Автор: Моисеева Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей."
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями"
Раздел: дополнительное образование
Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования ГАУ ДО ИО
«Центр развития дополнительного образования детей»
Моисеевой Елены Александровны
«Современные образовательные технологии в работе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья»
Проблема
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
становится актуальной в связи со значительным увеличением численности
данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися
новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа
в
обществе
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
нуждаются,
главным образом, в создании реальных условий для получения качественного
образования. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и
воспитании.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр. В первую очередь следует разделить
игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные
психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать
следующие требования:
игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций;
подбор игрового материала с постепенным усложнением;
связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
соответствие коррекционной цели занятия;
учёт принципа смены видов деятельности;
соответствие игрушек безопасность.
Известно, что дидактическая игра является ценным средством воспитания
умственной
активности
детей,
она
активизирует
психические
процессы,
вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно
преодолевают
значительные
трудности,
тренируют
свои
силы,
развивают
способности
и
умения.
Она
помогает
сделать
любой
учебный
материал
увлекательным. Высоко оценил значение игры В. А. Сухомлинский «Без игры
нет и не может быть полноценного умственного развития». В дидактической
игре
ребенок
наблюдает,
сравнивает,
сопоставляет,
классифицирует
предметы, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактическая
игра
позволяет
развивать
у
детей
произвольность
психических процессов, таких как внимание, восприятие, память. Игровые
задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и
учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли,
деловое
общение).
При
этом
образовательные
задачи
включаются
в
содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные,
т е ат р а л и зо ва н н ы е ,
д е л о в ы е ,
р ол е в ы е ,
ком п ь ют е р н ы е
и г р ы .
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение
следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Игровые
технологии
занимают
важное
место
в
учебно-воспитательном
процессе,
так
как
не
только
способствуют
воспитанию
познавательных
интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других
функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует
память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание
и познавательный интерес к предмету;
3)
игра
-
один
из
приёмов
преодоления
пассивности
учеников.
Игра
важнейшее
средство
воспитания
школьников.
Игра
деятельность
спонтанная,
непринужденная.
Мир
игр
очень
разнообразен.
Существуют
разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в
себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка.
Однако
не
всякая
игра
имеет
существенное
образовательное
и
воспитательное
значение,
а
лишь
та,
которая
приобретает
характер
познавательной
деятельности.
Дидактическая
игра
обучающего
характера
сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычным
для
него,
облегчает
переход
от
игры
к
серьезной
умственной
работе.
Дидактическая
игра
дает
возможность
решать
различные
педагогические
задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.
Игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с
ОВЗ.
Поэтому
в
работе
с
детьми
с
ОВЗ,
игра
становится
не
просто
универсальным,
а
оптимальным
психолого-педагогическим
средством,
которое
позволяет
всесторонне
влиять
на
их
развитие
и выполнять
развлекательную, коммуникативную, диагностическую, игротерапевтическую
функции, функцию самореализации, коррекции в игре.
Игра
является
мощным
воспитательным
средством,
естественно
тренирующим здоровые стороны ученика и ослабляющим его недостатки.
Благодаря
игре
удаётся
преодолеть
робость,
неуверенность,
пассивность
присущие
многим
учащимся
с
ОВЗ.
Она
должна
постоянно
обогащать
знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка, его способностей,
вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь школьников интересным
содержанием.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр
тренируют
работу
анализаторов,
развивают
и н и ц и ат и в н о с т ь ,
сообразительность,
воображение,
мышление,
речь,
воспитывают
чувство
товарищества.
Использование
игры
помогает
снять
ряд
трудностей,
вести
изучение
и
закрепление
материала
на
уровне
эмоционального
осознания,
что
способствует
в
дальнейшем
появлению
элементарного
познавательного
процесса к учебному предмету.
Проведение игр на уроках дает положительный результат, учебная мотивация
у
школьников
повышается.
Следовательно,
использование
игровых
технологий положительно влияет на обучение школьников, делает уроки
более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация
учащихся, возникает познавательный интерес к урокам.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника
имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных
методов повышения мотивации к обучению
.
Литература: Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г.
Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии:
учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –
М.: Народное образование, 1998. – 256 с.