Напоминание

"Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями"


Автор: Моисеева Елена Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГАУ ДО ИО "Центр развития дополнительного образования детей."
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями"
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования ГАУ ДО ИО

«Центр развития дополнительного образования детей»

Моисеевой Елены Александровны

«Современные образовательные технологии в работе с детьми с

ограниченными возможностями здоровья»

Проблема

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

становится актуальной в связи со значительным увеличением численности

данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися

новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа

в

обществе

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

нуждаются,

главным образом, в создании реальных условий для получения качественного

образования. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности

здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические

технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и

воспитании.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса

в форме различных педагогических игр. В первую очередь следует разделить

игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные

психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать

следующие требования:

игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребёнка;

соответствие коррекционной цели занятия;

учёт принципа смены видов деятельности;

соответствие игрушек безопасность.

Известно, что дидактическая игра является ценным средством воспитания

умственной

активности

детей,

она

активизирует

психические

процессы,

вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно

преодолевают

значительные

трудности,

тренируют

свои

силы,

развивают

способности

и

умения.

Она

помогает

сделать

любой

учебный

материал

увлекательным. Высоко оценил значение игры В. А. Сухомлинский «Без игры

нет и не может быть полноценного умственного развития». В дидактической

игре

ребенок

наблюдает,

сравнивает,

сопоставляет,

классифицирует

предметы, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактическая

игра

позволяет

развивать

у

детей

произвольность

психических процессов, таких как внимание, восприятие, память. Игровые

задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и

учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли,

деловое

общение).

При

этом

образовательные

задачи

включаются

в

содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные,

т е ат р а л и зо ва н н ы е ,

д е л о в ы е ,

р ол е в ы е ,

ком п ь ют е р н ы е

и г р ы .

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение

следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые

технологии

занимают

важное

место

в

учебно-воспитательном

процессе,

так

как

не

только

способствуют

воспитанию

познавательных

интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других

функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует

память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание

и познавательный интерес к предмету;

3)

игра

-

один

из

приёмов

преодоления

пассивности

учеников.

Игра

важнейшее

средство

воспитания

школьников.

Игра

деятельность

спонтанная,

непринужденная.

Мир

игр

очень

разнообразен.

Существуют

разные варианты классификации игр. Каждая игра уникальна, содержит в

себе различные функции. Каждый вид игр помогает в развитии ребенка.

Однако

не

всякая

игра

имеет

существенное

образовательное

и

воспитательное

значение,

а

лишь

та,

которая

приобретает

характер

познавательной

деятельности.

Дидактическая

игра

обучающего

характера

сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычным

для

него,

облегчает

переход

от

игры

к

серьезной

умственной

работе.

Дидактическая

игра

дает

возможность

решать

различные

педагогические

задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с

ОВЗ.

Поэтому

в

работе

с

детьми

с

ОВЗ,

игра

становится

не

просто

универсальным,

а

оптимальным

психолого-педагогическим

средством,

которое

позволяет

всесторонне

влиять

на

их

развитие

и выполнять

развлекательную, коммуникативную, диагностическую, игротерапевтическую

функции, функцию самореализации, коррекции в игре.

Игра

является

мощным

воспитательным

средством,

естественно

тренирующим здоровые стороны ученика и ослабляющим его недостатки.

Благодаря

игре

удаётся

преодолеть

робость,

неуверенность,

пассивность

присущие

многим

учащимся

с

ОВЗ.

Она

должна

постоянно

обогащать

знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка, его способностей,

вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь школьников интересным

содержанием.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр

тренируют

работу

анализаторов,

развивают

и н и ц и ат и в н о с т ь ,

сообразительность,

воображение,

мышление,

речь,

воспитывают

чувство

товарищества.

Использование

игры

помогает

снять

ряд

трудностей,

вести

изучение

и

закрепление

материала

на

уровне

эмоционального

осознания,

что

способствует

в

дальнейшем

появлению

элементарного

познавательного

процесса к учебному предмету.

Проведение игр на уроках дает положительный результат, учебная мотивация

у

школьников

повышается.

Следовательно,

использование

игровых

технологий положительно влияет на обучение школьников, делает уроки

более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация

учащихся, возникает познавательный интерес к урокам.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника

имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных

методов повышения мотивации к обучению

.

Литература: Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г.

Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67

Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992.

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии:

учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –

М.: Народное образование, 1998. – 256 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники