Напоминание

Аспект анализ современного урока


Автор: Рубцова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №12
Населённый пункт: Волгоградская область, город Камышин
Наименование материала: статья
Тема: Аспект анализ современного урока
Раздел: начальное образование





Назад





Аспектный анализ современного

урока



Рубцова И.А.

2016 год

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одно из главных требований Стандарта — проектирование учителем личностно ориентированного урока.
Основными условиями построения

такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность

>

открытость.
Приоритет
индивидуальности
предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, носителем самоценного и личностно значимого субъектного опыта. И учитель не сомневается, что один из путей решения этих проблем — использование на уроке индивидуальных образовательных маршрутов. Условие
вариативности
предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Обеспечить такую работу могут не только специальные дидактические материалы, подобранные самим учителем, а, в первую очередь, современный учебно-методический комплект с заданиями, обеспечивающими всем ученикам возможность выбирать тип, вид и форму задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ: лабораторный практикум, решение практических задач, исследовательская работа; форм организации учащихся: начиная с первого класса необходимо привлекать школьников к парной, групповой и коллективной работе. Но она будет эффективной лишь в том случае, если вся система организации будет заложена в корпусе самого учебно-методического комплекта. Именно при такой организации урока особенно необходимы гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях.
Условие открытости
предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание. Организуется такая работа средствами учебного диалога. Эти требования говорят о системе преподавания учителем в личностно- ориентированной парадигме.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть
критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 10.С ТИЛЬ , ТОН отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 11.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель- ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
С чего начинается анализ урока?
Термин «анализ урока» будем рассматривать в следующем значении: реализация особой деятельности наблюдателя (эксперта), который одновременно решает две задачи — аналитическую и проектировочную. -Аналитическая задача решается с позиций современного содержания начального образования и новых технологий; проектировочная с позиций оценочного анализа и «саморекомендаций» по совершенствованию учебно- воспитательного процесса. Анализ - это метод научного исследования, основанный на разложении целого на составные части и отдельном исследовании каждой из выделенных частей.
Аспектный анализ урока
Основным видом анализа урока является аспектный анализ. Что же понимается под этим? Аспектный анализ урока — это детальное и всестороннее его рассмотрение как единого целого под определённым углом зрения (основанием, аспектом).
Причём выбор аспектов зависит как от теоретической потребности, так и возникшей практической необходимости. Как правило, отбор аспектов (оснований) определяется на этапе подготовки к посещению урока и часто диктуется целью посещения и типом урока. Аспектами анализа урока начальной школы могут быть цели (задачи) урока, основное содержание, формы обучения, самостоятельная работа учащихся, практическая направленность урока, результативность (усвоение нового материала и универсальных учебных действий) и т.д. Независимо от выбора аспекта основные моменты урока при его анализе обязательно будут замечены экспертом, а следовательно, выделены и оценены с точки зрения их целесообразности и резул ьтати вн ости.
Ведущие аспекты анализа урока
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ). Содержание наблюдения включает соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию, результативность решения дидактической задачи урока. Содержание урока. Анализируется соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника. Методы обучения. В содержание наблюдения входит соответствие системы приёмов обучения и учения (методов обучения) достижению основной триединой образовательной цели. Формы обучения. Анализируется соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока, а также целесообразность использования отдельных компонентов учебно-методического комплекта.  Результативность. Анализируется достижение цели и решение основной дидактической задачи урока, а также результативность системы предыдущих уроков (речь учащихся, вычислительные навыки, умение ориентироваться в учебной книге и.т.п.).  Практическая направленность урока. Анализируется практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых школьникам для решения.  Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности. Анализируется уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока; характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий); взаимопомощь.  Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока. Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.  Структура урока (структурный анализ).  Анализируется соответствие структуры урока основной дидактической задаче.  Индивидуальная работа на уроке.  Анализируется организация индивидуальной работы на уроке для детей, испытывающих трудности в обучении, и для одарённых детей.
 Педагогический стиль. Соблюдение норм педагогической этики.  Гигиенические требования. Анализируются температурный режим, проветривание класса, освещённость, соответствие классной мебели росту детей, чередование видов деятельности, динамические паузы.  Выбор аспектов не может быть ограничен вышеназванными основаниями.  Он определяется целью посещения урока, авторской технологией учителя.
Воспитательные аспекты урока
 Мировоззренческая направленность: личность учителя; оптимизм; отношение к людям; отношение к миру; отношение к вещам.  Учебный труд на уроке: рабочее место учеников и учителя; планирование урока; активность учащихся; самостоятельность в работе; прилежание; уважение к истине.  Воспитание дисциплины: воспитанность учащихся; соблюдение порядка; ответственность; умение слушать.  Требование на уроке: тактичность, гибкость; аргументированность требований; требования, основанные на доверии, успехе, интересе.  Личностный подход на уроке: педагогическая любовь; понимание детей; помощь детям; оценивание детей.
Психологические аспекты урока
 Психология обучения: мотивация; проблематизация; ориентировочная снова действия; формирование общеучебных умений.  Психология учения: целеполагание; планирование; внимание; понимание; запоминание; применение; самооценка, рефлексия.  Отношения, психологический климат: коммуникативность учителя;  -отношение «учитель - ученик»; отношение «учение - ученик»; личностный подход.  Формирование личности ребёнка: «я - концепция»; самостоятельность; творчество; свобода; ответственность. Рассматривая учебный процесс как единое целое, при анализе выделяют прежде всего его организационные формы. Одной из форм организации учебного занятия в современной начальной школе, как и в прошлом веке, является урок, на котором решается целый ряд учебный задач. С этой точки зрения в начальной школе можно выделить уроки следующих типов:  Урюк первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебной деятельности. Основная дидактическая задача — обеспечить осознание и усвоение понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей (усвоение = понимание + запоминание — > правильное воспроизведение). Содержание наблюдения: методы и приёмы предъявления нового материала школьникам; формы организации учебной деятельности; методы и приёмы индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д.  Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков. Основная дидактическая задача — формирование умений (навыков) применять теоретические положения (закономерности, понятия, законы, правила, алгоритмы) при решении учебных задач (овладение = усвоение +
применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач). Содержание наблюдения: методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников; методы и приёмы оказания индивидуальной помощи ученикам, испытывающим трудности при решении учебных задач, адекватное использование индивидуальных образовательных маршрутов.  Урок применения знаний, умений и навыков. Основная дидактическая задача — формировать общие учебные умения при решении учебных задач (познавательная, речевая деятельность и работа с информацией, организационная деятельность) (овладение = усвоение + применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач). Содержание наблюдения: приёмы обучения учащихся работе источниками информации (пиктограммы, оглавление, словари учебника; словари, справочники, интернет); формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, групповая); приёмы организации индивидуальной помощи учащимся (непосредственные опосредованные с помощью пособий).  Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков, способов действий.  Основная дидактическая задача — сформировать общие учебные умения при решении практических задач, универсальные учебные действия (овладение = усвоение общих учебных умений + применение знаний, умений, навыков по предмету на практике). Содержание наблюдения: приёмы использования средств одного предмета для изучения окружающего мира. Уровень сформированности универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных.  Урок обобщения и систематизации знаний, "умений, навыков, способов деятельности, универсальных учебных действий. Основная дидактическая задача — повторение (обобщение, или систематизация) знаний, умений, навыков, способов деятельности. Содержание наблюдения: объём содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, несколько глав); методы повторения (обобщения, систематизации).  Контрольный урок, т.е. урок проверки предметных знаний, умений, навыков, сформированности интеллектуальных умений или умений решать практические задачи. Основная дидактическая задача — контроль за степенью усвоения знаний, умений,
навыков, способов

деятельности. Содержание наблюдения: результаты выполнения

контрольных работ.

• Урок коррекции знаний, умений, навыков, способов деятельности,

универсальных учебных действий. Основная дидактическая задача —

минимизация причин и коррекция трудностей при овладении знаниями,

умениями, навыками, способами деятельности.

Содержание наблюдения: индивидуальная поддержка на уроке; формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, групповая); приёмы организации индивидуальной помощи учащимся (непосредственные и опосредованные с помощью пособий). Гарантия успешного анализа — грамотный отбор аспектов для наблюдения, а затем и дальнейшего обсуждения урока.  Преподавание - это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации.


В раздел образования