Напоминание

Начальный этап воспитания художественного и музыкального образа у детей младшего школьного возраста


Автор: Тишкова Елена Вениаминовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ДШИ г.Бологое
Населённый пункт: г.Бологое
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Начальный этап воспитания художественного и музыкального образа у детей младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» муниципального образования «Бологовский район» Номинация : Презентация методической разработки Тема : Начальный этап воспитания художественного и музыкального образа детей младшего школьного возраста. Тишкова Елена Вениаминовна МБОУДО ДШИ г Бологое, Тверская область.

«Начальный этап воспитания художественного и музыкального образа у детей младшего школьного возраста» Методическое сообщение преподавателя Тишковой Е.В. г.Бологое 2015г. «Начальный этап воспитания художественного и музыкального образа у детей младшего школьного возраста» Методическое сообщение преподавателя Тишковой Е.В. г.Бологое 2015г.
Дошкольный период - один из важнейших этапов в развитии психики ребёнка. Именно дошкольный этап (этап восприятия) формирует следующий этап психики ребёнка младшего школьного возраста (мышление). В саду восприятие активно развивается на протяжении всего периода - лепка, рисование, прогулки, какие-то игры. Причем именно игры являются чрезвычайно важными в познании себя и формировании личности и интеллекта ребёнка. Например: игра - маленькие ноги идут по дороге, большие ноги идут по дороге. Это способ формирования метро-ритма в игровой форме. При воспитании он видит не все свойства предметов, а наиболее яркие. В 5-6 лет ребёнок учится различать разновидности жизненных свойств, учится словесному описанию. Знания о предметах и их свойствах формируются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусств, природе, общении с людьми. В дальнейшем ребёнок воспринимает предметы и явления опираясь на систему эталонов и когда ребёнок быстро узнаёт знакомые предметы, замечает их отличия и сходства, то восприятие становится внутренним процессом. Ребёнок начинает думать. Он начинает искать скрытые связи между предметами и явлениями, их внутренние особенности сложные отношения между ними, как причина и следствие. Только тогда ребёнок готов к школе. Любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза уши, нос, язык, руки. Каждый орган чувств получает свой специфический для него вид информации. Когда родители приводят ребёнка в детскую музыкальную школу, то он воспринимает её, как, что-то загадочное. Из классов до него доносятся различные звуки музыкальных инструментов, которых он ещё не видел (кроме фортепиано, так как оно встречалось ему в детском саду). Он представляет перед собой загадочные образы музыкальных звуков, которые потрогать не может,а только их слышит. Музыка для ребёнка младшего возраста представляет собой особый образ организованной системы внешних впечатлений, направленные на чувственные воздействия организма.
Малыш видит свои образы, связанные с музыкальными инструментами, навеянными ему сказками, мультфильмами . Например:
Гармонь
- крокодил Гена
Блок флейта
- это дудочка сказочного персонажа Старичка-Боровичка
Балалайка
- это Иванушка в красивых штанах или скоморох старых русских сказок
Бубенцы
- шут Именно с этими впечатлениями и познаниями о музыкальных инструментах, ребёнок поступает в школу в тот или иной класс специальности. И тогда перед педагогом стоит задача сформировать и образ музыкального инструмента (сыграть разнохарактерные пьесы), но и правильно научить ученика реагировать на музыку в соответствии с её характером и принятым способом. Для этого необходимо сформировать образы различных музыкальных произведений (песен, вальсов, мазурок, маршей), элементов музыкального произведения (звук, мелодия, пауза). Учитель сыграет короткую мелодию и спросит: Что это? И ответит, что данная мелодия является звуком этого инструмента. Можно дать ребёнку разные звуки и мелодии, где он будет узнавать знакомые ему звуки. Сравнивая музыкальные инструменты преподаватель даёт эмоциональную оценку с образами разных предметов. Например- звонкий, глухой, тоненький, толстый. Формирование музыкального образа осуществляется с помощью следующих действий: слушание, сравнение с окружающей действительностью (цвет, растения, животные) - холодный, колючий кактус, ёжик, кошечка, (движения) - топот, ходьба, бег. Высота звука (тембр) - это высокий или низкий звук. Можно предложить ребёнку сравнение маленькие животные или большие. Нарисовать лестницу или движение руки. На первых порах ребёнок чаще играет произведения в умеренном темпе. Но иметь представления о других темпах он должен. Конечно же он не запомнит, особенно когда ему 6 лет, сложные темпы. Поэтому можно предложить ему запоминать их в музыкальных образах. Быстрый - бег, медленный - ходьба, умеренный - взмахи ладошкой. Тоже касается и ритмической стороны. На начальном этапе, особенно когда ребёнок только начал своё обучение ему не известны пунктиры или синкопы.
Он воспринимает частый или редкий ритм и опять же можно сравнить с медведем или мышкой. Для того, чтобы ребёнок имел представление какая звучит музыка, нужно сыграть разные по своему характеру произведения: марш - маршировать, вальс - кружиться, песня - петь. И один из важных этапов в развитии музыкальных образов - это умение различать характер музыки. Ведь произведения состоят из множества мелодий, фраз. Ученик должен научиться слышать, где мелодия меняется. А чтобы было доступнее, то можно назвать это как настроение в музыке (грустное, весёлое). На первых порах очень позитивным является этап произведения в рисунке. Чаще самые простые пьески, которые играет ребёнок - это дождик, зайчик, петушок. Это те пьесы, где ребёнок может выразить свою фантазию. Ведь у детей она очень развита.Например: Дождик - может быть и ливнем, и дождь с солнцем, и отдельные капли. Глядя на рисунок преподаватель может увидеть в чём загвоздка - если пьеса умеренная, а ученик играет её быстро, то и на рисунке он изобразит её как множество дождинок. Объяснит и подскажет ему правильное исполнение. Но с точки зрения психологии каждый рисунок, если он не сделан по указке взрослых, исходит из внутренней страстности ребёнка, которую и следует считать основным в детской психике. Если ребёнок рисует рисунок на тему "Петушок" или "Зайчик", то он видит не только отдельную фигуру, но и какие-то образы (домик, лес, ягодки). Благодаря этому можно находить какие- то важные элементы и синтезировать их с грамотностью музыкального исполнения. Например: дорога - начало пьесы, сильная доля туча на небе - пиано; солнышко - форте; бабочка или птичка на ветке - нота в верхнем регистре или во второй октаве. Часто ребёнок делает непроизвольные паузы, или не может сыграть пьесы от начала до конца, как единое целое. То для позитивности восприятия рекомендуется, а также для того, чтобы не было эффекта блокирования от требований учителя, показывать на его рисунках, что от него требуется. Например: цыплятки - держаться за ручки дождик –капает с самого утра, зайчик грызёт морковку без остановки и т. д. . Конечно же нельзя забывать и про темперамент личности ребёнка. Каждый ученик индивидуален и имеет свой внутренний мир, поэтому к каждому нужно найти свой индивидуальный подход.
Например:
флегматик
- рисуя рисунки на заданную тему будет рисовать не сам образ, а то, что он приносит (зима - ёлка, подарки, новый год).
Х

о

лерик
- использует яркие краски, сильный нажим карандаша, он чаще изображает то, что видит его внутренний мир (небо - ярко голубое, трава - ярко зелёная).
Сангвиник
- чаще использует простой или цветные карандаши, рисует свои образы, запоминая учителя и его требования.
Меланхолик
- у таких детей имеются свои любимые образы или любимый образ, который всегда будет присутствовать на рисунке. Даже на фоне дождя, петушков, гусей, присутствует тот образ, который ему близок(солнышко,цветочек) Преподаватель в своих требованиях должен быть очень аккуратен и компетентен. Ведь при создании художественного образа у маленьких детей он имеет дело с чувствами. Дети бывают эмоциональными, импульсивными, спокойными, медлительными. И если музыка - это искусство для всех, то художественные образы детей сугубо индивидуальны, а рисунки, через которые он выражает свои образы или видение тех или иных моментов является
его личным искусством.

Приложение №1 : рисунки учащихся 1 класса 7-8 лет , специальность домра ,балалайка
.
«Паук и мухи»-работа учащегося 1класса. Выполнена цветными карандашами спокойный и ровный колорит на рисунке как и умеренный темп в пьесе «Петушок» Магиденко-работа учащегося 1 класса. Выполнена фломастерами)
«Цыплятки», «Сорока»- работа учащегося 1- го класса, выполнена цветными мелками. Представляет собой насыщенный цвет - легкое содержание пьес.
«Кошечка», «По малину в сад пойдем»-работы учащихся 1 кл. Выполнены цв.карандашами
В представленной методической работе использованы : Т.В.Башаева«Развитие восприятия у детей форма,цвет,звук», популярное пособие для родителей и педагогов; Л.С.Выготский «Педагогическая психологоия»; собственные наблюдения. В представленной методической работе использованы : Т.В.Башаева«Развитие восприятия у детей форма,цвет,звук», популярное пособие для родителей и педагогов; Л.С.Выготский «Педагогическая психологоия»; собственные наблюдения.
Конец. Спасибо за внимание. Конец. Спасибо за внимание.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники