Автор: Подколзина Елена Владимировна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования Веневская детская школа искусств
Населённый пункт: Г.Венев Тульской области
Наименование материала: Доклад
Тема: «Поэма Памяти С.А. Есенина» «переломный» этап в творчестве Г.В. Свиридова»
Раздел: дополнительное образование
Доклад
«Поэма Памяти С.А. Есенина»
«переломный» этап в творчестве Г.В. Свиридова»
Подготовила: Подколзина Е.В.
преподаватель
отделения фортепиано
МУДО Веневская детская
школа искусств
г. Венев, 2019г.
...более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла».
(С. Есенин. Стансы)
Творчество
Георгия
Васильевича
Свиридова
–
выдающее ся
я вл е н и е
духовной
культуры
нашего
народа.
Его
музыка,
простая
и
мудрая,
как
народная
песня, призывная и возвышенная, занимает
особое
место
в
русском
искусстве.
Свиридов
умеет
увидеть
и
показать
слушателям
вечное
в
новом,
и
новое
в
в еч н ом .
Е го
т в о рч е с т в о
–
ж и в о е
воплощение бессмертия традиций русской
культуры. Его новаторский вклад в ораториально-кантатное хоровое, романсное
творчество стоит в одном ряду с тем, что сделал Прокофьев для оперы и балета,
фортепианной
музыки,
Шостакович
–
для
симфонии
и
камерно-
инструментальных жанров.
Музыка
Георгия
Свиридова
живет
в
сердцах
миллионов
людей.
Она
вошла в нас пушкинскими романсами 1935 года — удивительно свежими,
самобытными,
в
которых
поразительно
рано
нащупан
его
художественный
язык: одновременно простой и сложный, ясный и мудрый, ярко русский и
впитавший в себя опыт мировой музыки, от Баха и Шуберта до Глинки и
Прокофьева.
Этим
стилем
пронизано
все
грандиозное
и
разноплановое
творчество Свиридова: крупные кантатно-ораториальные полотна и интимная
вокальная лирика, живописно-картинные оркестровые опусы и отточеннейшая
камерно-инструментальная музыка.
Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка
(песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения).
Здесь
счастливо
соединились
его
удивительное
чувство
стиха,
глубина
постижения
поэзии
и
богатое
мелодическое
дарование.
Сам
Свиридов
предпочитал
называть
свои
вокальные
сочинения
песнями,
настолько
они
близки русской песне по своей выразительности и лаконизму высказывания.
Cвиридов часто повторял: «Я рапсод». Повторял с шутливой интонацией, но
создается
впечатление,
что
вокальное
искусство
Свиридова
действительно
стремится вернуться к первоначальному единству музыки и стиха, утерянному
когда-то. Мир вокальной музыки Свиридова безбрежен. Он включает в себя
несколько
самостоятельных
поэтических
миров:
Пушкин,
Бернс,
Блок,
Маяковский, Пастернак, Есенин…
Обращение Свиридова к творчеству Сергея Есенина было в значительной
мере
возрождением
наследия
поэта.
Много
лет
его
сочинения
не
переиздавались и упоминались в истории литературы со множеством оговорок.
Его
имя
ассоциировалось
скорее
с
«Исповедью
хулигана»
и
«Москвой
кабацкой», нежели с глубоко искренними стихами о России. Иной раз в Есенине
ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в
нем большого народного поэта, который любил Россию как сын. Яркие образы
предчувствия
страшной
катастрофы
русской
деревни
и
Родины
в
целом
услышал композитор. И никто не передал их в музыке так, как это сделал
Свиридов. Порой кажется, что стихотворение рождается уже с этой музыкой.
Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство
Свиридова
также
отличается
редкой
внутренней
гармонией,
страстной
устремленностью
к
добру
и
правде
и
одновременно
ощущением
трагизма,
происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой
эпохи.
Музыкант
и
композитор
огромного,
своеобразного
дарования,
он
чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под
ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с
народными истоками и с вершинами русской культуры.
Ученик
Д.
Шостаковича,
получивший
образование
в
Ленинградской
консерватории
(1936-1941),
замечательный
знаток
поэзии
и
живописи,
сам
обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке
Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец,
и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к
Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение
мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два
краеугольных камня русской музыкальной культуры — народная песенность и
духовное искусство, — жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали
опорой мастера в зрелый период творчества.
С.А. Есенин — самый близкий и, по всем параметрам, — главный поэт
Свиридова: из около двухсот вокальных сочинений более пятидесяти (сольных
и хоровых) были написаны именно на его стихи. Именно Свиридов впервые по-
настоящему ввел в музыку поэзию Есенина как поэта огромной глубины и
масштаба – не только автора лирических откровений, но и философа
.
Феномен Есенина с феноменом Свиридова объединяют четыре свойства,
которые в целом можно озаглавить так - "Они воспевали душу...". Первое из
них
-
это
поразительное
умение
воссоздавать
мир
в
его
изменчивости,
буквально, импрессионистически передавая неповторимую суть и атмосферу и
мира большого, и мира души, теснейшим образом с ним связанного.
Второе
свойство - это движение, постоянная устремленность, некая динамическая сила,
которая несет героев по дорогам и тропкам Жизни, увлекая их к новому, даря то
светлые
мгновения,
то
-
потери
и
сумрак
духа.
Образ
коня,
тройки
(и
есенинский, и свиридовский) - это не только конкретность, это и поэтическая
суть духа, некий внутренний Пегас - не только стихотворческий, но и духовный,
возносящий ввысь. Третье свойство
- это глубинное воплощение постоянной
грани между земным и надчеловеческим, это звон невидимых колоколов, это
приобщение к Высшему даже через познание внешне низменного, даже сквозь
потери,
моменты
опустошенности,
мгновения
трагических
всплесков
или
горечи сарказма в восприятии всего, что встречается на пути. И четвертое
общее свойство - это умение погружаться в земной быт, черпая в порой в
достаточно жёсткой жанровости описываемых сцен всё тот же непростой путь
"через тернии - к звёздам". В целом вокальные произведения Свиридова на
стихи "нерасхожего" Есенина написаны о душе, о судьбах "Отчалившей Руси",
о метаниях духа в поисках прорыва.
Как ни странно, Г.В. Свиридов познакомился с поэзией С.А. Есенина
лишь в 1956 г. Строка «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала
музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» —
произведение этапное для Свиридова, для советской музыки, и вообще для
осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет.
Сочинялась «Поэма» с огромным увлечением, горячо и вдохновенно. В
течение всего лишь двух недель большое произведение, состоящее из десяти
частей, было завершено. Уже в процессе работы Свиридову стало ясно, что
масштабы замысла «Поэмы» выходят за пределы ранее задуманного камерного
жанра
и
требуют
иного
решения.
И
в
начале
1956
года
создается
новый,
окончательный
ее
вариант
—
для
солиста
(тенор),
смешанного
хора
и
симфонического оркестра.
Выделив в качестве основной темы «любовь к родному краю», Свиридов
именно сквозь призму этой темы рисует и самого Есенина — большого и
прекрасного русского поэта, «крестьянского сына», неразрывно связанного с
народом, с землей, с Родиной — Русью. Этим замыслом обусловлены и отбор
есенинских стихотворений и расположение их в композиции «Поэмы»: создавая
ее, Свиридов обращался к произведениям поэта разных лет: от 1910 до 1924
года. Группировка же их весьма примечательна. Стихотворения, образующие
первые шесть номеров «Поэмы», созданы Есениным в период от 1910 до 1916
года. Они воспроизводят картины жизни русского крестьянства до Октябрьской
революции. Это: «Край ты мой заброшенный...» (1914), «Поет зима...» (1910),
«В том краю...» (1915), «Молотьба» (1916), «За рекой горят огни» (1916),
«Матушка
в
Купальницу
по
лесу
ходила»
(1912).
Последующие
четыре
стихотворения относятся к 1918—1924 годам и посвящены образам молодой
Советской России. Это два фрагмента из поэмы «Песнь о великом походе»
(1924),
озаглавленных
Свиридовым:
«1919...»
и
«Крестьянские
ребята»;
стихотворение «Я — последний поэт деревни...» (1919) и фрагмент из цикла
«Иорданская голубица» (1918) — «Небо — как колокол...», образующий финал
поэмы. (Стихи Есенина приведены здесь в той же последовательности, как и в
«Поэме»).
Такая
группировка
отчетливо
делит
всю
композицию,
соответственно
содержанию, на две части, которые можно условно назвать «Русь уходящая» и
«Русь советская».
В
разнообразном
музыкально-поэтическом
содержании
цикла
доминирующая лирическая тема дана в глубоком сплетении с гражданской,
историко-социальной. При этом в музыкальной драматургии «Поэмы» ясно
ощутимы
две
эмоционально-интонационные
сферы
образов.
Одна
—
лирическая,
созерцательного
характера,
связанная
с
размышлением,
—
ею
начинается произведение; другая — активная, действенная, полная энергии,
размаха.
Контрастность
этих
образно-эмоциональных
сфер
подчеркнута
ладовой
окраской.
Для
первой
из
них
композитор
использует
минорные
тональности, для второй — мажорные.
Соотношение исполнительских ресурсов в «Поэме» весьма необычно.
Наибольшая роль принадлежит хору. Шесть номеров созданы целиком для хора
в сопровождении оркестра. Из четырех, предназначенных для солиста, в трех
принимает
участие
и
хор.
Только
в
одном
номере
цикла
(«В
том
краю»)
отсутствует хоровая партия. При этом весьма значительна также и роль певца-
солиста. Функция же оркестра, хотя и важная, все же уступает вокальному
элементу. Наибольшее значение имеет оркестр в создании пейзажных («Поет
зима») и пейзажно-обрядовых образов («Ночь под Ивана Купала»), а также для
создания
эмоционально-образного
фона
в
таких
частях,
как
«Молотьба»,
«1919...», «Крестьянские ребята», «Я — последний поэт деревни...», «Небо —
как колокол...». Собственно же оркестровых эпизодов в цикле нет.
День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» (31 мая 1956
года) стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это
сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать
лет
творчества,
известность
(всеобщее
внимание
привлекло
уже
первое
сочинение
двадцатилетнего
автора
—
цикл
романсов
на
стихи
Пушкина),
мучительное
изживание
влияния
учителя
Дмитрия
Шостаковича.
У
Г.В.
Свиридова не было своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и
Тема
наконец-то
нашли
друг
друга.
В
«Поэме
памяти
Сергея
Есенина»
сфокусирован
основной
эстетический
приоритет
Свиридова
—
новый
традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота
очень
сложно
организована;
традиционный
музыкальный
язык
вбирает
достижения музыки ХХ века — сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения
наконец-то
разрешенным
(хотя
и
дозированно)
авангардом,
Свиридов
шел
против течения — к естественной русской певческой (в широком смысле)
интонации.
«Поэма» стала для Свиридова «переломным» этапом творчества, первым
шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно
привел
к
абсолютному
отказу
от
«мирской»
музыки;
в
поздний
период
творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном
жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев.
«Поэма
памяти
Сергея
Есенина»
имела
огромное
общественное
значение,
вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме
русской
деревни.
Именно
это
музыкальное
сочинение
Свиридова
стоит
у
истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной
литературы конца 1950-х — середины 1980-х (среди авторов — Василий Белов,
Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять
номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «Деревянной
Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина).
Как
и
стихи
Есенина,
музыка
Свиридова
выросла
на
почве
русской,
вспоена
соками
крестьянской
жизни,
вскормлена
родной
землей.
Ее
национальное
своеобразие
—
не
в
фольклорных
заимствованиях.
Их
у
композитора нет. Но поет он так же, как поет народ.
Композитор использует в «Поэме» различные средства выразительности,
свойственные народной музыке. Здесь столь характерные кварто-квинтовые и
трихордные
попевки,
диатоника
и
пентатонические
обороты,
вариационное
развитие,
ладовая
и
метрическая
переменность,
разнообразные
народно-
песенные
жанры
и
столь
характерные
и
различные
колокольные
звучания,
проходящие
сквозь
всю
композицию.
В
подлинной
народности
таланта
Свиридова
заключены
возможности
создания
произведения
такой
красоты,
поэтичности и возвышенности.
Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих
других
деятелей
советской
культуры
ощутил
необходимость
сохранения
русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного
искусства,
создававшихся
столетиями,
ибо
над
всеми
этими
народными
богатствами
в XX век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых
злоупотреблений, реально нависла опасность уничтожения. Ранние и поздние
сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется,
что они не принадлежат одному композитору. Стиль композитора значительно
менялся
на
разных
этапах
его
творчества.
Его
ранние
произведения
были
написаны в стиле классической романтической музыки и были похожи на
работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались
под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, также, например в Первой
партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку
Пауля
Хиндемита.
С
середины
50-х
годов
Свиридов
обрел
свой
яркий
самобытный
стиль,
и
старался
писать
произведения,
которые
носили
исключительно русский характер.
Начиная с "Поэмы памяти Сергея Есенина", композитор использует в
своей
музыке
интонационно-ладовые
элементы
древнего
православного
знаменного распева, опирается на русский фольклор, включает в орбиту своего
музыкального обобщения интонационный язык революционной песни, марша,
ораторских речей (звуковой материал русского XX века). На этом фундаменте
вырастает
новый
феномен
такой
силы
и
красоты,
духовной
мощи
и
проникновенности,
который
поднимает
хоровое
искусство
того
времени
на
новую ступень развития.
Именно в
этом
заключается творческий подвиг
Свиридова. Найденное им с огромным успехом далее будут развивать другие
советские
композиторы:
В.
Гаврилин,
В.
Тормис,
В.
Рубин,
Ю.
Буцко,
К.
Волков. А. Николаев, А. Холминов и др.
Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря
ее
глубине,
гармоничности,
тесной
связи
с
богатыми
традициями
русской
музыкальной культуры.
Среди всех композиторов России XX века Свиридов в
наибольшей
степени
заслуживает
звания
"народного"
в
подлинном
смысле
этого слова. Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова,
его
бережное
отношение
к
сокровищам
русской
поэзии
снискали
ему
искреннюю любовь широкой аудитории.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алфеевская Г. История отечественной музыки советского периода. – М.,
1993.
2.
Асафьев Б. Русская музыка XIX – начала XX века. – Л. 1968.
3.
Васильев В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. – Л., 1990.
4.
Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины
XVI начала XX века. – ч. 1. – М., 1985.
5.
Книга о Свиридове/Составитель А. Золотов. – М., 1983.
6.
Птица К. О музыке и музыкантах: статьи разных лет/Составитель Б.
Тевлин, Л. Ермакова. – М., 1995.
7.
Сохор
А.
Георгий
Свиридов.
Всесоюзное
издание
«Советский
композитор». – М., 1972.
8.
Уколова
Л.
И.
Дирижирование/Учебное
пособие
для
студентов
учреждений
средних
проф.
Образования.
–
М.,
Гуманитарный
издательский центр Владос. – 2003.