Напоминание

Воспитание семейных ценностей учащихся


Автор: Грибанова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №5
Населённый пункт: Североморск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание семейных ценностей учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Грибанова Ирина Николаевна,

Учитель начальных классов,

МБОУСОШ № 5,

ЗАТО г. Североморск

Воспитание семейных ценностей учащихся

Проблема воспитания и нравственной идентичности сегодня волнует

общественность

во

всем

мире.

В

Концепции

Духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России сформулирована цель,

на

достижение

которой

направлен

процесс

образования

и

воспитания

школьников

формирование

духовно

-

нравственного,

творческого,

компетентного гражданина и патриота.

Высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность

за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

укорененный

в

духовных и культурных традициях многонационального народа Российской

Федерации.

Но общественная и личная духовно-нравственная культура переживают

тяжёлый

кризис.

Многое

вызывает

тревогу.

Сегодня

принимаются

разнообразные

меры

для

спасения

и

укрепления

духовности

и

нравственности в нашем обществе, особенно в среде молодёжи, расширяется

деятельности

церкви,

такие

слова,

как

«милосердие»,

«сострадание»,

«соучастие» реабилитированы, в школе преподаётся такой предмет духовно-

нравственного цикла как «Основы религиозной культуры и светской этики»,

введён предмет регионального компонента – «Краеведение», а занятия в

кружках

дополнительного

образования

раскрывают

перед

ребятами

интересный и красочный мир традиций народов нашей огромной страны.

Духовно-нравственную культуру нельзя никак создать искусственно,

нравственность

органически

вырастает

на

основе

конкретной

жизнедеятельности. Основными параметрами личности развития ребёнка на

сегодняшний

день

можно

считать

его

ориентацию

на

общечеловеческие

1

ценности,

гуманизм,

интеллигентность,

активность,

чувство

собственного

достоинства.

Уровень

развития

этих

качеств

можно

рассматривать

как

показатель

сформированности

социальной

компетентности

и

социального

становления личности.

Безусловно, основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего,

является культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит

его становление и развитие. Особую роль играет, конечно, семья.

Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это

близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком

заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви,

ответственности, заботе и уважению.

Сегодня

школьники

нуждаются

в

разговоре:

что

есть

добро,

духовность, милосердие, патриотизм, всепрощение.

Именно семья является самым мощным средством в формировании

ценностных

ориентиров

личности.

Семья

это

фундамент,

на

котором

строится

высотный

храм

духовного

мира

ребёнка.

Формирование

долга,

ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к

обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были

и остаются главной мерой достоинств личности. Ребёнок не рождается на

свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде

живёт, и какое воспитание он получает. Действительно, семья – это первая и

самая важная ступень в жизни человека. Народная мудрость, характеризуя

человека,

большое

значение

придавала

влиянию

на

него

той

семейной

обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей

семьи», это значит, что этот человек трудолюбив, честен, доброжелателен, на

него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.

Роль

родителей

в

воспитании

ребёнка

незаменима.

Они

главные

«проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Беда в том,

что

в последние годы утеряны многие ценности семьи, нарушена связь

поколений. Функции современных молодых родителей свелись к бытовому

2

обслуживанию детей, а все воспитание переложено на школу. Современные

родители

мало

говорят

со

своими

детьми.

По

социологическим

исследованиям в среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки,

отец – ещё меньше.

Родители

занимают

позицию

наблюдателей,

ожидающих

результат

деятельности педагога, проводимой желательно без их участия.

Особенно наводят на размышление молодые папы и мамы, которые

сами

затрудняются

ответить

на

вопрос

педагога

испытывают

ли

они

трудности при воспитании собственного ребенка. Что, скорее всего, означает

не отсутствие проблем, а непонимание своей роли, как воспитателя.

Изменился

и

сам

объект

воспитания

современные дети более

активны и осведомлены, как им кажется, самоувереннее. Нередко можно

встретить

пренебрежение

к

авторитету

и

мнению

других,

неумение

сочувствовать

и

нежелание

задумываться

о

своих

поступках.

Дети

мало

читают

художественную литературу, многие не участвуют в деятельности

детских общественных организаций.

Новейшие исследования психологов показали, когда ребёнок приходит

в первый класс, у него уже есть определённые убеждения, свой взгляд на мир.

Современные дети нацелены на удовлетворение своих собственных

потребностей,

а

не

на

ценности

семьи

и

общества.

Актуальность

сотрудничества школы и семьи безусловна.

Поэтому

работа

школы

направлена

на

формирование

духовно-

нравственных

качеств

младших

школьников

в

тесном

сотрудничестве

и

взаимодействии с семьёй.

Исходя из этого, определили комплекс задач:

формировать

мотив

и

потребность

родительского

участия

в

воспитании, желание помочь своему ребенку;

формировать у младших школьников мотивацию к осознанному

нравственному

поведению,

саморазвитию,

взаимодействию

с

социумом;

3

уважение к ценностям семьи, школьного коллектива, культуре

своего народа.

Содержание этого сотрудничества семьи и школы строится по плану:

Познание семьи ученика.

Систематическое изучение влияния социального окружения на

личность ученика.

Организация совместной педагогической деятельности школы и

семьи в обучении и воспитании детей.

Помощь родителям в воспитании детей дома.

Организация педагогического просвещения родителей.

Нейтрализация отрицательного влияния семьи.

Направления воспитания нравственных качеств младших школьников

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,

жизни.

Воспитание

ценностного

отношения

к

природе,

окружающей

среде, экологическое воспитание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному.

Формы работы по воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся:

Индивидуальные

(посещение

семей

на

дому,

бе седы,

консультации)

Групповые (родители объединяются в группы при организации

педагогического просвещения родителей на родительских собраниях,

при проведении тематических бесед, на семейных праздниках)

Коллективные (родительские собрания, конференции и круглые

столы

по

обмену

опытом

воспитания,

вечера

вопросов

и

ответов,

совместные внеклассные мероприятия.

4

В основе ведущих идей всей этой работы и с детьми и с родителями

опираемся на заветы из Библии.

1.«Возлюби ближнего своего, как самого себя» (вызвать чувство любви к

каждому человеку, независимо от личного чувства к нему; оказывать помощь,

не

надеясь

на

благодарность;

испытывать

радость

от

того,

что

делаешь

добро).

2.« Ни убий» (заботиться о бережном отношении к человеку и ко всему

живому;

искоренять

злобу,

гнев,

ненависть,

обращенные

к

человеку;

воспитывать

способность

простить

ближнего

за

причиненное

зло,

не

льстить, не вредить ему, удержаться от ссоры).

3.

«Не лжесвидетельствуй» (жить по правилу: «Не лги, не говори зла ни о

друге, ни о недруге, не занимайся сплетнями, пересудами»).

4.

«Не укради», «не желай ничего чужого» (учиться довольствоваться тем,

что есть у себя; не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать

тому, что есть у другого).

5.

«Чти отца своего и мать свою» (воспитывать любовь и уважение к

родителям; помогать им, радовать их своими делами, быть терпеливыми

и снисходительными, утешать в недугах и болезнях).

6.

«Трудись» ( учиться трудиться для себя и на благо других).

Понимание

современных

условий

и

особенностей

организации

во спитания

и

социализации

младших

школьников

п о з в о л я е т

конкретизировать

содержание

общих

задач

по

каждому

из

основных

направлений воспитательной деятельности.

В области формирования личностной культуры

учитель и родители

ставят следующие задачи:

формирование способности к духовному развитию;

укрепление нравственности;

формирование основ морали;

5

формирование

основ

нравственного

самосознания

личности

(совести);

принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей,

национальных и этнических духовных традиций;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою

нравственно

оправданную

позицию,

проявлять

критичность

к

собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование

способности

к

самостоятельным

поступкам

и

действиям;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;

формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры основными задачами у

учителя и родителей являются:

формирование основ российской гражданской идентичности;

пробуждение

веры

в

Россию,

чувства

личной

ответственности

за

Отечество;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие

навыков

организации

и

осуществления

сотрудничества

с

педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении

общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

6

развитие

доброжелательности

и

эмоциональной

отзывчивости,

понимания и сопереживания другим людям;

становление

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентаций;

формирование

осознанного

и

уважительного

отношения

к

традиционным российским религиям и религиозным организациям, к

вере и религиозным убеждениям;

формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к

культурным,

религиозным

традициям,

образу

жизни

представителей

народов России.

В области формирования семейной культуры ставятся следующие задачи:

формирование отношения к семье как к основе российского общества;

формирование

у

младшего

школьника

почтительного

отношения

к

родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими

традициями российской семьи.

Одним

из

эффективных

средств

реализации

поставленных

задач

является

применение

интерактивных

методов

в

организации

учебно-

воспитательного процесса:

ориентированность на жизненный опыт

повышенный интерес к теме (мотивация)

акцент

на

деятельно сть,

практику

(базовые

навыки

коммуникации)

повышение прочности усвоения материала

широкие возможности для творчества

(дополнительные источники информации)

7

личностное развитие

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Суть его состоит в

том, что процесс организован таким образом, при котором

все участники

активно

взаимодействуют

между

собой. В

результате

чего

они

учатся

самостоятельно

принимать

решения,

открыто

выражать

свою

позицию,

развивают коммуникативную компетентность. Укрепляется мотивация, что

делает продуктивным весь процесс обучения и воспитания.

Эту же стратегию возможно использовать и при работе с родителями,

так как немногие из них готовы воспринимать посторонние советы. Суть

проводимых мероприятий не только в обсуждении проблемных вопросов, но

и в практической работе с принятием решений самими родителями:

Тематический тренинг

Родительская конференция

Круглый стол с педагогами

Вечер вопросов и ответов

Диспут

День открытых дверей

Участие в Совете школы

Родительский вечер

Организация экскурсий

Общешкольные акции

День здоровья, День семьи

В

процессе

взаимодействия

родители

включаются

в

учебно-

воспитательный

процесс,

сотрудничество

с

детьми

и

педагогами,

во

внеурочную

деятельность

по

основным

направлениям

духовно

нравственного развития.

Наблюдая за детьми, можно сделать вывод:

воспитание должно осуществляться через конкретные дела;

8

инициатива должна исходить не только от учителя, но и от детей,

и родителей;

ученики не должны замыкаться только на своём классе, но и

выходить в социум;

мероприятия должны быть разнообразны, чтобы каждый ребёнок

мог себя проявить.

Широко

применяется этическая

беседа.

Эффективность этической

беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

Беседа должна носить проблемный характер;

В начальной школе – этическая беседа идёт от анализа конкретных

фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Благодаря

этому

она

привлекает

детей

к

обсуждению,

анализу

поступков

своих

и

чужих

и

выработке

нравственных

оценок.

Учитель

выслушивает и учитывает мнения, точки зрения всех собеседников, строит

свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Целью

таких

бесед

является

углубление,

упрочение

нравственных

понятий,

обобщение

и

закрепление

знаний,

формирование

системы

нравственных

взглядов и убеждений.

Такие

мероприятия

позволяют

использовать

метод

коррекции

поведения, который направлен на то, чтобы создать условия, при которых

ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям.

Большое

значение

уделяется

упражнениям

и

игровым

ситуациям

проблемно-поискового характера, связанных с организацией нравственного

опыта. Данная деятельность имеет целью выработать привычки в труде и в

общественной

работе,

во

взаимоотношениях

с

друг

с

другом.

Игровые

ситуации

позволяют

легко,

увлекательно,

без

назойливого

дидактизма

взрослых

усваивать

на

практике

правила

поведения.

Игра

учит

быть

деятельными, проявлять инициативу, действовать, подчиняться и руководить.

Душа ребёнка требует примеров для подражания. Если мы не дадим их

ребёнку или не будем следить за тем, что предлагается ребенку в качестве

9

идеала, то он будет подражать не тому, чему бы мы хотели. Ребёнка нужно

буквально

окружать

теми

образами

и

примерами,

которые

мы

считаем

полезными. Стараемся убедить родителей в том, что они должны показывать

и личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны

видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают

пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду

или пожилой женщине, а не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его

никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям

о том, как им самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.

Большое

влияние

на

воспитание

ребёнка

оказывает

не

только

организация жизни семьи, но и её атмосфера, характер семейных отношений.

Дети

наблюдают

за

взрослыми,

их

поведением,

раз говорам и,

взаимоотношениями именно в семье. Если родители внимательны друг к

другу,

приветливы,

вежливы,

верны

своему

слову,

уважают

друг

друга,

бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на

семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными.

Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил:

«Не

думайте,

что

вы

воспитываете

ребенка

только

тогда,

когда

с

ним

разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в

каждый

момент

вашей

жизни,

даже

тогда,

когда

вас

нет

дома.

Как

вы

одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или

печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету

— все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или

хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже

не

нужно

думать

о

воспитании:

вы

уже

воспитываете

ваших

детей

и

воспитываете

плохо,

и

никакие

самые

лучшие

советы

и

методы

вам

не

помогут».

Воспитание

всегда

большой

труд,

а

духовно-нравственное

воспитание

один

из

самых

сложных

видов

этого

труда.

Только

совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных

10

отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и

воспитать в каждом школьнике настоящего человека, гражданина.

11



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники