Автор: Уласик Марина Геннадьевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Смоленский автотранспортный колледж им. Е.Г.Трубицына"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Курс лекций по теме "Оборотные средства предприятия"
Раздел: среднее профессиональное
Курс лекций по теме «Оборотные средства предприятия»
План
1.
Оборотные средства, их состав и структура.
2.
Нормирование оборотных средств.
3.
Кругооборот оборотных средств.
4.
Показатели эффективности использования оборотных средств.
5.
Пути
повышения
эффективности
использования
оборотных
средств.
1.
Термины
— состав оборотных фондов и оборотных
средств
АТП не тождественны.
Оборотные фонды — это предметы труда, которые участвуют в одном
производственном
цикле,
свою
стоимость
переносят
на стоимость вновь
созданной
продукции
и
в
процессе
производства полностью
изменяют
вещественно-натуральную форму.
Оборотные производственные фонды предприятия включают в себя
производственные
запасы,
незавершенное
производство расходы будущих
периодов.
Оборотные
производственные
фонды
обслуживают
процесс
производства. Одновременно с ними в сфере обращения функционируют
фонды обращения. К ним относят денежные средства банке на расчетном
счете предприятия, в кассе; средства, указанные в расчетных документах за
выполненные
перевозки
и
другие
услуги;
дебиторскую
задолженность
заказчиков.
Совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для
образования оборотных фондов и фондов обращения, составляет оборотные
средства предприятий.
Различают
состав
и
структуру
оборотных
средств.
Под
составом
оборотных
средств
понимают
совокупность
элементов,
образующих
оборотные средства.
Соотношение
между
отдельными
элементами
оборотных средств,
выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.
Особенность
производственного
цикла
АТП
налагает
отпечаток
на
структуру
его
оборотных
средств.
На
территории
АТП
не
содержатся
основные материалы, составляющие материальную основу готового продукта
н
а промышленных
предприятиях,
здесь
также
нет
незавершенного
производства,
нет
готовой
продукции
как
конечного
результата
производственной
деятельности
предприятий.
Эта
о собенно сть
автотранспортного
предприятия
определяет
относительно
меньшую
долю
оборотных средств (примерно 15%) в сумме всех средств АТП, в то время
как на машиностроительных предприятиях она составляет 35—45% общей
суммы основных и оборотных средств.
К
оборотным
производственным
фондам
относятся
средства
производства,
которые
участвуют,
как
правило,
только
в
одном
производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в
затраты на производство продукции.
Производственные
запасы
составляют
40—50%
оборотных
средств
АТП, производственные оборотные фонды — около 90%.
При
планировании
оборотных
средств
производственные
запасы
разделяются на следующие основные группы:
1).
Материалы
для
эксплуатации,
ремонта
автомобилей и других
нужд — составляют примерно 20% производственных запасов.
2).Топливо — около 6%.
3).Автомобильные
шины,
находящиеся
в
запасе
на
складе
АТП,
в
шинном
цехе,
на
автомобилях
технической
помощи,
авто
станциях и линейных пунктах — примерно 8%. Шины, смонтированные на
колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных
средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.
4).Запасные части фонда оборотных агрегатов для ремонта
автомобилей
агрегатным
методом
—
до
40%
производственных
запасов.
Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.
5). Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со
сроком службы менее одного года — до 30% производственных запасов.
Вследствие
многократности
использования
инструмента
и
инвентаря
установлен
следующий
порядок
отнесения
стоимости
их
износа на себестоимость перевозок: 50% их стоимости списывается при
первоначальной
передаче
в
эксплуатацию
и
остальные
50%
—
при
окончательном
износе
(за
вычетом
стоимости реализуемых
остатков
от
списываемых предметов).
К незаконченным расчетам относятся:
1)
незавершенное
производство,
которое
имеет
место
лишь
в
процессе
выполнения
текущих
ремонтов
и
не
связано
с
основной
деятельностью;
2)
расходы будущих периодов.
Это
обусловлено
тем,
что
некоторые
затраты
осуществляются
в
предыдущем
периоде,
и
их
относят
на
себестоимость
перевозок
в
последующие периоды.
К этим расходам причисляются арендная плата, затраты на научно-
исследовательские работы, печатные издания и т. д.
Суммарное
количество
оборотных
средств
по
указанной
группе
небольшое и составляет менее 1 % общего их количества.
2.
Нормирование - это основа рационального использования средств
предприятия. В случае недостатка оборотных средств ощущается недостаток в
топливе, зап. частях, авт.шинах, что может послужить причиной простоев
автомобилей.
Излишки оборотных средств приводят к снижению оборачиваемости
оборотных
средств,
к
их
чрезмерному
накоплению
на
складах,
к
нерациональному использованию денежных ресурсов.
Оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые.
К
нормируемым
относятся
собственные
оборотные
средства,
функционирующие
в
сфере
производства
(производственные
запасы,
незавершенное производство по ремонту автомобилей и расходы будущих
периодов). Денежные средства, расчеты по автомобильным перевозкам и с
разными
дебиторами
(предприятиями,
организациями
и
отдельными
лицами),
а
также
другие
элементы
собственных
оборотных
средств,
функционирующих
в
сфере
обращения,
являются
ненормируемыми
оборотными средствами.
