Напоминание

"Русский самовар"


Автор: Точилкина Наталья Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Оссорская средняя школа"
Населённый пункт: п. Оссора, Камчатский край, Карагинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Русский самовар"
Раздел: среднее образование





Назад




МОУ «Оссорская средняя общеобразовательная школа»

Конспект занятия

Композиция «Русский самовар»

Провела: учитель технологии

Точилкина Наталья Ивановна.

2018 год

Цели:

- дать исторические сведения о самоварах;

- прививать интерес к культуре нашей Родины;

- воспитывать нравственные качества детей.

Оборудование: мука, соль «Экстра», вода, лак, клей ПВА, салфетки х/б, стеки, рамка.

Ход занятий

I.Вводная часть.

1.Организационный момент.

2. Подготовка к занятиям.

3. Инструктаж по технике безопасности.

II.Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения:

- Какие существуют стадии изготовления теста? (Замешивание, вымешивание.)

- Что можно добавить в тесто для получения коричневого оттенка? (Кофе, какао –

порошок).

- Где необходимо хранить неиспользованное тесто? (В полиэтиленовом пакете в

прохладном месте).

- Почему при лепке изделий используют рамку для будущей композиции? (По ней

ориентируются, создавая мелкие детали нужного размера).

III.Содержание занятий.

1.Лекция педагога о самоварах.

Учитель. Прототипы самоваров, судя по всему, появились за рубежом много веков

назад. Так при раскопках в Помпеях был найден бронзовый сосуд I века до н.э. с

туловом овальной формы, в центральную часть которой вставлялся бронзовый сосуд с

горящими углями. Сосуд явно предназначался для кипячения воды.

Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. Чаепитие давно стало

характерной чертой русского быта. У нас так и говорили: «Там, где чай, там и под

елью рай» или «Самовар кипит, уходить не велит». Первый самовар появился на Руси.

Это русское изобретение. Родиной производства знаменитых самоваров стал город

Тула. И по сей день осталась поговорка: «В Тулу со своим самоваром не ездят». Даже

знаменитые писатели и поэты писали об этом предмете так:

Смеркалось,

На столе, блистая,

Кипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился легкий пар.

А.С.Пушкин.

А вот слова Федора Достоевского: «….самовар есть самая русская необходимая

вещь, именно во всех катастрофах и несчастьях, особенно ужасных и внезапных».

В повседневном обиходе самовар сразу занял прочное место. Своим

присутствием на столе он знаменовал традиционное гостеприимство и радушие. За

самоваром люди коротали вечера, отдыхали на природе, а так же решали различные

вопросы. Этот необходимый в обиходе предмет можно было встретить повсюду: и в

дворянском имении, и на ярмарке, в трактире, и в крестьянской избе.

Формы самоваров были различны. К концу XIX века их существовало более

165 –ти

видов.

Наиболее

часто

встречались

самовары

«банки»

(в форме

цилиндров), «рюмки», «шарики» (у них было несколько подвидов: «арбуз», «дыня»,

«дуля»). Одни из самых красивых – самовары – «вазы». Немало творчества и фантазии

вкладывали

мастера

и

в

отдельные

детали

,

приобретавшие

сказочные

формы.

Например, самовар с ручками в виде дракона, с виноградными лозами и другие.

Овладеть ремеслом самоварщика было непросто. В производстве существовало

строгое

разделение

труда.

Почти

не

было

случаев,

когда

мастер

изготовил

бы

полностью

весь

самовар.

В

качестве

материалов

для

изготовления

использовали

серебро, медь, железо и фарфор.

Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как

знаменитые матрешки, хохломская деревянная посуда, балалайки и другое. На Западе

самовар в шутку называли главным русским изобретением, а немцы – русской чайной

машиной.

Для

тяги

ставили

на

внутреннюю

трубу

Г

образный

удлинитель

и

раздували

огонь

сапогом.

У

каждого

такого

самовара

был

свой

собственный,

единственный и неповторимый голос, своя мелодия. Иногда на поверхности делали

различные надписи, например: «Самовар кипит, уходить не велит».

Не смотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. В последние

годы

их

делают

в

основном

электрическими

(для

использования

в

быту)

или

декоративными (для подарка).

А мы попробуем сделать самовар из теста. Конечно, из него невозможно будет

попить чаю, но наш самовар будет украшать кухню, в которой собираются хозяева и

гости для приятного времяпровождения.

2. Введение в практическую часть.

Учитель: При работе над нашей композицией кроме обычных компонентов: муки,

соли и воды – пригодятся лак, рамка, клей ПВА.

3.Практическая часть.

Учитель: Наша композиция под общим названием «Русский самовар» будет выглядеть

так, как на представленном образце работы (рис.1).

Рис.1.

Замешиваем тесто обычным составом. Наша композиция строится на сочетании

двух цветов – белого (натурального) и коричневого. Поэтому делим тесто на две части,

и в одну из них добавляем немного какао или растворимого кофе.

При работе необходимо следить за тем, чтобы центральный предмет – самовар –

получился

симметричным,

а

вся

работа

не

выходила

за

пределы

приготовленной

рамочки.

Поэтому снимаем основу из рамки и кладем перед собой. Мысленно

представляем основную часть нашей композиции – самовар, он привлекает к себе

основное внимание.

1).Лепка самовара. Нередко бывает, что основным элементом изделия является

толстая лепешка большого размера. Здесь могут возникнуть две проблемы.

Первая – изделие получается очень тяжелым и плохо пропекается внутри.

Вторая – большую поверхность трудно сделать идеально ровной.

Наш самовар относится к таким «проблемным» изделиям.

Поэтому возьмите фольгу (подойдут любые кусочки, бывшие в употреблении,

обертки

от

шоколада),

сомните

ее

и

заложите

вовнутрь

большого

колобка

теста,

немного покатайте в руках и сплющите, получив лепешку нужной формы.

Затем раскатайте вторую лепешку толщиной приблизительно 3-4 мм и раза в

полтора большую по диаметру, чем первая, примерьте, закроет ли вторая лепешка всю

поверхность первой. Если лепешка мала, покатайте еще немного, но не раскатывайте

слишком

тонко.

Когда

вы

получите

тонкую

лепешку

нужного

диаметра,

смочите

первую лепешку водой и аккуратно оберните ее второй лепешкой.

2).Лепка мелких деталей. Практически все элементы для композиций из соленого

теста лепятся на основе колобка (шарика) и столбика. Начните лепку с изготовления

нескольких шариков и столбиков. Для мелких деталей (листиков, цветочков), которых

в композиции несколько, будем использовать шаблон из картона. Наложите шаблон на

раскатанное тесто и вырежьте стекой деталь и подравняйте края.

Чтобы сделать

чашечки, слепите лепешку овальной формы и разрежьте ее пополам. Нанесите декор –

точки на обе половинки. Прикрепите к заготовкам чашек ручки, сделайте блюдца.

Украсьте чашки розами и несколькими листиками так, чтобы вместе с чайником

получился комплект (рис.2).

Рис.2.

3).Создание фактуры поверхности. При надавливании на тесто предметами с

выпуклым

рисунком

на

поверхности

вы

получите

различные

отпечатки.

Можно

поколоть тесто использованным стержнем, продавить расческой, зубочисткой и т.д.

Такие нехитрые приемы помогут украсить нашу композицию.

Но учтите, что если тесто получилось излишне влажным, то оно будет налипать

на

ваши

штампы

и

вы

не

получите

четкого

изображения.

Поэтому

,при

необходимости ,добавьте в тесто немного муки или слегка «припудрите» поверхность

изделия.

Последовательность выполнения самовара представлена на рисунке 3.

Рис. 3.

4) Сушка изделий. О том, как сушить изделия, мы уже говорили. Поговорим о

том, как и для чего производят зарумянивание.

Зарумянивание производится при температуре 180 – 200 С, при постоянном

контроле процесса во избежание подгорания изделий.

Иногда различную степень зарумянивания имеет смысл использовать для

достижения большей живописности работы. Например, можно сделать так, чтобы

угощения на столе были темнее, чем самовар.

5) Покрытие лаком является следующим этапом работы над композицией.

6) Оформление изделий. От сборки и оформления во многом зависит успех

вашей

работы.

Неумело

подобранная

основа

или

рамка

может

испортить

всю

композицию.

Для подбора цвета фона вашей композиции и рамки можно воспользоваться

цветной бумагой. По – разному комбинируя цвета, вы найдете нужное сочетание.

Продумывая фон и композицию, не бойтесь экспериментировать.

7) Сборка изделий. Имея перед собой все детали будущей композиции, можно

приступать к сборке. Для приклеивания изделий используйте клей ПВА.

IV. Подведение итогов. Мини – выставка.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники