможностям ребенка со стороны

педагога.

Педагог

должен

быть

широко

информированным

человеком,

чтобы

предлагать

особые технологии обучения. Для того чтобы создаваемые новые правила и приемы

адекватно

отражали

действительные

потребности

обучаемого

ребенка,

требуется

осмысление

всего

комплекса

условий,

факторов,

обстоятельств

уже

изученных

в

различных областях, в том числе в области физиологии, психологии, педагогики.

1.

Особенности леворуких детей.

Тенденции современной педагогики в их обучении.

Оценка числа леворуких людей находится в пределах 25%-30 % всего населения

мира. Все исследователи сходятся на том, что число леворуких постоянно увеличивается. У

левшей есть даже свой праздник- 13 августа – Всемирный День левшей.

Пока ещё нет чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ещё

не открыты загадки её происхождения, но ясно одно: преимущественное владение рукой

зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от

особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и

некоторые особенности организации высших психических функций.

«Рукость» является одним из важнейших нейробиологических свойств, её нельзя

изменить по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем

возрасте, приводит к непредсказуемым результатам, которые могут проявиться не сразу, а

через несколько лет. Праворукость и леворукость формируются обычно к четырем годам, а

до этого предпочтение руки может быть неустойчивым.

Переучивание

в

том

возрасте,

когда

двигательные

процессы

являются

определяющими в психическом развитии ребёнка, приводят к торможению не только их

самих,

но

и

иных,

психических

функций. Переучивая,

можно

сформировать

невроз:

беспокойный сон, тики, навязчивые движения, заикание. У ребенка может сформироваться

чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т. д.

Анализ научной и учебной литературы о природе леворукости свидетельствует о

том, что во все времена развития человечества люди – левши вызывали особый интерес и

некоторое настороженное отношение ок-

ружающих к этому феномену. Но не один из справочников не рассматривает леворукость

как

отклонение

от

обычного,

нормы.

В

педагогической

энциклопедии

леворукость

определяется

как

стойкое

предпочтение

действовать

левой

рукой,

обусловленное

функциональной слабостью левого полушария головного мозга.

Истоки

возникновения

леворукости

исследователи

склонны

видеть

уже

в

перинатальном развитии ребенка. Ученые-сторонники крайних взглядов утверждают, что

«левшество»

связано

с

дисфункцией

мозга,

другие

считают

«левшество»

следствием

родовой

травмы.

В

итоге

большинство

ученых

все

же

склоняются

к

позиции,

что

патологическая леворукость имеет место быть. Важно понимать, что в этих случаях

леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи,

восприятии моторных функций. В литературе отмечено, что далеко не все леворукие дети

имеют мозговые дисфункции или речевые нарушения.

Высказано

мнение

и

о

передаче

леворукости

по

наследству.

Отмечено,

что

леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хоть один

из родителей.

Заслугой ученых Поля Брока, Р.И.Сперри является разработка проблемы основных

функций правого и левого полушарий головного мозга человека и связанной с ними

специфики

организации

моторики.

Р.И.Сперри

сформировал

концепцию

частичного

доминирования

полушарий

головного

мозга

у

человека,

согласно

которой,

левое

полушарие «специализируется» на вербально-символических функциях, а правое – на

пространственно-кинетических. В литературе по физиологии, психологии рассмотрены

особенности функционирования полушарий головного мозга человека во взаимосвязи со

сферами психической деятельности, за которые они «ответственны».

От

доминирования

одного

из

полушарий

зависят

индивидуальные

особенности

человека. Левое полушарие без правого не чувствительно к музыке, правое обеспечивает

образное мышление, тогда как левое –абстрактное мышление. При доминировании левого

полушария

преобладает

вербально

логический,

абстрактно-

схематический,

аналитический принцип восприятия и обработки информации. Логически выстроенная

информация воспринимается через слово. И учащийся, поняв, как действует конкретное

правило, будет использовать его всегда.

При доминировании правого полушария, т.е. при леворукости меняется стратегия

восприятия

и

переработки

информации.

Преобладает

наглядно-образное,

конкретно-

непосредственное восприятие.

Другими словами, чтобы понять, им надо «пощупать»,

«понюхать», «послушать».

Левое полушарие Правое полушарие

Абстрактное мышление

Конкретное мышление

Сознательность восприятия

Бессознательность восприятия

Математические вычисления

Образная память

Правая рука

Левая рука

Речь

Ритм, восприятие музыки, интонация

Правый глаз

Левый глаз

Чтение и письмо

Ориентировка в пространстве

Двигательная сфера

Чувственная сфера

Человек-левша

находится

в

сфере

характеристик

доминирования

правого

полушария. Наиглавнейшей особенностью этого полушария головного мозга является не

только восприятие звука, голоса человека, но и

анализ его интонации, выразительности. Благодаря работе правого полушария, человек

способен по голосу узнать близкого человека, отличить мужской голос от женского.

Установлено, что музыкальные мелодии лучше распознаются, если «предъявляются» на

левое ухо, т.е. воспринимаются правым полушарием.

При активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций,

абстрактного мышления и обобщения понятий. Образная память, способность сохранять

длительное

время

впечатления

от

увиденного

и

это

тоже

обязанность

правого

полушария.

При

функциональном

же

лидировании

левого

полушария

облегчаются

стереотипные двигательные операции.

Влияние проявлений функциональной асимметрии головного мозга в определенной

сфере деятельности, в том числе научной, в сфере культуры, спорта, искусства – одно из

направлений

исследований

психологов.

В

литературе

описаны

результаты

изучения

успешности левшей в отдельных областях деятельности.

Отмечено, что мужчины – левши нередко проявляют прекрасные способности в

организации

пространства

и

часто

выбирают

профессию

архитектора.

Большие

достижения

у

спортсменов-левшей

в

бейсболе,

теннисе

и

фехтовании.

А

вот

среди

спортсменов стрелков, баскетболистов и тяжелоатлетов леворуких почти нет. В литературе

имеются сведения о том, что художники-левши, составили почти 60% от исследуемой

группы.

Отмечены особенности у леворуких мужчин в эмоциональной сфере.

Сотрудники

Мичиганского

университета,

сопоставив

показатели

«рукости»

с

показателями темперамента, выявили преобладание у левшей следующих показателей:

гнев (эмоциональная несдержанность), страх, низкий уровень самоконтроля, пониженный

фон настроения, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный

уровень тревожности.

Среди

музыкантов

инструменталистов

леворукими

называют

Джимми

Хендрикса, Пола Маккартни, Ринга Стара. В литературе есть сведения о том, что Р. А.

Шуман, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Л. Бетховен, В. Моцарт были левшами. В

тоже время их биографы утверждали, что перечисленные композиторы и исполнители

отлично владели как левой, так и правой рукой, т.е. в совершенстве.

Достижение технического совершенства обеих рук – желаемый результат каждого

музыканта. При исполнении произведения на высоком уровне технического мастерства и

пианистической

тонкости,

вряд

ли

можно

услышать

какой

рукой

пианист

владеет

совершенней.

Синтез

чувственного

и

рационального

рождает

настоящего

музыканта.

Поэтому нет статистики музыкантов-левшей. В сфере искусства есть профессионалы, в

том числе левши, которые своей деятельностью, способностями стирают грани жестких

разграничений.

Соглашаясь с точкой зрения учёных о том, что ни одному из полушарий головного

мозга

нельзя

«приписывать»

главенствующую

роль

в

том,

то

мы

называем

«расположенностью к музыке», обратим внимание на

следующее. Студенты отделений фортепиано музыкальных учебных заведений, встречаясь

с произведениями, написанными для одной левой руки, берутся за них неохотно. Можно

перечислить наиболее популярные из таких произведений: Скрябин А. Н. «Прелюдия» и

«Ноктюрн» для левой руки; Равель М. «Концерт для фортепиано с оркестром № 2»;

Бриттен Б. «Дивертисмент для фортепиано (левой руки) и оркестра»; Шуман Р. А. «Листок

из альбома (ор. 99 № 7)» и др. Видимо это наблюдение говорит о том, что физиологически

студент выделяет то, что становится не совсем «удобным» объектом для разучивания и

исполнения.

Исторически (с XV в.) ведущая роль на клавиатуре

фортепиано была и есть у

правой руки; басы-слева, верхи-справа. Педагогические традиции и ориентиры обучения

направлены на развитие сначала правой руки. Если писать и рисовать можно левой рукой,

то при разучивании музыкального произведения левше приходится «переучивать тело»,

приспосабливать его к выполнению несвойственной нагрузки. В индивидуальном порядке

можно даже заказать гитару с перетянутыми наоборот струнами, но с роялем это сделать

невозможно.

Педагогический

музыкальный

репертуар

в

большинстве

своем

написан

для

праворуких исполнителей. Однако требования по освоению программ для леворуких и

праворуких детей одинаковы.

Многие из леворуких детей, не справившись с программой, теряют интерес к

музыке, тяжело переживают неудачи, особенно мальчики.

2.

Фактические трудности при обучении леворукого ребенка и

способы их преодоления.

Мало кто будет отрицать, что при формировании контингента учеников первого

класса

для

обучения

игре

на

фортепиано,

педагог

отдаст

предпочтение

праворукому

ребенку в качестве своего ученика. Трудоёмкость обучения леворуких детей игре на

фортепиано является общепризнанной среди педагогов фортепианных отделений.

Тогда закономерен вопрос о тех преимуществах (привилегиях), которые могли бы

стимулировать

как

педагога,

так

и

ребенка

(его

родителей),

сглаживая

фактические

трудности при обучении. Эти трудности обусловлены индивидуальными природными

особенностями ребёнка.

С точки зрения общих социальных норм на леворуких детей распространяются

принципы равенства: они на равных условиях зачисляются в музыкальные школы, для них

устанавливается

тот

же

режим

занятий

с

педагогом,

общие

правила

аттестации

успешности выполнения программ.

В

реальной

же

обыденной

деятельности

от

педагога

требуется

специальная

подготовка

к

уроку

с

учеником-левшой,

большая

эмоциональность,

вдохновение,

динамичность, терпение, дополнительное время для освоения программы учеником.

Педагог

вправе

и

обязан,

знакомясь

с

ребенком

выявить

такую

природную

особенность как леворукость ребенка. Практика выработала несколько правил получения

подобной информации о ребенке.

Например,

правило

дополнительного

тестирования.

К

дополнительному

тестированию ребенка следует подготовить дидактический материал, а также бумагу,

карандаши, возможно, бусы, кубики и др. Какой рукой ребенок взял карандаш, какой

рисует, нанизывает бусинки, складывает башню? Левша сразу себя проявит.

Предложите ребёнку переплести пальчики рук. Обратите внимание на большой

палец руки, оказавшейся сверху. У левши, как правило, сверху окажется большой палец

левой руки.

Попробуйте в игровой форме вместе с ребенком широко развести две руки, а затем

скрестить их на груди. При скрещивании рук ведущей считается та рука, кисть которой

первой направляется на предплечье другой руки и оказывается сверху.

Пространственные трудности

Дети часто путают верх – низ, право – лево, над – под. У маленьких музыкантов:

диез – бемоль, высокий – низкий регистры, нота над линейкой – нота под линейкой и т.д.

Здесь

педагогу-музыканту

помогут:

маркировка

руки

(яркий

браслетик,

ленточка);

красочные карточки со знаком «диез»– справа от клавишей, а карточка «бемоль» - слева;

сочинённая сказка о низких и высоких регистрах (можно придумать два разноцветных

королевства).

Трудности в накоплении навыков и автоматизмов

Левши всё пропускают через голову, всякий раз изобретая свой способ построения

и овладения миром правшей. И надо сказать, что маленькие левши решают свои проблемы

всерьёз и надолго. Поэтому пьесы с ними надо учить долго! Например, если в пьесе

происходит смена фактуры в аккомпанементе, то не ждите от ребёнка-левши, что через

пару уроков он не будет застревать в этом месте.

Сложности со скоростью переключения с одного процесса на другой

Эта проблема связана с предыдущей, в том числе и в речевых высказываниях. Здесь

не

нужно

торопить

ребёнка,

нужно

дать

время

«войти»

ему

в

задачу

и

выбрать

оптимальный вариант ответа.

Также, не следует торопить левшу, когда он играет, не

говорить

попутно замечания. Для него сложно делать сразу несколько дел: играть и

слушать педагога. Он может сосредоточиться только на чём-то одном. По типу своей

мозговой

деятельности

леворукие

учащиеся

отличаются

«замедленностью

инициации

любого двигательного процесса». Особенно сложны для них ситуации, когда необходимо

выполнять быстрые сопряженные действия обеими руками, особенно если эти движения

не синхронны. Но обучающийся достаточно легко автоматически дублирует показанное

движение и заучивает его наизусть.

Сложности абстрактного мышления

Абстрактное мышление - это тип мышления, при котором человек абстрагируется от

деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга

позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели независимо от мнения других

людей, совершать новые открытия.

Л е в ш а

о ч е н ь

р е д к о

п о н и м а е т

а б с т р а к т н ы е

ф о р м у л и р о в к и .

Память левшей менее произвольна и лучше фиксирует яркий образ. Поэтому, работая с

детьми, особенно с малышами, следует придумывать для каждого нового произведения

свои истории, образы, обращаясь к чувствам ребёнка. Левше лучше дать пощупать,

проговорить,

проиграть

ситуацию

и

т.д.

В

объяснении

нового

материала

педагогу

необходимо

пользоваться

интонационными

возможностями

голоса

и

зрительным

подкреплением.

В

«донотный»

период

основное

внимание

учителя

сосредотачивается

не

на

технической стороне обучения, а на качестве звука и слуха уча щегося. Уроки музыки

целесообразно

начинать

со

слушания

мелодичных

произведений

и

многократного

прослушивания отдельных наиболее значимых музыкальных «фигур» – «оборотов».

Преподаватель,

работающий

с

леворуким

учеником,

должен

вначале

полностью

отказаться от какой-либо «постановки» правой руки. Организованные игровые движения и

первоначальные

приемы

звукоизвлечения,

показанные

преподавателем,

рекомендуется

осваивать сначала «удобной»

левой рукой.

Праворукие дети нередко делают правильные

движения неосознанно, как им удобно, и это правильно. Для леворуких неосознанность

движений практически исключается.

Необходимо с первых дней добиться, чтобы учащийся слушал звук до конца.

Особенно это сложно при длинных нотах, но без развития этой способности в дальнейшем

невозможно добиться хорошего «туше» – легато, при котором следующая нота берется

только при «угасании» предыдущей.

На первых порах целесообразно соблюдать следующий порядок технической ра-

боты:

-установка преподавателя;

-ее осознание, которое леворуким в силу их, как правило, высокого интеллекта

дается легко;

-выполнение движения «удобной» левой рукой;

-синхронное движение двух рук;

-только затем исполнение правой рукой.

Считается, что при умении исполнителя использовать приёмы ведущей руки быстрее

формируются новые моторные программы.

3. Подбор педагогического репертуара как одно из средств индивидуального

подхода к обучению леворуких детей.

Из предыдущих глав можно сделать следующие выводы: обучая ребенка-левшу,

педагог должен учитывать особенности его мышления и мировосприятия, и одним из

средств индивидуального подхода к такому ученику в музыкальной школе является подбор

педагогического репертуара.

Первая трудность, с которой сталкивается ребенок-левша, и которая сопровождает

весь процесс обучения игре на инструменте — это организация игровых движений. Если

многократно показывать ему, как нужно поднять, перенести руку, это может вызвать

негативное отношение к разучиваемой пьесе. Легче леворукие дети понимают игровые

движения

через

представление

о

характере

звучания

музыки,

тембре

инструмента.

Поэтому таким детям нужно давать больше технических пьес с яркой образностью, чем

этюдов и упражнений.

Особенно сложно новые игровые приёмы осваиваются левшами на начальном этапе

обучения,

годам

к

13-14

их

техническое

развитие

достигает

уровня

их

праворуких

сверстников.

Педагогу

не

следует

торопить

ученика-левшу,

техническая

сложность

произведений должна увеличиваться постепенно. Разбирая новое произведение на уроке,

полезно

обратить

внимание

ученика

на

знакомый

ему

игровой

прием,

провести

«параллель» с ранее пройденной пьесой. Составляя индивидуальный план, педагог может

подобрать несколько «похожих» в техническом отношении произведений, так как для

левшей очень полезно закрепление ранее освоенных игровых движений.

В ходе исследования, проведенного Арестовой, было замечено, что лучше левши

воспринимают музыку эпохи Барокко и ХХ века. Труднее всего им даются произведения

романтиков. Это тоже можно учитывать при составлении индивидуальных планов.

Для малыша предпочтение отдаётся тем пьесам, где минимум смешанных штрихов,

разнородных движений и с ведущей левой рукой ( Блок В. «Медведь в лесу», Гедике А.

«Гроза»,

Гречанинов

А.

«Необычное

происшествие»,

Кравченко

Т.

«Караван»,

Кабалевский Д. «Ежик», Жилинский Д. «Утренняя зарядка», Майкапар С. «Пастушок»).

В

начальных

классах

музыкальной

школы

очень

важно

учитывать

сложность

освоения

такими

детьми

игровых

движений.

Не

следует

перегружать

таких

детей

этюдами, упражнениями, лучше давать больше пьес с разными элементами техники.

Сложность (в т.ч. техническую) стоит увеличивать постепенно. Освоенные ребенком

технические формулы закреплять, давая ему произведения с уже знакомыми элементами

техники.

В средних классах очень велика вероятность ухода ребенка-левши из школы по

причине несоответствия его возможностей требованиям педагога и программы. Поэтому

на

этом

этапе

нужно

всячески

поддерживать

его

интерес

к

обучению,

давать

произведения,

которые

ему

по

силам,

смягчить

требования

в

отношении

техники

исполнения.

В старших классах левши восполняют пропущенное ранее, технически двигаются

быстро.

Как

показали

исследования,

к

моменту

окончания

музыкальной

школы

они

догоняют сверстников в техническом развитии.

При

выборе

репертуара

необходимо

учитывать

не

только

пианистические

и

музыкальные

задачи,

но

и

черты

характера

ребенка:

его

интеллект,

артистизм,

темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются

душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку

предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но

проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более

спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому ученику надо рекомендовать более

сдержанные, философские произведения.

Трудность для леворуких детей представляют смешанные штрихи, особенно в

партиях

разных

рук.

Поэтому

предпочтение

нужно

отдавать

пьесам,

где

штрихи

не

отличаются сложностью, идеальны произведения с одним штрихом на протяжении пьесы

или частей.

Произведения

с

длинными

пассажами,

требующие

запоминания

смены

аппликатуры также могут быть очень сложны для левшей. Особенно в младших классах.

Поэтому

этюды

на

мелкую

технику

следует

выбирать

такие,

где

аппликатура

не

представляет большой трудности.

Исследователями замечено, что детям – левшам очень полезна ансамблевая игра.

Во-первых,

играя

в

ансамбле,

ученик

непроизвольно,

подражая

учителю,

осваивает

инструментальную технику (а левшам очень трудно сосредоточенно над ней работать).

Во-вторых, для участия в концертах (особенно в средних классах) лучше подойдут

ансамблевые номера, на сцене левша более комфортно себя чувствует в паре с кем-то.

Замечено, что выступления в ансамбле у таких детей бывают более удачными, и, таким

образом, помогают им легче адаптироваться в праворуком социуме. Поэтому ансамбли

должны быть неотъемлемой частью репертуара, именно ансамбли нужно выбирать с

расчетом на концертное исполнение: яркие, техничные. Именно в дуэте с педагогом

формируется

непроизвольно-подражательная

форма

развития

техники

исполнения.

Особые приёмы, способы деятельности педагога в последующем становятся основной для

воспроизведения в памяти ученика тех образов, которые он наблюдал, усвоил и которые

следует ему восстановить.

Обучая ребенка-левшу очень важно воспитывать его внутренний музыкальный

слух,

представление

о

звучании

инструмента.

Эти

дети

обладают

выраженной

способностью к самостоятельному творческому поиску. Поэтому нужно поощрять в них

стремление к сочинению музыки, включать в индивидуальный план произведения для

самостоятельного

изучения.

Естественно,

трудность

их

не

должна

быть

выше

той,

которую ребёнок уже освоил.

Когда

в

репертуаре

появляются

произведения

крупной

формы,

предпочтение

следует отдавать не частям сонат, а вариациям. Исследования показывают, что сонатная

форма трудно воспринимается левшами, в то время как, чередование различных частей в

вариациях,

ими

легче

осваивается.

Произведения

со

сквозным

развитием,

особенно

длинные по времени, для них сложнее, чем те, в которых части легко определяются и

различаются

по

характеру,

технически,

динамически

и

т.д.

Таким

образом,

предпочтительнее для левшей выбирать сочинения в трехчастной форме, рондо, вариации,

сюиты.

Заключение

Левши — люди правого полушария, отличаются повышенной чувствительностью и

возбудимостью. Они воспринимают мир и мыслят иначе, ведь у них доминирует правое

полушарие мозга, задача которого-целостное восприятие мира, зрительных образов и

звуков, живописи и музыки. С ним связывают такие понятия, как интуиция и осмысление

ситуации. Специалисты полагают, что у левшей гораздо сильнее выражено образное

мышление,

они

более

впечатлительны,

возбудимы,

подвержены

эмоциональным

всплескам и резкой смене настроения.

Даже на самых ранних этапах развития психики праворукого и леворукого ребенка

заметны

значительные

различия,

связанные

с

особенностями

функциональной

специализации их левого и правого полушарий.

При

обучении

леворукие

больше

ориентируются

на

чувственные

ощущения

( зрительные, осязательные), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется

опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших

группах

при

жестко

регламентированных

условиях

и

строгом

соподчинении.

Им

необходима

собственная

инициатива

и

индивидуальная

работа,

когда

нет

жесткого

регламента, строгого подчинения.

В современном мире нет тенденции переучивать левшей в общеобразовательной

школе. Существуют методики обучения таких детей письму, возникают они и в сфере

дополнительного образования, в частности, в обучении музыке. Психологами доказано,

насколько важно для левшей сохранение их индивидуальности, переучивание таких детей

может пагубно сказаться на их психике.

В системе дополнительного образования пока не существует отдельной методики

для обучения леворуких детей, они должны выполнять ту же программу, что и праворукие

сверстники. Однако исследования показывают, что развитие левшей происходит особым

образом, в младших и средних классах они отстают от ровесников-правшей в техническом

плане,

это

часто

служит

причиной

их

ухода

из

музыкальной

школы.

Ведь

к

ним

предъявляются требования, которые они не могут выполнить в силу особенностей психо-

физического развития, а не по причине халатности.

Исследования в области обучения леворуких детей очень важны, ведь сейчас стало

ясно, что они отличаются от других детей не только внешне - их мозг работает несколько

иначе, психические и физические процессы в организме протекают своеобразно. К таким

детям нужен особый подход, специальная методика, позволяющая левшам раскрыть свои

способности в полной мере.

Список литературы

1.

Акимова

М.

К.,

Козлова

А.

«Индивидуальность

учащегося

и

индивидуальный

подход». М.: Знание, 1992.

2.

Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Л.: Советский композитор, 1988.

3.

Безруких М. М., Ефимов С. П. «Знаете ли своего ученика?» М.: Академия, 1997.

4.

Клепцова Е. Ю. «Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание,

диагностика, коррекция». М.: Академический проект, 2005.

5.

Маляренко

Г.

Ю.

«Музыка

и

мозг

ребенка».

Т.:

Тамбовский

государственный

университет, 1998.

6.

Сарафанов Г. «Игры для организации пианистических движений». Екатеринбург,

1994.

7.

Сиротюк

А.

Л.

«Коррекция

развития

интеллекта

дошкольника.

Пальчиковая

гимнастика». М.: Академия, 2001.

8.

Трохимчук Л. Ф. «Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей

руки ребенка». Ростов-на-Дону, 1994.

9.

Шмидт-Шкловская

А.

«О

воспитании

пианистических

навыков».

Л.:

Музыка,

1985.еворукий педагогический репертуар образование

10.

Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» (методическое пособие), Москва «Советский

композитор», 1989г.

11.

Арестова

А.Ю.

Диссертация

«Педагогические

условия

музыкального

развития

леворуких детей в системе дополнительного образования». Тверской Государственный

Университет, 2005г.

12.

Макарьев И.И. «Если ваш ребенок — левша». Санкт Петербург «Лань», 1995.

13.

Безруких М. «Леворукий ребёнок в школе и дома». - Екатеринбург: У-Фактория,

2003.

14.

Безруких М. М., Князева М. Г. «Если ваш ребенок левша». –Тула: Арктоус,1996.

15.

Емельянова Е. Н. «Левшата в школе и дома: как определить левшество. Помогаем

хорошо учиться» – М.: Эксмо, 2010.

16.

Семенович А.В. «Эти невероятные левши». Практическое пособие для психологов

и родителей. Изд. 4-е. – М.:Генезис, 2009.

17.

Николаева Е.И. «Леворукий ребёнок. Диагностика, обучение, коррекция». – СПб:

«Детство-пресс», 2005.

18.

Майская А. «Ребёнок-левша. Как достичь гармонии с «правым» миром». – СПб:

Питер 2006.

19.

Карнацкая Л. А. «По ту сторону правого мира. Особенности самооценки леворуких

детей старшего возраста». Монография. Владивосток: 2005.

20.

Маляренко Т. Ю. «Музыка и мозг ребенка». Руководство. – Тамбов: 1997.

21.

Арестова А.Ю. «Музыкальное развитие леворукого ребенка», Москва «Прометей»,

2012г.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники