Автор: Писарь Наталья Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Россошанская ООШ Населённый пункт: х. Севостьянов, Милютинский район, Ростовская область Наименование материала: Конспект Тема: "Решение задач. Производительность", 4 класс Раздел: начальное образование
Цели урока:
создать
условия
для
формирования
представлений
о
величине
«производительность»,
определения
зависимости
между
величинами:
выполненной работой ,
производительностью
и
временем ,
построения
формулы работы;
формировать умение использовать формулу работы для решения задач;
совершенствование устных приёмов вычислений;
развивать
самостоятельность,
способность
работать
в
паре,
группе;
преодолевать трудности в учении;
развивать
внимание, речь, коммуникативные способности,
интерес к
математике.
Оборудование: учебник Математика. 4 класс. Часть 1 (Перспективная начальная
школа), демонстрационные материалы, раздаточные материалы с задачами трех
уровней,
карточки
с
терминами
(«Производительность»,
«Время»,
«Работа»),
компьютерная презентация, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мотивация на предстоящую деятельность.
Математика сложна,
Но скажу с почтением-
Математика нужна
Всем без исключения.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Ни минуты не терять!
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять».
II. Актуализация знаний учащихся.
- Чтобы определить, над чем мы будем работать на уроке, давайте проведём
математическое соревнование.
(На доске записаны примеры двух уровней.)
1. Устный счет
– Сколько примеров вы выполните за 1 минуту?
1 уровень 2 уровень
З 640-560х0= 640 230 х 4= 920
А 240:60х100=400 150 х 30 = 4500
Д 3х(180-90)-70=200 8400: 60 = 140
А (940-720)х4=880 720:60 = 12
Ч 1000:5х4=800 560 + 60 = 620
И 400:50х40=320 930 – 70 = 860
2 . Самопроверка .
(На доску выставляются ответы на карточках + буквы, составляющие слово
«Задача»).
Самооценивание.
- Кто доволен результатом своей работы?
- Над чем надо поработать?
3. Сообщение темы и задач урока
- Поставьте ответы в порядке возрастания.
-Так, какова тема урока, т.е., над чем будем работать на уроке? (Над задачами)
- Над какими задачами мы будем работать, вы скажете сами. Давайте вернёмся к
нашим решённым примерам.
- Сколько времени я вам давала на решение примеров? (1 мин)
- Сколько примеров за минуту решили? (ответы детей) (Учитель чертит на доске
схемы с указанием скорости выполнения примеров детьми)
- Назовите одним словом, как называется выполненная работа за 1 единицу
времени. (Скорость выполнения работы)
- В математике «скорость выполнения работы за 1 единицу времени» ещё
называют «объём выполненной работы за 1 единицу времени». А также это
называется «Производительность». ( Карточка с термином «Производительность»
- скорость выполнения работы)
- Значит, какие мы будем решать задачи? (Задачи на нахождение
производительности)
- Какую цель вы ставите перед собой? (Ответы детей)
- А что надо узнать, чтобы научиться решать такие задачи? (Надо узнать, как
найти производительность.)
- В течение урока мы должны выяснить, как найти… (На доске незаконченные
предложения и карточки с терминами:
«Чтобы найти производительность , надо…»
«Чтобы найти время работы, надо…» (карточка закрыта)
«Чтобы найти всю работу , надо…» (карточка закрыта)
- А в конце урока подведём итог, достигли цели или нет.
4 . Решение задач. Работа в парах
На листочках даны задачи трех уровней каждому ученику.
– Прочитать задания, выбрать уровень сложности, записать только решение.
1 уровень
1.
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов и прошёл 36 км . С
какой скоростью шёл Иван-царевич?
________________
2 уровень
1.
Летучий корабль летит со скоростью 200 км/ч . Какое расстояние он
пролетит за а часов ?
________________
3 уровень
1.
Змей Горыныч пролетел x км со скоростью y км/ч . Сколько времени
летел Змей Горыныч?
______________
Самопроверка.
- Сравните свое решение с правильным (слайд 1).
1 уровень
1) 36 : 6 = 6 (км/ч)
2 уровень
1) 200 •а = □ (км)
3 уровень
1) х : y = □ (ч)
Физминутка
IV.
Постановка проблемы.
1. Работа в группах. Решение трёх обратных задач на «производительность» с
использованием ИКТ (видеоролики)
– А сейчас я вам предложу «задачу». Одна моя знакомая приготовила для вас эту
задачу. Видеоролик включается (слайд 2): «На овощной базе конвейер расфасовал
в сетки картофель. Он расфасовывал по 3 сетки картофеля в минуту. Сколько
сеток картофеля расфасовал конвейер, работая 20 минут».
(Раздаются карточки с текстом задачи. Решите задачи, ответьте на вопросы и
сделайте вывод.)
2. Выполнение работы в группах (на доске)
IV. ОТКРЫТИЕ ДЕТЬМИ НОВОГО ЗНАНИЯ
3. Взаимопроверка.
Объяснения решения задач в группах.
(- Что известно в задаче? - Производительность, Время
- Что надо найти в задаче? - РАБОТУ
Вывод: - Как найти?) 3 • 20 = 60(б.)
- Используя карточки команды составляют правило нахождения РАБОТЫ.
(На доске)
Производительность • Время = Работа
1) 60 : 3 = 20 (мин.)
Работа : Производительность = Время
1) 60 : 20= 3 (б./мин)
Работа : Время = Производительность
– Сравните задачи. Скажите, что общего и чем эта задача отличается от задач на
движение . (Ответы детей).
Скорость Производительность
Время Время
Расстояние Работа
– Как называется работа, выполненная за единицу времени? (Производительность
труда).
– А теперь мы вернемся к практической работе, которую выполняли в начале
урока.
Сколько
заданий
вы
выполнили
за
одну
минуту?
Это
наша
производительность.
–
Одинаковым
ли
было
количество
заданий
у
каждого
из
вас?
(Нет,
одни
выполнили больше заданий, другие – меньше).
– Что можно сказать о производительности труда наших учеников? (Она разная.
Это зависело от того, кто сразу начал работу, кто отвлекался, кто хорошо знает
таблицу умножения,..).
- А если бы вы решали 10 минут, сколько всего таких заданий вы бы выполнили?
V. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на стр. 103, №355. Прочитайте.
-Что известно в задаче?
- Что надо найти?
- А как найти вы скажете, когда сам-но решите эту задачу. Если необходима схема,
начертите.
2. Взаимопроверка
– Какую величину находили? (Работу).
- Как найти общую работу? (Сначала нашли работу 1-го токаря, затем – второго.
Только потом нашли общую работу)
VI. Включение в систему знаний и повторение.
- Мы узнали, как найти работу, производительность, время. А где можно
применить полученные знания? ( При решении задач)
Выполнение теста на карточках.
Тест
1. Реши задачу. Выбери правильный ответ
Производительность
Время
работы
Работа
?
6ч
60 деталей
А) 360 б) 10 в) 66 г) 54
- Назовите правильный вариант ответа (б).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1. – Какие цели ставили на уроке?
–
Достигли
вы
этой
цели?
Почему?
(Внимательно
слушал,
смотрел,
сделал
открытие, все получилось – доволен собой/ не доволен).
– Что явилось итогом работы? (Выводы).
«Чтобы найти производительность , надо…»
«Чтобы найти время работы, надо…» (карточка закрыта)
«Чтобы найти всю работу , надо…» (карточка закрыта)
2. Оцените свою работу на листках самооценки.
– Благодарю вас за активную работу на уроке.
Урок я хочу закончить пословицей о труде.
Всегда помните: «Всякое умение трудом дается».
VIII. Домашнее задание.
Презентация (слайд 5).
На выбор
1.
Придумайте и решите 3 задачи на нахождение производительности,
времени, работы.
2.
Решить задачу № 356.
Оценки