Автор: Рыжова Александра Игоревна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Школа–интернат №2"
Населённый пункт: г.о.Электросталь Московской области
Наименование материала: рабочая программа, 4 класс
Тема: Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ (17 стр.)
Раздел: начальное образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2»
городского округа Электросталь Московской области
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся c умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
предмет
«физическая культура»
4 а класс
2018 г.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 1 класса
разработана
на
о снове
Примерной
адаптированной
о сновной
общеобразовательной программы образования обучающихся c умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
соответствующей
требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
одобрена
решением
федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22
д е к а б р я
2 0 1 5
г.
№
4 / 1 5 ) ; авторской
Программы
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0 – 4 классы/
под редакцией И.М.Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011 г. и учебника по
физической культуре для общеобразовательных организаций. 1-4 классы/
под редакцией В.И.Лях - М.:Просвещение, 2016 г.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа-
интернат №2» на 2018-2019 учебный год рассчитана на 105 часов (3 часа в
неделю, 35 учебных недель).
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для
максимального
удовлетворения
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
через
формирование
у
них
системы
начальных
знаний
по
физической культуре.
Коррекционно-развивающие задачи:
-
развивать
познавательную
деятельность
и
личностные
качества
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами
физической
культуры
с
учетом
их
индивидуальных
возможностей;
-
формировать
положительные
качества
личности,
в
частно сти
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливо сти,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;
- активизировать словарь в единстве с формированием понятий в физической
культуре.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
К
к а т е г о р и и
д е т е й
у м с т в е н н о й
о т с т а л о с т ь ю
(интеллектуальныминарушениями)
относятся
дети,
испытывающие
трудности
в
обучении.
Проблемы
обучающихся
могут
быть
связаны
с
педагогической
и
социальной
запущенностью,
несформированностью
предпосылок к школьному обучению, учебной мотивации. Также у детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
часто
наблюдаются
поражения
центральной нервной системы, особенно перинатального характера. Самыми
характерными признаками детей с подобными нарушениями являются такие
изменения в поведении ребёнка, как трудности обучения в школе, речевые
нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды
невротических
реакций,
эмоциональная
неустойчивость,
трудности
в
общении
со
взрослыми
и
сверстниками.
Категорию
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
характеризует
недостаточность или низкий уровень всех познавательных процессов.
Обучение ребенка с ОВЗ проходит с учетом ЗБР. При определении уровня
развития
ребенка
оценивается
качественное
содержание
доступных
ему
действий. Оценивается реально присутствующий опыт деятельности.
Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура».
Предметные результаты.
Минимальный уровень:
- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
-
знание
основных
правил
поведения
на
уроках
физической
культуры
и
осознанное их применение;
-
выполнение
несложных
упражнений
по
словесной
инструкции
при
выполнении строевых команд;
-
представления
о
двигательных
действиях;
знание
основных
строевых
команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных
игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под
руководством учителя;
-
знание
правил
бережного
обращения
с
инвентарём
и
оборудованием,
соблюдение
требований
техники
безопасности
в
процессе
участия
в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной
подготовки,
спортивных
и
подвижных
игр
и
других
видов
физической
культуры;
- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня
(физкультминутки);
- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием
учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении
общеразвивающих упражнений.
- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в
подвижных играх и соревнованиях;
- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
-
знание
способов
использования
различного
спортивного
инвентаря
в
основных видах двигательной активности и их применение в практической
деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение
усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством
учителя;
-
знание
и
применение
правил
бережного
обращения
с
инвентарём
и
оборудованием в повседневной жизни;
-
соблюдение
требований
техники
безопасности
в
процессе
участия
в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Личностные результаты:
–
осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней эстетическому ее восприятию;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
–
самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей;
–
понимание
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
– готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
-- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты.
Формирование следующих универсальных действий:
Регулятивные БУД:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
– принимать цели и включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
–
соотносить
свои
действия
и
их
результаты
с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности,
оценивать
ее
с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою
деятельность
с
учетом
выявленных
недочетов.
Познавательные БУД:
–
выделять
некоторые
существенные,
общие
и
отличительные
свойства
хорошо знакомых предметов;
– устанавливать видородовые отношения предметов;
–
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на
наглядном материале;
– пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
– читать;
–
наблюдать
под
руководством
взрослого
за
предметами
и
явлениями
окружающей действительности;
– работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение,
текст,
устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
Коммуникативные БУД:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель−класс);
–
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
одноклассниками и учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь;
– слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
д о б р оже л ат е л ь н о
от н о с и т ь с я ,
с о п е р е ж и ват ь ,
ко н с т р у к т и в н о
взаимодействовать с людьми;
– договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Содержание учебного предмета.
Обучение
физической
культуре
в
первом
классе
скорректировано
в
соответствии
с
учебным
планом
МБОУ
«Школа-интернат
№2»
и
предусматривает включение в рабочую программу следующих разделов:
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Общие сведения
в процессе урока
2
Легкая атлетика
39
3
Гимнастика
38
4
Подвижные игры
28
Всего часов:
105
Общие
сведения: физическое развитие, осанка, физические качества,
понятия о предварительной и исполнительной командах, предупреждение
травм во время занятий, значение и основные правила закаливания,
физическая
культура, физическое воспитание.
Гимнастика
Теоретические сведения: развитие двигательных способностей и
физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал: построения и перестроения; упражнения без
предметов; основные положения и движения рук, ног, головы, туловища;
упражнения на дыхание; упражнения для развития мышц кистей рук и
пальцев; упражнения для расслабления мышц; упражнения для формирования
правильной осанки; упражнения для укрепления мышц голеностопных су-
ставов и стоп; упражнения для укрепления мышц туловища; упражнения с
предметами (с гимнастическими палками, с обручем, с малыми мячами, с
большими мячами, с набивными
мячами, лазанье
и
перелезание,
упражнения на равновесие, прыжки, переноска грузов, упражнения для
развития пространственно-временной дифференцировки и точности
движений.
Легкая атлетика
Теоретический
сведения:
Развитие
двигательных
способностей
и
физических качеств средствами лёгкой атлетики.
Практический материал: ходьба, бег, прыжки, метание.
Подвижные
игры
Коррекционные игры, игры с элементами общеразвивающих упражнений,
игры с бегом, игры с прыжками, игры с бросанием, ловлей и метанием.
Пионербол
Теоретические
сведения: ознакомление с правилами игры «Пионербол».
Передача мяча двумя руками от груди, ловля мяча двумя руками на месте
на уровне груди, подача мяча одной рукой снизу (нижняя подача), учебная
игра через сетку.
В связи со спецификой преподавания уроков физической культуры, с
недооснащением школы, согласно требованиям к оснащению
образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением
учебной программы федерального компонента государственного стандарта
общего образования невозможна реализация стандарта общего образования и
программы в полном объеме по разделу лыжная подготовка.
В связи с перечисленными причинами, время, отведенное на изучение
(раздел лыжная подготовка и коньки) равномерно перераспределено на
изучение других разделов учебной программы ( легкая атлетика, подвижные
игры, гимнастика).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
урока
Название разделов и тем
Планируемая
дата
Фактическая
дата
Легкая атлетика ( 27 часов)
1
Инструктаж
по
ТБ
и
ОТ
на
занятиях
в
спортивном зале и на
открытой
площадке.
Беседа:
«Форма
на
уроках
физической
культуры».
2
Инструктаж
по
Т Б
и
О Т
н а
за н я т и я х
л е г ко й
а т л е т и ко й .
Строевая подготовка.
3
Понятие о начале ходьбы и бега;
о з н а к о м л е н и е
у ч а щ и х с я
с
правильным
дыханием
во
время
ходьбы и бега.
4
Х о д ь
б а с
р а з л и ч н ы м и
положениями и движениями рук.
5
Упражнения с малыми мячами.
6
Ходьба
в
полуприседе,
ходьба
выпадами,
ходьба перекатом
с
пятки на носок.
7
Инструктаж
по
Т Б
и
О Т
н а
занятиях легкой атлетикой. Ходьба
в различном темпе.
8
М е д л е н н ы й
б е г
д о
3
м и н .
Дыхательная гимнастика.
9
Инструктаж
по
ОТ
и
ТБ
при
проведении занятий по спортивным
и
подвижным
играм. Ходьба
по
заданным ориентирам.
10
Повторение
техники
низ ко го
старта. Бег на скорость 40 м.
11
Комплекс
специальных
беговых
упражнений. Подвижные игры
.
12
Челночный
бег.
Эст афеты
с
предметами.
13
К о м п л е к с
у п р а ж н е н и й ,
направленный
на
профилактику
сколиоза и плоскостопия.
14
Ходьба с сохранением правильной
осанки,
ходьба
в
чередованием
с
бегом.
15
Выполнение
медленного
бега
с
сохранением
осанки.
Чередование
бега и ходьбы. Подвижная игра.
16
Бег
с
преодолением небольших
препятствий.
17
Упражнения
в
ходьбе
и
беге
с
различным положением
рук
с
изменением темпа и направления по
звуковому и зрительному сигналу.
18
Метание малого мяча левой, правой
рукой на дальность в вертикальную
цель с места.
19
Совершенствование
т е х н и к и
метания малого мяча на дальность
в вертикальную цель с места.
20
Введение
понятия
о
прыжках.
Те х н и к а
б е з о п а с н о с т и
п р и
в ы п о л н е н и и
п р ы ж к о в ы х
упражнений. Подвижные игры.
21
Прыжки с одной ноги на другую с
продвижением
вперед,
на
одной
ноге.
22
Обучение технике прыжка в высоту
с
прямого
разбега
спо собом
«перешагивание».
23
Совершенствование
т е х н и к е
прыжка
в
в ы с оту
с
п р я м о г о
разбега
способом
«перешаги-
вание».
24
М е т а н и е теннисного
мяча
на
д а л ь н о с т ь
с
о д н о г о
ш а г а .
Эстафеты.
25
Броски набивного мяча весом 1 кг
различными
способами
двумя
ру-
ками.
26
Упражнения
в
ходьбе
и
беге
с
различным положением
рук
с
изменением темпа и направления по
звуковому и зрительному сигналу.
27
И г р ы
с
э л е м е н т а м и
общеразвивающих
упражнений.
Дыхательная гимнастика.
Гимнастика (38 часов)
28
Инструктаж
по
ОТ
и
ТБ
на
з а н я т и я х гимнастикой. Правила
поведения и техники безопасности
на уроке. Подвижные игры.
29
Построения
и
перестроения
в
шеренгу
по
команде
учителя.
Расчет
на
«первый
-
второй
-третий» и по порядку.
30
Ходьба
в
колонне
с
левой
ноги.
Ходьба «змейкой». Размыкание на
вытянутые руки и смыкание.
31
Комплекс упражнений на дыхание
в различных исходных положениях.
32
Р а з у ч и в а н и е
к о м п л е к с а
упражнений
для
развития
мышц
кистей рук и пальцев.
33
Комплекс упражнений для развития
мышц кистей рук и пальцев.
34
Ходьба с сохранением правильной
осанки с мешочком на голове.
35
Ко м п л е к с
у п р а ж н е н и й
д л я
укрепления мышц туловища.
36
Р а з у ч и в а н и е
к о м п л е к с а
упражнений
с
гимнастическими
палками.
37
П о д б р а с ы в а н и е
и
л о в л я
г и м н а с т и ч е с ко й
п а л к и одной
рукой.
38
К о м п л е к с
у п р а ж н е н и й
с
г и м н а с т и ч е с к и м и
п а л к а м и .
Подвижные игры.
39
Р а з у ч и в а н и е
к о м п л е к с а
упражнений для укрепления мышц
спины и живота.
40
Ко м п л е к с
у п р а ж н е н и й
д л я
укрепления мышц спины и живота.
