Напоминание

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы


Авторы: Каракотова Светлана Абугалиевна, Хачирова Зимфира Кемаловна
Должность: К.п.н.,доценты кафедры педагогики
Учебное заведение: КЧГУ имени У.Д.Алиева
Населённый пункт: г.Карачаевск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы
Раздел: полное образование





Назад




Каракотова Светлана Абугалиевна, к.п.н, доцент кафедры педагогики

Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Хачирова Зимфира Кемаловна, к.п.н, доцент кафедры педагогики

Карачаево-Черкесский государственный университет

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в

условиях современной школы

Воспитание гражданственности и патриотизма обусловлено

процессами в обществе, которые обострили проблемы национального

экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование

патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее

время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно

обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка

жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в

гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой,

великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие

времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в

наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности,

ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач

образования.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из

приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для

которого в школе имеются все условия: спортивный зал, кабинет ОБЖ,

спортивная площадка для тренировок, в школе ведется краеведческая работа.

Педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания

школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные

мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты.

Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств

любви к своей Родине, краю, школе, своей семье, для развития интереса к

спорту, военной профессии.

Воспитание патриотов через:

– урочную и внеурочную деятельность педагогического коллектива;

– соблюдение и проведение традиционных мероприятий;

– продолжение исследовательской и поисковой работы в микрорайоне

школы;

– поступление выпускников школы в военные учебные заведения;

– проведение праздников и соревнований, посвященных военно-

патриотической работе.

Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования

РФ существуют разные направления патриотического воспитания учащихся.

Воспитание на боевых традициях народа

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за

независимость нашей Родины.

- Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской

славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и

выступление с концертами перед ветеранами войны и труда микрорайона

школы. Шефская помощь.

- Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников

ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими

память о ВОВ.

- Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин,

конкурсов, просмотров видеофильмов.

- Проведение военно-спортивной игры «Зарница».

Спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий

посвященных великим праздникам.

- Посещение музея.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика

роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников

правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой

ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны

закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними,

поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках

мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто

служат толчком к началу или активизации поисковой работы. Ежегодным

стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы,

традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной

войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской

славы.

Ежегодно традиционно проходят в школе литературно-музыкальные

гостиные «У войны неженское лицо», «Дети войны», конкурсы чтецов «В

огне войны», конкурсы рисунков, плакатов, газет.

Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников

Отечества, патриотов Родины является ряд мероприятий, которые проходят в

школе и районе.

2 . Историко-краеведческая работа

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство

патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся

разнообразные мероприятия:

- экскурсии в краеведческий музей, школьный музей,

- уроки-знакомства с памятниками края;

- изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма,

обычаев и праздников;

- посещение краеведческого музея

- уроки мужества.

Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных

учреждений является краеведение. Учащиеся:

- Собирают материал о подвигах земляков – участников военных

событий и оформляют экспозиции о ветеранах ВОВ и локальных войн.

- Охраняют памятники истории родного края, школы.

- Проводят культурно-массовую работу среди учащихся школы.

3 . Формирование правовых знаний

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь

защищать свои права.

- уроки обществознания, экономики, права;

- изучение правил поведения в школе и общественных местах;

- школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями

правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД,

медработниками);

- общешкольные мероприятия;

- работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

- работа Совета школы;

4 . Воспитание на культурных традициях народа

- уроки гуманитарного цикла;

- организация и проведение тематических вечеров, бесед;

- изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;

- изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;

- организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и

этические темы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории

Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в

исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения

к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает

дополнительное образование. Учащиеся школы посещают школьные

спортивные секции (легкая атлетика, баскетбол, настольный теннис, волейбол

и другие). В школе созданы необходимые условия для занятий спортом.

Коллектив школы взаимодействует в работе по гражданско –

патриотическому воспитанию с разными учреждениями района:

дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими,

которые посещают наши учащиеся.

Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у

школьников лежит на плечах классных руководителей, которые

координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с

активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные

мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с

символикой России, проводят классные часы, уроки мужества, организуют

встречи с ветеранами и военнослужащими.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-

ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания,

недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и

усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.

Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма

являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой

будущего гражданина.

Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей

молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с

пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству,

отнюдь не безразлично кто придет нам на смену.

Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что

прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а

мероприятия, направленные на воспитания гражданственности и

патриотизма у школьников приняли системный характер.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники