Напоминание

"Решение задач. Производительность", 4 класс


Автор: Писарь Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Россошанская ООШ
Населённый пункт: х. Севостьянов, Милютинский район, Ростовская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Решение задач. Производительность", 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад





Урок математики в 4 классе по теме

«Решение задач. Производительность»

Цели урока:
 создать условия для формирования представлений о величине «производительность», определения зависимости между величинами: выполненной
работой
,
производительностью
и
временем
, построения формулы работы;  формировать умение использовать формулу работы для решения задач;  совершенствование устных приёмов вычислений;  развивать самостоятельность, способность работать в паре, группе; преодолевать трудности в учении;  развивать внимание, речь, коммуникативные способности, интерес к математике.
Оборудование:
учебник Математика. 4 класс. Часть 1 (Перспективная начальная школа), демонстрационные материалы, раздаточные материалы с задачами трех уровней, карточки с терминами («Производительность», «Время», «Работа»), компьютерная презентация, компьютер.
Ход урока

I. Организационный момент.

Мотивация на предстоящую деятельность.
Математика сложна, Но скажу с почтением- Математика нужна Всем без исключения. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Ни минуты не терять! Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять».
II. Актуализация знаний учащихся.
- Чтобы определить, над чем мы будем работать на уроке, давайте проведём математическое соревнование. (На доске записаны примеры двух уровней.)

1. Устный счет
– Сколько примеров вы выполните за 1 минуту?
1 уровень 2 уровень
З 640-560х0= 640 230 х 4= 920 А 240:60х100=400 150 х 30 = 4500 Д 3х(180-90)-70=200 8400: 60 = 140 А (940-720)х4=880 720:60 = 12 Ч 1000:5х4=800 560 + 60 = 620 И 400:50х40=320 930 – 70 = 860 2
. Самопроверка
. (На доску выставляются ответы на карточках + буквы, составляющие слово «Задача»). Самооценивание. - Кто доволен результатом своей работы? - Над чем надо поработать? 3.
Сообщение темы и задач урока
- Поставьте ответы в порядке возрастания. -Так, какова тема урока, т.е., над чем будем работать на уроке? (Над задачами) - Над какими задачами мы будем работать, вы скажете сами. Давайте вернёмся к нашим решённым примерам. - Сколько времени я вам давала на решение примеров? (1 мин) - Сколько примеров за минуту решили? (ответы детей) (Учитель чертит на доске схемы с указанием скорости выполнения примеров детьми) - Назовите одним словом, как называется выполненная работа за 1 единицу времени. (Скорость выполнения работы) - В математике «скорость выполнения работы за 1 единицу времени» ещё называют «объём выполненной работы за 1 единицу времени». А также это называется «Производительность». ( Карточка с термином «Производительность» - скорость выполнения работы)
- Значит, какие мы будем решать задачи? (Задачи на нахождение производительности) - Какую цель вы ставите перед собой? (Ответы детей) - А что надо узнать, чтобы научиться решать такие задачи? (Надо узнать, как найти производительность.) - В течение урока мы должны выяснить, как найти… (На доске незаконченные предложения и карточки с терминами: «Чтобы найти
производительность
, надо…» «Чтобы найти
время
работы, надо…» (карточка закрыта) «Чтобы найти всю
работу
, надо…» (карточка закрыта) - А в конце урока подведём итог, достигли цели или нет. 4
. Решение задач. Работа в парах
На листочках даны задачи трех уровней каждому ученику. – Прочитать задания, выбрать уровень сложности, записать только решение.
1 уровень
1. Иван-царевич шёл тропинками нехожеными
6 часов
и прошёл
36 км
. С какой
скоростью
шёл Иван-царевич? ________________
2 уровень
1. Летучий корабль летит со
скоростью 200 км/ч
. Какое
расстояние
он пролетит за
а часов
? ________________
3 уровень
1. Змей Горыныч пролетел
x км
со скоростью
y км/ч
. Сколько
времени
летел Змей Горыныч? ______________ Самопроверка.
- Сравните свое решение с правильным (слайд 1).
1 уровень
1) 36 : 6 = 6 (км/ч)
2 уровень
1) 200 •а =

(км)
3 уровень
1) х : y =

(ч) Физминутка
IV.

