Напоминание

Работа над крупной формой. Ж.Б.Акколаи. Концерт ля минор


Автор: Мурашова Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУДОД ДМХШ "Соловушка"
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: Работа над крупной формой. Ж.Б.Акколаи. Концерт ля минор
Раздел: дополнительное образование





Назад





Работа над крупной формой.

Ж.Б.Акколаи. Концерт ля минор.
(открытый урок) Преподаватель по классу скрипки МОУ ДМХШ «Соловушка» Мурашова Татьяна Анатольевна Февраль 2013

Цель урока:
 Воспитывать в ученике сознательное восприятие изучаемого, отношение к нотному тексту как к живой музыкальной речи.
Задачи:
 Осознание крупной формы как единого целого;  Осмысление отдельных эпизодов сочинения в их взаимосвязи;  Умение сочетать разные виды техники в одном произведении, включающем контрастные по характеру и средствам выразительности музыкальные образы.
План урока:
1. Жан Батист Акколаи и эпоха романтизма в музыке 2. Работа над эпизодами и анализ трактовки. 3. Работа над образно-ассоциативным мышлением. 4. Проигрывание концерта. 5. Заключение.
Сведения о жизни и творчестве автора ля минорного Концерта крайне скудны. Известно, что он родился в Брюсселе 17 апреля 1845 года. Умер в 1910 году в г. Брюгге (Бельгия). Скрипичный педагог, скрипач, дирижер и композитор романтического периода. Романтизм - идейно-эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже 18-19 вв. Возникновение романтизма было обусловлено глубоким разочарованием художников в политических результатах Великой французской революции. В эпоху романизма музыка заняла ведущее место в системе искусств, т. к. в наибольшей степени соответствовала устремлениям романтиков в отображении эмоциональной жизни человека. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини, Дж.Филда и др., последующий этап (1830 —50-е гг.) — творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф.Мендельсона, Г. Берлиоза, Дж. Мейербера, В. Беллини, Ф. Листа, Р.Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца 19в. (И. Брамс, А. Брукнер, Х. Вольф, позднее творчество Ф. Листа‚ Р. Вагнера, ранние сочинения Г. Малера, Р. Штрауса и др.). В некоторых национальных композиторских школах расцвет романтизма пришёлся на последнюю треть 19 в. и начало 20 в. (Э. Григ, Я. Сибелиус, И. Альбенис и др.). Развитие музыкального романтизма протекало неравномерно и различными путями в зависимости от национальных и исторических условий. В Германии и Австрии музыкальный романтизм был неразрывно связан с немецкой лирической поэзией (определившей в этих странах расцвет вокальной лирики), во Франции — с достижениями драматического театра. Завоевания музыкального романтизма (у Шуберта, Шумана, Шопена, Вагнера, Брамса и др.) полнее проявились в раскрытии индивидуального мира личности. Воссоздание личной драмы непонятого художника, тема безответной любви и социального неравенства приобретают иногда оттенок автобиографичности (Шуберт, Шуман, Берлиоз, Лист, Вагнер). Разнообразно трактуется романтиками сфера фантастики — от изящной скерцозности, народной сказочности («Сон в летнюю ночь» Мендельсона, «Вольный стрелок» Вебера) до гротеска («Фантастическая симфония» Берлиоза,«Фауст- симфония» Листа). Интерес к народному творчеству, в особенности к его национально-самобытным формам, в значительной мере стимулировал возникновение в русле романтизма новых композиторских школ — польской, чешской. По-новому, с невиданной до того конкретностью, воссоздают романтики образы природы. Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.). Возросшее значение свободных и смешанных форм в 19 в. (в т. ч. баллады, поэмы, рапсодии и т. е) определяется эстетикой романтизма. В
целом для них характерны обстоятельное экспонирование контрастных тем, возрастание интенсивности развития, трансформация и сближение образов (часто на основе монотематизма), динамизация репризно-кодовой части. Одно из самых известных и исполняемых произведений Акколаи – концерт ля минор. Это произведение достойно завершает триаду «хрестоматийных», обязательных для освоения на начальных этапах обучения, так называемых «школьных», или «ученических», концертов (Ридинг – Зейц – Акколаи). На определенной стадии развития ученика ля минорный Концерт Акколаи как нельзя лучше отвечает поставленным задачам дальнейшего роста технического мастерства, и совершенствования звуковых качеств. В1999 году, осуществив запись на компакт-диск цикла под названием «Концерты моего детства» (включая и это сочинение Акколаи), выдающийся скрипач Ицхак Перльман в аннотации к этому диску писал, мысленно возвращаясь к своим юным годам: «…Я также вспоминаю о своей борьбе с Концертом Акколаи – это было вовсе не просто и потребовало тяжелого труда над звучанием…» Подходя к изучению концерта, ученик должен в достаточной степени владеть фундаментальными основами технического мастерства – навыками звукоизвлечения и звуковедения, исполнения основных и производных штрихов, смен позиций, вибрато, беглость пальцев. Концерт написан в сонатной форме с двойной экспозицией и начинается с показа темы у фортепьяно. Тема лирического характера, с развитием в средней части. Тема скрипки решительного характера начинается на легато. Первоочередными требованиями к действиям правой руки при исполнении этого штриха являются естественная плавность движения, отсутствие неоправданных толчков, ненужных ускорений и искусственных задержек смычка. Важная роль – умение сочетать свободно выполняемый начальный двигательный импульс руки, подобный естественному вдоху, с атакой и последующим ограничением скорости движения смычка. Такое сочетание движений часто применяется в начале лиги и имеет немало общего с певческим дыханием. Для достижения хорошего качества первоначального акцента можно изучить
этюд № 2 Мазаса
. Начало каждой четверти здесь требует выразительной мягкой акцентировки, одинаковой при движении смычка вниз и вверх. Соединение звуков легато при переходе с одной струны на другую требует использования специального приема, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне. Важное значение здесь имеет и подготовка пальца левой руки на этой струне. Притом палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остается на ней, пока оба звука не соединятся.
(Пример № 1)
Одно из важнейших средств выразительной фразировки – распределение скорости ведения смычка.
Неравномерное распределение всей длины смычка употребляется обычно при исполнении музыки взволнованного характера, когда восходящая направленность мелодии к опорным звукам, смысловым акцентам и кульминациям сопровождается обычно и значительным крещендо. В этом случае движение смычка, сдержанно-экономичное вначале, к концу постепенно ускоряется. Яркий динамический взлет триолей, стремительно движущихся к смысловой кульминации на первой доле второго такта, обеспечивается описанным способом распределения смычка, сочетаемым с постепенным увеличением его давления на струны. В работе мы использовали другую редакцию концерта. Мягкий, глиссирующий переход 3 – 3 должен погасить, на мой взгляд, необоснованный акцент на пунктирном затакте, который может нарушить целостность фразы. Вся тема построена как бы на «вопрос-ответ». Двойные ноты прорабатываем отдельно.
(Пример №2)
При повторении тема сокращается и изменяется. Интермедия развивает материал темы секвенционно. Связующая партия носит декламационный характер. Исполняется коротким деташе с расширением смычка к вершине. Побочная партия лирического плана. Равномерное распределение смычка вначале (две четверти на смычок) и затем синкопа автоматически подводят ученика к смысловым вершинам. Перед повторным проведением темы используем стаккато на аччелерандо, что придает больше выразительности. Заключительная партия – виртуозно-бравурного характера. Большое значение имеет тщательное изучение вариантов сочетания штрихов легато и деташе. Основные ошибки при исполнении выражаются в том, что раздельные звуки бывают несоразмерно сильными по сравнению со связанными лигами и нарушают плавность течения мелодии. Привлечение слухового контроля, выработка навыков правильного распределения смычка и степени плотности его прикосновения к струне помогают избежать неправильных акцентов. Много полезного материала для освоения различных штриховых сочетаний содержится
в этюдах Я.Донта
.
Например, этюды №№ 6,7,10.
В репризе тема укорочена и приводит к кульминации всего концерта. Связующая партия несколько изменяется. Появляется штрих легато с акцентами на первой доле. Как бы призывает к продолжению борьбы.
(Пример №3)
Побочная партия звучит в одноименном мажоре. Заключительная партия – также виртуозного характера. Требует хорошего владения штрихом легато и беглости пальцев. Построение – секвенционное. Переход на коду: доминантсептаккорд на разной динамике; затем уменьшенный септаккорд также на разной динамике. Кода – двойные ноты прорабатываем также как и в теме.
Работая над ассоциативно-образным мышлением важно обратиться к другим пластам искусства той эпохи, таким как живопись и литература. По-разному складывался и развивался романтизм Германии, Франции и Англии. В Германии романтизм возник раньше, чем в других странах. Лучшие свои произведения создали художники в области портретной и пейзажной живописи. Бунтарская сущность романтизма ярче всего проявилась во Франции. Самым ярким представителем были Теодор Жерико и Эжен Делакруа. В Англии романтически приподнятые пейзажи создает Уильям Тернер. В литературе романтизм возник на рубеже 18-19вв. и представлен такими выдающимися авторами как Джордж Байрон, Вальтер Скотт, Чарльз Диккенс в Англии, в Германии – Эрнст Гофман, Генрих Гейне, в США – Гарриет Бичер-стоу, Марк Твен, во Франции – Виктор Гюго, Фредерик Стендаль, Эмиль Золя. В разных странах романтизм имел свои особенности. Так, например, главное содержание романтизма Италии и Польши – протест против иноземного гнета и борьба за национальное освобождение. Поэт Байрон создал образы необычных героев, людей большой страсти. Трагической судьбы, одиноких и неприкаянных. Читая романы Гюго, мы поражаемся тому, как ярко, контрастно изображены его герои. Как остро сталкиваются добро и зло. Поскольку, достоверно известно, что концерт был написан Жаном Батистом Акколаи в 23-х летнем возрасте, а юности свойственно более острое восприятие действительности и несправедливости жизни, то становится более понятным трактовка концерта как размышления о добре и зле.
(Проигрывание концерта)
Остается добавить, что Акколаи – это типичная модель одночастного романтического концерта-поэмы с характерным для этого жанра сопоставлением эпизодов элегического, лирического и бравурно-виртуозного характера. В этом плане Концерт Акколаи является прекрасной подготовительной базой для освоения исполнителем на последующих ступенях развития родственных ему по форме и духу, но более сложных крупных форм. Произведения крупной формы служат основным учебным материалом, с помощью которого осуществляется гармоничное художественное и техническое развитие скрипача.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники