Напоминание

Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности ребёнка


Автор: Скирдина Елена Михайловна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МАУ ДО Омутинская ДШИ
Населённый пункт: село Омутинское, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности ребёнка
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Роль музыки как вида искусства в

формировании духовной культуры личности ребёнка»
Педагог МАУ ДО Омутинская ДШИ Скирдина Е. М. Содержание 1.Музыкальное воспитание: а) понятие музыкального воспитания б) музыкальное искусство в связи с психологией восприятия в) виды музыкальной деятельности 2.Музыкальное образование: а) значимость целенаправленности уроков б ) р о л ь м у з ы к и в ф о р м и р о в а н и и д у х о в н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и ребёнка 3.Триединство задач воспитания , развития и образования. «Музыка- искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека... и именно потому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Д. Кабалевский. Музыкальное воспитание - систематическое развитие музыкальных способностей человека, а также его музыкальных вкусов и общей культуры. Главное в такого рода воспитании - умение пробудить в человеке эмоциональную отзывчивость к музыке, стремление к переживанию того, что выражено в музыке. Музыкальное воспитание как средство формулирования системы, эмоциональной культуры чувств, нравственности - такой подход характерен для музыкальной педагогики. Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Центром этого движения является человек с его мышлением, субъектным восприятием объективно существующей реальности. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше. При анализе содержания музыкального искусства особое место уделяется вопросам ассоциативного мышления. Музыка не просто холодно информирует слушателя о мире, о мыслях, о чувствах, идеалах художника, но и заражает его этим содержанием. Она непрерывно заинтриговывает внимание, ведёт его за собой, стимулирует активность восприятия и мышления. Богатство воображения, ассоциативные представления способны обогатить и оплодотворить замысел музыканта. Ассоциативное мышление помогает выявлению образности, выразительности композиторского и исполнительского искусства. Идейное и эмоциональное понимание содержания музыкального произведения даёт толчок нашим раздумьям. Искусство может заражать своими идеями, но лишь эмоционально. Без эмоционального искусства быть не может. Эмоции, вызванные искусством,- это особый вид чувствований -художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики, напряженной мыслительной работы. Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания его произведений, оно может вызывать различные чувства, ценные и ущербные, ведущие к духовному росту или обедняющие человека. Музыкальное воспитание включает такие доступные виды музыкальной деятельности, как слушание музыки в исполнении взрослых, простейшее музыкальное исполнительство (пение), игру на музыкальных инструментах, усвоение первых сведений о музыке и элементарной нотной грамоте, а также приобщение к творчеству в музыкальных играх. Музыкальное образование строится по принципу единства обучения и воспитания и ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного богатства творческих сил и художественных способностей. Целью урока является воспитание музыкальной культуры учащихся, как необходимой части их духовной культуры. Понятие «музыкальная культура» включает : а) нравственно-
эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности; б) знания , навыки и умения, без которых не возможно освоение музыкального искусства! восприятие, исполнение); в) музыкальные, творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности. Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность необходимая не только профессионалам, но и всем без исключения людям, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь, влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы,- предупреждал В. А. Сухомлинский - «... Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство». Многолетний опыт работы убеждает меня, что буквально к каждому ребенку, независимо от его одаренности, можно « подобрать ключи» для вхождения в мир музыки. Секрет заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста игровой фазы (пользуясь принципами возрастной психологии), незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке. Язык музыки интернационален, не нуждается в переводе, в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят, что музыка начинается там, где кончается слово. Основная задача педагога - сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Способствовать пробуждению воображения ребенка должен и музыкальный материал и рисунок, текст песенок, рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ и даже находить нужные движения рук. Педагог в каждый момент работы должен проявлять большое внимание, такт и понимание особенностей ребенка. Учитель должен увлечься работой, чтобы «заразить» учащихся своим темпераментом и творческой заинтересованностью. Осуществление умело поставленных перед учеником задач доставит радость не только ученику, но и педагогу. Д. Шостакович сказал: « Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся...Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее». Формирование музыкальной, духовной культуры ребёнка зависит от решения образовательных и развивающих задач. Таким образом, цель занятий искусством с детьми - пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники