Автор: Захарова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СОГБУ Демидовский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних"Исток"
Населённый пункт: д. Титовщинфа, Демидовский район, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка по экологии
Тема: птицы весной
Раздел: дополнительное образование
СОГБУ
«Демидовский социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних
«Исток»
г. Демидов
Открытое занятие
по экологии
«П Т И Ц Ы В Е С Н О Й»
Подготовила и провела
воспитатель
Захарова Е.А.
Март 2019 г.
Пояснительная записка
Экологическая культура—это воспитание эмоциональной эстетической
культуры, в которую входят:пробуждение у детей интереса к природе,
растениям, животным, к самому себе;освоение элементарных знаний о
растениях и животных; воспитание у ребенка чувства ответственности за всё
живое.
Очень важно вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю
природу как один большой дом.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Активизацию можно определить как процесс побуждения ребят к
энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и
стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. В
соответствии со спецификой экопроблем на занятии использую современные
образовательные технологии: (технология использования игровых методов,
ИКТ).
Также я использую различные методы и средства обучения (беседа,
рассказ, игровые моменты) для создания системы эффективного
целенаправленного формирования экологической культуры младших
школьников.
Методическая цель: сочетание разнообразных методов и приемов при
изучении нового материала на занятиях по экологии.
Цель занятия: формирование у детей представления о перелетных птицах.
ЗАДАЧИ.
1.
Образовательные: - продолжать знакомить детей с характерными
признаками весны;
- закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период;
- расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках
птиц;
- продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда
(различные виды гнезд).
2. Воспитательные: - воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
- воспитывать любознательность.
3. Развивающие: - развивать интерес к жизни птиц;
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память
детей;
- развивать умение выбирать и запоминать из потока информации
нужное;
- развивать речь детей, обогащать их словарь.
В ходе занятия использую общепедагогические методы( игровой метод,
словесный, практический метод).
Оборудование: ИКТ, слайды перелетных птиц, компьютерная презентация,
мяч, кроссворд «Птицы».
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки:
чтение стихов, поговорок о весне, аудиокассеты "Наедине с природой",
"Звуки окружающего мира", проект «Перелетные птицы».
Состав участников: дети группы «Радуга».
Время проведения: 35-40 минут
Содержание:
I.
Вводная часть.
Цель этапа: настрой детей на работу, целеполагание, сообщение
темы занятия, повторение и систематизация имеющихся знаний.
II.
Основная часть.
Цель этапа: объяснение нового материала (создание условий для
получения знания детей о птицах, об их жизни в весенний период) в
виде беседы с одновременным показом слайдов и рисунков.
Разгадывание кроссворда как закрепление материала.
III.
Заключительная часть. Рефлексия.
Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе
игровой ситуации.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I.
Вводная часть
Содержание
Примечание
Воспитатель: Ребята, мы собрались, чтобы узнать еще
новое о весне. А вот умеете ли вы весну слушать?
Давайте проверим; закрывайте глаза и внимательно
слушайте, а потом расскажите, что же вы услышали.
- Ребята, что вы услышали? ( Птицы поют, ручьи
звенят…)
- К какому времени года это относится? (к весне).
- Рассмотрите внимательно картинку, какие перемены в
природе говорят о признаках весны? ( Стало тепло, снег
растаял, прилетели птицы).
- Да, наступила весна, все вокруг ожило, мир
наполняется разными звуками. У весны своя песня.
Вот почему весной мы особенно рады шуму дождя,
шелесту листвы, голосам птиц.
- И вот о самом главном чуде, происходящем в
природе весной, мы будем сегодня разговаривать. Вы
отгадаете тему занятия по предмету, который я вам
принесла в коробке (показывает перо). Как вы
думаете, о ком мы будем говорить? (о птицах).
Правильно, но именно о тех, которые весной к нам из
теплых стран прилетают. Как называют таких птиц?
(перелетные). Почему так называют?
Звучит аудиозапись
«Звуки и голоса
природы».
Показ картинки
«Весна».
Показ коробки с пером.
II Основная часть.
Содержание:
Воспитатель: сегодня мы будем узнавать новое о птицах, об их
жизни, их повадках и привычках.
- Каких птиц мы называем перелетными? (птицы, зимующие в
теплых краях).
- Почему они возвращаются? (корма стало достаточно, появились
насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и
плоды).
- Разные птицы чувствуют наступление весны по-разному. Первыми
прилетают грачи. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от
червей, Взад – вперед по пашне скачет, А зовется птица
-... (грач)
- Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и
собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).
Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грач на
горе – весна на дворе.
- За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь
в загадке: на шесте дворец, во дворце певец, Как зовут его…
(скворец).
- Давайте отгадаем следующую птицу: не ворона, не синица, как
зовется эта птица? Примостилась на суку. Раздалось вокруг "ку-ку"
(кукушка). Кукушки прилетают, когда деревья оденутся листвой.
Почему? (она питается гусеницами, которые собираются на
деревьях, а гусениц становится больше после распускания
листьев).
- Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Почему? (Высоко в
небе, где они обитают, насекомые появляются позднее).
- Посмотрите на картинки и ответьте на вопрос:
- чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост).
- чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения,
формой хвоста, размером крыльев).
- В природе огромное разнообразие птиц; большие и маленькие, все
они имеют право жить и радовать нас. Как скучна бы была Земля без
Примечание
этих красивейших созданий!
- Какое основное занятие весной у птиц? Откладывание яиц,
выведение птенцов). Загадка: без рук, без топоренка, построена
избенка (гнездо).
- Зачем птицы строят гнезда? (Они необходимы, чтобы
отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их). Пернатый народ
строит свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и
кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах
хвороста, используют постройки человека.
- Как называются искусственные домики для птиц? (скворечник).
- А сейчас мы с вами немного отдохнем; повторяйте за мной.
Физкультминутка
Цель: развитие памяти, внимания, мелкой моторики.
Распилю пилой дощечки: вжик-вжук, вжик-вжук (пилят дощечки).
Сколочу из них скворечник: тук-тук, тук-тук (работают молотком).
Прилетайте, птицы, в гости ими руками приглашают к себе).
К нам, к нам, к нам, к нам (тоже вправо и влево).
Я скворечники развешу (двумя руками перед собой, 4 движения)
Тут и там, тут и там (тоже вправо-влево 2 раза).
- Ребята, можно ли шуметь весной в лесу, разорять птичьи гнёзда?
Нельзя тревожить птиц в гнёздах, иначе они могут покинуть гнёзда
и тогда птенцы погибнут. Надо развесить скворечники. Соблюдать в
лесу тишину. Пора гнездования – трудное и очень опасное время для
птиц.
- Ребята, давайте поиграем. Чтобы запомнить названия птиц, я
предлагаю вам кроссворд, давайте его разгадаем.
Кроссворд «Птицы весной».
Дидактическая игра «Что лишнее?».
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Ребята, вы внимательно меня слушали, давайте поиграем в игру:
«Скажи одним словом». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будите
его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? длинноногий
У аиста длинный клюв, он какой длинноклювый
У ласточки длинный хвост она длиннохвостая
Ласточка любит тепло, она теплолюбивая
У ласточки острые крылья, она острокрылая
У соловья звонкий голос он звонкоголосый
У журавля длинные крылья он длиннокрылый
- Ребята, давайте еще раз перечислим перелетных птиц.
- А сейчас определим, какое у вас настоение. Если сейчас у вас
хорошее, весеннее, солнечное настроение, то покажите сердечко. Но
если у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь. Мы еще с
вами будем заниматься, будем встречаться
- Наше занятие я хочу закончить стихотворением.
Берегите Землю! Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях земляники, на тропинках солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю! Берегите!