Напоминание

Сценарий открытого урока–концерта для родителей "Семь весёлых звонких нот"


Автор: Чернятинская Ольга Борисовна
Должность: преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств Амурского муниципального района"
Населённый пункт: город Амурск Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сценарий открытого урока–концерта для родителей "Семь весёлых звонких нот"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Амурского муниципального района

Преподаватель: Чернятинская Ольга Борисовна

Сценарий открытого урока-концерта для

родителей учащихся подготовительной

группы (возраст 4 – 6 лет)

«СЕМЬ ВЕСЁЛЫХ ЗВОНКИХ НОТ»

2015г

1

Содержание:

1. Список методических пособий, используемых в работе с подготовительной

группой стр.2

2.Вступительное слово стр.2-3

3.Сценарий открытого урока –концерта стр.4-14

а)Цели и задачи

б)Ход урока

Список использованных методических пособий :

1.Видео-клипы «Весёлые нотки» автор Ирина Котова

2.Видео фрагмент марша Черномора из IVд. оперы М.И Глинки «Руслан и Людмила»

3.М/Ф «Репетиция оркестра» из серии Маша и Медведь.

4.И.Москалькова,М.Рейниш.Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ

Методическое пособие. Изд «Музыка».Москва.1998г.

5.М.Котляревская-Крафт, И.Москалькова, Л.Батхан. изд. «Музыка»Москва-Санкт-

Петербург1995г,

6.О.А.Савенкова,Г.Л.Полякова.Раннее музыкально-ритмическое развитие детей.

ООО «Престо» г.Москва

7.П.Вейс.Ступеньки в музыку. изд. «Советский композитор»Москва1980г.

8.И.Домогацкая.Первые уроки музыки. «РОСМЭН».Москва.2003г.

9.Т.Сиротина.Музыкальная азбука.изд. «Музыка» 1996г.

10.С.БелецкийМузыкальная азбука.г.Омск 1996г.

11.С.Белецкий.азбука музыки.Песенки-попевки.Г.Омск.1996г.

12.Л.Лёхина.Аккордовые сказки для больших и маленьких.(учебно-игровое пособие)

Москва.ООО «Классика».2003г.

13.Елена Косинова.Уроки логопеда.Игры для развития речи.(Речевая

гимнастика,пальчиковая гимнастика.Говорим красиво и правильно.)Москва.2011г.

14.Музыкальные прописи задания для начинающих.Хабаровск.1996г.

15.С.Белецкий.Азбука музыки.Тетрадь для начинающих.Омск.1996г.

Вступительное слово:

В своей предлагаемой работе я решила показать работу с детьми подготови-

тельной группы. Это сценарий открытого урока –концерта для родителей,который

назвала «Семь весёлых звонких нот».

Теоретическое отделение в нашей школе использует методические рекомен-

дации и примерную программу для подготовительных отделений ДМШ и ДШИ,

изданные Научно-методическим центром по художественному образованию при

МКРФ в 2003 году в Москве.

Из предлагаемых вариантов учебных планов мы используем следующие:

-

сольфеджио-1,5урока(2 раза в неделю по 35 минут)

-инструмент-1,5 урока(2раза в неделю по 35 минут)

2

-хор-1 урок(45 минут)

Требования рассчитаны на занятия с детьми шести лет в течение одного года.Так

получилось,что в моей группе заниматься с 1-ого сентября начали дети в возрасте

от 4-х до 6-ти лет,что усложняет работу и требует облегченных вариантов заданий в

некоторых формах работы на сольфеджио.

Сольфеджио-предмет, несущий не только развивающие,но и воспитательные

функции.Для себя я решила,что те маленькие задачи,которые ставлю перед учени-

ком на уроке, должны стимулировать его мысль,его внимание,должны ежеминутно

убеждать ребёнка,что он способен творить и открывать новое!Поэтому на уроке

перед детьми ставлю заманчивые задачи,решение которых,не тяжкий труд,а источ-

ник радости,т.е. главным на уроке с малышами считаю использование эмоциональ-

но- игровых моментов,наглядных пособий,просмотр м/ф т.д. Кое-что я попробовала

показать в своём уроке.

Все мы знаем,что сотрудничество педагогов всех дисциплин должно быть

максимально тесным во всех воплощениях;начиная с методики и заканчивая при-

менением на практике.Это возможно показать именно на таком уроке-концерте.