Постановка проблемы.

1. Работа в группах. Решение трёх обратных задач на «производительность» с

использованием ИКТ (видеоролики)
– А сейчас я вам предложу «задачу». Одна моя знакомая приготовила для вас эту задачу. Видеоролик включается (слайд 2): «На овощной базе конвейер расфасовал в сетки картофель. Он расфасовывал по 3 сетки картофеля в минуту. Сколько сеток картофеля расфасовал конвейер, работая 20 минут». (Раздаются карточки с текстом задачи. Решите задачи, ответьте на вопросы и сделайте вывод.)
2. Выполнение работы в группах (на доске)

IV. ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ

3. Взаимопроверка.

Объяснения решения задач в группах.
(- Что известно в задаче? - Производительность, Время - Что надо найти в задаче? - РАБОТУ
Вывод: - Как найти?) 3 • 20 = 60(б.)

- Используя карточки команды составляют правило нахождения РАБОТЫ.

(На доске)

Производительность • Время = Работа

1) 60 : 3 = 20 (мин.)

Работа : Производительность = Время

1) 60 : 20= 3 (б./мин)

Работа : Время = Производительность
– Сравните задачи. Скажите, что общего и чем
эта
задача отличается
от задач на

движение
. (Ответы детей).

Скорость Производительность

Время Время

Расстояние Работа
– Как называется работа, выполненная за единицу времени? (Производительность труда). – А теперь мы вернемся к практической работе, которую выполняли в начале урока. Сколько заданий вы выполнили за одну минуту? Это наша производительность. – Одинаковым ли было количество заданий у каждого из вас? (Нет, одни выполнили больше заданий, другие – меньше). – Что можно сказать о производительности труда наших учеников? (Она разная. Это зависело от того, кто сразу начал работу, кто отвлекался, кто хорошо знает таблицу умножения,..). - А если бы вы решали 10 минут, сколько всего таких заданий вы бы выполнили?
V. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Работа по учебнику. – Откройте учебник на стр. 103, №355. Прочитайте. -Что известно в задаче? - Что надо найти? - А как найти вы скажете, когда сам-но решите эту задачу. Если необходима схема, начертите. 2. Взаимопроверка – Какую величину находили? (Работу). - Как найти общую работу? (Сначала нашли работу 1-го токаря, затем – второго. Только потом нашли общую работу)
VI. Включение в систему знаний и повторение.

- Мы узнали, как найти работу, производительность, время. А где можно

применить полученные знания? ( При решении задач)
Выполнение теста на карточках.

Тест

1. Реши задачу. Выбери правильный ответ

Производительность

Время

работы

Работа
? 6ч 60 деталей
А) 360 б) 10 в) 66 г) 54

- Назовите правильный вариант ответа (б).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. – Какие цели ставили на уроке? – Достигли вы этой цели? Почему? (Внимательно слушал, смотрел, сделал открытие, все получилось – доволен собой/ не доволен). – Что явилось итогом работы? (Выводы). «Чтобы найти
производительность
, надо…» «Чтобы найти
время
работы, надо…» (карточка закрыта) «Чтобы найти всю
работу
, надо…» (карточка закрыта) 2. Оцените свою работу на листках самооценки. – Благодарю вас за активную работу на уроке. Урок я хочу закончить пословицей о труде. Всегда помните: «Всякое умение трудом дается».
VIII. Домашнее задание.
Презентация (слайд 5).
На выбор
1. Придумайте и решите 3 задачи на нахождение производительности, времени, работы. 2. Решить задачу № 356. Оценки


В раздел образования