Напоминание

«Поэма Памяти С.А. Есенина» «переломный» этап в творчестве Г.В. Свиридова»


Автор: Подколзина Елена Владимировна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования Веневская детская школа искусств
Населённый пункт: Г.Венев Тульской области
Наименование материала: Доклад
Тема: «Поэма Памяти С.А. Есенина» «переломный» этап в творчестве Г.В. Свиридова»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад

«Поэма Памяти С.А. Есенина»

«переломный» этап в творчестве Г.В. Свиридова»

Подготовила: Подколзина Е.В.

преподаватель

отделения фортепиано

МУДО Веневская детская

школа искусств

г. Венев, 2019г.

...более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла».

(С. Есенин. Стансы)

Творчество

Георгия

Васильевича

Свиридова

выдающее ся

я вл е н и е

духовной

культуры

нашего

народа.

Его

музыка,

простая

и

мудрая,

как

народная

песня, призывная и возвышенная, занимает

особое

место

в

русском

искусстве.

Свиридов

умеет

увидеть

и

показать

слушателям

вечное

в

новом,

и

новое

в

в еч н ом .

Е го

т в о рч е с т в о

ж и в о е

воплощение бессмертия традиций русской

культуры. Его новаторский вклад в ораториально-кантатное хоровое, романсное

творчество стоит в одном ряду с тем, что сделал Прокофьев для оперы и балета,

фортепианной

музыки,

Шостакович

для

симфонии

и

камерно-

инструментальных жанров.

Музыка

Георгия

Свиридова

живет

в

сердцах

миллионов

людей.

Она

вошла в нас пушкинскими романсами 1935 года — удивительно свежими,

самобытными,

в

которых

поразительно

рано

нащупан

его

художественный

язык: одновременно простой и сложный, ясный и мудрый, ярко русский и

впитавший в себя опыт мировой музыки, от Баха и Шуберта до Глинки и

Прокофьева.

Этим

стилем

пронизано

все

грандиозное

и

разноплановое

творчество Свиридова: крупные кантатно-ораториальные полотна и интимная

вокальная лирика, живописно-картинные оркестровые опусы и отточеннейшая

камерно-инструментальная музыка.

Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка

(песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения).

Здесь

счастливо

соединились

его

удивительное

чувство

стиха,

глубина

постижения

поэзии

и

богатое

мелодическое

дарование.

Сам

Свиридов

предпочитал

называть

свои

вокальные

сочинения

песнями,

настолько

они

близки русской песне по своей выразительности и лаконизму высказывания.

Cвиридов часто повторял: «Я рапсод». Повторял с шутливой интонацией, но

создается

впечатление,

что

вокальное

искусство

Свиридова

действительно

стремится вернуться к первоначальному единству музыки и стиха, утерянному

когда-то. Мир вокальной музыки Свиридова безбрежен. Он включает в себя

несколько

самостоятельных

поэтических

миров:

Пушкин,

Бернс,

Блок,

Маяковский, Пастернак, Есенин…

Обращение Свиридова к творчеству Сергея Есенина было в значительной

мере

возрождением

наследия

поэта.

Много

лет

его

сочинения

не

переиздавались и упоминались в истории литературы со множеством оговорок.

Его

имя

ассоциировалось

скорее

с

«Исповедью

хулигана»

и

«Москвой

кабацкой», нежели с глубоко искренними стихами о России. Иной раз в Есенине

ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в

нем большого народного поэта, который любил Россию как сын. Яркие образы

предчувствия

страшной

катастрофы

русской

деревни

и

Родины

в

целом

услышал композитор. И никто не передал их в музыке так, как это сделал

Свиридов. Порой кажется, что стихотворение рождается уже с этой музыкой.

Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство

Свиридова

также

отличается

редкой

внутренней

гармонией,

страстной

устремленностью

к

добру

и

правде

и

одновременно

ощущением

трагизма,

происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой

эпохи.

Музыкант

и

композитор

огромного,

своеобразного

дарования,

он

чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под

ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с

народными истоками и с вершинами русской культуры.

Ученик

Д.

Шостаковича,

получивший

образование

в

Ленинградской

консерватории

(1936-1941),

замечательный

знаток

поэзии

и

живописи,

сам

обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке

Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец,

и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к

Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение

мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два

краеугольных камня русской музыкальной культуры — народная песенность и

духовное искусство, — жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали

опорой мастера в зрелый период творчества.

С.А. Есенин — самый близкий и, по всем параметрам, — главный поэт

Свиридова: из около двухсот вокальных сочинений более пятидесяти (сольных

и хоровых) были написаны именно на его стихи. Именно Свиридов впервые по-

настоящему ввел в музыку поэзию Есенина как поэта огромной глубины и

масштаба – не только автора лирических откровений, но и философа

.

Феномен Есенина с феноменом Свиридова объединяют четыре свойства,

которые в целом можно озаглавить так - "Они воспевали душу...". Первое из

них

-

это

поразительное

умение

воссоздавать

мир

в

его

изменчивости,

буквально, импрессионистически передавая неповторимую суть и атмосферу и

мира большого, и мира души, теснейшим образом с ним связанного.