Неоценимую помощь в процессе обучения оказывают родители.Работая в тесном

контакте с ними,сохраняя тёплые, дружеские отношения можно решить проблемы у

ребёнка,которые зачастую возникают при обучении.И очень отрадно,когда родители

с удовольствием приходят в школу,интересуются их успехами и достижениями.

К сожалению,приходится наблюдать,что в последние лет десять больше таких ро-

дителей,которые приводят детей в школу,не понимают всей ответственности.Все

знают ,как тяжело с этими детьми.Дома задания не выполняются.Естественно и на

уроке выполняется мало.

Поэтому задача для нас преподавателей с самого первого знакомства учиться

находить контакт не только с детьми, но и прежде всего с их родителями,которые в

каждой нашей с ними встрече хотят получить от нас полную информацию об успе-

хах их «чад».А нам следует помнить,что психологически родители желают убедить-

ся,что их ребёнок не хуже других детей. Поэтому важно находить в ребёнке как

можно больше положительного;сначала хвалить,а лишь затем делать какие-либо

замечания.

Такого принципа придерживаюсь я в отношениях с родителями своих учеников.

Подводя итог вышесказанному, могу порекомендовать проведение таких

уроков –концертов,где можно показать родителям и успехи детей и работу

педагогов,и дать возможность пообщаться с другими родителями класса,и быть

рядом с детьми, и, что немаловажно, родители могут сформулировать своё

собственное впечатление о тех людях, с которыми ребёнок взаимодействует в школе,

т.е о нас.

Предлагаю примерный сценарий открытого урока- концерта .

3

Открытый урок-концерт «Семь веселых звонких нот» в

подготовительной группе(дети 4-6 лет).

Цели и задачи:

1)

Активизировать творческое сотрудничество с родителями учащихся;

2) В форме концерта показать родителям какие навыки приобретают дети

на уроках сольфеджио, хора и специальности;

3) Создать атмосферу праздника, ярких детских впечатлений и

положительных эмоций от первого концертного выступления перед

слушателями - родителями.

Примечание:

На доске рисунок с изображением Радуги и Музыкального

кота,гамма до мажор,раскрашенная семью цветами,домик для нот,ритмо-

такты в размере 2/4,изображения музыкальных инструментов

аккордеон,пианино ,рояль.На партах у детей шумовые инструменты,

ритмические карточки,дублирующие ритмо- такты на доске,карточки с

обозначениями динамических оттенков.

Ход урока:

1)Вступительное слово к родителям:

- Уважаемые наши гости, мамы и папы! Мы пригласили Вас к нам в

класс, чтобы показать (в сжатой форме конечно) чему мы научились за 5

месяцев занятий. На уроках сольфеджио, хора, специальности мы учимся

мыслить, петь, слушать, дружить и помогать друг другу, пытаемся быть

дисциплинированными, а это так трудно. Сегодня у наших детей очень

ответственный день; они впервые будут исполнять музыку для аудитории

слушателей. И пусть это еще не концертный зал, а камерное выступление,

для них это очень волнительно и ответственно. Прошу Вас поддержать

наших «маленьких звездочек». Они так хотят порадовать Вас своими

успехами.

Древний мыслитель говорил: «Слушать прекрасное, видеть

прекрасное - значит улучшаться!» А что может быть прекраснее, чем наши

дети и музыка!

-МЫ НАЧИНАЕМ! СЕМЬ ВЕСЕЛЫХ НОТ спешат к нам в класс!

2) Под ф/г «Песенки осьминожки», дети входят в класс и выстраиваются

для исполнения песенки «Пора начать урок»

3) Раздается звучание колокольчиков.

Учитель:

Динь – ди-линь звонит звонок

Начинаем наш урок!!!

4

А начнём мы его с песенки,которая так и называется «Пора начать урок»

(см. приложение)

После её исполнения остаются учащиеся,которые вместе с учителем

читают стихотворение.

И.Оленева «Музыкальная радуга»

Учитель:

Я рисую радугу в целый небосвод,

А идет по радуге мой домашний кот!

Семь цветов-полосок, разные совсем,

Музыкальных ноток нарисую семь.

Радостно по ноткам котик ходит - стук!

Каждая полоска издает свой звук.

(Далее можно продублировать название каждой нотки на

инструменте)

ученик:

Красная полоска – нотой «до» звучала,

ученица:

Оранжевая весело нотку «Ре» качала,

ученик:

Желтая тянула «ми» тепло и нежно,

ученица:

Зеленая трубила «ФА-А-А» прилежно,

ученик:

Голубая ласково нотку «Соль» пропела,

ученица:

Синяя полосочка ноткой «Ля» взлетела,

ученик:

Цветом фиолетовым нотка СИ лилась.

Учитель:

Песенка на этом не оборвалась…

Заплясал зеркальный разноцветный свод

Очень музыкальный у меня есть кот!

5

Рассматриваем рисунок на доске. Считаем цвета радуги, считаем нотки на

нотоносце.

Далее можно поговорить о числе 7:семь цветов у художника, семь

учеников в классе, семь дней недели, семь лет исполняется детям, когда

они идут в школу. есть поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и

другие примеры. И ноток тоже семь.

-Помните из нашего стихотворения: Песенка на этом не оборвалась. После

нотки СИ повторится снова ДО.

-Ребята! Как много у нас сегодня гостей в классе! Давайте мысленно

поприветствуем их всех.

-Но посмотрите, кто- то к нам заглянул в гости!

Смотрим фрагмент «Марша Черномора» из 4-ого действия оперы

М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

-Кто это такой? Узнали его?(На предыдущих уроках слушания музыки

конечно же дети уже познакомились с этом сказочным персонажем)

4) Учитель:

Ай- ай- ай! Какой кошмар!

Нотки постарались...

Угодили в песенку,

Все перемешались.

Злой волшебник Черномор с длинной бородою,

Наши нотки подхватил и унёс с собою.

Что же делать нам теперь с этою бедою?

-Ребята! Черномор повелевает нам исполнить его желания, и за каждое

выполненное задание мы получим по одной нотке; тогда мы сможем

собрать звукоряд.

-Будем выручать наших друзей из беды?

Тогда слушайте первое задание.

Задание 1: Отправляясь в путь за нотой, ты про ритмы не забудь.

Паровозик их исполнит, а вагончик повторит.

Игра «Едим в школу» (У детей в руках шумовые инструменты на

доске и на столе перед детьми ритмические карточки ритмами в размере

2/4) Учитель выступает в роли паровозика, дети-вагончики

а) Отправляемся мы в путь: УЧ.---- Та - та; Дети ---- Та - та,

6

Нам колеса простучат: УЧ.---- Та – та; Дети ---- Та - та,

Чтобы ритм запоминать: УЧ ----Та – та; Дети ---- Та - та,

Нужно часто повторять: УЧ.----Та – та; Дети ---- Та - та.

б) Повторить задание с другими ритмослогами: Ти-ти -Та; Та - а; Ти-

ти Ти-ти и т.д.

Мне кажется, мы справились с первым заданием. Ну- ка посмотрим!

Ой! Какая радость! Нотка «до» нашлась. Смотрите! Вот она!

Смотрим клип 1(нота до)

Первая нотка нашлась. Давайте отправим ее в домик для нот!

(прикрепляю ноту до на доску).

Стишок: (можно заранее выучить эти стишки о нотках, когда с

ними знакомимся на уроках )

Опоздала нотка «до»

На линейках места нет,

Нотке «до» дают совет:

Размещайся поскорей-ка,

На добавочной линейке!

Задание 2: А теперь разгадайте-ка загадку!

Я ваша подруга, я ваша попутчица,

В пути без меня ничего не получится,

Со мною, друзья, вам всегда интересно

Узнали меня? «Ну, конечно же?» (песня)

Черномор желает, чтобы вы, ребята, исполнили песенки. Он,

наверное, думает, что вы не умеете петь. Бегите скорее к своему

педагогу(называю преподавателя)! Она поможет вам выполнить это

задание.

Раз, два, три, четыре, пять,

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышек нет.

слова Приходько, музыка Турнянского. Песенка «Пешки- ложки».

Щебетаньем звонким ,нежным

7

Кто-то песенку пропел.

Может это наши дети?

А быть может соловей?

Молодцы ребята! Думаю, всем понравилась ваша веселая песенка.

Егор :

Эту песенку свою маме подарю

Пусть узнают все вокруг, как ее люблю

Рита:

Дорогая мамочка, нет тебя милей!

Улыбайся, мамочка, песенке моей.

Слова и музыка Ярмолова. Песенка «Мамочка».

- Молодцы! Очень добрая, ласковая песенка получилась у вас!

Придется «Черномору» отдать нам и нотку Ре. Ну-ка, посмотрим!

Смотрим клип 2: (нотка ре)

Вот и 2-я нотка нашлась! Какая она рычащая! Поставим ее за ноткой

«До». (Прикрепляем нотку ре)

Ре боится высоты,

Слабенькие нервы.

Потому живет она

Под линейкой первой.

Задание3:-А как вы думаете с чего начинается день у певчей птички?

Ну конечно же с распевки.

На болоте за лесочком

Слышно тихо «клик- клик».

Это, прыгая по кочкам,

Распевается кулик.

На уроках хора и сольфеджио мы тоже начинаем занятия с распевок

и выучили их очень много.

Черномор придумал нам 3-е задание:

8

Угадать по мелодии попевку. Играю на инструменте мелодии: «Два

кота», «Скок-скок», «Лиса», «Едет воз», «Дон- дон Ди-ли- ди-ли» и другие

из выученных попевок на уроке. Дети угадывают. Какие вы молодцы! Все

мелодии знаете, все песенки угадали. А еще, мы любим играть в

мелодическое эхо. Как это происходит на уроке, мы сейчас покажем на

примере песенки «Два кота»:

а) поем со словами

б) поем сольфеджио

в) подбираем ее на инструменте.

Такую кропотливую работу мы проделываем со всеми попевками,

выученными на сольфеджио. В дальнейшем они нам очень пригодятся.

Ребята! К нам нотка МИ вернулась! Смотрите скорей!

Смотрим клип 3 (про нотку МИ).

Ласковая нотка МИ получилась. Поставим ее на третью ступеньку.

Стих про МИ:

На первой линии живет

Малышка нотка МИ

И песни весело поет

С соседскими детьми.

Задание 4:

Какие мы молодцы! 3 нотки спасли. Какая будет следующая? Ну что?

будем 4-ое задание выполнять?

Тогда слушайте:

злой карлик Черномор думает, что мы не умеем доли считать.

Покажем, как мы это делаем?

Учитель:

Как сердце бьются доли: ТУК-ТУК-ТУК,

И музыку считают: ТУК- ТУК- ТУК,

На «РАЗ» ударим громко молотком

И долю эту СИЛЬНОЙ назовем.

Исполняем шумовым оркестром чешскую песенку «Аннушка».

Мы молодцы! Все очень старались, и нота ФА вернулась

9

Смотрим клип 4 (нота ФА).Квакающая нотка фа получилась в

четвертый день недели.

Стих про ФА:

Между первой и второй

ФА устроилась прекрасно.

Опуститься ниже скучно.

А подняться вверх опасно.

Приклеиваем нотку ФА на доску.

Задание 5:

Внимание, ребята! (Показываю знаки форте и пиано)

Учитель:

Это что еще за знаки?

Закорючки и «каляки»?

Наши дети знают точно:

Громко----Форте,

Пьяно------Тихо.

Ребята! Черномору вы понравились и он хочет вас повеселить и

поиграть в игру «Форте - Пиано». Повеселим его?

Звучит Марш Черномора. Дети показывают карточки F и P. Кто знает,

как называется это произведение? Этот марш звучит в музыкальном

спектакле, который называется опера «Руслан и Людмила», а музыку

написал русский композитор М.И.Глинка.

Как вы думаете, наигрался Черномор? Давайте-ка посмотрим, отдал

ли он нам еще одну ноту.

Смотрим клип 5 (нота соль). А в пятый день недели, пятницу, нотка

Соль звонкая, поющая получилась.

Стих про СОЛЬ:

Поживает нота СОЛЬ

На второй линеечке

Поливает свой цветник

Из красивой леечки.

Приклеиваем ее на место.

10

Задание 6:

Ну а теперь все стали серьезными и сделали умные лица. Черномор

очень скупой, хочет следующую нотку оставить для себя. Думает, что вы

не справитесь со следующим заданием. Он желает, чтобы вы показали,

умеете ли играть на своих инструментах и ответили на вопрос.

Загадка:

Форте-громко,тихо-пиано

Важный в музыке момент.

Вместе форте и пиано-

Музыкальный инструмент…(фортепиано)

Вспоминаем какие инструменты относятся к семейству фортепиано,чем

они отличаются и что общего у пианино и рояля?

Прочесть стихотворение:

1) Пианино иль рояль

С виду спутаешь едва ль

Ведь нельзя же со слоном

Спутать трехэтажный дом!

Все, и взрослые и дети

Знают инструменты эти. (Показать картинки).

А как называют исполнителей на этих инструментах? Ну что же покажем

«Черномору», что мы играть на пианино умеем?

-К инструменту приглашается :

1. (Называю ученика).Он исполнит песенку «Паровоз»

Едет, едет паровоз;

Две трубы и сто колес.

Две трубы ,сто колёс,

Машинистом рыжий пёс.

2.-А( называю ученицу) исполнит два произведения: «Два кота»

и «Часики»

Та- та, два кота, два ободранных хвоста

Серый кот в чулане все усы в сметане,

Чёрный кот залез в подвал и мышонка там поймал.

Время-Времечко бежит,

Деткам подрастать велит.

11

Шепчут часики вот так:

Тик-так, тик-так!

3. Приглашаем к инструменту (называю исполнителя). Она

исполнит

Украинский народный танец.

Нотки прыгают по стану,

Сочиняют песенку.

Льется звук фортепиано

Очень- очень весело.

4. (Называю ученика) исполнит 2 этюда, пьесу и песенку «Два

веселых гуся» с подбором аккомпанемента.

Стихотворение:

Разовью свои таланты,

Буду ноты изучать,

Стану юным музыкантом,

Чтоб на сцене выступать.

Я, думаю, всем понравились ваши выступления, и Черномор тоже

остался доволен. Давайте заглянем в наш музыкальный ящичек отдал ли

этот «жадина» нам 6-ю нотку?

Смотрим клип 6 (нота ЛЯ)

Какая певучая, милая нотка! Добавим ее в наш домик для нот!

Стих про ЛЯ:

Между второй и третьей-

Задорная нотка ЛЯ

Поёт обо всём на свете,

Подруг своих веселя.

Задание 7:

12

-Ребята! Осталась последняя нотка. Вы догадались какая? Нам

осталось разгадать загадку «Черномора», и тогда седьмая нотка, самая

высокая вернется в свой звукоряд.

Слушайте загадку!

Он по виду - брат БАЯНУ,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану

Всем знаком …… (АККОРДЕОН).

А еще один вопрос как называют музыкантов, которые играют на

аккордеоне? Верно. Аккордеонисты.

-Сейчас перед нами выступит целый ансамбль аккордеонистов( на

моём уроке-выступает трио аккордеонистов)

-Сколько музыкантов перед вами? Называется такой ансамбль

ТРИО.

Итак Трио аккордеонистов исполнит две песенки:

«Лепешки» и «Дон- дон»

Молодцы! А вы знаете, что мы справились со всеми заданиями.

Посмотрим, какая у нас седьмая нотка?

Смотрим клип 7 (нота си)

-Какая Вьюжная, свистящая нотка СИ!!!

Стих про СИ:

Ну а где же нота Си?

Кто- то вежливо спросил.

Ты повыше посмотри!

На линейке номер три.

Данил:

Мама, мама! Как я рад!

Знаю полный звукоряд!

Я отвечу, ты спроси!

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

13

А если после «Си» повторить первую нотку «до», то получится

гамма. Посмотрите на этот красивый домик.На доске –ГАММА ДО

МАЖОР и домик для нот

Смотрим клип 8 (Гамма).

На следующем уроке мы будем учиться петь гамму от нотки «до». А

сегодня все здорово потрудились, и я приготовила вам сюрприз. Смотрим

М/Ф Репетиция оркестра.

Дорогие наши (перечисляю всех учеников)!

Сегодня вы стали настоящими музыкантами, вы впервые выступали

перед слушателями! Пусть ваш первый концерт станет первой ступенькой

к успехам в большой музыке! Мы поздравляем вас и дарим вам подарки в

память о сегодняшнем дне.

Под музыку «Гимна барбариков» вручаем подарки.

***Примечание: Конечно же номера и исполнители концерта будут

иными при использовании в разных группах (что зависит от рабочего

репертуара учеников )

14

15



В раздел образования