Автор: Сусина Ирина Григорьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Ягельная СОШ" Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, п. Ягельный Наименование материала: программа дополнительного образования Тема: Арт-стиль Раздел: дополнительное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ягельная средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Научно-методическим советом Директор
«___»____________2015г. «___»_____________2015г.
_________Н.Н.Шмыкова
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
Арт-стиль
Возраст детей, на который рассчитана программа, 12-14 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Сусина Ирина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
п.Ягельный
2015/2016 учебный год
2 Учебно - тематический план.
Название темы
Теорет. часов
Практ.часов
«Социальный театр»
13
25
«Сценическая речь»
60
46
ИТОГО: 144 часа
73
71
3 Содержание программы.
1.Раздел «Социальный театр».
1.1 Вводное
-
Представление программы, правила работы.
-
Составление документов: ожидания, соглашения.
-
Игры
и
упражнения
на
тактильный
контакт,
знакомство
в
группе.
-
Определение сплочённости группы. Анкетирование.
1.2 Социальный театр: что это такое?.
-
Понятие «Театр».
-
Влияние социальной среды на развитие личности.
-
Упражнение «Метод незаконченного предложения».
-
Тренинги группового взаимодействия. Основная цель и правила
проведения тренинга.
-
Анализ тренинга. Творческая работа по конструированию игр на
взаимодействие в группе.
-
«Познай себя». Упражнения на самопознания.
-
Игры на логическое мышление и творческое воображение.
1.3 Театр-форум.
-
Поведение и установки.
-
Эмоции и личность.
-
Игра « Я – человек».
1.4 Театр «Равный равному».
-
Технология формирования театральных групп.
-
Как театр влияет на людей.
-
Основы сценического представления.
-
Способы разработки сценариев.
-
Что такое импровизация.
1.5 Театр Плейбек.
-
Общение как средство взаимоотношений.
-
Создание образа.
-
Выход через созданный образ.
-
Упражнения «Проживание разных ролей, эмоций».
2 . Раздел «Сценическая речь»
2.1 Постановка дыхания и голоса.
-
Что такое дикция.
-
Техника речи.
-
Искусство речи.
-
Обсуждение итогов работы.
2.2 Речевое мастерство.
-
Общее понятие.
-
Что говорить и как говорить.
-
Публичная речь.
-
Итоги работы группы (обсуждение).
2.3 Искусство риторики.
-
Стиль разговора.
-
Цели речи.
-
Владение голосом
-
Правильная речь.
2.4 Дикция.
-
Орфоэпические нормы произношения.
-
Этическое богатство речи.
-
Эмоциональное богатство речи.
-
Артикуляционная гимнастика.
-
Чистоговорение.
2.5 Орфоэпия.
-
Гигиенический массаж.
-
Вибрационный массаж.
-
Упражнения на мышечное расслабление.
-
Сравнение результатов.
-
Овладение элементами аутогенной тренировки.
-
Логические паузы.
-
Логические ударения.
-
Упражнения «Скороговорки».
4 Общая характеристика программы
Программа реализуется на двух этапах: «Социальный театр», «Сценическая
речь».
На занятиях первого этапа обучения ребята проходят основной курс
программы - «Социальный театр».
Цель проекта : объединить в одном зрительном зале любых зрителей, не
зависимо
от
их
физических
и
социальных
особенностей.
Создание
экспериментальных,
инновационных
спектаклей
(проектов)
одинаково
понятных
для
восприятия
людьми
с
различным
уровнем
физических
возможностей,
а
также
благотворительных
постановок
для
людей
с
ограниченными социальными возможностями. Среди зрителей, созданных в
рамках
программы
спектаклей,
слепые
и
слабовидящие,
глухие
и
слабослышащие, люди с нарушениями интеллектуального или психического
развития, ВИЧ-инфицированные, пожилые люди, дети из неблагополучных
семей и др.
Технология профилактической работы с подростками – «социальный театр»,
реализуемая
в
рамках
программы
«Социальный
театр
«Арт-стиль»
предполагает проведение цикла занятий с группой ребят, итогом которых
станет
спектакль,
представленный
зрителям
-
учащимся
школы
-
с
его
дальнейшим обсуждением.
Основные
темы,
которые
предлагаются
к
рассмотрению
при
работе
с
подростками по данной технологии: репродуктивное здоровье, профилактика
ВИЧ-инфекции и инфекций, передающихся половым путем, профилактика
вредных привычек.
«Социальный театр» совмещает в себе популярные и эффективные принципы
работы с молодежью:
- о б у ч е н и е
ч е р е з
р а з в л е ч е н и е ;
- обучение по принципу «равный равному».
Важным компонентом технологии является управляемая дискуссия, которая
проходит после просмотра спектакля: актеры вступают в диалог со зрителями
от имени своего персонажа.
Театральная технология позволяет:
1.
Помочь участникам социального театра пережить сложные моменты во
взаимоотношениях, конфликтные ситуации, найти из них выход;
2.
пересмотреть
взгляды,
сделать
переоценку
ценностей,
найти
необходимый
и
часто
ускользающий
в
реальной
жизни
выход
через
созданный образ;
3.
прожить
разные
роли,
эмоции
и
получить
опыт
преодоления
личностных и социальных проблем, сформировать отношение, позицию к
проигрываемому событию, стать автором и актером собственной линии
поведения в сложной социальной ситуации.
Задачи «Социального
театра»: - социализация, адаптация, реабилитация
людей
с
ограниченными
физическими
возможностями
средствами
театрального
искусства,
методами
АРТ-терапии
и
т.д.;
-
повышение
социальной,
культурной,
образовательной
составляющих
качества
жизни
людей
с
ограниченными
физическими
и
социальными
возможностями
в
рамках
многоцелевой,
многофункциональной
социально-культурной
программы
«Социальный
театр»;
-
социально-культурная
консолидация
различных групп и возрастных категорий людей, как с нормальными, так и с
ограниченными
физическими,
социальными
возможностями
в
условиях
театрального
и
смежного
искусства;
-
научно-исследовательская
и
методическая
работа
в
области
социализации,
адаптации,
реабилитации
людей
с
ограниченными
физическими
возможностями
средствами
театрального искусства, методами АРТ-терапии и т.п.; - модернизация и
социальная
ориентация
современного
российского
театрального
дела,
разработка
и
внедрение
современных
методов
АРТ-терапии
театром;
-
внедрение в театральное дело инновационных технологий, адаптирующих
общедоступные постановки для людей с ограниченными возможностями; -
расширение
фестивальной,
конкурсной
и
др.
деятельности
в
области
искусства
адаптированного
для
людей
с
ограниченными
физическими
возможностями;
-
региональная
(межрегиональная)
консолидация
некоммерческих организаций, учреждений культуры и искусства, органов
власти
в
области
социализации,
адаптации,
реабилитации
людей
с
ограниченными физическими возможностями. - привлечение общественного
внимания
к
проблемам
инвалидов;
широкая
общественная
дискуссия
в
городских, региональных, всероссийских СМИ.
Вторым этапом является «Сценическая речь».
К а к
м ы
з н а к о м и м с я
с о
с ц е н и ч е с к о й
р е ч ь ю ?
Речь на сцене всегда занимала и занимает место в характеристике того или
иного
стиля
актёрского
исполнения.
Внимание
к
содержительности
сценической
речи,
передачи
оттенков
мысли
и
чувств,
к
яркой
эмоциональной выразительности слова составляет предмет особой заботы
актёров.
Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей
дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение
техникой
речи,
дает
возможность
человеку
выражать
свои
мысли
правильным
и
ясным
языком,
гибким
и
звучным
голосом,
способным
привлечь внимание слушателей, воздействовать не тол ько на их сознание, но
и
на
чувства,
воображение,
волю.
Такая
речь
–
уже
искусство.
Чтобы
овладеть
такой
речью,
необходимо
настойчиво,
шаг
за
шагом
осваивать речевое мастерство. Очень важно знать не только ЧТО говорить, но
и
КАК
говорить.
Живое
слово
остаётся
главным
оружием,
главной
действующей
силой
в
общении
с
людьми.
Отсюда,
особое
внимание
к
звучанию слова, к его произношению, внимание к дикции, ибо, чёткая, ясная,
правильная речь , когда каждое слово выражает чувства, волю, а звучный и
гибкий
голос
передаёт
все
оттенки
мысли,
совершенно
необходимы
для
каждого
человека,
кто
говорит
публично.
Речь
вялая,
монотонная
затуманивает
содержание
лекции,
высказывания
и
не
воспринимается
слушателями.
Не так редки случаи, когда после нескольких лет напряжённого и неумелого
пользования,
голос
становится
бесцветным,
хриплым
и
потому
хуже
воспринимается
окружающими,
быстро
утомляя
их
и
зачастую
даже
р а з д р а ж а я
и
н а с т р а и в а я
п р о т и в
г о в о р я щ е г о
и
е г о
р е ч и .
Огромное значение слову к орудию мысли и познания придавалось ещё в
античной
риторике.
Говорить
короткими
фразами
считалось
так
же
нежелательно, как и длинными. Стиль должен соответствовать предмету
разговора. Если речь многословна или слишком сжата, если она высокопарна,
или наоборот, стиль её слишком низок, то она не достигнет цели и не будет
воспринята слушателями. Опыт доказывает, что только определённый режим
поведения и постоянная тренировка помогают сохранить на много лет все
к а ч е с т в а
г о л о с а ,
е г о
з в у ч а н и е .
Обучение
технике
речи
является
и
необходимым
этапом
в
овлдении
искусством звучащего слова. Любая речь должна быть достаточно слышимой,
а это зависит от хорошо поставленного голоса. Умение владеть голосом тесно
связано
с
развитием
фонационного
(звукового)
дыхания.
Звучание
речи
вместе с тем зависит от ясности, отчётливости произношения – дикции. Речь
должна
быть
достаточно
правильной,
соответствовать
орфоэпическим
нормам
произношения.
Только
наличие
этих
условий
даёт
возможность
передать
всё
этическое
и
эмоциональное
богатство
своей
речи.
Таким
образом, эта дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание,
г о л о с ,
д и к ц и ю
и
о р ф о э п и ю .
Как подготовительный этап при обучении вводиться: гигиенический и
вибрационный массаж, упражнение на мышечное расслабление и овладение
элеметнами аутогенной тренировки. При обучении техники речи упражнения
на развитие дыхания голоса, дикции и орфоэпии проводятся одновременно.
Почему?
Потому,
что
дыхание,
артикуляция
и
голосообразование
–
это
е д и н ы е
ф и з и о л о г и ч е с к и е
п р о ц е с с ы .
И
только
после
этого
учимся
делать
логические
паузы
и
логические
ударения. Паузы совпадают со знаками препинания, но могут быть и там, где
на письме таковых нет. Каждый знак препинания: точка, точка с запятой,
запятые, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный
знак, тире, многоточие имеет свою интонацию. Логическое ударение (акцент)
зависит от цели высказывания. Достигается это изменением высоты тона,
которое даёт возможность полно передать всевозможные оттенки значимости
того или иного слова в его связи с другими. Чтобы усвоить все правила
необходимо тренироваться.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,
2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-
М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и
тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство,
1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской
культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.
Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.:
Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
5 Календарно - тематическое планирование
Дата
Тема
Контроль
ЗУН
Разде
1
раздел
«Социальный
театр».
(38 ч.)
Вводное
занятие .
Представление
программы, правила работы.
Теория -1 час
тест
С о с т а в л е н и е
д о к у м е н т о в :
ожидания, соглашения.
Теория -1 час
Практика -1 час
Игры и упражнения на тактильный
контакт, знакомство в группе
Практика 1 час
О п р е д е л е н и е
с п л о ч ё н н о с т и
группы. Анкетирование
Теория -1 час
Практика - 1час
Социальный
театр:
что
это
такое? Понятие «Театр».
Теория -1 час
викторина
Влияние
социальной
среды
на
развитие личности
Теория -1 час
У п р а ж н е н и е
« М е т о д
незаконченного упражнения»
Практика - 1час
Т р е н и н г и
г р у п п о в о г о
взаимодействия. Основная цель и
правила проведения тренинга.
Теория -1 час
Практика - 1час
Анализ
тренинга.
Творче ская
работа по конструированию игр на
взаимодействие в группе
Практика – 2 часа
«Познай
себя».
Упражнения
на
самопознания
Теория -1 час
Практика - 1час
Игры на логическое мышление и
творческое воображение.
Практика -2 часа
Театр-форум.
Поведение и установки.
Практика -1час
Ситуацион
ные
упражнен
ия
Эмоции и личность
Теория -1 час
Практика - 1час
Игра « Я – человек».
Теория -1 час
Практика - 1час
Театр «Равный равному.
Технология
фо рми р о ва н и я
театральных групп
Практика -2 часа
Рисунок
Презентац
ия
Диктант
Викторина
Как театр влияет на людей.
Теория -1 час
Практика - 1час
О с н о в а
с ц е н и ч е с к о г о
представления.
Теория -1 час
Практика - 1час
Способы разработки сценариев.
Практика -2 часа
Что такое импровизация..
Практика - 1час
Театр Плейбек.
О б щ е н и е
к а к
с р е д с т в о
взаимоотношений
Практика -2 часа
Создание образа.
Теория -1 час
Практика - 1час
Выход через сознанный образ.
Теория -1 час
Упражнения «Проживание разных
ролей, эмоций».
Практика -2часа
2
Раздел
«Сценическая
речь»
(106 ч.)
Постановка дыхания и голоса.
Что такое дикция.
Теория -4 час
Практика - 2час
Техника речи.
Теория -2 час
Практика - 2час
Искусство речи.
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Обсуждение итогов работы.
Теория -2 часа
2.2 Речевое мастерство.
Общее понятие.
Теория -2 час
Практика -2 часа
Что говорить и как говорить.
Теория -4 час
Практика - 2час
Публичная речь.
Теория -2 часа
Практика – 2 часа
И т о г и
р а б о т ы
г р у п п ы
(обсуждение).
Теория -2 час
Практика - 2час
2.3 Искусство риторики.
Стиль разговора.
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Цели речи.
Теория – 2 час
Практика – 2 часа
Владение голосом.
Теория -2 час
Практика - 2час
Правильная речь.
Теория – 2 час
Практика -2 часа
проектиро
вочная
методика
2.4 Дикция.
О р ф о э п и ч е с к и е
н о р м ы
произношения.
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Этическое богатство речи.
Теория -2 час
Практика -2 часа
Эмоциональное богатство речи.
Теория -4час
Практика -2 часа
Артикуляционная гимнастика.
Теория -2 час
Практика - 2час
Чистоговорение.
Теория -2час
Практика -2
часа
2.5 Орфоэпия
Гигиенический массаж.
Теория -2 час
Практика -2 часа
Ситуацион
ные
упражнен
ия
Вибрационный массаж.
Теория – 2 час
Практика –2 часа
Уп р а ж н е н и я
н а
м ы ш е ч н о е
расслабление.
Теория -2 час
Практика - 2час
Группа
обратной
связи
Сравнение результатов.
Теория -2 час
Овладение элементами аутогенной
тренировки.
Теория – 2 час
Практика -2 часа
Логические паузы.
Теория – 2 час
Практика -2 час
Логические ударения.
Теория – 4 час
Практика -2 час
Упражнения «Скороговорки».
Теория -4 час
Практика -2 часа