Второе

свойство - это движение, постоянная устремленность, некая динамическая сила,

которая несет героев по дорогам и тропкам Жизни, увлекая их к новому, даря то

светлые

мгновения,

то

-

потери

и

сумрак

духа.

Образ

коня,

тройки

есенинский, и свиридовский) - это не только конкретность, это и поэтическая

суть духа, некий внутренний Пегас - не только стихотворческий, но и духовный,

возносящий ввысь. Третье свойство

- это глубинное воплощение постоянной

грани между земным и надчеловеческим, это звон невидимых колоколов, это

приобщение к Высшему даже через познание внешне низменного, даже сквозь

потери,

моменты

опустошенности,

мгновения

трагических

всплесков

или

горечи сарказма в восприятии всего, что встречается на пути. И четвертое

общее свойство - это умение погружаться в земной быт, черпая в порой в

достаточно жёсткой жанровости описываемых сцен всё тот же непростой путь

"через тернии - к звёздам". В целом вокальные произведения Свиридова на

стихи "нерасхожего" Есенина написаны о душе, о судьбах "Отчалившей Руси",

о метаниях духа в поисках прорыва.

Как ни странно, Г.В. Свиридов познакомился с поэзией С.А. Есенина

лишь в 1956 г. Строка «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала

музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» —

произведение этапное для Свиридова, для советской музыки, и вообще для

осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет.

Сочинялась «Поэма» с огромным увлечением, горячо и вдохновенно. В

течение всего лишь двух недель большое произведение, состоящее из десяти

частей, было завершено. Уже в процессе работы Свиридову стало ясно, что

масштабы замысла «Поэмы» выходят за пределы ранее задуманного камерного

жанра

и

требуют

иного

решения.

И

в

начале

1956

года

создается

новый,

окончательный

ее

вариант

для

солиста

(тенор),

смешанного

хора

и

симфонического оркестра.

Выделив в качестве основной темы «любовь к родному краю», Свиридов

именно сквозь призму этой темы рисует и самого Есенина — большого и

прекрасного русского поэта, «крестьянского сына», неразрывно связанного с

народом, с землей, с Родиной — Русью. Этим замыслом обусловлены и отбор

есенинских стихотворений и расположение их в композиции «Поэмы»: создавая

ее, Свиридов обращался к произведениям поэта разных лет: от 1910 до 1924

года. Группировка же их весьма примечательна. Стихотворения, образующие

первые шесть номеров «Поэмы», созданы Есениным в период от 1910 до 1916

года. Они воспроизводят картины жизни русского крестьянства до Октябрьской

революции. Это: «Край ты мой заброшенный...» (1914), «Поет зима...» (1910),

«В том краю...» (1915), «Молотьба» (1916), «За рекой горят огни» (1916),

«Матушка

в

Купальницу

по

лесу

ходила»

(1912).

Последующие

четыре

стихотворения относятся к 1918—1924 годам и посвящены образам молодой

Советской России. Это два фрагмента из поэмы «Песнь о великом походе»

(1924),

озаглавленных

Свиридовым:

«1919...»

и

«Крестьянские

ребята»;

стихотворение «Я — последний поэт деревни...» (1919) и фрагмент из цикла

«Иорданская голубица» (1918) — «Небо — как колокол...», образующий финал

поэмы. (Стихи Есенина приведены здесь в той же последовательности, как и в

«Поэме»).

Такая

группировка

отчетливо

делит

всю

композицию,

соответственно

содержанию, на две части, которые можно условно назвать «Русь уходящая» и

«Русь советская».

В

разнообразном

музыкально-поэтическом

содержании

цикла

доминирующая лирическая тема дана в глубоком сплетении с гражданской,

историко-социальной. При этом в музыкальной драматургии «Поэмы» ясно

ощутимы

две

эмоционально-интонационные

сферы

образов.

Одна

лирическая,

созерцательного

характера,

связанная

с

размышлением,

ею

начинается произведение; другая — активная, действенная, полная энергии,

размаха.

Контрастность

этих

образно-эмоциональных

сфер

подчеркнута

ладовой

окраской.

Для

первой

из

них

композитор

использует

минорные

тональности, для второй — мажорные.

Соотношение исполнительских ресурсов в «Поэме» весьма необычно.

Наибольшая роль принадлежит хору. Шесть номеров созданы целиком для хора

в сопровождении оркестра. Из четырех, предназначенных для солиста, в трех

принимает

участие

и

хор.

Только

в

одном

номере

цикла

(«В

том

краю»)

отсутствует хоровая партия. При этом весьма значительна также и роль певца-

солиста. Функция же оркестра, хотя и важная, все же уступает вокальному

элементу. Наибольшее значение имеет оркестр в создании пейзажных («Поет

зима») и пейзажно-обрядовых образов («Ночь под Ивана Купала»), а также для

создания

эмоционально-образного

фона

в

таких

частях,

как

«Молотьба»,

«1919...», «Крестьянские ребята», «Я — последний поэт деревни...», «Небо —

как колокол...». Собственно же оркестровых эпизодов в цикле нет.

День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» (31 мая 1956

года) стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это

сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать

лет

творчества,

известность

(всеобщее

внимание

привлекло

уже

первое

сочинение

двадцатилетнего

автора

цикл

романсов

на

стихи

Пушкина),

мучительное

изживание

влияния

учителя

Дмитрия

Шостаковича.

У

Г.В.

Свиридова не было своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и

Тема

наконец-то

нашли

друг

друга.

В

«Поэме

памяти

Сергея

Есенина»

сфокусирован

основной

эстетический

приоритет

Свиридова

новый

традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота

очень

сложно

организована;

традиционный

музыкальный

язык

вбирает

достижения музыки ХХ века — сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения

наконец-то

разрешенным

(хотя

и

дозированно)

авангардом,

Свиридов

шел

против течения — к естественной русской певческой (в широком смысле)

интонации.

«Поэма» стала для Свиридова «переломным» этапом творчества, первым

шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно

привел

к

абсолютному

отказу

от

«мирской»

музыки;

в

поздний

период

творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном

жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев.

«Поэма

памяти

Сергея

Есенина»

имела

огромное

общественное

значение,

вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме

русской

деревни.

Именно

это

музыкальное

сочинение

Свиридова

стоит

у

истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной

литературы конца 1950-х — середины 1980-х (среди авторов — Василий Белов,

Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять

номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «Деревянной

Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина).

Как

и

стихи

Есенина,

музыка

Свиридова

выросла

на

почве

русской,

вспоена

соками

крестьянской

жизни,

вскормлена

родной

землей.

Ее

национальное

своеобразие

не

в

фольклорных

заимствованиях.

Их

у

композитора нет. Но поет он так же, как поет народ.

Композитор использует в «Поэме» различные средства выразительности,

свойственные народной музыке. Здесь столь характерные кварто-квинтовые и

трихордные

попевки,

диатоника

и

пентатонические

обороты,

вариационное

развитие,

ладовая

и

метрическая

переменность,

разнообразные

народно-

песенные

жанры

и

столь

характерные

и

различные

колокольные

звучания,

проходящие

сквозь

всю

композицию.

В

подлинной

народности

таланта

Свиридова

заключены

возможности

создания

произведения

такой

красоты,

поэтичности и возвышенности.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих

других

деятелей

советской

культуры

ощутил

необходимость

сохранения

русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного

искусства,

создававшихся

столетиями,

ибо

над

всеми

этими

народными

богатствами

в XX век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых

злоупотреблений, реально нависла опасность уничтожения. Ранние и поздние

сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется,

что они не принадлежат одному композитору. Стиль композитора значительно

менялся

на

разных

этапах

его

творчества.

Его

ранние

произведения

были

написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на

работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались

под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, также, например в Первой

партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку

Пауля

Хиндемита.

С

середины

50-х

годов

Свиридов

обрел

свой

яркий

самобытный

стиль,

и

старался

писать

произведения,

которые

носили

исключительно русский характер.

Начиная с "Поэмы памяти Сергея Есенина", композитор использует в

своей

музыке

интонационно-ладовые

элементы

древнего

православного

знаменного распева, опирается на русский фольклор, включает в орбиту своего

музыкального обобщения интонационный язык революционной песни, марша,

ораторских речей (звуковой материал русского XX века). На этом фундаменте

вырастает

новый

феномен

такой

силы

и

красоты,

духовной

мощи

и

проникновенности,

который

поднимает

хоровое

искусство

того

времени

на

новую ступень развития.

Именно в

этом

заключается творческий подвиг

Свиридова. Найденное им с огромным успехом далее будут развивать другие

советские

композиторы:

В.

Гаврилин,

В.

Тормис,

В.

Рубин,

Ю.

Буцко,

К.

Волков. А. Николаев, А. Холминов и др.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря

ее

глубине,

гармоничности,

тесной

связи

с

богатыми

традициями

русской

музыкальной культуры.

Среди всех композиторов России XX века Свиридов в

наибольшей

степени

заслуживает

звания

"народного"

в

подлинном

смысле

этого слова. Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова,

его

бережное

отношение

к

сокровищам

русской

поэзии

снискали

ему

искреннюю любовь широкой аудитории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Алфеевская Г. История отечественной музыки советского периода. – М.,

1993.

2.

Асафьев Б. Русская музыка XIX – начала XX века. – Л. 1968.

3.

Васильев В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. – Л., 1990.

4.

Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины

XVI начала XX века. – ч. 1. – М., 1985.

5.

Книга о Свиридове/Составитель А. Золотов. – М., 1983.

6.

Птица К. О музыке и музыкантах: статьи разных лет/Составитель Б.

Тевлин, Л. Ермакова. – М., 1995.

7.

Сохор

А.

Георгий

Свиридов.

Всесоюзное

издание

«Советский

композитор». – М., 1972.

8.

Уколова

Л.

И.

Дирижирование/Учебное

пособие

для

студентов

учреждений

средних

проф.

Образования.

М.,

Гуманитарный

издательский центр Владос. – 2003.



В раздел образования