Напоминание

"Приемы и формы целеполагания на занятиях объединения "Золотая иголочка"


Автор: Семёновых Маргарита Аркадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДО" города Котельнича
Населённый пункт: город Котельнич Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приемы и формы целеполагания на занятиях объединения "Золотая иголочка"
Дата публикации: 15.04.2019
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Центр дополнительного образования детей"

города Котельнича Кировской области

«ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ

ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЗОЛОТАЯ ИГОЛОЧКА»

Из опыта работы

педагога дополнительного

образования Семёновых М.А.

г. Котельнич, 2019 г.

1

«Золотая иголочка» - это детско-юношеское объединение Центра

дополнительного образования детей.

Я, изучив социальный запрос, желания детей, родителей ввела в программу

различные направления.

Все эти направления и решают основную цель и задачи стоящие перед

объединением.

Форма реализации программы разнообразны, а содержание включает в себя

прежде всего занятие по расписанию два-три раза в неделю.

Одним из важнейших принципов эффективного занятия на современном

этапе является принцип личностного целеполагания воспитанника.

Образование каждого обучающегося происходит на основе и с учетом его

личных учебных целей.

Умения, которым учу воспитанника это:

- отбор целей, соответствующих задачам данного занятия

- принятие воспитанником целей, поставленных педагогом, их переосмысливание

на свой опыт

- самостоятельная постановка цели

- выбор одной цели из нескольких

- определение реальности, достижимости цели, соотнесение цели со своими

возможностями

- активная проверка, уточнение цели

- определение более важных целей, времени и сил для их достижения

- постановка перспективных целей

- реализация поставленных целей и способов их достижения

- и главное – постановка нестандартных, оригинальных, творческих целей.

Все эти умения важны в первую очередь для того чтобы воспитанник не

разочаровался в выбранным им виде деятельности, без них трудно обойтись, так

как они лежат в основе способности ребенка к целеполаганию.

Условно можно выделить три вида целеполагания:

При жестком – цели, задачи и программа действий задается педагогом.

При интегрированном – способы решения задач определяются в процессе

совместного поиска.

При свободном – цели, задачи и программа действий вырабатываются совместно

в процессе общения, размышления и поиска.

Различаем несколько видов учебного целеполагания:

2

Перспективное целеполагание использую в начале учебного года для первого

года обучения. Занятие называется «Покажи свои знания и умения». Здесь

новички знакомятся с оборудование мастерской, инструментами, которые будут

изучать, а воспитанники постарше показывают свои достижения – лучшие

работы, выполненные в течение прошлого учебного года. Это помогает старшим

ребятам почувствовать значимость своих знаний, прибавляет уверенности в своих

силах, появляется желание узнать еще больше. А у младших ребят возникает

желание этому научиться.

Тематическое целеполагание провожу в начале какой либо большой темы или

целого блока. Совместное определение целей и задач на всю тему проводим на

первом занятии по теме.

Например, первый год обучения, тема «Ручные швы».

На образцах выбираем все виды швов. Считаем сколько их? Сколько занятий мы

будем их изучать? Какая цель будет стоять перед нами? Беру один из образцов и

объясняю что за шов. Какая же задача стоит сегодня на занятии?

Целеполагание для одного занятия использую на каждом занятии.

Через тему занятия ребята ставят цель занятия, а потом выходят на задачи занятия.

Например, первый год обучения, тема «Лоскутный блок «Полоска».

Цель: научиться выполнять блок «Полоска». С чего начнем?

Узнать, из каких элементов состоит блок.

Выяснить последовательность пошива блока.

Понять способ соединения полосок блока.

Запомнить порядок пошива.

Научиться соединять блоки между собой.

Научиться использовать блок «Полоска» в изделиях.

Сначала это занимает много времени, а потом ребята усваивают алгоритм и могут

работать самостоятельно. Остается время для индивидуальных консультаций.

Для одаренных детей использую такой прием: вместе с известным блоком даю

еще не изученный для самостоятельной работы.

Текущее целеполагание использую для решения отдельного задания.

Например, третий год обучения, тема «Использование джинсовой ткани и

вышивки в лоскутном шитье». Повторяем петельный шов. Задание: используйте

декоративную составляющую петельного шва для вышивки. Какие задачи ставим

перед собой?

3

- понять задачу

- составить схему

- выбрать нужное действие

- проверить на практике

Целеполагание можно разделить на формы.

В своей практике я использую все виды и формы целеполагания.

Конечно, наиболее эффективным и оптимальным для формирования субъективной

позиции воспитанника является свободное, индивидуальное целеполагание. Но

это не всегда возможно. В зависимости от темы, содержания изучаемого

материала и способности детей выбираю различные виды целеполагания. Но

всегда добиваюсь того, чтобы возник познавательный интерес, и ребенок сам

захотел заниматься познавательной деятельностью.

Осознавая цель занятия, формулирую задачу для себя, воспитанник видит

значимость своей деятельности в настоящей и будущей жизни. И на следующее

занятие он идет с большим желанием достигать тех целей, которые будут

поставлены в совместной с педагогом деятельности.

Любая образовательная ситуация или этап занятия могут выступать поводом для

первичного целеполагания обучающегося.

К основным приемам целеполагания, которые способствуют формированию

универсальных учебных действий в соответствии с современными требованиями

в образовании и которые использую на своих занятиях, я отношу следующие:

1.

Прием «Яркое пятно».

Чаще используют для воспитанников первого года обучения, так как он

содержит игровые моменты, а через зрительное восприятие внимание

концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяем причину

обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема

и цели занятия.

Например, предлагаю игрушки, выполненные разными видами швов.

Обособленно – игрушка выполненная краевым швом. Отсюда тема занятия

«Краевые швы. Петельный шов», а цель – научиться выполнять и применять

петельный шов учитывая его декоративность.

2.

Следующий прием «Группировка».

Ряд предметов, фигур предлагаю детям разделить на группы, обосновывая

свои высказывания. Основанием классификации могут быть внешние

признаки или одинаковые функции.

4

Например, в нашем случае – это будут игрушки с отдельно вшитыми

деталями и игрушки, где детали выделены или обозначены швом. Цель

занятия: научиться технологии оформления цельнокроеных деталей.

3.

Следующий прием «Исключение».

Первый вид; повторяется основа приема «Яркое пятно, но в этом случае

детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее,

обосновывая свой выбор. Какие предметы лишние? Почему?

Второй вид: «Найди ошибки». Данные приемы так же использую для

воспитанников первого года обучения, но они усложнены тем, что здесь

нужно применить ранее полученные знания, сделать обоснованный вывод и

выбор.

4.

Следующий прием «Домысливание».

Предлагаю тему занятия и слова «помощники»

С помощью этих слов «помощников» дети формируют цели занятия.

Например, тема «Обработка низа изделия» и тогда цели занятия

- повторим машинные краевые швы

- изучим способы обработки низа изделия

- узнаем какой из видов обработки наиболее удачен для данного изделия

- проверим практически.

Этот прием использую как при фронтальной форме целеполагания так и при

индивидуальной, так как воспитанники второго – третьего года обучения

выполняют различные по крою и обработке изделия.

5.

Следующий прием «Работа над понятием».

Воспитанникам предлагаю для зрительного восприятия название темы

занятия и предлагаю объяснить значение каждого слова (если не знают,

отыскать, например, в специальной литературе, имеющиеся в мастерской

или на телефонах в интернете сразу на занятии).

Например, тема занятия «Технология выполнения блока в лоскутном

шитье»

- что такое «технология»? (последовательность, порядок, алгоритм)

- что такое блок? (отдельный законченный фрагмент общего рисунка)

Далее от значения слов определяем цель занятия.

6.

Следующий прием «Мозговой штурм».

5

Воспитанникам предлагаю вспомнить как можно больше слов ассоциаций

по озвученной теме занятия.

Например, озвученная тема «Аппликация из ткани». Все слова, которые они

называют, записываются на доске. После того, как дети ответят, спрашиваю

что бы они хотели узнать по этой теме. После интересующих их вопросов

предлагаю самим сформулировать тему и цели занятия. Тема

сформулированная вновь – «Технология выполнения аппликаций из ткани».

Данные приемы использую для всех возрастных групп воспитанников.

7.

Еще один прием «Тема – вопрос».

Тема занятия формулируется в виде вопроса. Детям необходимо построить

план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Выдвигается много

мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга

и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Руковожу процессом отбора или сама или один из воспитанников, моя роль

в этом случае сводится лишь к высказыванию своего мнения и направления

деятельности.

Например, тема занятия «Как раскроить поясное изделие – юбку?»

Что для этого необходимо?

Во – первых: повторить какие измерения необходимы для чертежа юбки.

2. как построить чертеж юбки.

3. как подготовить ткань.

4. правила раскладки лекал на ткани.

5. припуски на швы.

8.

Следующий прием «Подводящий диалог».

На этом этапе актуализация учебного материала ведется беседа,

направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог

подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности

или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым

возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования

или действия. Далее ставится цель.

Например, тема «История развития лоскутного шитья». Разговариваем о тех

вещах, которые есть в каждом доме – прихватки, лоскутные салфетки и

коврики. Когда появились такие вещи? Давно? А как давно?

6

Приведенные приемы использую для воспитанников 2-3 года обучения, так

как эти приемы требуют знаний в исследовательской работе и уже

приобретенных навыков в целеполагании как в групповой так и в

индивидуальной форме.

9.

Следующий прием «Проблемная ситуация» (по М.И. Махмутову)

Создается ситуация противоречие между известным и неизвестным.

Последовательность применения данного приема такова:

Во – первых – самостоятельное решение.

Затем – коллективная проверка результатов.

Далее выявление причин разногласий результатов или затруднений

выполнения.

И наконец – постановка целей занятия.

Например, тема «Ручные декоративные швы. Крестообразный шов».

Дети пытаются выполнить шов самостоятельно. Знают, что швы

выполняются справа налево. Но данный шов выполняется слева направо,

поэтому выполнить шов не получается.

Формулируют цели занятия:

- изучить технологию выполнения шва

- выполнить шов

- изучить область применения

10. Следующий прием «Проблема предыдущего занятия».

В конце занятия предлагаю задание, в ходе которого должны возникнуть

трудности с выполнением из-за недостаточности знаний или времени, что

подразумевает продолжение работы на следующем занятии. Тему занятия

можно сформулировать накануне, а на следующем занятии лишь

восстановить в памяти и обосновать, а решение проблемной ситуации будет

целью на следующем занятии.

Например, тема занятия «Вышивка лентами. Венецианский стежок».

Часто этот стежок путают с «французским узелком» и посмотрев как он

шьется один раз дети не могут сразу выполнить его самостоятельно.

Проблема остается на следующее занятие.

7

Использую эти приемы и при индивидуальной работе с творчески

одаренными детьми. Они любят сами искать решения и находить ответы на

вопросы.

И еще некоторые приемы целеполагания:

Кроссворды

Загадки

Удивляй!

От рефлексии к целеполаганию

Скрытая ошибка

Применение перечисленных приемов целеполагания и других современных

и эффективных методов образования позволяет мне на высоком уровне

осуществлять процесс обучения воспитанников, анализировать их учебную

деятельность, добиваться стабильных положительных результатов освоения

образовательной программы, предметных, метопредметных и личностных

качеств каждого ребенка, заинтересованности в дальнейшем обучении.

Для углубления знаний в различных областях художественного творчества,

развития потребностей самостоятельно приобретать знания выпускницы

объединения продолжают обучение по индивидуальным программам.

8



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники