Напоминание

Повышение двигательной активности учащихся младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики


Автор: Баева Ирина Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Повышение двигательной активности учащихся младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики
Раздел: начальное образование





Назад




И.В. Баева, учитель физической культуры МБОУ гимназии №2 города Сургута, Тюменской области, ХМАО-Югры
ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ


Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7 – 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания. По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность падает на 30 – 45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере – на 50 – 70%. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности). В возрасте 7 – 10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно- спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования. Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по
физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся. Одним из направлений оптимизации двигательных действий учащихся младших классов является ритмическая гимнастика – одна из эффективных, доступных и высокоэмоциональных форм как урочной, так и внеурочной деятельности, задачами которой являются пути реализации и влияния форм, методов и средств на повышение эмоционального и физического состояния детей. Эффективность уроков ритмической гимнастики заключается в высокой работоспособности учащихся, хорошем самочувствии, познавательной активности, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, и повышает объем двигательной активности. Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: регламентированный, частично- регламентированный, нерегламентированный. Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж (определение ее продолжительности и вида, одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха), шагометрию (подсчитываются движения с помощью специальных приборов – шагомеров). Для объективной оценки эффективности предлагаемого варианта проведения уроков ритмической гимнастики и уроков физической культуры, нами проводилось исследование методом шагометрии, на базе МОУ гимназии №2. В исследовании принимали участие 80 учащихся начальных классов. В гимназии, в учебном плане – 2 урока физической культуры и один урок предметного образовательного модуля «Ритмика» в неделю, что составляет 70 уроков физической культуры в год и 35 уроков ритмической гимнастики в год. Для определения локомоций, в исследовании, нами использовались специальные приборы – шагомеры «OMRON HJ – 113 –E». Конструкция шагомера основана на механическом принципе, при каждом шаге анкерное
устройство смещается и приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом. Во избежание существенных ошибок регистрации важно правильно фиксировать шагомеры. При креплении шагомера на уровне пояса ошибка показателя составляет 10-26%, на голени – около 10%, на груди при плотной фиксации – лишь 1%. Регистрация ДА у детей проводилась при помощи 20 приборов – шагомеров, на каждом уроке. Определяя количество локомоций у учащихся на уроках физической культуры и ритмической гимнастики, методом шагометрии, мы провели сравнительный анализ уроков различной направленности: Таблица 1
Анализ числа локомоций на уроках с различной преимущественной направленностью

Направленность

урока

Продолжительность

(мин)

Средние показатели ДА

(тыс. локомоций)
Гимнастика 40 мин 1003,1 ± 33,12 Легкая атлетика 40 мин 1520,4 ± 46, 07 Подвижные игры 40 мин 2115,9 ± 43, 98 Ритмическая гимнастика 40 мин 2557,0 ± 54, 78 В данном исследовании самое большое количество локомоций было зафиксировано на уроках ритмической гимнастики, в среднем 2557,0 ± 54,47 тыс. шагов и уроках подвижных игр, в среднем 2115,9 ± 43, 98 тыс. шагов, а низкое количество локомоций зафиксировано на уроках гимнастики, в среднем 1003,1± 33,12 тыс. шагов. Был определен один тип урока, решались задачи закрепления изученного материала по темам комплексной программы под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича. Урок гимнастики проводится в зале с использованием различных гимнастических снарядов. При этом 20 мин основной части учащийся выполняет не более 3-4 подходов, то есть на каждого учащегося приходится 4-5 мин двигательной активности. На уроке легкой атлетики, количество локомоций составило в среднем – 1520,4 ± 46,07 тыс. шагов. В уроке использовалось большое количество
разнообразных беговых упражнений, которые были доступны всем ученикам. Дети получали строго дозированную, адресную нагрузку. Подвижная игра создает условия для самостоятельного продвижения младших школьников в познавательном процессе, она, являясь эффективным средством активизации процесса обучения, стимулируя развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной, двигательной, мотивационной сферы ученика, активизирует полифункциональные возможности двигательной деятельности, обеспечивая ее результативность и развитие. На это указывают и средние показатели локомоций двигательной активности. На своем опыте мы убедились, что урочная форма проведения ритмических занятий, находящаяся в рамках расписания, и, предполагающая деление на группы, позволяет увеличить объем двигательной активности школьников и способствует более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала. В содержание урока двигательной активности входят музыка, танец, хореография, игровые задания, то, что непосредственно может формировать культуру младшего школьника вообще и двигательную культуру в частности. Учащиеся данного возраста достаточно хорошо переносят определенные объемы упражнений непрерывных нагрузок. Это высокие средние показатели локомоций двигательной активности. Таким образом, учащиеся начальных классов гимназии №2, при 2-х разовых занятиях физической культуры и урока предметного образовательного модуля «Ритмика» в неделю, получают достаточный объем физической нагрузки, а форма и содержание занятий физическими упражнениями расположены в системе, которая формирует двигательный режим учащихся.


Литература:
1. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов [Текст] /В. И. Дубровский. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 480 с. 2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физическая воспитания и спорта: учеб. пособие [Текст] / Ж. Холодов, В. Кузнецов; - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
3. Колодницкий, Г. А. Физическая культура Ритмические упражнения, хореография и игры: метод. пособие [Текст] / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с. Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти части тесно связаны между собой. Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж (определение ее продолжительности и вида,
одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха), шагометрию (подсчитываются движения с помощью специальных приборов – шагомеров. Для объективной оценки эффективности предлагаемого варианта проведения уроков ритмической гимнастики нами проводилось исследование методом шагометрии, на базе МОУ гимназии №2. В исследовании принимали участие 80 учащихся начальных классов. Для определения локомоций, в исследовании, нами использовался специальный прибор – шагомер «OMRON HJ – 113 –E». Конструкция шагомера основана на механическом принципе, при каждом шаге анкерное устройство смещается и приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом. Во избежание существенных ошибок регистрации важно правильно фиксировать шагомеры. При креплении шагомера на уровне пояса ошибка показателя составляет 10-26%, на голени – около 10%, на груди при плотной фиксации – лишь 1%. Определяя количество локомоций у учащихся на уроках физической культуры и ритмической гимнастики, методом шагометрии, мы провели сравнительный анализ уроков различной направленности: Таблица 2
Анализ числа локомоций на уроках с различной преимущественной направленностью
Направленность урока Продолжительность (мин) Средние показатели ДА (тыс. локомоций) Гимнастика 40 мин 1003,1 ± 33,12 Легкая атлетика 40 мин 1520,4 ± 46, 07 Подвижные игры 40 мин 2115,9 ± 43, 98 Ритмическая гимнастика 40 мин 2557,0 ± 54, 78
Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся. Одним из направлений оптимизации двигательных действий учащихся младших классов является ритмическая гимнастика – одна из эффективных, доступных и высокоэмоциональных форм как урочной, так и внеурочной деятельности, задачами которой являются пути реализации и влияния форм, методов и средств на повышение эмоционального и физического состояния детей. На своем опыте мы убедились, что урочная форма проведения ритмических занятий, находящаяся в рамках расписания, и, предполагающая деление на группы, позволяет увеличить объем двигательной активности школьников и способствует более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала. Урок ритмической гимнастики является уроком двигательной активности – это не только средство укрепления здоровья, формирования правильной осанки, красоты движений. В содержание урока двигательной активности входят музыка, танец, хореография, игровые задания, то, что непосредственно может формировать культуру младшего школьника вообще и двигательную культуру в частности. На уроках ритмики я придерживаюсь системы, включающей использование музыкального материала, общеразвивающих упражнений с предметами, упражнений на осанку, подвижных игр, элементов классического, народно-сценического, историко- бытовых танцев, упражнений на материале национальной культуры народов Севера. Эффективность уроков заключается в высокой работоспособности учащихся, хорошем самочувствии, познавательной активности, положительные эмоции
вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, а значит повышает объем двигательной активности. На уроках ритмики я придерживаюсь системы, включающей использование музыкального материала, общеразвивающих упражнений с предметами, упражнений на осанку, подвижных игр, элементов классического, народно- сценического, историко-бытовых танцев, упражнений на материале национальной культуры народов Севера. Эффективность уроков заключается в высокой работоспособности учащихся, хорошем самочувствии, познавательной активности, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, а значит повышает объем двигательной активности. Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти части тесно связаны между собой. Для контроля за двигательной активностью используют хронометраж (определение ее продолжительности и вида, одновременно учитывая длительность перерыва, отдыха), шагометрию (подсчитываются движения с помощью специальных приборов – шагомеров. Для объективной оценки эффективности предлагаемого варианта проведения уроков ритмической гимнастики нами проводилось исследование методом шагометрии, на базе МОУ гимназии №2. В исследовании принимали участие 80 учащихся начальных классов. Для определения локомоций, в исследовании, нами использовался специальный прибор – шагомер «OMRON HJ – 113 –E». Конструкция шагомера основана на механическом принципе, при каждом шаге анкерное устройство смещается и приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом. Во избежание существенных ошибок регистрации важно
правильно фиксировать шагомеры. При креплении шагомера на уровне пояса ошибка показателя составляет 10-26%, на голени – около 10%, на груди при плотной фиксации – лишь 1%. Определяя количество локомоций у учащихся на уроках физической культуры и ритмической гимнастики, методом шагометрии, мы провели сравнительный анализ уроков различной направленности: Таблица 2
Анализ числа локомоций на уроках с различной преимущественной направленностью
Направленность урока Продолжительность (мин) Средние показатели ДА (тыс. локомоций) Гимнастика 40 мин 1003,1 ± 33,12 Легкая атлетика 40 мин 1520,4 ± 46, 07 Подвижные игры 40 мин 2115,9 ± 43, 98 Ритмическая гимнастика 40 мин 2557,0 ± 54, 78


В раздел образования