Автор: Казенникова Елена Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 201
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Общая характеристика внутришкольного управления
Раздел: начальное образование
Статья на тему «Общая характеристика внутришкольного управления»
Управление современной школой – сложный процесс, сочетающий
правильный
выбор
цели,
задач
деятельности
школы,
изучение
и
анализ
достигнутого
уровня
учебно-воспитательной
работы,
рациональное
планирование деятельности школы на всех уровнях.
Основные задачи управления школой сводятся к следующему:
-
постановка
цели
и
задач,
ранжирование
их
по
степени
важности
и
планирование в соответствии с ними работы школы;
-
расстановка
кадров,
определение
обязанностей,
установление
связей
с
управляемой подсистемой и руководство ею;
-
организация системы внутришкольной информации и обратной связи;
-
всесторонний контроль за деятельностью управляемой и управляющей
подсистем для предупреждения или устранения недостатков в работе;
-
создание и поддержание материально- технической базы, необходимой для
нормального функционирования школы;
-
постоянная забота о повышении квалификации руководителей школы и
педагогического мастерства учителей и воспитателей;
-
забота руководства школы о сотрудниках, об улучшении условий труда,
заслуженном
поощрении
лучших
сотрудников,
своевременном
продвижении их по службе;
-
создание
благоприятного
психологического
климата
в
педагогическом
коллективе;
Школа является образовательным учреждением, и по закону ее
деятельностью управляет совет образовательного учреждения (Совет школы).
Деятельность
совета
и
школы
определяется
уставом
школы.
Непосред-
ственное управление школой осуществляет директор школы, который может
быть
нанят,
избран
или
назначен.
Основная
функция
директора
—
организация, регулирование и контроль учебно-воспитательного процесса,
деятельности
педагогического
коллектива.
Директор
школы
несет
ответственность
за
прием
детей
в
школу
и
правильное
комплектование
классов,
за
создание
условий,
обе спечивающих
н орма л ь н ую
жизнедеятельность
учащихся,
сохранность
их
жизни
и
здоровья,
необходимые
условия
обучения
и
воспитания.
На
директора
ложится
ответственность за организацию всей учебно-воспитательной работы школы.
Директор постоянно работает над развитием педагогического коллектива,
сохранением
и
укреплением
его
традиций,
формированием
отношений
сотрудничества между учителями, воспитателями. Исключительное значение
в
решении
этих
задач
приобретает
развитие
директором
критики
и
самокритики в педагогическом коллективе, единство действий учителей и
воспитателей.
В круг обязанностей директора школы входит осуществление связи с
дошкольными
учреждениями,
общественными
организациями
города,
района,
села,
шефствующим
предприятием,
другими
организациями
и
учреждениями.
Директор
обеспечивает
нормальное
хозяйственно-
финансовое состояние вверенной ему школы.
Осуществляя управление, директор сам участвует в выполнении
управленческих
решений,
реализации
намеченных
планов:
он
постоянно
работает с людьми—учителями и воспитателями, учащимися, родителями,
техническим персоналом школы, осуществляет внешкольные связи.
Не менее сложной и ответственной является работа заместителя
директора
школы.
Заместитель
директора
назначается
городским
или
районным отделом народного образования или выбирается из числа лучших
учителей, имеющих высшее образование и стаж работы в школе не менее
трех
лет.
В
школе
работают
два
заместителя
директора
по
учебно-
воспитательной работе, причем один из них руководит работой начальной
школы, другой — старших классов.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе совместно с
директором создает все необходимые условия для осуществления учебно-
воспитательного процесса учащихся. Обязанностью заместителя директора
по
учебно-воспитательной
работе
является
научно
обоснованное
и
методически
правильное
построение
процесса
обучения
основам
наук,
воспитания и профессионально-трудового обучения. Он отвечает за высокое
качество обучения и воспитания, выполнение учебных планов и программ,
контролирует осуществление дифференцированного подхода в обучении и
воспитании с учетом готовности детей к обучению.
Ответственным участком работы заместителя директора по учебно-
воспитательной работе является организация непрерывного самообразования
педагогического коллектива, повышение уровня педагогического мастерства
и обогащение профессионального опыта каждого учителя и воспитателя.
Заместитель директора организует методическую работу школы, изучение и
обобщение передового опыта, внедряет достижения педагогической науки и
передового
опыта
в
практику
работы
каждого
учителя
и
воспитателя
школы.
Заместитель
директора
оказывает
учителям
и
воспитателям
необходимую
теоретическую
и
методическую
помощь,
контролирует
их
деятельность. Заместитель директора в составе комиссии участвует в приеме
детей и комплектовании классов, помогает директору в подборе учителей и
воспитателей,
рационально
распределяет
между
ними
учебную
нагрузку,
составляет расписание уроков и контролирует его выполнение, составляет
график
дежурства
учителей
и
воспитателей.
Он
же
организует
и
контролирует работу с семьями учащихся, внеклассной и школьной работы. В
школах с большим контингентом учащихся предусматривается разделение
функций заместителей директора по учебной и воспитательной работе.
Помощник
директора
по
хозяйственной
части
отвечает
за
сохранность
школьных зданий и школьного имущества, за материальное обеспечение
учебного процесса, за санитарное состояние помещений, за правильную
организацию работы обслуживающего персонала.
В
управлении
и
руководстве
школой
директор
и
его
заместители
опираются на коллегиальные органы и общественные организации.
К коллегиальным органам относится педагогический совет, куда входят все
педагогические работники школы.
Работа педагогического совета осуществляется в двух направлениях:
1) решение производственно-деловых вопросов;
2) организация и руководство научно-педагогической деятельностью школы.
Педагогический
совет
возглавляет
директор
школы.
Членами
педагогического
совета
являются
заместители
директора
по
учебно-
воспитательной работе, учителя, воспитатели, председатель родительского
комитета, библиотекарь.
Педагогический совет решает вопросы обучения и воспитания
школьников, их аттестации, руководит вместе с заведующим учебной частью
методической работой.
Педагогический совет утверждает план работы школы и отдельных ее
подразделений, обсуждает и оценивает работу школы по четвертям и за год,
принимает решения об организации кружков, клубов, о переводе учащихся в
следующий класс, о допуске учащихся к экзаменам и их выпуске и др.
Подготовка и проведение педсоветов осуществляется в четыре этапа:
планирование работы педсовета на год; подготовка педсовета; проведение
педсовета;
работа
по
выполнению
решений
педсовета
и
контроль
выполнения.
Коллегиальным органом, содействующим повышению уровня учебно-
воспитательного
процесса
и
педагогического
мастерства
учителей
и
воспитателей,
являются
методические
объединения.
Центрами
текущей
методической работы в школах являются предметные объединения учителей,
семинары воспитателей, планы которых разрабатываются на основе годового
плана работы школы. Руководят методическими объединениями опытные
учителя
и
воспитатели,
получающие
инструктаж
от
директора
и
его
заместителей.
Методические объединения учителей младших, средних и старших
классов
школ
организуются
заместителем
директора
по
учебно-
воспитательной работе. На методических объединениях учителей начальных
классов обсуждаются вопросы путей повышения знаний детей по различным
предметам, способы развития речи, использования ТСО в учебном процессе,
обсуждаются открытые уроки, пропагандируется и обобщается передовой
педагогический опыт, обсуждаются вопросы преемственности. Методические
объединения учителей старших классов анализируют учебные программы,
программы
факультативных
и
кружковых
занятий
с
точки
зрения
использования
их
воспитательных
возможностей,
укрепления
связи
с
жизнью.