41
Комплекс
о б щ е р а з в и ва ю щ и х
упражнений на равновесие.
42
Р а з у ч и в а н и е
к о м п л е к с а
общеразвивающих
упражнений
с
малыми мячами.
43
Комплекс
о б щ е р а з в и ва ю щ и х
упражнений с малыми мячами.
44
Л а за н ь е
п о
г и м н а с т и ч е с ко й
стенке вверх, вниз разноимённым
способом
45
Броски мяча в стену и его ловля.
Подвижные игры
46
Лазание по гимнастической стенке
в
различных
напр авл ени я х .
З а к р е п л е н и е
в с е х видов
перестроений.
47
Обучение вису на гимнастической
стенке на согнутых руках.
48
Урок общей физической подготовки.
С п о р т и в н ы е
э с т а ф е т ы
с
предметами.
49
Упражнения
на
равновесие
с
различным
положением
рук
и
туловища.
50
Х о д ь б а
п о
н а к л о н н о й
г и м н а с т и ч е с ко й
с к а м е й к е .
Подвижные игры.
51
Комплекс
о б щ е р а з в и ва ю щ и х
упражнений
с
гимнастическими
палками, малыми обручами.
52
Ход ь б а
п о
г и м н а с т и ч е с к о й
скамейке
с
подбрасыванием
и
ловлей мяча.
53
Комплекс
о б щ е р а з в и ва ю щ и х
упражнений с набивными мячами.
54
Инструктаж
по
ОТ
и
ТБ
на
з а н я т и я х гимнастикой. Правила
поведения и техники безопасности
на уроке. Подвижные игры.
55
О б у ч е н и е
х о д ь б е
п о
г и м н а с т и ч е с ко й
с ка м е й ке
с
различными
положениями
рук
и
туловища.
56
П р ы ж к и
в
в ы с от у
д о
определённого
ориентира
с
ко н т р о л е м
и
б е з
ко н т р о л я
зрением.
57
Комплекс
упражнений
с
обручем.
Подвижные игры.
58
Л а з а н ь е
п о
н а к л о н н о й
гимнастической
скамейке
вверх
и
в н и з , на
ч е т в е р е н ь ка х
разноимённым способом.
59
В и с
н а
к а н а т е ,
о п и р а я с ь
с ту п н я ми
н а узел.
Подвижные
игры.
60
Обучение
технике
лазания
по
канату.
Эстафеты.
61
К о м п л е к с
у п р а ж н е н и й
н а
гимнастической скамейке.
62
П р ы ж к и
ч е р е з
к о р о т к у ю
вращающуюся
скакалку
на
месте
и с продвижением вперёд.
63
К о м п л е к с у п р а ж н е н и й
д л я
формирования
правильной
осанки
и укрепления мышц туловища.
64
Р а з у ч и в а н и е
к о м п л е к с а
упражнений с большими мячами.
65
Урок общей физической подготовки.
Подвижные игры на внимание.
Подвижные игры и спортивные игры (28 часов)
66
Инструктаж
по
ОТ
и
ТБ
при
проведении занятий по спортивным
и
подвижным
играм.
Подвижная
игра « У медведя во бору».
67
Беседа «Правила игры, поведение
во время игр». Подвижные игры.
68
К о р р е к ц и о н н ы е
и г р ы :
«Музыкальная
змейка»,
«Найди
предмет ».
69
И г р ы
с
э л е м е н т а м и
общеразвивающих
упражнений:
« Ф и г у р ы » ,
« З а п р е щ е н н о е
движение».
70
Развитие
с ко р о с т н о - с и л о в ы х
качеств.
Игра
«Прокати
быстрее
мяч».
71
Игры
с
бегом:
«Пустое
место»,
«Бездомный заяц».
72
Комплекс дыхательной гимнастики.
Саморегуляция:
о п р ед е л е н и е
ч а с тот ы сердечных
сокращений.
Игры на внимание.
73
Игры на развитие внимания
«Запретное движение», «Карлики и
великаны».
74
Б е с е д а
«О з н а к о м л е н и е
с
правилами игры «Пионербол».
Подвижные игры.
75
Элементы
пионербола:
передача
мяча одной рукой через сетку.
76
Элементы
пионербола:
подача
мяча.
Подвижная
игра
«Мяч
в
воздухе».
77
Элементы пионербола: подача мяча
одной рукой снизу. Игры с мячами.
78
Элементы пионербола: прием мяча
двумя
руками.
Подвижная
игра
«Одинадцать».
79
Подвижные
игры
с
мячами
и
элементами пионербола.
80
И г р ы
с
э л е м е н т а м и
общеразвивающих
упражнений
«Фигуры», «Светофор».
81
Инструктаж
по
охране
труда
и
т е х н и к е
б е з о п а с н о с т и
п р и
проведении занятий по спортивным
и
подвижным
играм.
Подвижные
игры.
82
Игры
с
бросанием,
ловлей
и
метанием
«Подвижная
цель»
и
«Обгони мяч»
83
Коррекционно-развивающие игры.
84
Подвижные
игры
с
бегом
и
прыжками:
«Волк
во
рву»,
«два
Мороза».
85
Подвижные игры с мячами. Бег с
п р е о д о л е н и е м
п р о с т е й ш и х
препятствий.
86
Подвижные
игры
с
прыжками
«Удочка», «Салки на болоте».
87
И г р ы
с
э л е м е н т а м и
общеразвивающих
упражнений.
Дыхательная гимнастика.
88
Подвижные
игры
с
бегом «Кто
обгонит», «Пустое место»,
89
И г р ы на
развитие
координации
движения,
п р о с т р а н с т в е н н о й
ориентировки.
90
Подвижная игра на построения и
п е р е с т р о е н и я
« П о
п о р я д к у
становись».
91
К о р р е к ц и о н н ы е
и г р ы :
«Наблюдатель», « Иди прямо».
92
Ловля и передача мяча от груди на
месте. Игра «Подвижная цель».
93
Урок общей физической подготовки.
Подвижные игры на внимание.
Легкая атлетика (12 часов)
94
Инструктаж о правилах поведения
и технике безопасности на занятиях
на открытой спортивной площадке.
Строевые упражнения.
95
Броски мяча в стену с отскоком в
обозначенное
место.
Подвижные
игры.
96
Инструктаж
по
Т Б
и
О Т
н а
занятиях легкой атлетикой. Ходьба
по
заданным
направлениям,
в
заданном темпе.
97
Бег
с
преодолением
простейших
препятствий. Подвижные игры.
98
Упражнения
в
ходьбе
и
беге
с
различными положениями рук
с
изменением темпа
и направления
по звуковому сигналу.
99
Броски набивного мяча весом 1 кг
различными
способами
двумя
ру-
ками.
100
Метан и е
н е с к о л ь к и х малых
м я ч е й
в различные
цели из
различных исходных
положений
и за определенное
время.
101
Урок общей физической подготовки.
С п о р т и в н ы е
э с т а ф е т ы
с
предметами.
102
Прыжки с одной ноги на другую с
продвижением
вперед,
на
одной
ноге.
103
Бег в медленном темпе до 3 мин.
104
Игры
с
бегом
и
п р ы ж ка м и .
Дыхательная гимнастика.
105
П о д в е д е н и е
и т о г о в
г о д а .
Подвижные игры с мячами.
Всего за год: 105 часов, по факту - часов.
Примечание:
Дата
Причина расхождения с планом
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 1-4 кл.; автор А.А. Дмитриева/ Под ред. И.М.Бгажноковой — М.:
Гуманитар, изд. Просвещение, 2011год.
2.
Физическая культура . 1-4 классы :учебник для общеобразоват. организаций /
В.И.Лях. – 3-е изд. – М.:Просвещение,2016 год.
3.
«Физическое воспитание»; авторы: Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г.
Николенко. М.: Высшая школа, 1989 год;
4.
«Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического
воспитания» (пособие для учителя); авторы: М.А. Якубович, О.В. Преснова.
М.: ВЛАДОС, 2006 год.