Напоминание

птицы весной


Автор: Захарова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОГБУ Демидовский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних"Исток"
Населённый пункт: д. Титовщинфа, Демидовский район, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка по экологии
Тема: птицы весной
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОГБУ

«Демидовский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних

«Исток»

г. Демидов

Открытое занятие

по экологии

«П Т И Ц Ы В Е С Н О Й»

Подготовила и провела

воспитатель

Захарова Е.А.

Март 2019 г.

Пояснительная записка

Экологическая культура—это воспитание эмоциональной эстетической

культуры, в которую входят:пробуждение у детей интереса к природе,

растениям, животным, к самому себе;освоение элементарных знаний о

растениях и животных; воспитание у ребенка чувства ответственности за всё

живое.

Очень важно вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю

природу как один большой дом.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как процесс побуждения ребят к

энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и

стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. В

соответствии со спецификой экопроблем на занятии использую современные

образовательные технологии: (технология использования игровых методов,

ИКТ).

Также я использую различные методы и средства обучения (беседа,

рассказ, игровые моменты) для создания системы эффективного

целенаправленного формирования экологической культуры младших

школьников.

Методическая цель: сочетание разнообразных методов и приемов при

изучении нового материала на занятиях по экологии.

Цель занятия: формирование у детей представления о перелетных птицах.

ЗАДАЧИ.

1.

Образовательные: - продолжать знакомить детей с характерными

признаками весны;

- закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период;

- расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках

птиц;

- продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда

(различные виды гнезд).

2. Воспитательные: - воспитывать чувство любви к родной природе;

- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;

- воспитывать любознательность.

3. Развивающие: - развивать интерес к жизни птиц;

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память

детей;

- развивать умение выбирать и запоминать из потока информации

нужное;

- развивать речь детей, обогащать их словарь.

В ходе занятия использую общепедагогические методы( игровой метод,

словесный, практический метод).

Оборудование: ИКТ, слайды перелетных птиц, компьютерная презентация,

мяч, кроссворд «Птицы».

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки:

чтение стихов, поговорок о весне, аудиокассеты "Наедине с природой",

"Звуки окружающего мира", проект «Перелетные птицы».

Состав участников: дети группы «Радуга».

Время проведения: 35-40 минут

Содержание:

I.

Вводная часть.

Цель этапа: настрой детей на работу, целеполагание, сообщение

темы занятия, повторение и систематизация имеющихся знаний.

II.

Основная часть.

Цель этапа: объяснение нового материала (создание условий для

получения знания детей о птицах, об их жизни в весенний период) в

виде беседы с одновременным показом слайдов и рисунков.

Разгадывание кроссворда как закрепление материала.

III.

Заключительная часть. Рефлексия.

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе

игровой ситуации.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.

Вводная часть

Содержание

Примечание

Воспитатель: Ребята, мы собрались, чтобы узнать еще

новое о весне. А вот умеете ли вы весну слушать?

Давайте проверим; закрывайте глаза и внимательно

слушайте, а потом расскажите, что же вы услышали.

- Ребята, что вы услышали? ( Птицы поют, ручьи

звенят…)

- К какому времени года это относится? (к весне).

- Рассмотрите внимательно картинку, какие перемены в

природе говорят о признаках весны? ( Стало тепло, снег

растаял, прилетели птицы).

- Да, наступила весна, все вокруг ожило, мир

наполняется разными звуками. У весны своя песня.

Вот почему весной мы особенно рады шуму дождя,

шелесту листвы, голосам птиц.

- И вот о самом главном чуде, происходящем в

природе весной, мы будем сегодня разговаривать. Вы

отгадаете тему занятия по предмету, который я вам

принесла в коробке (показывает перо). Как вы

думаете, о ком мы будем говорить? (о птицах).

Правильно, но именно о тех, которые весной к нам из

теплых стран прилетают. Как называют таких птиц?

(перелетные). Почему так называют?

Звучит аудиозапись

«Звуки и голоса

природы».

Показ картинки

«Весна».

Показ коробки с пером.

II Основная часть.

Содержание:

Воспитатель: сегодня мы будем узнавать новое о птицах, об их

жизни, их повадках и привычках.

- Каких птиц мы называем перелетными? (птицы, зимующие в

теплых краях).

- Почему они возвращаются? (корма стало достаточно, появились

насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и

плоды).

- Разные птицы чувствуют наступление весны по-разному. Первыми

прилетают грачи. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от

червей, Взад – вперед по пашне скачет, А зовется птица

-... (грач)

- Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и

собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).

Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грач на

горе – весна на дворе.

- За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь

в загадке: на шесте дворец, во дворце певец, Как зовут его…

(скворец).

- Давайте отгадаем следующую птицу: не ворона, не синица, как

зовется эта птица? Примостилась на суку. Раздалось вокруг "ку-ку"

(кукушка). Кукушки прилетают, когда деревья оденутся листвой.

Почему? (она питается гусеницами, которые собираются на

деревьях, а гусениц становится больше после распускания

листьев).

- Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Почему? (Высоко в

небе, где они обитают, насекомые появляются позднее).

- Посмотрите на картинки и ответьте на вопрос:

- чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост).

- чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения,

формой хвоста, размером крыльев).

- В природе огромное разнообразие птиц; большие и маленькие, все

они имеют право жить и радовать нас. Как скучна бы была Земля без

Примечание

этих красивейших созданий!

- Какое основное занятие весной у птиц? Откладывание яиц,

выведение птенцов). Загадка: без рук, без топоренка, построена

избенка (гнездо).

- Зачем птицы строят гнезда? (Они необходимы, чтобы

отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их). Пернатый народ

строит свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и

кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах

хвороста, используют постройки человека.

- Как называются искусственные домики для птиц? (скворечник).

- А сейчас мы с вами немного отдохнем; повторяйте за мной.

Физкультминутка

Цель: развитие памяти, внимания, мелкой моторики.

Распилю пилой дощечки: вжик-вжук, вжик-вжук (пилят дощечки).

Сколочу из них скворечник: тук-тук, тук-тук (работают молотком).

Прилетайте, птицы, в гости ими руками приглашают к себе).

К нам, к нам, к нам, к нам (тоже вправо и влево).

Я скворечники развешу (двумя руками перед собой, 4 движения)

Тут и там, тут и там (тоже вправо-влево 2 раза).

- Ребята, можно ли шуметь весной в лесу, разорять птичьи гнёзда?

Нельзя тревожить птиц в гнёздах, иначе они могут покинуть гнёзда

и тогда птенцы погибнут. Надо развесить скворечники. Соблюдать в

лесу тишину. Пора гнездования – трудное и очень опасное время для

птиц.

- Ребята, давайте поиграем. Чтобы запомнить названия птиц, я

предлагаю вам кроссворд, давайте его разгадаем.

Кроссворд «Птицы весной».

Дидактическая игра «Что лишнее?».

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Ребята, вы внимательно меня слушали, давайте поиграем в игру:

«Скажи одним словом». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будите

его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? длинноногий

У аиста длинный клюв, он какой длинноклювый

У ласточки длинный хвост она длиннохвостая

Ласточка любит тепло, она теплолюбивая

У ласточки острые крылья, она острокрылая

У соловья звонкий голос он звонкоголосый

У журавля длинные крылья он длиннокрылый

- Ребята, давайте еще раз перечислим перелетных птиц.

- А сейчас определим, какое у вас настоение. Если сейчас у вас

хорошее, весеннее, солнечное настроение, то покажите сердечко. Но

если у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь. Мы еще с

вами будем заниматься, будем встречаться

- Наше занятие я хочу закончить стихотворением.

Берегите Землю! Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях земляники, на тропинках солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю! Берегите!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники