Автор: Казенникова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 201
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Знание основ социальной психологии в работе учителя начальных классов
Раздел: начальное образование
Статья на тему «Знание основ социальной психологии в работе учителя
начальных классов»
Я работаю в массовой школе учителем начальных классов, поэтому
знание социальной психологии мне просто необходимо.
Социальная психология – это раздел психологии, который посвящен
изучению
поведения
человека
в
обществе
и
в
различных
группах,
его
восприятия других людей, общения с ними и влияния на них. Знание основ
социальной психологии представляется очень важным для психологически
правильного воспитания человека и организации взаимодействия личности и
коллектива.
Особенно важными для меня являются знание методов социальной
психологии.
В своей практике я использую как методы исследования, так и методы
воздействия.
Из
методов
исследования
наиболее
часто
приходится
обращаться к наблюдению (как за одним ребенком, так и за целым классом;
выявлять
лидеров
и
отвергнутых;
наблюдать
за
поведением
детей
во
внеурочное время; наблюдать за взаимоотношениями детей и родителей и
т.д.).
Прибегаю я и такому методу, как опросы в виде анкетирования (в
анкетирование принимают участие как дети, так и родители. Анкетирование
помогает
определить
отношение
детей
к
учебному
процессу,
выявить
любимые
и
нелюбимые
предметы;
с
помощью
анкет
можно
узнать
об
особенностях ребенка, его семьи и т.д.).
Также я использую как дополнительный метод – тесты.
Методы воздействия в моей практике используются не так часто. Я их
применяю на классных часах. Пользуюсь такими методами воздействия, как
дискуссионные и игровые методы. Преимущество дискуссионных методов в
том, что дети должны высказывать свое мнение вслух, при этом развивается
их речь, они учатся высказывать свое мнение и отстаивать его. А игровые
методы хороши тем, что можно создать искусственную ситуацию, как бы, не
имеющую
отношение
к
детям,
но
при
этом
они
являются
участниками
обсуждения и на чужих ошибках учатся.
При работе с людьми необходимо знать о сторонах общения.
Знание о существование «барьеров» в процессе общения очень важно т.к.
наше личное негативное отношение к тому или иному человеку или к той
или иной ситуации может коренным образом изменить отношение другого к
той же ситуации или к человеку, т.е. мы можем невзначай навязать свое
мнение. Мне, как учителю необходимо владеть невербальными средствами
коммуникации,
т.к.
неправильно
выбранный
жест
или
мимика
может
оттолкнуть ребенка или взрослого. Разговаривая с человеком, необходимо
выбирать
правильную
позу,
следить
за
своим
голосом,
а
также
уметь
пользоваться визуальным контактом (все мы разные, людей воспринимаем
по-разному, взгляд одних мы можем легко выдержать, а от взгляда других
чувствуем себя не в своей тарелке – а каково маленькому ребенку? Если
единожды своей позой, голосом, взглядом мы напугаем ребенка, то потом
очень тяжело будет восстановить хорошие, доверительные отношения.).
В моей работе конфликты могут возникать довольно часто, поэтому
мне необходимо знать правила преодоления и профилактики конфликтов,
сведения о которых мне дает социальная психология.