Напоминание

Курс лекций по теме "Оборотные средства предприятия"


Автор: Уласик Марина Геннадьевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Смоленский автотранспортный колледж им. Е.Г.Трубицына"
Населённый пункт: город Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Курс лекций по теме "Оборотные средства предприятия"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Курс лекций по теме «Оборотные средства предприятия»

План

1.

Оборотные средства, их состав и структура.

2.

Нормирование оборотных средств.

3.

Кругооборот оборотных средств.

4.

Показатели эффективности использования оборотных средств.

5.

Пути

повышения

эффективности

использования

оборотных

средств.

1.

Термины

— состав оборотных фондов и оборотных

средств

АТП не тождественны.

Оборотные фонды — это предметы труда, которые участвуют в одном

производственном

цикле,

свою

стоимость

переносят

на стоимость вновь

созданной

продукции

и

в

процессе

производства полностью

изменяют

вещественно-натуральную форму.

Оборотные производственные фонды предприятия включают в себя

производственные

запасы,

незавершенное

производство расходы будущих

периодов.

Оборотные

производственные

фонды

обслуживают

процесс

производства. Одновременно с ними в сфере обращения функционируют

фонды обращения. К ним относят денежные средства банке на расчетном

счете предприятия, в кассе; средства, указанные в расчетных документах за

выполненные

перевозки

и

другие

услуги;

дебиторскую

задолженность

заказчиков.

Совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для

образования оборотных фондов и фондов обращения, составляет оборотные

средства предприятий.

Различают

состав

и

структуру

оборотных

средств.

Под

составом

оборотных

средств

понимают

совокупность

элементов,

образующих

оборотные средства.

Соотношение

между

отдельными

элементами

оборотных средств,

выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.

Особенность

производственного

цикла

АТП

налагает

отпечаток

на

структуру

его

оборотных

средств.

На

территории

АТП

не

содержатся

основные материалы, составляющие материальную основу готового продукта

н

а промышленных

предприятиях,

здесь

также

нет

незавершенного

производства,

нет

готовой

продукции

как

конечного

результата

производственной

деятельности

предприятий.

Эта

о собенно сть

автотранспортного

предприятия

определяет

относительно

меньшую

долю

оборотных средств (примерно 15%) в сумме всех средств АТП, в то время

как на машиностроительных предприятиях она составляет 35—45% общей

суммы основных и оборотных средств.

К

оборотным

производственным

фондам

относятся

средства

производства,

которые

участвуют,

как

правило,

только

в

одном

производственном цикле. При этом их стоимость полностью включается в

затраты на производство продукции.

Производственные

запасы

составляют

40—50%

оборотных

средств

АТП, производственные оборотные фонды — около 90%.

При

планировании

оборотных

средств

производственные

запасы

разделяются на следующие основные группы:

1).

Материалы

для

эксплуатации,

ремонта

автомобилей и других

нужд — составляют примерно 20% производственных запасов.

2).Топливо — около 6%.

3).Автомобильные

шины,

находящиеся

в

запасе

на

складе

АТП,

в

шинном

цехе,

на

автомобилях

технической

помощи,

авто

станциях и линейных пунктах — примерно 8%. Шины, смонтированные на

колесах автомобиля (включая и запасное колесо), входят в состав основных

средств и поэтому в оборотных средствах не учитываются.

4).Запасные части фонда оборотных агрегатов для ремонта

автомобилей

агрегатным

методом

до

40%

производственных

запасов.

Сюда включаются также материалы для ремонта подвижного состава.

5). Малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и материалы со

сроком службы менее одного года — до 30% производственных запасов.

Вследствие

многократности

использования

инструмента

и

инвентаря

установлен

следующий

порядок

отнесения

стоимости

их

износа на себестоимость перевозок: 50% их стоимости списывается при

первоначальной

передаче

в

эксплуатацию

и

остальные

50%

при

окончательном

износе

(за

вычетом

стоимости реализуемых

остатков

от

списываемых предметов).

К незаконченным расчетам относятся:

1)

незавершенное

производство,

которое

имеет

место

лишь

в

процессе

выполнения

текущих

ремонтов

и

не

связано

с

основной

деятельностью;

2)

расходы будущих периодов.

Это

обусловлено

тем,

что

некоторые

затраты

осуществляются

в

предыдущем

периоде,

и

их

относят

на

себестоимость

перевозок

в

последующие периоды.

К этим расходам причисляются арендная плата, затраты на научно-

исследовательские работы, печатные издания и т. д.

Суммарное

количество

оборотных

средств

по

указанной

группе

небольшое и составляет менее 1 % общего их количества.

2.

Нормирование - это основа рационального использования средств

предприятия. В случае недостатка оборотных средств ощущается недостаток в

топливе, зап. частях, авт.шинах, что может послужить причиной простоев

автомобилей.

Излишки оборотных средств приводят к снижению оборачиваемости

оборотных

средств,

к

их

чрезмерному

накоплению

на

складах,

к

нерациональному использованию денежных ресурсов.

Оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

К

нормируемым

относятся

собственные

оборотные

средства,

функционирующие

в

сфере

производства

(производственные

запасы,

незавершенное производство по ремонту автомобилей и расходы будущих

периодов). Денежные средства, расчеты по автомобильным перевозкам и с

разными

дебиторами

(предприятиями,

организациями

и

отдельными

лицами),

а

также

другие

элементы

собственных

оборотных

средств,

функционирующих

в

сфере

обращения,

являются

ненормируемыми

оборотными средствами.

Нормативы

собственных

оборотных

средств

определяют в рублях

исходя из среднесуточного расхода отдельных элементов оборотных фондов

и необходимого их запаса

в днях:

Фоб = СН / Д,

где: С — затраты производства согласно смете на планируемый период

по данному элементу оборотных средств, руб.;

Н — норма запаса по данному элементу оборотных средств, дни;

Д — продолжительность планируемого периода, дни.

В

состав

норматива

включаются

запасы,

находящиеся

на складе

предприятия, и материальные ценности в пути.

При

неравномерности

поставок

различных

материалов

в

состав

норматива оборотных средств следует включить страховой (гарантийный)

запас, размер которого выверяется опытным путем с учетом отклонений от

планового снабжения в предыдущем периоде. В результате общий норматив

запаса в днях по элементам оборотных средств складывается из текущего,

технологического, транспортного и страхового запасов.

3.

Оборотные

средства

предприятия

совершают

непрерывный

кругооборот,

постепенно

меняя

свою

натуральную

форму.

Они

последовательно проходят три стадии:

1-

обращения – в которой ОС переходят из денежной формы в

форму производственных запасов;

2-

производства – в которой материальные запасы расходуются в

производстве и превращаются в готовую продукцию (на автотранспорте – в

транспортную работу);

3-

обращения

в

которой

производственная

продукция

превращается

в

денежные

средства,

которые

вновь

используются

для

пополнения производственных запасов.

Кругооборот оборотных средств на автомобильном транспорте имеет

свои особенности, обусловленные экономической природой

транспортной

продукции

и

спецификой

процесса

ее

производства.

Так

как

продукция

транспорта имеет только стоимостную форму и не обладает вещественной,

т о

н а III

ст адии кругооборота

реализация

транспортной

продукции

совпадает по времени с ее производством, т. е. со II стадией. В связи с этим

н а автомобильном

транспорте

оборотные

средства

имеют

две

стадии

оборота.

4.

Оборачиваемость

оборотных

средств

характеризуется

тремя

взаимосвязанными показателями: скоростью и временем оборота, а также

величиной оборотных средств, приходящихся на 1 рубль доходов предприятия.

Скорость

оборота определяется

числом

оборотов

(коэффициентом

оборачиваемости) за месяц (квартал, год), которые совершают оборотные

средства:

п

=Д/Ф

,

где:

Д

сумма

доходов

предприятия

за

рассматриваемый

период

времени, руб;

Ф

— сумма оборотных средств, привлеченных

для

выпуска

продукции, руб.

По сути, число оборотов оборотных средств представляет собой сумму

реализованной продукции на 1 руб. оборотных средств предприятия.

Время

оборота определяется

в

днях:

количество

календарных дней

отчетного периода Т

к

делится на число оборотов:

TОБ

К

/

П

ОБ

Третий

показатель,

обратный

коэффициенту

оборачиваемост и

и

н а зы ва е м ы й коэффициентом

загрузки

оборотных

с редс тв,

ха-

рактеризует

количество

оборотных

средств,

приходящееся

на 1

руб.

доходов предприятия:

Кз = Фоб /Д.

Пример.

Д а н о .

За

год

АТП

получило

за

перевозку

грузов 16 200 тыс.

руб., при этом использовало оборотных средств на [(сумму 720 тыс. руб.

Р е ш е н и е . Показатели

оборачиваемости

оборотных

средств

рассчитывают следующим образом:

1) И

= 16 200 000 : 720 000 = 22,5 оборота;

2)Т

0 Б

= 360:22,5 = 16 дней;

3) к

3

= 720 000 : 16 200 000 = 0,044 руб. на 1 руб. доходов.

5.

Важнейшей

задачей

работников

АТП

является

улучшение

ис-

пользования оборотных средств. Таких путей несколько.

Во-первых,

строгое

соблюдение

режима

экономии

в

расходовании

материальных и денежных средств, внедрение прогрессивных норм расхода

топливно-смазочных

материалов,

запасных частей, автомобильных шин, а

также ликвидация бесхозяйственного расходования и потерь материальных

ценностей.

Во-вторых,

улучшение

организации

материально-технического

снабжения

нормирования

и

планирования

оборотных

средств, отказ

от

практики представления предприятиями завышенных заявок на материалы,

запасные

части,

шины

и

топливо

(завоза

их в

явно

завышенных

количествах), что приводит к замораживанию средств.

В-третьих,

своевременное

заключение

договоров

с

клиентами на

автомобильные

перевозки

и

с

организациями

на

поставку

материальных

средств, а также строгое соблюдение установленного порядка расчетов за

автомобильные перевозки и поставки материальных ценностей. Снижение

времени простоя подвижного состава в периоды технического обслуживания

и

т е к у щ и х

р е м о н т о в способствует

сокращению

незавершенного

п р о и з в од с т ва ,

ч то , в

свою

очередь,

приводит

к

повышению

оборачиваемости оборотных средств.

В

результате,

оборотные

средства

высвобождаются

из

процесса

производства

и

обращения.

Для

определения

суммы

высвобожденных

оборотных средств необходимо установить потребность в них за отчетный

период

исходя

из

фактической оборачиваемости

за

этот

период

и

параллельно

определить

потребность

в

оборотных

средствах

исходя

из

оборачиваемости

за предшествующий

период.

Разница

между

суммой

оборотных средств при втором и первом подсчетах составит количество

оборотных

средств,

высвобожденных

вследствие

ускорения

их

оборачиваемости.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники