Автор: Ким Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "дом детского творчества" г. Анива
Населённый пункт: г. Анива, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности детей раннего возраста для развития пространственных отношений"
Раздел: дополнительное образование
Тема: Организация исследовательской деятельности детей раннего
возраста для развития пространственных отношений.
Развитие пространственных отношений в дошкольном возрасте - это одно
из условий оптимального интеллектуального развития ребенка.
Критериями
оценки
сформированных
пространственных
представлений
являются:
-сформированные первоначальные представления о себе;
-сформированный анализ собственного тела;
-сформированный анализ взаимоотношения внешних объектов и тела (по
вертикальной и горизонтальной оси).
Дифференцировка основных пространственных направлений маленького
ребенка
обусловлена
уровнем
ориентации
ребенка
«на
себя»,
степенью
освоенности
им
«схемы
собственного
тела»,
которая
по
сути
и
является
«чувственной системой отчета». Ориентировка на собственном теле служит
исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
Позднее на неё накладывается другая система отсчета - словесная.
Происходит
это
в
результате
закрепления
за
чувственно
различаемыми
ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед,
назад,
направо,
налево.
Таким
образом,
дошкольный
возраст
-
период
освоения
словесной
системы
отсчета
по
основным
пространственным
направлениям. На эти вышеперечисленные критерии мы ориентируемся на
своих
занятиях
по LEGO-конструированию с детьми раннего возраста для
развития пространственных отношений .
В нашем образовательном учреждении наиболее популярным является
конструирование
из
конструкторов LEGO.
Размеры,
форма,
количество
деталей
отличаются
по
сложности
в
зависимости
от
возраста
и
уровня
развития
конструктивных
навыков
детей.
Исходя
из
этого
в
учреждении
сформированы детские группы, учитывающие возрастные особенности их
развития.
Задачи, методы, приемы конструктивной деятельности постепенно и в
соответствии
с
возрастом
и
наработанным
детьми
практическим
опытом
усложняются,
и
происходит
это
в
интересной
для
ребёнка
игровой
деятельности.
Ребенок познает объекты в ходе практической деятельности с ними, что
является
основной
особенностью
познавательной
деятельности.
Осуществляемые
ребенком
практические
действия
выполняют
познавательную,
ориентировочно-исследовательскую
функции.
Ребенок-
дошкольник
сам
по
себе
является
исследователем,
проявляя
интерес
к
экспериментированию. Мы на своих занятиях поддерживаем этот интерес в
течение всего учебного года и консультируем родителей, как это закреплять
в домашних условиях. Таким образом, процесс развития пространственных
отношений является системным и непрерывным.
Необходимо отметить, что организация исследовательской деятельности
детей раннего возраста на занятиях по LEGO-конструированию имеет свои
особенности.
1.
Познавательная мотивация и исследовательская активность
ребенка
выражаются
в
высокой
избирательности
по
отношению
к
исследуемому новому. Понимая это, педагог для ребенка на занятии
создает
специальную
ситуация,
при
которой
малыш
начинает
экспериментировать.
Например:
ребенок
из
круглых
деталей
трубчатого конструктора собирает трубу. Педагог закидывает в трубу
шарики. Ребенку интересно достать шарики, и он просовывает туда
руку, но, к сожалению, не может достать шарики. Тогда он поднимает
трубу,
и
шарики
скатываются
вниз,
разлетаясь
в
разные
стороны.
Ребенок начинает их собирать, и уже сам закидывает в трубу, затем
поднимает её, и это может повторяться многократно. Главное,
не
мешать детям в эксперименте.
Также очень важно создавать на занятиях по конструированию
для детей ситуации, где они не только осваивают новые знания, но и
занимаются
поиском
знаний
самостоятельно
под
руководством
взрослого.
2.
Важную роль в развитии пространственных отношений играют
родители.
Частая
ошибка
родителей
-
это
когда
они
начинают
подсказывать
действие
ребенку,
не
давая
ему
самому
прийти
к
результату;
или
если
ребенок,
с
их
точки
зрения,
делает
что-то
неправильно, взрослые начинают сами исправлять его ошибки. Мы на
занятиях объясняем и показываем родителям, как взаимодействовать с
ребенком, а не мешать ему.
3.
Успешно осуществить
задачу развития пространственных
отношений
у
детей
педагогу
возможно
при
условии,
если
он
непрерывно пополняет свои знания по направлениям:
- возрастные особенности детей;
- этапы формирования пространственных отношений;
-использование современных вариантов игр-занятий.
Таким образом, к концу учебного года мы наблюдаем сформированные
умения малышей 1-2 года:
- научились путем накладывания строить различные постройки;
- охотно и легко выкладывают дорожку «на себя», «от себя» из 5 и более
кубиков и кирпичиков;
- работают самостоятельно с использованием сюжетных игрушек;
- по окончании игры убирают все на место.