Напоминание

Формирование культуры здоровья обучающегося в организации дополнительного образования


Автор: Вяльцева Ольга Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Районный Дом детского творчества"
Населённый пункт: р.п. Мордово, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры здоровья обучающегося в организации дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ольга Александровна Вяльцева

Формирование культуры здоровья обучающегося

в организации дополнительного образования детей.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший

труд

воспитателя.

От

жизнерадостности,

бодрости

детей

зависит

их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы».

(В.А. Сухомлинский)

Наше будущее – это наши дети. А детям, чтобы прочно усвоить знания и

избежать накала усталости от занятий в наш интенсивный информационный

век,

должны

быть

созданы

условия

для

полноценного

восприятия

знаний.

Современные дети совершенно не такие, какими были мы или наши родители в

их возрасте. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях

быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстроенной культурой новых

социальных отношений важной частью сегодняшнего образования человека

становится

информационная

культура,

строящаяся

на

современных

инновационных процессах.

Цель современного образования – подготовка детей к жизни, полной

огромного

объёма

информации.

Информация

для

детей

и

педагогов

на

нынешнем этапе всё более осознаётся как важный образовательный ресурс. Всё

более очевидным становятся требования современной действительности уметь

пользоваться

образовательной

информацией,

оперативно

добывать

её,

воспринимать, уметь анализировать. Не слишком ли тяжёлый груз ложиться на

ребёнка, на его неокрепшую нервную систему и развивающийся организм?

В законе «Об образовании в Российской Федерации» и «Концепции

модернизации

российского

образования»

определены

задачи

системы

образования по формированию у личности ответственности за собственное

благополучие,

необходимых

навыков

сохранения

и

укрепления

здоровья,

позволяющих реализовать эту ответственность.

Задачами работы в этом направлении являются:

создание здоровьесберегающей среды, охрана здоровья воспитанников;

Формирование

осознанного

отношения

воспитанников

к

своему

физическому и психическому здоровью;

создание условий для формирования понимания ценностей здоровья, его

зависимости от состояния окружающей природы и социальной среды,

здорового образа жизни;

формирование

важнейших

социальных

навыков,

способствующих

успешной социальной адаптации;

профилактика вредных привычек, в том числе с привлечением врачей-

специалистов.

Наше учреждение является одной из важнейших составляющих единой

сети

образовательных

организаций

Мордовского

района.

Формирование

и

развитие

здоровьесберегающих

компетенций

у

субъектов

образовательного

процесса,

воспитание

у

детей

основ

здорового

образа

жизни,

культуры

здоровья,

обеспечения

качества

образовательной

среды

для

сохранения

и

развития

здоровья

ребенка

-

приоритетные

направления

образовательной

и

воспитательной

деятельности

педагогического

коллектива

Районного

Дома

детского творчества.

В

МБОУ

ДОД

«Районный

Дом

детского

творчества»

занимается

416

воспитанников, ведётся работа 50 творческих объединений.

Согласно

лицензии на право ведения образовательной деятельности

работа в РДДТ

ведётся

по

5

направленностям:

художественно-эстетической,

научно-

технической, социально-педагогической, спортивно-технической и туристско-

краеведческой.

Здоровьесберегающая деятельность нашего учреждения подразделяется на

организацию здоровьесберегающих условий учебно-воспитательного процесса

и обеспечение здоровьесберегающего характера самой учебно-воспитательной

деятельности воспитанников.

Практическая

деятельность

осуществляется

в

рамках

программы

«Здоровый

ребенок»

воспитательной

системы

учреждения

по

следующим

взаимосвязанным направлениям:

Включение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду;

Пропаганда

культуры

ЗОЖ

через

досуговые,

массовые

мероприятия,

проводимые образовательным учреждением;

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;

Включение

родительской

общественности

в

обсуждение

и

решение

проблем ЗОЖ;

Р а б о т а

с

п е д а г о г и ч е с к и м

к о л л е к т и в о м

п о

с о з д а н и ю

здоровьесберегающей, здоровьеформирующей образовательной среды.

Здоровьесберегающая

технология

для

каждого

педагога

нашего

учреждения это:

эмоционально

благоприятный

климат обучения ребенка в объединении

(отсутствие

стресса,

адекватность

требований,

адекватность

методик

обучения и воспитания);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям

ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный

режим.

В начале учебного года педагоги проводят целенаправленную работу по

созданию

условий

для

реализации

желания

воспитанника

познать

себя

и

поверить в возможность собственного саморазвития и самосовершенствования.

Проводимая диагностика на выявление склонностей ребенка, особенности его

памяти,

внимания,

интересов,

потенциала

физического

и

физиологического

развития,

темпов

образовательной

деятельности

помогает

педагогу

найти

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку

и

наметить

дальнейший

план

развивающих,

укрепляющих,

обучающих

мероприятий.

Использование

педагогами разных приемов развития позитивных чувств и эмоций на занятиях,

мероприятиях показали устойчивый эффект, который можно охарактеризовать

как здоровьесберегающий.

В

статье

невозможно

рассмотреть

все

разнообразие

мероприятий,

в

которых используются

здоровьесберегающие технологии. В течение учебного

года педагогами проводятся беседы, диспуты «Мир без вредных привычек»,

«Мое здоровье – залог здоровья моего поколения», «О вредных привычках». С

большим

удовольствием

воспитанники

принимают

участие

в

спортивных

соревнованиях

между

объединениями

«Мой

выбор

спорт!»,

«Веселая

эстафета».

Демонстрация

видеофильмов,

видеороликов

по

профилактике

здорового

образа

жизни

в

творческих

объединениях

способствует

популяризации

активного

досуга,

альтернативного

потреблению

табака,

алкоголя и наркотиков.

Ежегодно

коллектив

Дома

детского

творчества

принимает

активное

участие

в

районном месячнике

по

пожарной

безопасности.

В

учреждении

проводятся конкурс рисунков «Дети против пожаров», конкурс стихотворений,

сказок

и

загадок

на

противопожарную

тематику,

познавательно-игровая

программа

«Кошкин

дом».

На

базе

нашей

организации

работает

Клуб

добровольных пожарных, спасателей и волонтёров. Дети на практике видят, как

приводится в действие огнетушитель, знакомятся с особенностями пожарной

техники, правилами пожарной безопасности.

Традиционно в феврале в Доме детского творчества стартует месячник по

профилактике наркомании и табакокурения. В реализации задач месячника

принимают

активное

участие

все

детские

объединения.

В

кабинетах

оформляются

уголки

здоровья,

содержащие

информацию

по

пропаганде

здорового образа жизни и пожарной безопасности.

Формирование устойчивой мотивации на здоровье осуществляется как

через содержание образования, так и в системе внеучебного воспитательного

процесса. С этой целью в Доме детского творчества проводятся следующие

мероприятия:

встречи с врачом-наркологом,

конкурс рисунков на тему «Здоровый образ жизни»,

акция «Молодёжь против наркотиков»,

поэтический конкурс «Творчество - против курения»,

оформление средств наглядной агитации по здоровому образу жизни

в виде информационных стендов,

информационная кампания, нацеленная на профилактику табакокурения

среди воспитанников среднего и старшего звена,

тренинговые занятия с воспитанниками по пропаганде здорового образа

жизни.

Педагоги Дома детского творчества разделяют опасения по поводу

состояния

здоровья

обучающихся

и

видят

решение

ситуации

в

овладении

необходимыми здоровьесберегающими приёмами и методами. Современный

педагог,

владеющий

современными

психолого-педагогическими

знаниями,

в

тесном

взаимодействии

с

воспитанниками,

их

родителями,

медицинскими

работниками в состоянии спланировать свою работу с учётом приоритетов

сохранения и укрепления здоровья.

Одним из важных аспектов программы «Здоровый ребенок» является

связь учреждения с родителями воспитанников. Поэтому педагоги постоянно

направляют усилия на поддержание контакта с родителями в режиме диалога,

согласовывают

особенности

индивидуального

подхода

к

обучающимся,

привлекают родителей к участию во всех массовых мероприятиях, открытых

занятиях, концертах.

Основной формой организации учебного процесса в учреждении является

учебное занятие, на котором закладываются основы здорового образа жизни.

Педагоги

РДДТ

используют

различные

здоровьесберегающие

технологии:

личностно-ориентированные,

развивающие,

информационные

и

т.д.

или

их

элементы

в

учебно-воспитательном

процессе.

С

их

наработками

можно

познакомиться в методическом кабинете.

Обязательным

условием

эффективности

каждого

занятия

является

выполнение требований СанПиН.

Опытные

педагоги

всегда

чувствуют

момент

наступления

усталости

обучающихся и четко выполняют гигиенические требования к организации

занятия:

плотность

занятий,

количество

и

смена

видов

деятельности,

разнообразие

и

чередование

методов

и

приемов,

наличие

эмоциональных

разрядок,

уместность

применения

ТСО,

а

также

контроль

осанки,

позы,

проведение

подвижных

физкультминуток,

гимнастики

для

гл а з ,

психологический климат.

На сегодняшний день мы уверены, что наша система комплексной работы

по формированию культуры здоровья обучающегося, укреплению и сохранению

его

здоровья

способствует

развитию

его

физических,

интеллектуальных

и

духовных возможностей, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Ольга Александровна Вяльцева

Методист МБОУ ДОД «Районный Дом детского творчества»

р.п. Мордово, Тамбовской области

8(47542) 3-17-69



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники