Напоминание

"Организация исследовательской деятельности детей раннего возраста для развития пространственных отношений"


Автор: Ким Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "дом детского творчества" г. Анива
Населённый пункт: г. Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности детей раннего возраста для развития пространственных отношений"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: Организация исследовательской деятельности детей раннего

возраста для развития пространственных отношений.

Развитие пространственных отношений в дошкольном возрасте - это одно

из условий оптимального интеллектуального развития ребенка.

Критериями

оценки

сформированных

пространственных

представлений

являются:

-сформированные первоначальные представления о себе;

-сформированный анализ собственного тела;

-сформированный анализ взаимоотношения внешних объектов и тела (по

вертикальной и горизонтальной оси).

Дифференцировка основных пространственных направлений маленького

ребенка

обусловлена

уровнем

ориентации

ребенка

«на

себя»,

степенью

освоенности

им

«схемы

собственного

тела»,

которая

по

сути

и

является

«чувственной системой отчета». Ориентировка на собственном теле служит

исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

Позднее на неё накладывается другая система отсчета - словесная.

Происходит

это

в

результате

закрепления

за

чувственно

различаемыми

ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед,

назад,

направо,

налево.

Таким

образом,

дошкольный

возраст

-

период

освоения

словесной

системы

отсчета

по

основным

пространственным

направлениям. На эти вышеперечисленные критерии мы ориентируемся на

своих

занятиях

по LEGO-конструированию с детьми раннего возраста для

развития пространственных отношений .

В нашем образовательном учреждении наиболее популярным является

конструирование

из

конструкторов LEGO.

Размеры,

форма,

количество

деталей

отличаются

по

сложности

в

зависимости

от

возраста

и

уровня

развития

конструктивных

навыков

детей.

Исходя

из

этого

в

учреждении

сформированы детские группы, учитывающие возрастные особенности их

развития.

Задачи, методы, приемы конструктивной деятельности постепенно и в

соответствии

с

возрастом

и

наработанным

детьми

практическим

опытом

усложняются,

и

происходит

это

в

интересной

для

ребёнка

игровой

деятельности.

Ребенок познает объекты в ходе практической деятельности с ними, что

является

основной

особенностью

познавательной

деятельности.

Осуществляемые

ребенком

практические

действия

выполняют

познавательную,

ориентировочно-исследовательскую

функции.

Ребенок-

дошкольник

сам

по

себе

является

исследователем,

проявляя

интерес

к

экспериментированию. Мы на своих занятиях поддерживаем этот интерес в

течение всего учебного года и консультируем родителей, как это закреплять

в домашних условиях. Таким образом, процесс развития пространственных

отношений является системным и непрерывным.

Необходимо отметить, что организация исследовательской деятельности

детей раннего возраста на занятиях по LEGO-конструированию имеет свои

особенности.

1.

Познавательная мотивация и исследовательская активность

ребенка

выражаются

в

высокой

избирательности

по

отношению

к

исследуемому новому. Понимая это, педагог для ребенка на занятии

создает

специальную

ситуация,

при

которой

малыш

начинает

экспериментировать.

Например:

ребенок

из

круглых

деталей

трубчатого конструктора собирает трубу. Педагог закидывает в трубу

шарики. Ребенку интересно достать шарики, и он просовывает туда

руку, но, к сожалению, не может достать шарики. Тогда он поднимает

трубу,

и

шарики

скатываются

вниз,

разлетаясь

в

разные

стороны.

Ребенок начинает их собирать, и уже сам закидывает в трубу, затем

поднимает её, и это может повторяться многократно. Главное,

не

мешать детям в эксперименте.

Также очень важно создавать на занятиях по конструированию

для детей ситуации, где они не только осваивают новые знания, но и

занимаются

поиском

знаний

самостоятельно

под

руководством

взрослого.

2.

Важную роль в развитии пространственных отношений играют

родители.

Частая

ошибка

родителей

-

это

когда

они

начинают

подсказывать

действие

ребенку,

не

давая

ему

самому

прийти

к

результату;

или

если

ребенок,

с

их

точки

зрения,

делает

что-то

неправильно, взрослые начинают сами исправлять его ошибки. Мы на

занятиях объясняем и показываем родителям, как взаимодействовать с

ребенком, а не мешать ему.

3.

Успешно осуществить

задачу развития пространственных

отношений

у

детей

педагогу

возможно

при

условии,

если

он

непрерывно пополняет свои знания по направлениям:

- возрастные особенности детей;

- этапы формирования пространственных отношений;

-использование современных вариантов игр-занятий.

Таким образом, к концу учебного года мы наблюдаем сформированные

умения малышей 1-2 года:

- научились путем накладывания строить различные постройки;

- охотно и легко выкладывают дорожку «на себя», «от себя» из 5 и более

кубиков и кирпичиков;

- работают самостоятельно с использованием сюжетных игрушек;

- по окончании игры убирают все на место.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники