Напоминание

Учиться с увлечением


Автор: Савицкая Марина Валерьевна
Должность: Преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ "Созвездие" НМР РТ
Населённый пункт: г.Нижнекамск, Татарстан
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Учиться с увлечением
Раздел: дополнительное образование





Назад




Учиться с увлечением

Савицкая Марина Валерьевна

преподаватель по классу гитары

МБУ ДО «ДШИ «Созвездие»

г. Нижнекамск

«Учиться с увлечением» - это необходимая составляющая в воспитании музыканта.

Необходимо не только давать знания ребёнку, но и развивать, поддерживать его интерес к

самопознанию, совершенствованию игры на инструменте. Не каждый ребёнок, особенно в

наше непростое время, становится профессиональным музыкантом. И задача педагогов

ДМШ состоит в том, чтобы привить ребенку большую любовь к занятию творчеством.

Музыкальная школа даёт и должна давать такую возможность. Все предметы в ДМШ

очень интересны, многообразны. Преподаватели всех специализаций должны объединить

усилия, чтобы ребёнок вырос грамотным музыкантом, слушателем с хорошим

художественным вкусом. Чтобы мог применить эти знания в дальнейшем, а не держать

свои инструмент в закрытом футляре по окончанию музыкальной школы, как это часто

бывает! Что же делать?

Хочу поделиться своими мыслями, собственным опытом. Когда я начала работать по

классу баяна, передо мной сразу встали вопросы: «Как научить ребёнка игре на

инструменте?», «Почему дети не любят сольфеджио?» (мне отдали в класс всех

отстающих ребят по этим предметам, хотя было и 5 прекрасных первоклашек). Я начала

искать выход. Обратилась к педагогам-теоретикам. И увидела, что между нашими

предметами большая «пропасть». Очень сильно разнились требования по специальности и

сольфеджио. К сожалению, и в наше время этот предмет очень сложен для детей, поэтому

многие не любят и не понимают его. Мне кажется, главная причина в том, что нет

практической связи между нашими предметами. Иногда думаю о том, лучше бы ребёнок

знал меньше тональностей, но мог бы свободно ориентироваться в них, строить

интервалы, 2-3 голоса, писать свободно диктанты, подбирать по слуху в этих

тональностях и т.д. А потом со временем добавлять количество знаков, усложнять

гармонические последовательности, ритмические рисунки аккомпанемента в разных

стилях. Хотя понимаю, что существуют программные требования.

Как же приблизить эти предметы, разные, на взгляд учащихся? Можно проводить

совместные концерты-лекции, темы которых могут быть самыми разными: о

тональностях, их красках, о ладах, используемых в старинной музыке, интервалах,

гармонии в джазе, композиции и т. д. В своём классе, разбирая ту или иную пьесу, делаю

акцент не просто на количестве знаков, а всегда подчёркиваю, как же звучит та или иная

тональность, определённый интервал. Всегда стараюсь преподнести это с эмоциональной

стороны. Для меня, например, тональность «Ре минор» очень хороша, любима, окрашена

в тёплые тона, «Фа минор» светлая, необычная , а «Си минор» - чаще окрашена в

мрачные тона, хотя пьесы в этой тональности часто звучат очень красиво и т.д. Сразу же

учу детей отгадывать звуки в тональности и вне тональности (по очереди отгадываем, то

они мне дают нотку, то я – им). Их всегда увлекает это задание, младшим кажется

необычным, как же это возможно угадать звуки, как представить их звучание без

инструмента. Помню, как в младших классах Тарганова Галина Герасимовна, мой первый

педагог по сольфеджио, рисовала нам вертикальную шкалу с обозначением ступеней. И

мы пели эти ступени в разных тональностях, называя ноты. Это было очень интересно,

эта шкала помогла нам услышать все тяготения между нотами и научила правильно их

интонировать. И педагог очень добрый, а это так важно, особенно на первом этапе

обучения. Затем наш класс взяла Чупрова Ксения Петровна. Требования выросли, но ведь

мы стали старше и всё понимали, что это для нашей же пользы. Всю теорию записывали в

тетрадь, которую храню до сих пор. Мне очень повезло с первыми учителями в

музыкальной школе. Всегда буду помнить своего педагога по специальности - Родионова

Семёна Павловича. Его уроки всегда были добрыми и творческими – это и подбор по

слуху, и игра в ансамбле с педагогом, и концертные выступления и была большая дружба

между учениками класса. В основе любого учебного процесса считаю главным - любовь

педагога к детям, к предмету. Тогда предмет не будет таким сложным для учащихся. Если

у ребёнка в семье поют, играют на разных инструментах – это вообще прекрасно!

В репертуаре гитары, которую сейчас преподаю, очень много старинной музыки и

возникает желание разобрать с детьми тему: «Лады в старинной музыке», хочется

импровизировать в этих ладах. Но это еще предстоит осваивать самой. Очень люблю

разбирать со своими учениками интервалы! Мне кажется, интервалы – это полёт для

фантазии ребёнка. Всегда подчёркиваю характер звучания, окраску того или иного

интервала. Как красиво и нежно звучит терция на баяне и гитаре, балалайке, в дуэте домр.

Всегда детям говорю об этом и показываю на инструментах. А терция ещё и основа всех

основ. Будут знать терции, значит, быстрее построят все аккорды! Важно научить детей

строить эти терции правильно. Специфика гитары не позволяет сделать это быстро.

Потому что нотки идут не подряд, как на фортепиано. Сначала учимся читать звукоряд

вверх и вниз от «ми » до »ми» и так от каждой ноты. Не всё так просто, как кажется.

Попробуйте в качестве эксперимента! Тогда они не будут на струне «Ре» 1-й октавы

искать «До» 1-й. Казалось бы чего проще? Затем садимся за фортепиано и я

показываю, как играть хроматическую гамму вверх и вниз. Тогда они уже легче понимают,

как найти ноты на грифе гитары. Терции строим сначала в уме от I к III ступени.

Определяем на слух, какая это терция большая или малая. И только затем строим большие

и малые терции в тетради. А ещё я им показываю, как можно построить огромнейший

аккорд из этого интервала. Встаём за фортепиано и берём по цепочке терции.

Получается очень необычно и весело! Всегда подчёркиваю, как на практике применить

эти интервалы. Когда сделан гармонический анализ пьесы, помогаю им построить 2–й

голос к мелодии. Иногда терцию заменяем на сексту, которая очень благородно звучит на

гитаре. Люблю октавы! Они созданы для баяна, гитары, фортепиано. Музыка получается

страстной, эффектной! Вспоминаются слова известного советского пианиста Натана

Ефимовича Перельмана: «Среди бесконечного разнообразия уроков должны быть и уроки

восхищения. Нужно учить ученика восхищаться. Тем, что, разумеется, достойно этого. Не

нужно омрачать эти уроки полезными советами. Заразить восхищением! Не думайте, что

это легко и просто!». (1, с.5) Неважно, на каком инструменте показываешь ученику эти

интервалы. Главное, чтобы разбудить в нем фантазию, получить отклик на исполнение.

Предлагаю всем посмотреть «Уроки восхищения» Перельмана в интернете. Какой же это

эмоциональный педагог! Считаю очень важным научить ребёнка гармоническому

анализу. Тогда он будет дружить с музыкой: сможет и аккорды подобрать к песне, и её

простейшую аранжировку сделать, разложить на 2-3 голоса мелодию, придумать басовую

партию и ритмическую линию , написать противосложение .

Еще в начале своей педагогической деятельности я присутствовала на уроке одной

пианистки. К большому сожалению, не помню её фамилии. Кажется, она была из Самары.

Она привезла с собой свою работу - огромную хрестоматию, в которую включила подбор

песен, начиная с самых простых. Сначала аккомпанемент строился только на тонике,

потом с субдоминантой, доминантой. Это был потрясающий урок. Дети должны были

подобрать эти аккорды к песням. А затем исполнить их в жанре «Марша», «Мазурки»,

«Вальса», «Полечки». Сначала аккомпанемент песни предлагалось сыграть на педали,

потом добавлялся простой аккомпанемент, постепенно усложнялась фактура изложения.

Впервые от этого педагога я услышала, что смена гармонии происходит в основном с 1-й

долей, реже - на слабую. Или остаётся на 1-й доле.

Очень важно учить детей инструментовке, особенно в классе гитары. Чтобы сделать

игру более выразительной (гитара от природы тихий инструмент) нужно найти регистры,

тембры. Для этого в помощь музыкальная литература. Если произведение объёмное, мы

распределяем пьесу по инструментам. А для этого дети должны представлять, как звучит

флейта, виолончель, труба, скрипка, весь оркестр. Пишу и думаю: «Какой же всё-таки

удивительный мир – мир Музыки! Бесконечный, сказочный!» Так и хочется сказать

стихами Татьяны Зубковой, чьё стихотворение мне случайно встретилось в интернете…..

«Ты слышишь музыку в любом движенье дня.

Она бежит навстречу лёгкими шагами

Или течёт тихонечко звеня,

Перекликаясь с небом голосами.

Ты слышишь музыку в гудении осы

И в шорохе опавшего листочка.

Пусть капают минуты и часы

И разбивают время на кусочки.

Но музыку разъять нельзя никак,

Она течёт единою волною,

И как морской прилив, за тактом такт,

Всё заполняет музыка собою!

И я в её волнах тону, тону, тону

И, вынырнув, так сладко удивится,

Как музыку, услышав тишину

И взмах крыла с куста вспорхнувшей птицы…»

Важно развивать у ребёнка внутренний слух. Умение предслышать, не играя, очень

помогает в чтении пьесы с листа. Моя педагог по гитаре, Шевчук Ирина Александровна,

рассказывала, как её студент выучил пьесу наизусть за 2 дня поездки в поезде. Это говорит

о том, что у студента прекрасный внутренний слух, ощущении гармонии, а также об

умении проанализировать форму и стилистику произведения. А как же в младших

классах музыкальной школы? «Пусть сыграет 2 ноты, но с удовольствием!» - сказал нам

на мастер-классе известный гитарист Айнур Бегутов. Ребёнок чувствует музыку сердцем,

эмоциями. Но ещё хочется научить его правильному прочтению музыкального текста,

слышать, какой же сейчас будет звучать интервал, видеть лад, все тяготения и притяжения

звуков. Это всё усиливает впечатления от музыки. А если чувствует музыкант, значит

услышат и наши слушатели на концерте. Очень важно расширять кругозор, интеллект

маленького музыканта.

Обожаю книгу великого пианиста Генриха Густавовича Нейгауза «Об искусстве

фортепианной игры». Мне кажется, что она должна быть настольной книгой каждого

музыканта, независимо от специальности! Столько в ней полезного и интересного! С ней

я познакомилась ещё в начале своей педагогической деятельности. Особенно меня

потрясло его толкование техники музыканта. «Я часто напоминаю ученикам, что слово

«техника» происходит от греческого слова «технэ», а «технэ» означало – искусство. Любое

усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит

помогает выявлению содержания….Беда в том, что многие играющие на фортепиано под

словом «техника» подразумевают только беглость, быстроту, ровность, бравуру - иногда

преимущественно «блеск и треск" – то есть отдельные элементы техники, а не технику в

целом, как её понимали греки и как её понимает настоящий художник. … Обладание

такими качествами, как беглость, чистота, даже грамотное исполнение и т.п. не

обеспечивает артистического исполнения, к которому приводит только настоящая,

одухотворённая работа»(2, с.12). Генрих Густавович предлагал ученику «изучать

фортепианное произведение, его нотную запись, как дирижёр изучает партитуру»(2, с.27).

Он всегда призывал своих учеников дирижировать произведение с начала до конца, что

помогало ученику почувствовать произведение в целом, его темп и ритм! «Достигнуть

успехов в работе над «художественным образом» можно лишь непрерывно развивая

ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно и пианистически, а

иначе воплощения – то не будет! А это значит: развивать его слуховые данные, широко

знакомить его с музыкальной литературой…Развивать его фантазию удачными

метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни...

Всемерно развивать в нём любовь к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи и

архитектуре…»(2 , с.26-27). Работа Нейгауза в классе и отношение к ученикам,

независимо от его способностей - это пример настоящей профессиональной этики. «Мне

не раз намекали педагоги, слышавшие мои занятия, что это своего рода донкихотство, -

всё равно, мол, никогда «не получится» то, чего я хочу, ученику (данному) это не под силу.

«Милые коммерсанты, - отвечал я им, - вы хотите 100-процентных прибылей, а я буду рад-

радёшенек, если получится 10%...»(2, с.25)

В своём классе огромное значение придаю воспитательной работе. Провожу

тематические классные часы. Темы беру только те, которые интересны прежде всего мне

(иначе не будет той отдачи от детей, которую хочу увидеть в них – это заинтересованный

взгляд , подлинный интерес к теме). Всегда стараюсь чем-то удивить их. Они – активные

участники классного часа. Распределяю им темы для выступления. Так они более

вовлечены в творческий процесс и некоторые из ребят раскрываются для меня с новой

стороны. У кого-то очень грамотная речь, другой – два слова связать не может , третий –

отлично читает стихи и т.д. Мне помогает это в дальнейшей работе с ними. Отличные

классные часы получились на темы : «Мой адрес – Советский Союз», «Правила

поведения и этики», «Творчество алтайского художника Григория Ивановича Чорос-

Гуркина. Экспедиция Н.Рериха в Горный Алтай. Быт и традиции старообрядцев села

Верхний Уймон Усть-Коксинского района », «Великие люди Елабуги». Немного расскажу

о некоторых из этих классных часов. Классный час на тему: «Мой адрес – Советский

Союз» дети готовили сами. Исполняли музыку разных народов, рассказывали об

архитектурных достопримечательностях, традициях народов. Моя подруга – художник

Людмила Страхова приготовила украинские венки из цветов с атласными лентами. Мы

спели детям украинские песни. Это их очень впечатлило. Грузинские мотивы поддержали

дружными ритмами. Не успели только подготовить кухню разных народов. Немного о

Григории Ивановиче Чорос-Гуркине. Это первый профессиональный художник Горного

Алтая. Он ученик Ивана Ивановича Шишкина, нашего выдающегося земляка. Всё

творчество Григория Ивановича проникнуто огромной любовью к природе Горного Алтая.

Кто-то скажет: « А какое отношение к музыке имеет эта тема?». Самое прямое – это

воспитание любви к нашей Родине, к людям, к природе! И чем больше знают наши

ученики о таких прекрасных художниках, о традициях, музыке разных народов нашей

страны, тем ярче и образнее будет их игра, творческая фантазия. Они вырастут

образованными, культурными, добрыми людьми.

Увлекательным получился классный час на тему: «Великие люди Елабуги». Дети

подготовили небольшие сообщения о И.И.Шишкине, Надежде Дуровой, Марине

Цветаевой, об архитектурных памятниках Елабуги. А я рассказала им о Цветаевском

костре и об удивительной встрече с прекрасным, очень интересном человеке - Тамаре

Александровне Шабалиной. Я считаю эту встречу подарком судьбы. Тамара

Александровна - коренная елабужанка, в свои 85 лет ведёт активную культурную

деятельность в городе. Возглавляет городское литературно-музыкальное объединение

Елабуги «Золотая лира». Раньше у этого объединения было другое название «Дом на

Набережной», располагалось оно в музее И.И.Шишкина. К этой фамилии Тамара

Александровна имеет самое непосредственное отношение. Её прапрадедушка Зотиков

Николай Афанасьевич и бабушка И.И.Шишкина Авдотья Афанасьевна – родные брат и

сестра. Мама Тамары Александровны (Зотикова) с 14 лет жила в семье Стахеева Григория

Ивановича, т.к. семьи Зотиковых и Стахеевых были очень дружны. И еще: по древней

легенде самую первую церковь в Елабуге - Покровскую, заложили по воле Ивана

Грозного. Первым священником в ней был Зотик, от которого пошёл род Зотиковых , род

мамы Тамары Александровны. Сын её Алексей в 6-м поколении художник! Не удержусь,

прочитаю хотя бы одно стихотворение Тамары Александровны:

Закат

Красив закат над Камой

Последний солнца луч

Сверкнул в небесной дали,

И улыбнулся всем вокруг.

Коснулся луч берёзки

С зелёною листвой

И осветил весь город

Над Камою - рекой.

Довольные закатом

Леса, поля, луга

Душистым ароматом

Наполнена земля.

8 мая 2013 г.

В заключении хочется сказать: «Нет, пожалуй, другой такой профессии, как наша,

которая бы постоянно требовала от человека большой отдачи и самоусовершенствования.

Как сказал Расул Гамзатов:

Всезнающих людей на свете нет,

Есть только те, кто мнят себя всезнающими.

Порой мне страшен их авторитет

Взгляд осуждающий и глас карающий.

Всего не знал ни Пушкин, ни Сократ.

Всё знает в целом мир, большой и многолюдный.

Но судят мир порою те, что мнят

Себя носителями истин абсолютных.

Профессия педагога – это вечный поиск новых знаний, впечатлений. Тогда мы будем

интересны нашим ученикам, а они будут приходить к нам в школу с радостью!!!

Очень грустно, что в наше время труд педагога оценивают только по внешним

показателям: по участию детей в конкурсах, в концертах. Все торопятся, чтобы успеть

«блеснуть» успехами. Всем некогда: и родителям, и педагогам! И в этой гонке мы

забываем о главном – о воспитании в детях доброты, участия, любви к природе, к людям.

Это не происходит мгновенно! Результат будет виден гораздо позже!

Настоящая педагогика не терпит суеты. Есть даже такой термин «спешащая

педагогика» у музыковеда, пианиста Льва Ароновича Баренбойма. И нужно иметь

большое мужество педагогу, «чтобы не уподобиться ребёнку-несмышлёнышу, который

торопя время, тянет руками вверх стебель цветка, чтобы он скорее вырос , и расправляет

пальчиками лепестки бутона, чтобы они скорее раскрылись, не понимая , что здесь

требуется совсем другое: окапывать и поливать корни и выкапывать сорняки... Нужно

мужество, чтобы не торопить время и терпеливо ждать, пока посеянное вами даст

всходы…Педагог, который привык размышлять над своим трудом, не пойдёт без оглядки

по проторенной тропе «спешащей» музыкальной педагогики» 3(с.263)

Литература

1.Перельман Н. В классе рояля. Короткие рассуждения. Изд.Музыка.1981 – 5 с.

2.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва. Музыка. 1988 - 12 с. 25-27 c.

3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Изд.Музыка

1969 - 263 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники