Напоминание

Вявление и поддержка одаренных детей в системе дополнительного образования


Автор: Елисеева Ирина Вячеславовна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" Сусуманского городского округа Магаданской области
Населённый пункт: город Сусуман Магаданская область
Наименование материала: Доклад на методическом объединении педагогов дополнительного образования
Тема: Вявление и поддержка одаренных детей в системе дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОКЛАД

«Выявление и поддержка одаренных детей, занимающихся в

учреждениях дополнительного образования»

Преобразования,

произошедшие

в

отечественной

системе

образования

за

последнее

десятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательные

технологии изменили отношение к обучающимся, проявляющим неординарные способности.

Работа

с

одарёнными

детьми

признана

одним

из

приоритетных

направлений

в

образовании на государственном уровне.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном Российском обществе

возрастает

потребность

в

людях

неординарно

мыслящих,

творческих,

активных,

способных

нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного

выбора

образовательной

области,

профиля

программ,

времени

их

освоения,

включения

в

разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из

основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и

талантливых детей, используя потенциал их свободного времени.

По общепринятому определению дополнительное образование детей – это:

- единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности;

-

процесс,

призванный,

обеспечить

ребенку

дополнительные

возможности

для

духовного,

интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных

потребностей;

- предоставление каждому ребенку свободу выбора области и специализации деятельности.

На

основании

выше

сказанного

мною

была

выбрана

тема

"Выявление

и

поддержка

одаренных детей в системе дополнительного образования"

Цель доклада: охарактеризовать и обосновать педагогические условия выявления и поддержки

одаренных детей в учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть и проанализировать теоретические аспекты детской одаренности, дать определение

понятию "одаренность", "одаренные дети";

- Изучить педагогические условия организации образовательной деятельности, направленной на

выявление и поддержку одаренных детей в учреждении дополнительного образования;

Теоретические аспекты детской одаренности

1.1. Определение понятий "одаренность" и "одаренный ребенок"

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. их

последователями была разработана методика обучения одаренных детей.

Часть ученых утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь

на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности.

Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.

Это две полярные точки зрения. Есть и третья, сторонники которой вместо понятия

"одарённый ребёнок" часто употребляют выражение "ребёнок с признаками одарённости" или

потенциально одарённый.

Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям, ведь

одарённость – это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и

успешным.

тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Необходимо, отметить, что понятие "одаренный" очень близко понятию "способный".

Слово

"способность"

имеет

в

русском

языке,

по

меньшей

мере,

два

значения: природное

дарование и возможность, умение что-нибудь делать" .

Как выясняется ОДАРЕННОСТЬ может быть явной и скрытой. Мы чаще сталкиваемся со

скрытой формой одаренности.

Дети, обучающиеся в учреждениях дополнительного образования не обладают явными

признаками

одарённости,

но

при

наблюдении

за

ними

способны

целенаправленно

решать

значимые задачи, социально- общественные задания, потому что в них есть заинтересованность и

потому что они занимаются по своему выбору и своим интересам.

По

мнению

профессора

И.А.

Савенкова,

члена

РАН

«Одаренный

ребенок

это

ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями

(или

имеет

внутренние

предпосылки

для

таких

достижений,

в

том

или

ином

виде

деятельности .

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и

воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области,

иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях.

Но

большинству

одаренных

детей

присущи

особые

черты,

отличающие

их

от

большинства сверстников:

- высокая любознательность и познавательная и исследовательская активность. (Лунев)

- высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они

способны

чутко

улавливать

изменения

в

отношениях,

новые

веяния

времени

в

науке,

культуре, технике,

- большинству одаренных присущи большая энергия, целеустремленность и настойчивость,

Выделяют следующие виды одарённости:

- одарённость в практической деятельности;

- одарённость в познавательной деятельности;

- одарённость в технической или художественно-эстетической деятельности;

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный,

самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но

к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии)

его не тянет.

Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их

педагогам, или окружающим.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по

его внешкольным делам, его увлечениям в домашней обстановке, а также по инициированным им

самим формам деятельности.

1.2. Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Расхожий

миф,

что

талантам,

т.е.

одаренным

детям,

помогать

не

надо,

не

всегда

соответствует

действительности:

кто-то

из

талантливых

детей

пробьется

сам,

а

кто-то

и

не

пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно

обучаться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не

умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше и потруднее

загрузить ребенка), который используют в образовательном процессе некоторые педагоги, может

подойти не каждому одаренному ребенку.

Учреждения дополнительного образования часто сталкиваются с такими фактами, когда в

школьной среде ребенок, в силу отставания в обучении, остается на заднем плане также в

творческой или ,например, спортивной сфере. А находясь в среде, где не так велика общая масса

визуально успешных детей и где есть возможность

проявить свою индивидуальность, где ее

заметят

и

помогут

проявить,

такие

дети

раскрываются,

выделяются,

достигают

успехов

и

проявляют истинную одаренность. Постепенно к таким детям меняется отношение и в школе.

Таким образом, процесс получения дополнительного образования расширяет возможность для

увеличения количества детей с неординарными способностями, проявляющимися за рамками

учебной деятельности.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что,

благодаря отсутствию

жестких

образовательных

стандартов,

работающие

в

его

системе

педагоги имеют возможность трансформировать знания-умения-навыки учащихся в средство

развития их способностей – познавательных, личностных, духовно-нравственных.

Для реализации этой возможности целесообразны такие педагогические технологии как

формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов в

творчестве, исследовательской работе;

индивидуализированная психологическая поддержка и помощь с учетом индивидуального

своеобразия личности каждого одаренного ребенка .

дифференцированное

обучение

одаренных

детей

по

специально

разработанным

программам.

планирование работы м с одаренными детьми

применение поощрительной системы в этой работе

2.1. Педагогические условия выявления и поддержки одаренных детей в учреждении

дополнительного образования

На примере двух учреждений дополнительного образования (МБУ ДО « ДДТ» и МБУ «

СЮТ») можно сказать, что содержание образования в них имеет ряд особенностей:

- не регламентируется жесткими стандартными рамками,

- определяется интересами самих детей, их родителей, педагогов;

-

предоставляет

каждому

ребенку

широкий

выбор

деятельности

в

различных

областях:

технической,

художественной,

театральной,

певческой,

хореографической,

спортивной,

экологической, туристско - краеведеской военно-патриотической и других на основе реализации

различных дополнительных общеобразовательных программ,

-

содержание

процесса

имеет

комплексный

потенциал

обучающий,

воспитательный,

развивающий, предполагает как индивидуальную так и коллективную творческую деятельность, и

досуговую деятельность;

- занятия ведутся в разновозрастных объединениях;

- небольшой численный состав объединений, предоставляет проявить свои способности каждому

воспитаннику на основе личностно-ориентированного подхода и предусматривает отслеживание

личностного роста и достижений каждого ребенка;

- расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей;

- распределяется по гендерному типу: для мальчиков более интересны занятия в объединениях

технической, туристско-краеведческой, военно-патриотической направленностей и спортивной.

Большей

популярностью

у

девочек

пользуются

объединения

художественно-эстетической

направленности: декоративно – прикладное творчество, театральная деятельность, хореография,

вокал, изобразительная деятельность.

В

ДДТ,

например,

сохраняется

стабильно

высокий

уровень

востребованности

дополнительных

общеобразовательных

программ

художественной

направленности

(62%

обучающихся).

В

СЮТе

-

приоритеты

отданы

техническому,

проектно-конструкторскому

направлению. Каждый педагог выбирает формы, которые максимально позволят ребенку проявить

и показать свои знания, умения и навыки.

Организация работы с одаренными детьми

Работа по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей в ДДТ осуществляется она

поэтапно:

1. Выявление одаренных детей;

2 Создание условий для проявления этих способностей.

3. Развитие творческих способностей на занятиях.

На первом этапе педагог проводит диагностику потенциальных возможностей: наблюдение за

учащимися

во

время

занятий,

изучение

его

школьной

и

домашней

истории,

формирует

"Портфолио", позволяющее провести анализ достижений. Здесь важно заметить, отметить ребенка.

На

втором

этапе

работа

строится

таким

образом,

чтобы

ребёнок

мог

проявить

свои

возможности в конкретной сфере деятельности. предоставить возможность демонстрировать свои

достижения на уровне кружка, дать индивидуальную работу.

На

третьем

этапе

педагог

должен

помочь

развить

его

способности

через

конкурсы,

разработку

проектных

и

исследовательских

работ,

в

ходе

творческих

отчетов,

фестивалей,

организацию персональных выставок.

Для поддержки развития используются

-методы поощрения.

-награждение

по

итогам

мероприятий

или

учебного

года

одаренных

детей

и

их

родителей

(законных представителей):

- размещение на «доске почета»

В рамках работы с этой категорией детей в ДДТ создан банк данных одаренных детей, где с

учетом достижений и участия в общих мероприятиях выявлены самые «яркие звездочки»

В части диагностической работы используется метод ведения "Портфолио",

Используются поощрительные методы

Информация о достижениях детей публикуется в СМИ.

Имеется доска почета

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

Главным звеном в работе с одаренными детьми, несомненно, является педагог, который

должен

иметь

достаточный

уровень

подготовки

для

работы

с

детьми

данной

категории,

проявляющими нестандартность в поведении и мышлении.

Педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на

вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более

способными и знающими, чем он сам.

Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное

развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным.

Педагогу, работающему с детьми, необходимо обладать такими качествами личности, как:

- быть доброжелательным, чутким;

- разбираться в психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

- иметь свой высокий уровень интеллектуального развития;

- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных

детей;

- иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора;

- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих знаний (ведь и мы учимся у детей), не

зацикливаться на устоявшихся старых практических методах

Но это относится именно к работе с одаренными детьми.

В

целях

повышения

уровня

психолого-педагогической

подготовки

педагогов,

работающих с одарёнными детьми, и проводится сегодняшний семинар по вопросам работы с

одарёнными детьми:

В рамках диагностики в начале семинара было проведено диагностическое исследование

по теме " критерии одарённости дети", организация работы с одаренными детьми»

Большинство

присутствующих

педагогов

верно

определяют

основные

признаки

одарённости

детей:

-понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку,

-выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей,

-выстраивают траекторию их развития,

-оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости,

-. осуществляют совместную продуктивную и творческую

деятельности педагога и ребенка,

педагога и группы,

-дают возможность для самореализации.

Принципы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития

конкретного ребенка.

Эффективная

идентификация

одаренности

посредством

какой-либо

одноразовой

процедуры

тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия

на постепенный, поэтапный и иногда длительный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

С

учетом

вышесказанного

нужно

придерживаться

следующих

принципов

выявления

одаренных детей:

- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка:

- наблюдение, беседы, оценки учителей и родителей.

-

анализ

реальных

достижений

детей

и

подростков

в

различных

конференциях,

спортивных

соревнованиях, творческих конкурсах, выставках, фестивалях, профильных сменах и т.п.;

-

анализ

поведения

ребенка

в

тех

сферах

деятельности,

которые

в

максимальной

мере

соответствуют его склонностям и интересам

- оценка продукта деятельности детей (творческих проектов, рисунков, изделий декоративно-

прикладного

творчества,

умения

к

декламации

стихотворений,

придумыванию,

проявлению

артистических качеств и пр.)

- длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением

данного ребенка в разных ситуациях);

Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся и

педагогов - Портфолио.

Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учащимся и педагогом, в

процессе которого ребенок, чувствуя внимание к себе со стороны взрослого, стремится оправдать

его надежды. Таким образом, портфолио становится фактором успешности. Поэтому доступ к

портфолио

кружка

должен

быть

обеспечен

всем

детям,

Важно

достигнутые

успехи

сделать

непосредственно зримыми, мало того возможно создание личного портфолио, предоставление

права учащемуся самому решать, что он хочет положить в свою папку, предоставляя возможность

педагогу изучить неизвестные способности и наклонности ребенка в других направлениях, а

ребенку «посоперничать» с другими детьми. Если в портфолио собираются работы одного типа

или предмета, или фото сделанных работ технического характера то по собранным работам можно

хорошо видеть прогресс.

Методы и формы обучения одаренных детей

Применительно

к

обучению

одарённых

детей,

в

дополнительном

образовании

могут

являться методы

-

индивидуальное

обучение

или

в

малых

группах

по

программам

творческого

развития

в

определенной области

- работа над исследовательскими и творческими проектами в режиме наставничества

-организация творческих конкурсов, фестивалей, выставок;

- мастер-классы для педагогов и воспитанников, творческие лаборатории, мастерские;

- спортивно-туристские соревнования;

- конкурсно-игровые мероприятия;

- расширять возможности для самообучения (пользование дидактически материалом, исследование

периодических изданий на занятиях, мотивация на пользование интернет ресурсами

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)

деятельности учащихся;

-

формировать

умение

учиться

ставить

цели,

планировать

и

организовывать

собственную

учебную деятельность.

В перспективе привлечение к

- Исследовательским работам .

- Проектным работам.

- участию в научно-практических конференциях

.

Заключение

В

настоящее

время

как

никогда

актуально

звучит

заявленная

тема.

Во

всех

стратегических

документах федерального уровня последних лет выявление и поддержка одаренных и талантливых

детей является приоритетной государственной задачей.

В результате были рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты детской одаренности,

дано определение понятиям "одаренность", "одаренные дети", выявлены особенности обучения

одаренных детей в учреждениях дополнительного образования.

Изучены педагогические условия организации образовательной деятельности, направленной на

выявление и поддержку одаренных детей в учреждении дополнительного образования раскрыта

сущность системы оценки деятельности

Однако в достижении результатов по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей есть ряд

проблем, требующих решения:

- совершенствование учебно-материальной базы учреждения;

-оптимизация образовательного процесса ,создание условий для удовлетворения потребностей

одаренных детей;

- повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми (курсы

повышения квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми)

- финансирование системы стимулирования работы педагогов и одаренных детей.

Список литературы

1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пособие

для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ под ред. Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. – 336с.

2.

Бондаревская

Е.

В.

Теория

и

практика

личностно-ориентированного

образования

[Текст]:

учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. – Ростов Н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. – 352 с.

3. Брюно Ж. [и др.] Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика [Текст] /

Брюно Ж. [и др.] // Психологический журнал. – 1995. – № 4. – 73 с.

4. Г. В. Бурменский, В. М. Слуцкий Одаренные дети [Текст]/ Г. В. Бурменский, В. М. Слуцкий //М.:

Прогресс, 1991. – 376 с.

5

Фанзова

Ф.Р.Выявление

и

развитие

одарённости

в

условиях

дополнительного

образования

[Текст]/ авт.-сост. Фанзова Ф.Р. – Омск.-56с.



В раздел образования