Автор: Сатаева Марьям Раисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 19 им.Б.И.Северинова"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование
«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших
школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у
ребят
повышенная
утомляемость
–
значит,
требуется
смена
видов
деятельности,
разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была
игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно
возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к
другой происходил безболезненно?
Одним из спасительных средств в этой проблеме
является игра.
Еще Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонёк
пытливости
и
любознательности».
Но
и
на
сегодняшний
день
актуальность
игровых технологий не угасла.
Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является
характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и
приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается,
и
развивается,
потому
что
играет.
Игра
первая
учит
разумному
и
сознательному
поведению.
Это
первая
школа
мысли
для
ребёнка.
Детство
—
время
игры,
и
если
блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих
этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.
Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:
воспроизводящей деятельности;
исполнительской деятельности;
преобразовательской деятельности;
поисковой деятельности;
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.
В
процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом,
чтением, письмом. В
этой группе
игр можно использовать такие задания: придумать
слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков,
навыков правописания. Это «Математическая рыбалка»,
«Кот-буквоед»,
«Лабиринт»,
«Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля»
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с
ними.
Игры
«Числа
перебежчики»,
«Придумай
слова
из
слова»,
«Собери
круговые
примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию.
Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать.
Находить
общее
и
различия,
интересен
поиск
недостающего:
«Определи
закономерно сть »,
«Н айди
ключ»,
«П о
какой
т ропинке
ты
п о й д е ш ь » .
В своей практике я стараюсь на всех уроках использовать игры. Продумываю поэтапное
распределение
игр
на
уроке.
Если
в
начале
урока,
цель
игры
–
организовать
и
заинтересовать
детей,
стимулировать
их
активность.
В
середине
урока
игра
должна
решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.
Следовательно, игра может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках
разного типа.
Например, на уроках обучению грамоте, на этапе мотивации к учебной деятельности
очень
часто
использую
игру
«Доскажи
словечко».
Первоклассникам
очень
нравится
отгадывать слова.
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная …..(задача)
По коридору топот ног,
То зовет всех класс …(звонок)
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь поздно!
Потому что мать – луна,
А дочурки - …..(звезды).
Крыша в шапке меховой,
Белый дом под головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла …(зима).
Так
же
на
этих
уроках
я
использую
разнообразные
игры,
направленные
на
формирование правильного, сознательного чтения и безошибочного письма.
1. Игра «Чей голосок?»
- Как поют комарики? (З-з-з…)
- Как рычит собака? (Р-р-р…)
- Как воздух выходит из шарика? (С-с-с…) и т.д.
2. Игра «Угадай-ка»
Загадываю загадки, отгадки в которых начинаются с изучаемой буквы. Например:
На бахче у нас растёт, Яркий, сладкий, налитой,
Как разрежешь, сок течёт, Весь в обложке золотой.
Свеж и сладок он на вкус, Не с конфетной фабрики -
Называется … (арбуз). Из далёкой Африки. (апельсин)
Для девчонок и мальчишек Рисовать решил я дом.
Есть, друзья, немало книжек. Открываю свой … (альбом)
Это ж первою была,
Я сама её прочла. (азбука)
3. Игра «Твёрдый – мягкий»
Я называю слова с изучаемыми звуками. Дети поднимают синий квадратик, если
слышат твёрдый согласный звук, зелёный квадратик – если слышат мягкий согласный
звук. Например: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.
4.Игра «На что похожа буква?»
Предлагаю детям пофантазировать, на что похожа буква М?
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
5. Игра «Скороговорки»
Мыла Мила мишку с мылом, Крошка кошка на окошке
Мила мыло уронила. Кашку кушала по крошке.
Уронила Мила мыло, У Кондрата куртка коротковата.
Мишку мылом не домыла. Коля колет колья.
6. Игра «Капитаны»
На магнитной доске расположены изученные гласные буквы, например: а, о, у, и, ы.
Отправляясь в плавание, капитан (поочерёдно, 2-3 ученика) ведёт корабль по морю и
останавливается то около одной, то около другой пристани. При этом он даёт гудок,
соответствующий слогу, например: нннаа, ннноо и т.д.
7. Игра «Кто больше?»
- Придумайте слова, в которых звуки [ с ] , [ с' ] в начале, в середине, в конце слова;
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [ с ], [ с' ].
8. Игра «Кто больше запомнит слов».
Читаю текст, в котором все слова начинаются с изучаемой буквы. Дети должны запомнить
как
можно
больше
слов.
Например:
Носорог
нашёл
наволочку.
Нюхал.
Надкусил
–
невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не залезает. Нахлобучил на нос. Надевал
набекрень,
наискосок,
наклонял
налево,
направо.
Никак!
–
Нет!
Нам,
носорогам,
непонятный наряд не нужен! – насупился носорог.
9. Игра «Слоговой аукцион»
Учитель просит детей придумать слова с изученными слогами. Например: тарелка,
тапочки, танец, Таня, таракан.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой
ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от
игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра - это
эффективное
средство
воспитания
познавательных
интересов
и
активизации
деятельности учащихся;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный
интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Использование игровых технологий способствует:
- повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- использованию знаний в новой ситуации;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
Игровые технологии используются в педагогической практике давно, но с приходом
ИКТ в образовательный процесс они взошли на новую ступень, так как специально
подобранные
компьютерные
дидактические
игры
позволяют
повысить
показатели
эффективности процесса обучения. В этом и заключается новизна игровых технологий.