Напоминание

"Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"


Автор: Сатаева Марьям Раисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 19 им.Б.И.Северинова"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших

школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у

ребят

повышенная

утомляемость

значит,

требуется

смена

видов

деятельности,

разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была

игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно

возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к

другой происходил безболезненно?

Одним из спасительных средств в этой проблеме

является игра.

Еще Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая

огонёк

пытливости

и

любознательности».

Но

и

на

сегодняшний

день

актуальность

игровых технологий не угасла.

Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является

характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и

приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается,

и

развивается,

потому

что

играет.

Игра

первая

учит

разумному

и

сознательному

поведению.

Это

первая

школа

мысли

для

ребёнка.

Детство

время

игры,

и

если

блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих

этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:

воспроизводящей деятельности;

исполнительской деятельности;

преобразовательской деятельности;

поисковой деятельности;

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.

В

процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом,

чтением, письмом. В

этой группе

игр можно использовать такие задания: придумать

слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков,

навыков правописания. Это «Математическая рыбалка»,

«Кот-буквоед»,

«Лабиринт»,

«Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля»

Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.

В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с

ними.

Игры

«Числа

перебежчики»,

«Придумай

слова

из

слова»,

«Собери

круговые

примеры»

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию.

Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать.

Находить

общее

и

различия,

интересен

поиск

недостающего:

«Определи

закономерно сть »,

«Н айди

ключ»,

«П о

какой

т ропинке

ты

п о й д е ш ь » .

В своей практике я стараюсь на всех уроках использовать игры. Продумываю поэтапное

распределение

игр

на

уроке.

Если

в

начале

урока,

цель

игры

организовать

и

заинтересовать

детей,

стимулировать

их

активность.

В

середине

урока

игра

должна

решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

Следовательно, игра может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках

разного типа.

Например, на уроках обучению грамоте, на этапе мотивации к учебной деятельности

очень

часто

использую

игру

«Доскажи

словечко».

Первоклассникам

очень

нравится

отгадывать слова.

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная …..(задача)

По коридору топот ног,

То зовет всех класс …(звонок)

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь поздно!

Потому что мать – луна,

А дочурки - …..(звезды).

Крыша в шапке меховой,

Белый дом под головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла …(зима).

Так

же

на

этих

уроках

я

использую

разнообразные

игры,

направленные

на

формирование правильного, сознательного чтения и безошибочного письма.

1. Игра «Чей голосок?»

- Как поют комарики? (З-з-з…)

- Как рычит собака? (Р-р-р…)

- Как воздух выходит из шарика? (С-с-с…) и т.д.

2. Игра «Угадай-ка»

Загадываю загадки, отгадки в которых начинаются с изучаемой буквы. Например:

На бахче у нас растёт, Яркий, сладкий, налитой,

Как разрежешь, сок течёт, Весь в обложке золотой.

Свеж и сладок он на вкус, Не с конфетной фабрики -

Называется … (арбуз). Из далёкой Африки. (апельсин)

Для девчонок и мальчишек Рисовать решил я дом.

Есть, друзья, немало книжек. Открываю свой … (альбом)

Это ж первою была,

Я сама её прочла. (азбука)

3. Игра «Твёрдый – мягкий»

Я называю слова с изучаемыми звуками. Дети поднимают синий квадратик, если

слышат твёрдый согласный звук, зелёный квадратик – если слышат мягкий согласный

звук. Например: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.

4.Игра «На что похожа буква?»

Предлагаю детям пофантазировать, на что похожа буква М?

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

5. Игра «Скороговорки»

Мыла Мила мишку с мылом, Крошка кошка на окошке

Мила мыло уронила. Кашку кушала по крошке.

Уронила Мила мыло, У Кондрата куртка коротковата.

Мишку мылом не домыла. Коля колет колья.

6. Игра «Капитаны»

На магнитной доске расположены изученные гласные буквы, например: а, о, у, и, ы.

Отправляясь в плавание, капитан (поочерёдно, 2-3 ученика) ведёт корабль по морю и

останавливается то около одной, то около другой пристани. При этом он даёт гудок,

соответствующий слогу, например: нннаа, ннноо и т.д.

7. Игра «Кто больше?»

- Придумайте слова, в которых звуки [ с ] , [ с' ] в начале, в середине, в конце слова;

- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [ с ], [ с' ].

8. Игра «Кто больше запомнит слов».

Читаю текст, в котором все слова начинаются с изучаемой буквы. Дети должны запомнить

как

можно

больше

слов.

Например:

Носорог

нашёл

наволочку.

Нюхал.

Надкусил

невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не залезает. Нахлобучил на нос. Надевал

набекрень,

наискосок,

наклонял

налево,

направо.

Никак!

Нет!

Нам,

носорогам,

непонятный наряд не нужен! – насупился носорог.

9. Игра «Слоговой аукцион»

Учитель просит детей придумать слова с изученными слогами. Например: тарелка,

тапочки, танец, Таня, таракан.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой

ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от

игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра - это

эффективное

средство

воспитания

познавательных

интересов

и

активизации

деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный

интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Использование игровых технологий способствует:

- повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- использованию знаний в новой ситуации;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Игровые технологии используются в педагогической практике давно, но с приходом

ИКТ в образовательный процесс они взошли на новую ступень, так как специально

подобранные

компьютерные

дидактические

игры

позволяют

повысить

показатели

эффективности процесса обучения. В этом и заключается новизна игровых технологий.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники