Технологические условия развития одаренной личности: формы, методы, образовательные технологии
Автор: Кирсанова Ольга Алексеевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: МБУ ДО "Шолоховский ЦТ" Населённый пункт: станица Вёшенская Наименование материала: статья Тема: Технологические условия развития одаренной личности: формы, методы, образовательные технологии Раздел: дополнительное образование
Кирсанова О.А., педагог–организатор МБУ ДО « Шолоховский ЦТ»
Психологические
особенности
одаренных
детей
обуславливают
определенные
акценты
основных
целей
обучения
и
воспитания,
которые
формируют знания, умения и навыки в определенных предметных областях и
создают условия для познавательного и личностного развития учащихся с
учетом их дарования.
Для всех детей главной задачей и целью обучения и воспитания является
то, что они должны раскрыть и развить свои способности и дарования.
Потому что именно на сегодняшних детей общество возлагает свои надежды
и решение актуальных вопросов современной цивилизации.
Существуют конкретные цели обучения одаренных детей. И в качестве
главных целей обучения можно выделить следующие:
1.
развитие индивидуальности одаренного ребенка;
2.
развитие
духовно-нравственных
основ
личности
одаренного
ребенка;
3.
создание условий для развития творческой личности.
Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на
непрерывное
обучение,
процесс
познания
должен
быть
для
таких
детей
самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько
фактам,
сколько
идеям
и
способам,
методам,
развивающим
мышление,
побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее
самосовершенствование
и
самообразование,
постепенное
проявление
той
цели,
для
достижения
которой
они
прилагают
столько
духовных,
интеллектуальных и физических усилий.
Ведущими методами в обучении одаренных детей являются следующие
м е т о д ы : проблемные,
поисковые,
эвристические,
исследовательские,
проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и
групповой
работы.
Эти
методы
имеют
высокий
познавательно-
мотивирующий
потенциал
и
соответствуют
уровню
познаватель ной
активности и интересов одаренных детей. Они исключительно эффективны
для развития творческого мышления и многих важных качеств личности
(познавательной
мотивации,
настойчивости,
само стоятельно сти,
эмоциональной стабильности). Процесс обучения одаренных детей должен
предусматривать
наличие
и
свободное
использование
разнообразных
источников
и
способов
получения
информации,
в
том
числе
через
компьютерные сети.
Для
оптимального
развития
одаренных
учащихся
должны
разрабатываться
специальные
программы
по
отдельным
объединениям
в
рамках индивидуальной программы обучения одаренного обучающегося. В
обучении
одаренного
обучающегося
может
реализовываться
ускорение
(имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с
такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим
познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со
стратегией
обогащения
(углубления).
Одаренный
обучающийся
должен
получать
дополнительный
материал
к
традиционным
курсам,
большие
возможности
развития
мышления,
креативности,
умений
работать
самостоятельно.
Поэтому
программы по
отдельным
предметам
для
одаренных обучающихся должны быть ориентированы на более сложное
содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на
развитие умственных операций.
Методы и формы работы с одаренными обучающимися, прежде всего,
должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми
обучающимися и в то же время отличаться определенным своеобразием.
В работе с одаренными детьми можно выделить следующие формы:
интеллектуальные марафоны;
разноуровневые задания (работа в парах, малых группах);
дискуссии;
создание проектов на различные темы;
викторины и конкурсы;
психологические игры;
тренинги;
индивидуальные творческие задания;
конференции.
Эти
методы
и
формы
дают
возможность
одаренным
обучающимся
выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Но, применяя и
используя
формы,
методы
и
образовательные
технологии,
не
следует
забывать,
что
одним
из
самых
главных
условий
является
создание
в
учреждении творческой образовательной среды.
Использование
в
работе
с
детьми
конкурсов
разного
направления,
интеллектуальных марафонов и олимпиад создает атмосферу творческого
поиска,
повышает
уровень
знаний
и
познавательной
активности
обучающегося.
Проблема развития познавательной активности обучающихся особенно
актуальна в настоящее время. Сегодня, в период перехода к информационной
культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер,
гибкость,
подвижность
мышления,
диалогичность,
толерантность
и
теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача –
подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Важной целью
образования
в
этих
условиях
становится
подготовка
ребенка
к
решению
проблемных
ситуаций,
к
овладению
деятельностью,
направленной
на
развитие
творческих
с п о с о б н о с т е й
и
п о з н а в а т е л ь н ы х интересов
обучающихся, учитывая их психологические способности.
Поэтому существует необходимость в проведении различных конкурсов
для
обучающихся
(агитбригад,
поэтов,
чтецов,
сочинений,
поделок
и
рисунков,
олимпиад,
конкурсов
исследовательских
и
творческих
работ,
фестивалей, конференций). Главными целями которых являются:
сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования
обучающихся;
повышение общей культуры обучающихся;
расширение культурного пространства.
В
современном
стремительно
ме ня юще мс я
мире
р а з в и т о е
исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная
деятельность,
а
как
неотъемлемая
характеристика
личности,
входящая
в
структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой
сфере
деятельности.
Поэтому
подготовка
ребенка
к
исследовательской
деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска
становится важнейшей задачей современного образования.
Исследовательская
деятельность позволяет
вооружить
ребенка
необходимыми
знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно
нарастающего
потока
информации,
ориентации
в
нем
и
систематизации
материала.
Именно
исследовательский
подход
в
обучении
делает
обучающихся
участниками
творческого
процесса,
а
не
пассивными
потребителями готовой информации.
Одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей
должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны
наполнять все образовательные учреждения.
Литература
1.
Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе.
2.
Волков И.П. Много ли в школе талантов.
М., 1989.
3.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.
М., 1991.
4.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.
М., 1971.
5.
Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого.
М.,
1991.