Нормативы
собственных
оборотных
средств
определяют в рублях
исходя из среднесуточного расхода отдельных элементов оборотных фондов
и необходимого их запаса
в днях:
Фоб = СН / Д,
где: С — затраты производства согласно смете на планируемый период
по данному элементу оборотных средств, руб.;
Н — норма запаса по данному элементу оборотных средств, дни;
Д — продолжительность планируемого периода, дни.
В
состав
норматива
включаются
запасы,
находящиеся
на складе
предприятия, и материальные ценности в пути.
При
неравномерности
поставок
различных
материалов
в
состав
норматива оборотных средств следует включить страховой (гарантийный)
запас, размер которого выверяется опытным путем с учетом отклонений от
планового снабжения в предыдущем периоде. В результате общий норматив
запаса в днях по элементам оборотных средств складывается из текущего,
технологического, транспортного и страхового запасов.
3.
Оборотные
средства
предприятия
совершают
непрерывный
кругооборот,
постепенно
меняя
свою
натуральную
форму.
Они
последовательно проходят три стадии:
1-
обращения – в которой ОС переходят из денежной формы в
форму производственных запасов;
2-
производства – в которой материальные запасы расходуются в
производстве и превращаются в готовую продукцию (на автотранспорте – в
транспортную работу);
3-
обращения –
в
которой
производственная
продукция
превращается
в
денежные
средства,
которые
вновь
используются
для
пополнения производственных запасов.
Кругооборот оборотных средств на автомобильном транспорте имеет
свои особенности, обусловленные экономической природой
транспортной
продукции
и
спецификой
процесса
ее
производства.
Так
как
продукция
транспорта имеет только стоимостную форму и не обладает вещественной,
т о
н а III
ст адии кругооборота
реализация
транспортной
продукции
совпадает по времени с ее производством, т. е. со II стадией. В связи с этим
н а автомобильном
транспорте
оборотные
средства
имеют
две
стадии
оборота.
4.
Оборачиваемость
оборотных
средств
характеризуется
тремя
взаимосвязанными показателями: скоростью и временем оборота, а также
величиной оборотных средств, приходящихся на 1 рубль доходов предприятия.
Скорость
оборота определяется
числом
оборотов
(коэффициентом
оборачиваемости) за месяц (квартал, год), которые совершают оборотные
средства:
п
0Б
=Д/Ф
0Б
,
где:
Д
—
сумма
доходов
предприятия
за
рассматриваемый
период
времени, руб;
Ф
0Б
— сумма оборотных средств, привлеченных
для
выпуска
продукции, руб.
По сути, число оборотов оборотных средств представляет собой сумму
реализованной продукции на 1 руб. оборотных средств предприятия.
Время
оборота определяется
в
днях:
количество
календарных дней
отчетного периода Т
к
делится на число оборотов:
TОБ
=Т
К
/
П
ОБ
Третий
показатель,
обратный
коэффициенту
оборачиваемост и
и
н а зы ва е м ы й коэффициентом
загрузки
оборотных
с редс тв,
ха-
рактеризует
количество
оборотных
средств,
приходящееся
на 1
руб.
доходов предприятия:
Кз = Фоб /Д.
Пример.
Д а н о .
За
год
АТП
получило
за
перевозку
грузов 16 200 тыс.
руб., при этом использовало оборотных средств на [(сумму 720 тыс. руб.
Р е ш е н и е . Показатели
оборачиваемости
оборотных
средств
рассчитывают следующим образом:
1) И
0Б
= 16 200 000 : 720 000 = 22,5 оборота;
2)Т
0 Б
= 360:22,5 = 16 дней;
3) к
3
= 720 000 : 16 200 000 = 0,044 руб. на 1 руб. доходов.
5.
Важнейшей
задачей
работников
АТП
является
улучшение
ис-
пользования оборотных средств. Таких путей несколько.
Во-первых,
строгое
соблюдение
режима
экономии
в
расходовании
материальных и денежных средств, внедрение прогрессивных норм расхода
топливно-смазочных
материалов,
запасных частей, автомобильных шин, а
также ликвидация бесхозяйственного расходования и потерь материальных
ценностей.
Во-вторых,
улучшение
организации
материально-технического
снабжения
нормирования
и
планирования
оборотных
средств, отказ
от
практики представления предприятиями завышенных заявок на материалы,
запасные
части,
шины
и
топливо
(завоза
их в
явно
завышенных
количествах), что приводит к замораживанию средств.
В-третьих,
своевременное
заключение
договоров
с
клиентами на
автомобильные
перевозки
и
с
организациями
на
поставку
материальных
средств, а также строгое соблюдение установленного порядка расчетов за
автомобильные перевозки и поставки материальных ценностей. Снижение
времени простоя подвижного состава в периоды технического обслуживания
и
т е к у щ и х
р е м о н т о в способствует
сокращению
незавершенного
п р о и з в од с т ва ,
ч то , в
свою
очередь,
приводит
к
повышению
оборачиваемости оборотных средств.
В
результате,
оборотные
средства
высвобождаются
из
процесса
производства
и
обращения.
Для
определения
суммы
высвобожденных
оборотных средств необходимо установить потребность в них за отчетный
период
исходя
из
фактической оборачиваемости
за
этот
период
и
параллельно
определить
потребность
в
оборотных
средствах
исходя
из
оборачиваемости
за предшествующий
период.
Разница
между
суммой
оборотных средств при втором и первом подсчетах составит количество
оборотных
средств,
высвобожденных
вследствие
ускорения
их
оборачиваемости.