Напоминание

Ф.Тютчев "Зима недаром злится "Весенние воды"


Автор: Тиманкина Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" п.Пуровск, Пуровского района, ЯНАО
Населённый пункт: п.Пуровск
Наименование материала: Конспект
Тема: Ф.Тютчев "Зима недаром злится "Весенние воды"
Раздел: начальное образование





Назад







Тема:
Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне «Зима недаром злится», «Весенние воды»
Цели:
показать целостность художественного образа его общую природу в разных видах искусства и обратить внимание детей на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи.
Задачи урока:
 показать что и музыкальные, и литературные (стихотворения), и живописные произведения И.И.Левитана «Весна. Большая вода», «Март», А.К.Саврасова «Грачи прилетели» могут создавать образ, выражать настроение;  при анализе стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи настроения;  показать что такие тропы, как олицетворение, метафора и эпитет, помогают поэту создать великолепный образ молодой весны.
Оборудование:
презентация, компьютер, мультимедиа - проектор Грамзапись с произведениями П.И.Чайковского «Времена года»: «Март», «Апрель»; Репродукции картин И.И.Левитана «Весна. Большая вода», «Март», А.К.Саврасова «Грачи прилетели»; словарь настроений.
Ход урока

I.

Организационный момент.

II.

Введение в тему урока.
Звучит музыка из цикла «Времена года» («Весна») П.И.Чайковского. На её фоне читаю четверостишие: Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко – красном Шагает по земле … Дети хором: «Весна!» Ученики определяют тему урока. -Что помогло определить тему нового раздела? (Музыка, стихи) Появляются иллюстрации на доске. - Чьи это картины? -У меня к сожалению рассыпались и перепутались карточки с буквами. Попробуйте прочитать. СЛАЕВВРИАТСАОНВ Ответ: Саврасов, Левитан. -Как догадались? (Читали через букву.) б) Чтение содержания раздела в конце учебника. 1
- Какие произведения мы будем читать? Есть ли знакомые авторы? В каком жанре они работают? -Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Рифма, ритм, образные слова.) - А кто может предположить, с какой целью читают стихи? Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы узнать что-то новое. - Каждый человек по – своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём, как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей. III
. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний. –Как вы узнаёте весну? Дети говорят о приметах – пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, тёплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы… - А только ли видно весну? Её ещё слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут… -Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.) - Откройте учебники на с.110. - Поэтическим мастерством Тютчева восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: «…кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Фет обращался к нему так: Мой обожаемый поэт…»- и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. 2.
Первичное чтение стихотворения «Зима недаром злится» учителем
.
Установка
перед чтением
: «Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о

весне?» (
Дети пользуются
«Словарём настроений. Приложение 1».)

3

Проверка понимания, работа с текстом.
- О чём рассказал нам автор? (О борьбе Зимы с Весной.) - Как названа Зима? (Ведьма злая.) - А весна? (Прекрасное дитя.) - Кого они тебе напоминают? - Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное – это действия. - Что делает Весна? А Зима? - На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.) - Как называется такой приём? (Олицетворение.) - Поэт – волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это их действиями. Весна Зима стучится злится гонит (Зиму) хлопочет 2
хохочет ворчит шумит взбесилась умылася пустила румяней стала пустила Два рисунка – Весна и Зима. Нарисовали в воображении Зиму и Весну.
(
Дети пользуются
«Приложением 2.Отношению к герою».)
Красивая девушка – это Весна. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками. Злая «ведьма», старая, некрасивая – Зима. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает,- снег, метель. Вот – вот налетит на Весну. IV
Подведение итога работы по стихотворению.
-Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться от зимнего сна природа.) - А Зиму – в образе старушки? (Зима подходит к концу, жить ей осталось недолго.) -А как вы относитесь к зиме? Правильно, ведь и зима была по – своему хороша. Вспомните, у Пушкина: «Мороз и солнце! День чудесный!» Или: «…И вот сама идёт волшебница зима!» «Всему своё время», - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. 5. Выразительное чтение. Что значит «читать выразительно»? (Соблюдать паузы, выделять голосом «нужные» слова, определять темп чтения…) - Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось. V. Физкультминутка. VI
. Продолжение работы над новым материалом.

Работа по стихотворению «Весенние воды»
- Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы, со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы! Что ещё можно увидеть, услышать в стихах Тютчева? 1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух. 2. Вопросы после чтения. - Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (Радости, ликования, ожидания тёплых дней.) - Какие слова создают радостное настроение и у читателя? «Весна идёт! Весна идёт!» «шумят», «будят», «гласят». - Какой была природа до появления весенних ручьёв? (Сонной) - Почему ручьям удалось пробудить природу? (Они шумели, кричали, пели.) -Как называют себя весенние воды? (Мы молодой весны гонцы.) Кто обычно посылает гонцов? - Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? (Потому что они быстрые, как гонцы.) - Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: «Ручьи, как гонцы». Он просто называет их гонцами. (Метафора.) - А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? (Олицетворение.) - Найдите в тексте олицетворения. - Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление
звукописи
.) Какую часть речи использует поэт в этих строках, чтобы передать движение? (Глаголы.) - Прочитайте строки
Б
егут и
Б
удят сонный
Б
рег,
Б
егут и
Б
лещут, выделяя звук Б. Вы чувствуете, будто воздух разрывает сомкнутые губы? - Почему поэт называет майские дни хороводом? (Хороводы водили девушки по праздникам, а майские дни похожи на праздник, потому что радуют людей.) - Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему? - Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? (Хмурый, сонный, уставший.) - И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение –
эпитет.

VI. Подведение итога работы по стихотворению
3

-
Итак, какая
главная

тема
этого стихотворения? (Ожидание царицы – весны, которая посылает гонцов – весенние ручьи, весенние воды – возвестить о своём скором приходе.)
-
Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.
* Брег.
*
Гласят.

* Молодая весна.
VII.
Подведение итога урока.
-Объясните смысл пословицы «Как февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет». - Какие приёмы использует Тютчев для создания поэтического образа и передачи настроения?
Домашнее задание по выбору: (дифференцированное
) 1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева. 2. Подготовить выразительное стихотворение обоих стихотворений. 3. Подготовить выразительное чтение одного понравившегося стихотворения. 4


В раздел образования