Автор: Грибанова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №5
Населённый пункт: Североморск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание семейных ценностей учащихся
Раздел: начальное образование
Грибанова Ирина Николаевна,
Учитель начальных классов,
МБОУСОШ № 5,
ЗАТО г. Североморск
Воспитание семейных ценностей учащихся
Проблема воспитания и нравственной идентичности сегодня волнует
общественность
во
всем
мире.
В
Концепции
Духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России сформулирована цель,
на
достижение
которой
направлен
процесс
образования
и
воспитания
школьников
–
формирование
духовно
-
нравственного,
творческого,
компетентного гражданина и патриота.
Высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающий
ответственность
за
настоящее
и
будущее
своей
страны,
укорененный
в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Но общественная и личная духовно-нравственная культура переживают
тяжёлый
кризис.
Многое
вызывает
тревогу.
Сегодня
принимаются
разнообразные
меры
для
спасения
и
укрепления
духовности
и
нравственности в нашем обществе, особенно в среде молодёжи, расширяется
деятельности
церкви,
такие
слова,
как
«милосердие»,
«сострадание»,
«соучастие» реабилитированы, в школе преподаётся такой предмет духовно-
нравственного цикла как «Основы религиозной культуры и светской этики»,
введён предмет регионального компонента – «Краеведение», а занятия в
кружках
дополнительного
образования
раскрывают
перед
ребятами
интересный и красочный мир традиций народов нашей огромной страны.
Духовно-нравственную культуру нельзя никак создать искусственно,
нравственность
органически
вырастает
на
основе
конкретной
жизнедеятельности. Основными параметрами личности развития ребёнка на
сегодняшний
день
можно
считать
его
ориентацию
на
общечеловеческие
1
ценности,
гуманизм,
интеллигентность,
активность,
чувство
собственного
достоинства.
Уровень
развития
этих
качеств
можно
рассматривать
как
показатель
сформированности
социальной
компетентности
и
социального
становления личности.
Безусловно, основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего,
является культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит
его становление и развитие. Особую роль играет, конечно, семья.
Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это
близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком
заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви,
ответственности, заботе и уважению.
Сегодня
школьники
нуждаются
в
разговоре:
что
есть
добро,
духовность, милосердие, патриотизм, всепрощение.
Именно семья является самым мощным средством в формировании
ценностных
ориентиров
личности.
Семья
–
это
фундамент,
на
котором
строится
высотный
храм
духовного
мира
ребёнка.
Формирование
долга,
ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к
обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были
и остаются главной мерой достоинств личности. Ребёнок не рождается на
свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде
живёт, и какое воспитание он получает. Действительно, семья – это первая и
самая важная ступень в жизни человека. Народная мудрость, характеризуя
человека,
большое
значение
придавала
влиянию
на
него
той
семейной
обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей
семьи», это значит, что этот человек трудолюбив, честен, доброжелателен, на
него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.
Роль
родителей
в
воспитании
ребёнка
незаменима.
Они
главные
«проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Беда в том,
что
в последние годы утеряны многие ценности семьи, нарушена связь
поколений. Функции современных молодых родителей свелись к бытовому
2
обслуживанию детей, а все воспитание переложено на школу. Современные
родители
мало
говорят
со
своими
детьми.
По
социологическим
исследованиям в среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки,
отец – ещё меньше.
Родители
занимают
позицию
наблюдателей,
ожидающих
результат
деятельности педагога, проводимой желательно без их участия.
Особенно наводят на размышление молодые папы и мамы, которые
сами
затрудняются
ответить
на
вопрос
педагога
–
испытывают
ли
они
трудности при воспитании собственного ребенка. Что, скорее всего, означает
не отсутствие проблем, а непонимание своей роли, как воспитателя.
Изменился
и
сам
объект
воспитания
–
современные дети более
активны и осведомлены, как им кажется, самоувереннее. Нередко можно
встретить
пренебрежение
к
авторитету
и
мнению
других,
неумение
сочувствовать
и
нежелание
задумываться
о
своих
поступках.
Дети
мало
читают
художественную литературу, многие не участвуют в деятельности
детских общественных организаций.
Новейшие исследования психологов показали, когда ребёнок приходит
в первый класс, у него уже есть определённые убеждения, свой взгляд на мир.
Современные дети нацелены на удовлетворение своих собственных
потребностей,
а
не
на
ценности
семьи
и
общества.
Актуальность
сотрудничества школы и семьи безусловна.
Поэтому
работа
школы
направлена
на
формирование
духовно-
нравственных
качеств
младших
школьников
в
тесном
сотрудничестве
и
взаимодействии с семьёй.
Исходя из этого, определили комплекс задач:
формировать
мотив
и
потребность
родительского
участия
в
воспитании, желание помочь своему ребенку;
формировать у младших школьников мотивацию к осознанному
нравственному
поведению,
саморазвитию,
взаимодействию
с
социумом;
3
уважение к ценностям семьи, школьного коллектива, культуре
своего народа.
Содержание этого сотрудничества семьи и школы строится по плану:
Познание семьи ученика.
Систематическое изучение влияния социального окружения на
личность ученика.
Организация совместной педагогической деятельности школы и
семьи в обучении и воспитании детей.
Помощь родителям в воспитании детей дома.
Организация педагогического просвещения родителей.
Нейтрализация отрицательного влияния семьи.
Направления воспитания нравственных качеств младших школьников
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
Воспитание
ценностного
отношения
к
природе,
окружающей
среде, экологическое воспитание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному.
Формы работы по воспитанию духовно-нравственных качеств учащихся:
Индивидуальные
(посещение
семей
на
дому,
бе седы,
консультации)
Групповые (родители объединяются в группы при организации
педагогического просвещения родителей на родительских собраниях,
при проведении тематических бесед, на семейных праздниках)
Коллективные (родительские собрания, конференции и круглые
столы
по
обмену
опытом
воспитания,
вечера
вопросов
и
ответов,
совместные внеклассные мероприятия.
4
В основе ведущих идей всей этой работы и с детьми и с родителями
опираемся на заветы из Библии.
1.«Возлюби ближнего своего, как самого себя» (вызвать чувство любви к
каждому человеку, независимо от личного чувства к нему; оказывать помощь,
не
надеясь
на
благодарность;
испытывать
радость
от
того,
что
делаешь
добро).
2.« Ни убий» (заботиться о бережном отношении к человеку и ко всему
живому;
искоренять
злобу,
гнев,
ненависть,
обращенные
к
человеку;
воспитывать
способность
простить
ближнего
за
причиненное
зло,
не
льстить, не вредить ему, удержаться от ссоры).
3.
«Не лжесвидетельствуй» (жить по правилу: «Не лги, не говори зла ни о
друге, ни о недруге, не занимайся сплетнями, пересудами»).
4.
«Не укради», «не желай ничего чужого» (учиться довольствоваться тем,
что есть у себя; не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать
тому, что есть у другого).
5.
«Чти отца своего и мать свою» (воспитывать любовь и уважение к
родителям; помогать им, радовать их своими делами, быть терпеливыми
и снисходительными, утешать в недугах и болезнях).
6.
«Трудись» ( учиться трудиться для себя и на благо других).
Понимание
современных
условий
и
особенностей
организации
во спитания
и
социализации
младших
школьников
п о з в о л я е т
конкретизировать
содержание
общих
задач
по
каждому
из
основных
направлений воспитательной деятельности.
В области формирования личностной культуры
учитель и родители
ставят следующие задачи:
формирование способности к духовному развитию;
укрепление нравственности;
формирование основ морали;
5
формирование
основ
нравственного
самосознания
личности
(совести);
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей,
национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою
нравственно
оправданную
позицию,
проявлять
критичность
к
собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование
способности
к
самостоятельным
поступкам
и
действиям;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
осознание младшим школьником ценности человеческой жизни;
формирование нравственного смысла учения.
В области формирования социальной культуры основными задачами у
учителя и родителей являются:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение
веры
в
Россию,
чувства
личной
ответственности
за
Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие
навыков
организации
и
осуществления
сотрудничества
с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении
общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
6
развитие
доброжелательности
и
эмоциональной
отзывчивости,
понимания и сопереживания другим людям;
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций;
формирование
осознанного
и
уважительного
отношения
к
традиционным российским религиям и религиозным организациям, к
вере и религиозным убеждениям;
формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к
культурным,
религиозным
традициям,
образу
жизни
представителей
народов России.
В области формирования семейной культуры ставятся следующие задачи:
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
формирование
у
младшего
школьника
почтительного
отношения
к
родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими
традициями российской семьи.
Одним
из
эффективных
средств
реализации
поставленных
задач
является
применение
интерактивных
методов
в
организации
учебно-
воспитательного процесса:
ориентированность на жизненный опыт
повышенный интерес к теме (мотивация)
акцент
на
деятельно сть,
практику
(базовые
навыки
коммуникации)
повышение прочности усвоения материала
широкие возможности для творчества
(дополнительные источники информации)
7
личностное развитие
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Суть его состоит в
том, что процесс организован таким образом, при котором
все участники
активно
взаимодействуют
между
собой. В
результате
чего
они
учатся
самостоятельно
принимать
решения,
открыто
выражать
свою
позицию,
развивают коммуникативную компетентность. Укрепляется мотивация, что
делает продуктивным весь процесс обучения и воспитания.
Эту же стратегию возможно использовать и при работе с родителями,
так как немногие из них готовы воспринимать посторонние советы. Суть
проводимых мероприятий не только в обсуждении проблемных вопросов, но
и в практической работе с принятием решений самими родителями:
Тематический тренинг
Родительская конференция
Круглый стол с педагогами
Вечер вопросов и ответов
Диспут
День открытых дверей
Участие в Совете школы
Родительский вечер
Организация экскурсий
Общешкольные акции
День здоровья, День семьи
В
процессе
взаимодействия
родители
включаются
в
учебно-
воспитательный
процесс,
сотрудничество
с
детьми
и
педагогами,
во
внеурочную
деятельность
по
основным
направлениям
духовно
–
нравственного развития.
Наблюдая за детьми, можно сделать вывод:
воспитание должно осуществляться через конкретные дела;
8
инициатива должна исходить не только от учителя, но и от детей,
и родителей;
ученики не должны замыкаться только на своём классе, но и
выходить в социум;
мероприятия должны быть разнообразны, чтобы каждый ребёнок
мог себя проявить.
Широко
применяется этическая
беседа.
Эффективность этической
беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер;
В начальной школе – этическая беседа идёт от анализа конкретных
фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Благодаря
этому
она
привлекает
детей
к
обсуждению,
анализу
поступков
своих
и
чужих
и
выработке
нравственных
оценок.
Учитель
выслушивает и учитывает мнения, точки зрения всех собеседников, строит
свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Целью
таких
бесед
является
углубление,
упрочение
нравственных
понятий,
обобщение
и
закрепление
знаний,
формирование
системы
нравственных
взглядов и убеждений.
Такие
мероприятия
позволяют
использовать
метод
коррекции
поведения, который направлен на то, чтобы создать условия, при которых
ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям.
Большое
значение
уделяется
упражнениям
и
игровым
ситуациям
проблемно-поискового характера, связанных с организацией нравственного
опыта. Данная деятельность имеет целью выработать привычки в труде и в
общественной
работе,
во
взаимоотношениях
с
друг
с
другом.
Игровые
ситуации
позволяют
легко,
увлекательно,
без
назойливого
дидактизма
взрослых
усваивать
на
практике
правила
поведения.
Игра
учит
быть
деятельными, проявлять инициативу, действовать, подчиняться и руководить.
Душа ребёнка требует примеров для подражания. Если мы не дадим их
ребёнку или не будем следить за тем, что предлагается ребенку в качестве
9
идеала, то он будет подражать не тому, чему бы мы хотели. Ребёнка нужно
буквально
окружать
теми
образами
и
примерами,
которые
мы
считаем
полезными. Стараемся убедить родителей в том, что они должны показывать
и личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны
видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают
пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду
или пожилой женщине, а не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его
никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям
о том, как им самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.
Большое
влияние
на
воспитание
ребёнка
оказывает
не
только
организация жизни семьи, но и её атмосфера, характер семейных отношений.
Дети
наблюдают
за
взрослыми,
их
поведением,
раз говорам и,
взаимоотношениями именно в семье. Если родители внимательны друг к
другу,
приветливы,
вежливы,
верны
своему
слову,
уважают
друг
друга,
бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на
семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными.
Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил:
«Не
думайте,
что
вы
воспитываете
ребенка
только
тогда,
когда
с
ним
разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в
каждый
момент
вашей
жизни,
даже
тогда,
когда
вас
нет
дома.
Как
вы
одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или
печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету
— все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или
хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже
не
нужно
думать
о
воспитании:
вы
уже
воспитываете
ваших
детей
и
воспитываете
плохо,
и
никакие
самые
лучшие
советы
и
методы
вам
не
помогут».
Воспитание
—
всегда
большой
труд,
а
духовно-нравственное
воспитание
—
один
из
самых
сложных
видов
этого
труда.
Только
совместными усилиями, совместным сотрудничеством при доверительных
10
отношениях семьи и школы мы можем добиться положительного результата и
воспитать в каждом школьнике настоящего человека, гражданина.
11