Напоминание

Технологические условия развития одаренной личности: формы, методы, образовательные технологии


Автор: Кирсанова Ольга Алексеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО "Шолоховский ЦТ"
Населённый пункт: станица Вёшенская
Наименование материала: статья
Тема: Технологические условия развития одаренной личности: формы, методы, образовательные технологии
Раздел: дополнительное образование





Назад





Технологические

условия

развития

одаренной

личности:

формы,

методы, образовательные технологии

Кирсанова О.А.,
педагог–организатор МБУ ДО « Шолоховский ЦТ» Психологические особенности одаренных детей обуславливают определенные акценты основных целей обучения и воспитания, которые формируют знания, умения и навыки в определенных предметных областях и создают условия для познавательного и личностного развития учащихся с учетом их дарования. Для всех детей главной задачей и целью обучения и воспитания является то, что они должны раскрыть и развить свои способности и дарования. Потому что именно на сегодняшних детей общество возлагает свои надежды и решение актуальных вопросов современной цивилизации. Существуют конкретные цели обучения одаренных детей. И в качестве главных целей обучения можно выделить следующие: 1. развитие индивидуальности одаренного ребенка; 2. развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка; 3. создание условий для развития творческой личности. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. Ведущими методами в обучении одаренных детей являются следующие м е т о д ы : проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно- мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познаватель ной активности и интересов одаренных детей. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, само стоятельно сти, эмоциональной стабильности). Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные программы по отдельным объединениям в рамках индивидуальной программы обучения одаренного обучающегося. В обучении одаренного обучающегося может реализовываться ускорение (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с
такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный обучающийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных обучающихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Методы и формы работы с одаренными обучающимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися и в то же время отличаться определенным своеобразием. В работе с одаренными детьми можно выделить следующие формы:  интеллектуальные марафоны;  разноуровневые задания (работа в парах, малых группах);  дискуссии;  создание проектов на различные темы;  викторины и конкурсы;  психологические игры;  тренинги;  индивидуальные творческие задания;  конференции. Эти методы и формы дают возможность одаренным обучающимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Но, применяя и используя формы, методы и образовательные технологии, не следует забывать, что одним из самых главных условий является создание в учреждении творческой образовательной среды. Использование в работе с детьми конкурсов разного направления, интеллектуальных марафонов и олимпиад создает атмосферу творческого поиска, повышает уровень знаний и познавательной активности обучающегося. Проблема развития познавательной активности обучающихся особенно актуальна в настоящее время. Сегодня, в период перехода к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка ребенка к решению проблемных ситуаций, к овладению деятельностью, направленной на развитие творческих с п о с о б н о с т е й и п о з н а в а т е л ь н ы х интересов обучающихся, учитывая их психологические способности.
Поэтому существует необходимость в проведении различных конкурсов для обучающихся (агитбригад, поэтов, чтецов, сочинений, поделок и рисунков, олимпиад, конкурсов исследовательских и творческих работ, фестивалей, конференций). Главными целями которых являются:  сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования обучающихся;  повышение общей культуры обучающихся;  расширение культурного пространства. В современном стремительно ме ня юще мс я мире р а з в и т о е исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. Поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Именно исследовательский подход в обучении делает обучающихся участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения.
Литература
1. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. 2. Волков И.П. Много ли в школе талантов.  М., 1989. 3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.  М., 1991. 4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.  М., 1971. 5. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого.  М., 1991.


В раздел образования