Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности ребёнка
Автор: Скирдина Елена Михайловна Должность: преподаватель по классу баяна Учебное заведение: МАУ ДО Омутинская ДШИ Населённый пункт: село Омутинское, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Роль музыки как вида искусства в формировании духовной культуры личности ребёнка Раздел: дополнительное образование
формировании духовной культуры личности ребёнка»
Педагог МАУ ДО Омутинская ДШИ Скирдина Е. М.
Содержание
1.Музыкальное воспитание:
а) понятие музыкального воспитания
б) музыкальное искусство в связи с психологией восприятия в) виды музыкальной
деятельности
2.Музыкальное образование:
а) значимость целенаправленности уроков
б ) р о л ь
м у з ы к и
в
ф о р м и р о в а н и и
д у х о в н о й
к у л ь т у р ы
л и ч н о с т и
ребёнка
3.Триединство задач воспитания , развития и образования.
«Музыка- искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на
человека... и именно потому она может играть громадную роль в воспитании духовного
мира детей и юношества». Д. Кабалевский.
Музыкальное
воспитание
-
систематическое
развитие
музыкальных
способностей
человека, а также его музыкальных вкусов и общей культуры. Главное в такого рода
воспитании
-
умение
пробудить
в
человеке
эмоциональную
отзывчивость
к
музыке,
стремление к переживанию того, что выражено в музыке.
Музыкальное
воспитание
как
средство
формулирования
системы,
эмоциональной
культуры чувств, нравственности - такой подход характерен для музыкальной педагогики.
Музыка отражает действительность в движении, в динамике развития. Центром этого
движения
является
человек
с
его
мышлением,
субъектным
восприятием
объективно
существующей реальности. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она
пробуждает
в
человеке
добрые
чувства,
делает
его
выше,
чище,
лучше.
При
анализе
содержания музыкального искусства особое место уделяется вопросам ассоциативного
мышления.
Музыка
не
просто
холодно
информирует
слушателя
о
мире,
о
мыслях,
о
чувствах,
идеалах
художника,
но
и
заражает
его
этим
содержанием.
Она
непрерывно
заинтриговывает внимание, ведёт его за собой, стимулирует активность восприятия и
мышления. Богатство воображения, ассоциативные представления способны обогатить и
оплодотворить
замысел
музыканта.
Ассоциативное
мышление
помогает
выявлению
образности, выразительности композиторского и исполнительского искусства. Идейное и
эмоциональное понимание содержания музыкального произведения даёт толчок нашим
раздумьям.
Искусство
может
заражать
своими
идеями,
но
лишь
эмоционально.
Без
эмоционального искусства быть не может. Эмоции, вызванные искусством,- это особый вид
чувствований -художественные эмоции. Они требуют высочайшей деятельности психики,
напряженной мыслительной работы.
Искусство
называют
«школой
чувств»,
но
в
зависимости
от
содержания
его
произведений, оно может вызывать различные чувства, ценные и ущербные, ведущие к
духовному росту или обедняющие человека.
Музыкальное
воспитание
включает
такие
доступные
виды
музыкальной
деятельности, как слушание музыки в исполнении взрослых, простейшее музыкальное
исполнительство (пение), игру на музыкальных инструментах, усвоение первых сведений о
музыке и элементарной нотной грамоте, а также приобщение к творчеству в музыкальных
играх.
Музыкальное образование строится по принципу единства обучения и воспитания и
ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного богатства творческих сил и
художественных способностей.
Целью урока является воспитание музыкальной культуры учащихся, как необходимой
части их духовной культуры. Понятие «музыкальная культура» включает : а) нравственно-
эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и потребности; б) знания , навыки и
умения,
без
которых
не
возможно
освоение
музыкального
искусства!
восприятие,
исполнение); в) музыкальные, творческие способности, определяющие успех музыкальной
деятельности.
Решающую
роль
в
целенаправленном
формировании
культуры
личности
играет
художественная
деятельность
необходимая
не
только
профессионалам,
но
и
всем
без
исключения
людям,
ибо
она
помогает
формировать
активное,
творческое
отношение
человека к труду, к жизни вообще.
Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в
детстве. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство,
любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь, влияют на формирование эстетических
чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно
наверстать в зрелые годы,- предупреждал В. А. Сухомлинский - «... Если в раннем детстве
донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует
многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры,
которая
не
может
быть
достигнута
никакими
другими
средствами.
Чувство
красоты
музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек
осознает свое достоинство».
Многолетний
опыт
работы
убеждает
меня,
что
буквально
к
каждому
ребенку,
независимо от его одаренности, можно « подобрать ключи» для вхождения в мир музыки.
Секрет заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной
для их возраста игровой фазы (пользуясь принципами возрастной психологии), незаметно
ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке. Язык музыки интернационален, не
нуждается в переводе, в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие
чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят, что музыка
начинается там, где кончается слово.
Основная задача педагога - сделать интересными и любимыми занятия музыкой.
Способствовать пробуждению воображения ребенка должен и музыкальный материал и
рисунок, текст песенок, рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает конкретизировать
музыкальный образ и даже находить нужные движения рук. Педагог в каждый момент
работы должен проявлять большое внимание, такт и понимание особенностей ребенка.
Учитель должен увлечься работой, чтобы «заразить» учащихся своим темпераментом и
творческой
заинтересованностью.
Осуществление
умело
поставленных
перед
учеником
задач
доставит
радость
не
только
ученику,
но
и
педагогу.
Д.
Шостакович
сказал:
«
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся...Любите и изучайте великое
искусство музыки. Оно откроет вам мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает
вас духовно богаче, чище, совершеннее».
Формирование
музыкальной,
духовной
культуры
ребёнка
зависит
от
решения
образовательных и развивающих задач.
Таким образом, цель занятий искусством с детьми - пробуждать творческие силы,
воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству.