Тема: Стихотворения Ф.И.Тютчева о весне
«Зима недаром злится», «Весенние воды»
Цели: показать целостность художественного образа его общую природу в разных видах искусства
и обратить внимание детей на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи.
Задачи урока:
показать что и музыкальные, и литературные (стихотворения), и живописные произведения
И.И.Левитана «Весна. Большая вода», «Март», А.К.Саврасова «Грачи прилетели» могут
создавать образ, выражать настроение;
при анализе стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» обратить внимание детей
на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи
настроения;
показать что такие тропы, как олицетворение, метафора и эпитет, помогают поэту создать
великолепный образ молодой весны.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедиа - проектор
Грамзапись с произведениями П.И.Чайковского «Времена года»: «Март», «Апрель»;
Репродукции
картин
И.И.Левитана
«Весна.
Большая
вода»,
«Март»,
А.К.Саврасова
«Грачи
прилетели»; словарь настроений.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Введение в тему урока.
Звучит
музыка
из
цикла
«Времена
года»
(«Весна»)
П.И.Чайковского.
На
её
фоне
читаю
четверостишие:
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко – красном
Шагает по земле …
Дети хором: «Весна!»
Ученики определяют тему урока.
-Что помогло определить тему нового раздела? (Музыка, стихи)
Появляются иллюстрации на доске.
- Чьи это картины?
-У меня к сожалению рассыпались и перепутались карточки с буквами. Попробуйте прочитать.
СЛАЕВВРИАТСАОНВ
Ответ: Саврасов, Левитан.
-Как догадались? (Читали через букву.)
б) Чтение содержания раздела в конце учебника.
1
- Какие произведения мы будем читать?
Есть ли знакомые авторы? В каком жанре они работают?
-Вспомните, чем стихи отличаются от прозы? (Рифма, ритм, образные слова.)
- А кто может предположить, с какой целью читают стихи?
Чтобы перенестись в весну. Чтобы получить удовольствие, почувствовать настроение. Чтобы
узнать что-то новое.
- Каждый человек по – своему видит и оценивает предметы и явления. Если мы узнаем, поймём,
как видит и чувствует весну Ф.И.Тютчев, мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно
проникаем в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать
людей.
III . Изучение нового материала.
1.
Актуализация знаний.
–Как вы узнаёте весну?
Дети говорят о приметах – пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег,
бегут ручьи, тёплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья,
расцветают цветы…
- А только ли видно весну? Её ещё слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут…
-Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.)
- Откройте учебники на с.110.
-
Поэтическим
мастерством
Тютчева
восхищались,
перед
талантом
его
преклонялись.
И.С.Тургенев писал: «…кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует
поэзии». Фет обращался к нему так: Мой обожаемый поэт…»- и называл его «поклонником
вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением
времени.
2. Первичное чтение стихотворения «Зима недаром злится» учителем .
Установка перед чтением : «Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о
весне?» ( Дети пользуются «Словарём настроений. Приложение 1».)
3
Проверка понимания, работа с текстом.
- О чём рассказал нам автор? (О борьбе Зимы с Весной.)
- Как названа Зима? (Ведьма злая.)
- А весна? (Прекрасное дитя.)
- Кого они тебе напоминают?
- Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное – это действия.
- Что делает Весна? А Зима?
- На чьей стороне автор? (Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то,
что она не уходит.)
- Как называется такой приём? (Олицетворение.)
- Поэт – волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена, как
и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя, как люди. Докажите это
их действиями.
Весна Зима
стучится злится
гонит (Зиму) хлопочет
2
хохочет ворчит
шумит взбесилась
умылася пустила
румяней стала пустила
Два рисунка – Весна и Зима. Нарисовали в воображении Зиму и Весну. ( Дети пользуются
«Приложением 2.Отношению к герою».)
Красивая девушка – это Весна. Она румяная, весёлая, в зелёном платье. За ней летят птицы.
Весна хохочет и зовёт с собой птиц, машет им руками.
Злая «ведьма», старая, некрасивая – Зима. Она летит по небу, её белое платье развевается. И
там, где она пролетает,- снег, метель. Вот – вот налетит на Весну.
IV Подведение итога работы по стихотворению.
-Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться от
зимнего сна природа.)
- А Зиму – в образе старушки? (Зима подходит к концу, жить ей осталось недолго.)
-А как вы относитесь к зиме?
Правильно, ведь и зима была по – своему хороша. Вспомните, у Пушкина: «Мороз и солнце!
День чудесный!» Или: «…И вот сама идёт волшебница зима!»
«Всему своё время», - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года
сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.
5. Выразительное чтение. Что значит «читать выразительно»? (Соблюдать паузы, выделять
голосом «нужные» слова, определять темп чтения…)
- Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось.
V. Физкультминутка.
VI . Продолжение работы над новым материалом.
Работа по стихотворению «Весенние воды»
- Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы, со всеми оттенками красок
и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы
поэту тайны природы! Что ещё можно увидеть, услышать в стихах Тютчева?
1.
Чтение стихотворения про себя, затем вслух.
2.
Вопросы после чтения.
- Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (Радости, ликования, ожидания тёплых
дней.)
- Какие слова создают радостное настроение и у читателя?
«Весна идёт! Весна идёт!» «шумят», «будят», «гласят».
- Какой была природа до появления весенних ручьёв? (Сонной)
- Почему ручьям удалось пробудить природу? (Они шумели, кричали, пели.)
-Как называют себя весенние воды? (Мы молодой весны гонцы.) Кто обычно посылает гонцов?
- Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? (Потому что они быстрые, как гонцы.)
- Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит:
«Ручьи, как гонцы». Он просто называет их гонцами. (Метафора.)
- А как называется приём, когда неодушевлённое изображается как живое? (Олицетворение.)
- Найдите в тексте олицетворения.
- Найдите слова, которые передают движение весенних вод (явление звукописи .) Какую часть
речи использует поэт в этих строках, чтобы передать движение? (Глаголы.)
- Прочитайте строки
Б егут и Б удят сонный Б рег,
Б егут и Б лещут, выделяя звук Б. Вы чувствуете, будто воздух разрывает сомкнутые губы?
- Почему поэт называет майские дни хороводом? (Хороводы водили девушки по праздникам, а
майские дни похожи на праздник, потому что радуют людей.)
- Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему?
- Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты
подходят к такому дню? (Хмурый, сонный, уставший.)
- И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение – эпитет.
VI. Подведение итога работы по стихотворению
3
-
Итак,
какая главная
тема
этого
стихотворения?
(Ожидание
царицы
–
весны,
которая
посылает гонцов – весенние ручьи, весенние воды – возвестить о своём скором приходе.)
- Подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям.
* Брег.
* Гласят.
* Молодая весна.
VII. Подведение итога урока.
-Объясните смысл пословицы «Как февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною
пахнет».
- Какие приёмы использует Тютчев для создания поэтического образа и передачи настроения?
Домашнее задание по выбору: (дифференцированное )
1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева.
2. Подготовить выразительное стихотворение обоих стихотворений.
3. Подготовить выразительное чтение одного понравившегося стихотворения.
4