Напоминание

с использованием ИКТ


Автор: Курбанова Патимат Багандовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Мекегинский лицей имени Г. М. Гамидова"
Населённый пункт: с. Мекеги, Левашинский район, Республика Дагестан.
Наименование материала: учебный материал
Тема: с использованием ИКТ
Раздел: начальное образование





Назад




2

класс

.

Тема

:

Сочинение

по

картине

А

.

С

.

Степанова

«

Лоси

».

Цель: Учить учащихся выражать свою мысль устно и письменно,

составлять предложения по опорным словам, развивать внимание,

память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания

по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы,

воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять рассказ о

картине, строить сообщения в устной и письменной форме,

анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать,

доказывать свое мнение.

Предметные: формировать умение составлять рассказ по картине.

Метапредметные: строить сообщения в устной и письменной форме,

анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать,

доказывать свое мнение.

Личностные: внимательное и бережное отношение к природе и

животным.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на

тему «Художник А.С. Степанов». Сочинение по картине А.С. Степанов

«Лоси».

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес –

Чудеса посмотреть.

II. Мотивация.

Знакомство с главным персонажем картины.

Учитель: Представьте: кругом лежит снег, пустынное, заснеженное

поле, а там вдали виднеется лес, а из него выходят… Послушайте и

подумайте. Кто наши герои?

Учитель: Не голос – громкая труба,

Большая верхняя губа,

На нем - громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось

Раз он – сохатый, значит … (Лось)

Тяжелые рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый. (Лось)

Учитель :- Да, это большое, сильное животное. Водится в наших лесах .

Можно встретить даже в Подмосковье на территории Национального

парка Лосиный остров. А сейчас мы послушаем ваши сообщения о лосе.

Ученик 1: Я узнал, что лось – очень крупное животное. Длина тела 3

метра, высота в холке 2,5 метра, а длина хвоста 12-13 см.

Ученик 2: А я узнал, что масса тела очень большая 360-600 кг. Животное

очень сильное, его боятся и волки, и даже медведи.

Ученик 3: Это очень доброе животное, с грозным видом, но сам лось ни

на кого не нападает. Любит свежую траву и молоденькие осиновые

веточки.

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием.

III. Целеполагание.

Учитель:- Может кто-нибудь догадается, какая будет цель урока?

Ученик: - Составить сочинение по картине.

Учитель: - А теперь давайте проверим, правильно ли вы назвали цель

урока.

Учитель: - Откройте учебники на странице 118.

- Прочитайте задания упражнения № 191.

- Оказались ли правильными ваши предположения.

-Представим, что мы с вами сейчас находимся не в классе, а в картинной

галерее художника Алексея Степановича Степанова

- Будем описывать картину, писать сочинение по картине

постараемся сделать свою речь более точной, красочной,

выразительной; также будем развивать умения описывать наблюдаемые

объекты по картине.

(Открывают учебник, читают задание к упражнению)

(Учащиеся закрывают глаза и представляют себя в картинной галерее)

Беседа.

IV. Подготовительная работа.

Вступительное слово учителя.

Знакомство с биографией и творчеством художника.

Рассматривают портрет А.С. Степанова.

Учитель: Алексей Степанович Степанов родился 24 апреля 1858г в

Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Его

родители рано умерли. Его забирают а Москву и там он учится в

институте на землемерном отделении. Эта профессия его не привлекала

и он поступил в 1880 году в Московское училище живописи, ваяния и

зодчества. В 1883г. получил малую медаль, а в 1884 г.- большую

серебряную медаль за картину «Отец и сын, или Военная беседа». Он

сотрудничал с журналом «Природа и охота» и там публикуются его

рисунки. Он несколько лет подряд работает с Левитаном. В летнее время

они пишут с натуры пейзажи Звенигорода, Волги. Как и Левитан,

Степанов считается создателем «пейзажа настроения». С 1888 года

Степанов начинает постоянно участвовать в экспозициях Товарищества

Передвижных Художественных Выставок. Особенный успех имело

полотно «Лоси едят сено зимой», представленное на выставке 1889 года.

Эту картину приобрел для своей коллекции П.М. Третьяков.

Излюбленной темой Степанова всегда оставалось изображение

животных: «Волки у плетня», «Волки ночью», «Лось и лайки», «На

промысел», «Лоси». Художник любил русскую природу, им написано

много картин: «Зимний пейзаж», «Осень», «На Волге». В 1889 году

Степанов становится преподавателем Московского училища живописи,

ваяния и зодчества. Позднее он получает звание профессора.

Значительное влияние оказало знакомство с французской живописью. В

результате появились полотна «Прачки в Виши», «Качели» - это его

последняя картина. Он умер 5 октября 1923 году в Москве.

Учитель: - На слайдах представлены картины А. Степанова.

- Что на них изображено?

Дети: - На картинах А.С. Степанова изображены животные и

природа.

Учитель: - Что любил изображать художник на своих картинах?

Дети: - Художник любил изображать окружающий мир.

Смотрят картины: «Зимний пейзаж», «Осень», «На Волге».

(Зима, осень, река Волга.)

Учитель: - Художник изображает картины природы.

Беседа по картинам.

V. Работа по картине А.С. Степанова «Лоси».

Знакомство с главным персонажем картины.

Учитель: Сейчас каждый из вас станет наблюдателем, и мы рассмотрим

картину «Лоси».

Учитель: - Какое время года?

Ученик: - Наступила зима.

Учитель: - Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?

Ученик: - Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу

видны следы животных.

Учитель: - Кого художник изобразил в центре картины?

Ученик: - Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.

Учитель: - Откуда вышли лоси?

Ученик: - Лоси вышли из леса.

Учитель: - Чем они заняты?

Ученик: - Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.

Учитель: - Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам.

Почему?

Ученик: - Он их сторожит.

Учитель: - Молодцы! Вы все правильно ответили. На поляну пришла

семья лосей. В лесу стало мало корма, а на поляне стоит стог сена. Стог

– это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом

лесничестве.

4. Физкультминутка.

Лось шагает по дубраве:

Треск шум стоит вокруг.

Столько шума, чтобы знали:

«Не стреляйте, я ваш друг!»

В заповеднике сохатый

Не боится никого.

Он, конечно же, рогатый,

Но рога-то для чего?

По секрету между нами:

Если кто-то нападает,

Напугает он рогами

И тихонечко уйдет.

(Дети представляют большое животное и выполняют произвольные

движения, которые соответствуют тексту.)

Учащиеся рассматривают картину.

Наступила зима. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы

животных

- Белая, голубая, серая краски.

- Красоту зимы можно сохранить, сделав фотоснимок или написать

картину.

- Такая картина называется пейзажем.

- Катина навивает грусть, природа будто спит, деревья стоят одиноко,

уныло, небо хмурое.

- Глядя на эту картину, хочется побывать там и понаблюдать за

маленькими лосятами.

-Художник любит животных и хотел рассказать, как лоси питаются зимой.

- Как еще можно назвать картину?

Ученик: - «Лосинный обед», «Семья» и т.д.

Учитель: - Составим план сочинения.

-В центре картины изображены лоси.

-Лоси вышли из леса.

-Они увидели сено.

-Маленькие лосята с удовольствием его жуют.

-Большой лось охраняет маленьких лосят от опасностей.

Молчаливое рассматривание картины.

Беседа по содержанию картины.

VI. Речевая разминка.

Учитель:

-

Подберите

синонимы

к словам:

художник, картина

?

Ученик: - Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.

Картина – полотно, репродукция.

Учитель:

- Кто такой пейзажист?

Ученик: - Пейзажист- человек, рисующий пейзажи.

Речевая подготовка.

VІІ. Работа по составлению предложений.

Учитель: - Каждый из вас сейчас станет писателем. Попробуйте описать

картину так, чтобы ваши друзья, которые ее не видели, захотели

обязательно побывать в картинной галерее и полюбоваться ею. На доске

вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать

при составлении своих предложений.

Опорные слова:

Наступила зима, зимний лес, стог сена, семья лосей, лосята, принялись

есть, вкусное, душистое сено, лосиха, старый лось, сильный, темного

цвета, огромные, ветвистые рога, настороженно прислушивается, нет ли

опасности.

- Перед вами план сочинения. Как вы думаете, зачем он нам?

Ученик: - Чтобы последовательно передавать мысли.

1.Вступление.

Картина А. С. Степанова «Лоси».

2.Основная часть.

а) время года, изображенное на картине. Приметы зимы.

б) предметы, изображенные на заднем плане картины.

в) описание лосей:

- размер животных;

- голова, рога;

- шерсть, окраска лосей;

- ноги, копыта.

г) краски, использованные художником.

Практическая работа.

Учитель: - А сейчас вы составьте и запишите, используя опорные

слова, небольшое сочинение по картине А.С. Степанова «Лоси».

Выполнив проверьте свою работу.

3.Заключительная часть.

Общее впечатление о картине.

Учитель: - Какие чувства вызвала у вас картина «Лоси»?

-Из каких частей состоит план?

Ученик: - План состоит из 4 частей.

Учитель: - Для чего нужен план?

Ученик: - План нужен для того, чтобы последовательно передавать

мысли.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Наш сегодняшний урок был путешествием в страну лосей.

Мы рассказали биографию А.С. Степанова, узнали, какие он картины

нарисовал, рассматривали картины А.С. Степанова, отгадывали

загадки, делились впечатлениями о зимней природе и лосях.

- Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?

-Что вам понравилось на уроке?

-Какие трудности возникли в ходе выполнения заданий?

-Какое настроение у вас вызвал этот урок?

Дети отвечают.

- Спасибо. Урок окончен.

Литература.

1.

Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения

по картинам в начальных

классах. – Тула: Родничок; М,:АСТ, 2003.-222с.

2.

Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать:

Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия

развития, 1997-224с.

3.

Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по

курсу «Окружающий мир» Универсальное планирование. 2 класс – Изд. 3-е

перераб. И доп. – М,ВАКО, 2005-368с.

4.

Новоторцева НВ. Развитие речи у детей: Дидаксический материал по

развитию речи у дошкольников и младших школьников – Ярославль:

Академия развития. 1997-240с.

5.

Румянская Е.И., Черезова Л.Б. Экскурсии в природу по югу России. Зима.

1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006.- 124с.



В раздел образования