Напоминание

Рефлексивная деятельность в процессее обучения в начальной школе


Автор: Куртова Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лихославльская СОШ №2"
Населённый пункт: город Лихославль
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рефлексивная деятельность в процессее обучения в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лихославльская средняя общеобразовательная школа №2»

Рефлексивная

деятельность в

процессе обучения в

начальной школе
Выполнила учитель начальных классов Куртова Ольга Сергеевна Лихославль 2016
Современный мир меняет требования к образованию. От ученика требуется не только умение принимать учебную цель, но и формулировать свои личные цели в образовании. Но сможет ли ребенок сам поставить цель и составить план, скажете вы? Не сможет, если будет всегда выполнять чужие цели и действовать по чужому плану. Мы даем возможность ему самостоятельно сделать это, учим этому. Второе важнейшее требование это способность осознавать свою жизнь, рефлексировать, обдумывать, искать смысл, выявлять ошибки, не бояться своих чувств и эмоций (и негативных в том числе), принимать их, и видеть причины их появления. Почему это так важно? Для того, чтобы расти, изменяться, завтра быть лучше, мудрее, чем вчера, чтобы осознанные ошибки стали стартом для победы над собой, а понимание того, что твоя идея работает, расправило крылья. Следовательно, главная задача для учителя сегодня это научиться создавать условия для того, чтобы ученики расправили крылья на вашем уроке. Такими крыльями будут умение ставить цели и умение проводить рефлексию. Сегодня мне хочется подробно остановиться на методах проведения рефлексии в начальных классах. Слово рефлексия происходит от латинского reflexior обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
При традиционной системе обучения, когда преподаватель излагает готовые знания, а учащиеся пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии обычно не стоит. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Этапы обучения рефлексии 1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов 2 этап – анализ работы одноклассников 3 этап – анализ работы группы При изучении педагогической литературы выявила, что существует следующая классификация видов рефлексии: 1. По содержанию: • Устная рефлексия • Письменная рефлексия. 2. По функции: • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) • интеллектуальная рефлексия . 3. По типу урока: • После усвоения зун • Промежуточная рефлексия • Контрольная рефлексия • Итоговая рефлексия. 4.По способам проведения: • Анкета
• Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок. 5. По форме деятельности: • Фронтальная (выборочная) • Индивидуальная • Групповая • Коллективная 6. По цели: • Рефлексия эмоционального состояния • Рефлексия деятельности • Рефлексия содержания. Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. 1. Самый простой вариант показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. 2. Интересен прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся 2 карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их
настроением в начале урока и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Еще один цветовой прием - Дерево чувств. Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зеленого. «Светофор» Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких дел, поучительно, Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно, Красной – дело не понравилось, скучно. «Солнышко» Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку с дождиком. «Цветик-многоцветик» Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера.
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей. Использую ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:
1.Прием незаконченного предложения. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы

из

рефлексивного экрана
: сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу решать.. я научился… у меня получилось… я смог… 2. Прием выбор афоризма или пословицы. Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствуют теме урока, обосновывая свой выбор. 3.Рефлексия достижения цели. Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения. 4.Пометки на полях (маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать 5.Синквейн
-
составление четверостишья по схеме: первая строка – понятие, выраженное существительным, вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию, четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Рефлексия деятельности.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. В конце урока можно дать ребятам небольшую
анкету
, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно Вот некоторые приемы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

1.Самооценка активности на каждом этапе урока.
Если учитель ведет урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия. Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица.
Коллективная или групповая рефлексия.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах(индивидуальный, групповой, коллективный). Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создает оптимальные условия для овладения знаниями. Для организации рефлексии в группе, прежде всего, используются опорные слова и фразы для высказываний (помощь, помогли, рассказывал, совет, посоветовал, один и др.)
Последовательность действий в ходе групповой рефлексии
1. Еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель. 2. Вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли). 3. Вспомнить действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели. 4. Решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить. Всем известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. Рефлексивные способности очень важны для формирования учебной деятельности, поскольку только после рефлексии собственных действий у детей появляется возможность выделения собственных дефицитов, что
является основой для построения программы действий по их ликвидации. Умение проводить собственную рефлексию (содержательную самооценку) формируется достаточно длительное время. Формирование рефлексии строится поэтапно в совместной деятельности с учеником. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что вчера еще казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Давайте вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: что я делаю? с какой целью? каковы результаты моей деятельности? можно ли сделать лучше? что я буду делать дальше? Пока учитель задает себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым прекращается его профессиональный рост. Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даѐт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе сияли от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны.


В раздел образования