Повышение двигательной активности учащихся младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики
Автор: Баева Ирина Викторовна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ гимназия №2 Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Повышение двигательной активности учащихся младшего школьного возраста средствами ритмической гимнастики Раздел: начальное образование
И.В.
Баева,
учитель
физической
культуры
МБОУ
гимназии
№2
города
Сургута,
Тюменской
области, ХМАО-Югры
ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность
в высокой двигательной активности.
Под
двигательной
активностью
понимают
суммарное
количество
двигательных
действий,
выполняемых
человеком
в
процессе
повседневной
жизни.
При
свободном
режиме
в
летнее
время
за
сутки
дети
7
–
10
лет
совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность
девочек на 16 – 30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют
двигательную
активность
самостоятельно
и
нуждаются
в
большей
доле
организованных форм физического воспитания.
По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная
активность падает на 30 – 45%, а у проживающих в северных широтах и на
Крайнем Севере – на 50 – 70%.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития
физических
способностей
(скоростные
и
координационные
способности,
способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной
и большой интенсивности).
В возрасте 7 – 10 лет начинают формироваться интересы и склонности к
определенным
видам
физической
активности,
выявляется
специфика
индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным
видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-
спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из
них оптимального пути физического совершенствования. Основной
формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок
физической
культуры,
который
строится
в
соответствии
с
общими
педагогическими
положениями,
а
также
с
методическими
правилами
физического
воспитания.
Специфика
задач
и
содержания
программы
по
физическому
воспитанию
обусловливает
некоторые
особенности
урока
физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Одним из направлений оптимизации двигательных действий учащихся
младших классов является ритмическая гимнастика – одна из эффективных,
доступных
и
высокоэмоциональных
форм
как
урочной,
так
и
внеурочной
деятельности, задачами которой являются пути реализации и влияния форм,
методов и средств на повышение эмоционального и физического состояния
детей.
Эффективность уроков ритмической гимнастики заключается в высокой
работоспособности
учащихся,
хорошем
самочувствии,
познавательной
активности, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение
энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, и повышает объем
двигательной активности.
Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая
связь. В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно
условно
разделить
на
три
вида:
регламентированный,
частично-
регламентированный, нерегламентированный.
Для
контроля
за
двигательной
активностью
используют
хронометраж
(определение
ее
продолжительности
и
вида,
одновременно
учитывая
длительность перерыва, отдыха), шагометрию (подсчитываются движения с
помощью специальных приборов – шагомеров).
Для объективной оценки эффективности предлагаемого варианта проведения
уроков
ритмической
гимнастики
и
уроков
физической
культуры,
нами
проводилось исследование методом шагометрии, на базе МОУ гимназии №2. В
исследовании принимали участие 80 учащихся начальных классов. В гимназии,
в учебном плане – 2 урока физической культуры и один урок предметного
образовательного
модуля
«Ритмика»
в
неделю,
что
составляет
70
уроков
физической культуры в год и 35 уроков ритмической гимнастики в год.
Для
определения
локомоций,
в
исследовании,
нами
использовались
специальные приборы – шагомеры «OMRON HJ – 113 –E».
Конструкция
шагомера основана на механическом принципе, при каждом шаге анкерное
устройство
смещается
и
приводит
в
движение
счетчик,
соединенный
с
циферблатом.
Во
избежание
существенных
ошибок
регистрации
важно
правильно фиксировать шагомеры. При креплении шагомера на уровне пояса
ошибка показателя составляет 10-26%, на голени – около 10%, на груди при
плотной
фиксации
–
лишь
1%.
Регистрация
ДА
у
детей
проводилась
при
помощи 20 приборов – шагомеров, на каждом уроке.
Определяя количество локомоций у учащихся на уроках физической
культуры
и
ритмической
гимнастики,
методом
шагометрии,
мы
провели
сравнительный анализ уроков различной направленности:
Таблица 1
Анализ числа локомоций на уроках с различной преимущественной направленностью
Направленность
урока
Продолжительность
(мин)
Средние показатели ДА
(тыс. локомоций)
Гимнастика
40 мин
1003,1 ± 33,12
Легкая атлетика
40 мин
1520,4 ± 46, 07
Подвижные игры
40 мин
2115,9 ± 43, 98
Ритмическая
гимнастика
40 мин
2557,0 ± 54, 78
В
данном
исследовании
самое
большое
количество
локомоций
было
зафиксировано на уроках ритмической гимнастики, в среднем 2557,0 ± 54,47
тыс. шагов и уроках подвижных игр, в среднем 2115,9 ± 43, 98 тыс. шагов, а
низкое количество локомоций зафиксировано на уроках гимнастики, в среднем
1003,1±
33,12 тыс. шагов. Был определен один тип урока, решались задачи
закрепления изученного материала по темам
комплексной программы под
редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича.
Урок
гимнастики
проводится
в
зале
с
использованием
различных
гимнастических
снарядов.
При
этом
20
мин
основной
части
учащийся
выполняет не более 3-4 подходов, то есть на каждого учащегося приходится 4-5
мин двигательной активности.
На уроке легкой атлетики, количество локомоций составило в среднем –
1520,4
±
46,07
тыс.
шагов.
В
уроке
использовалось
большое
количество
разнообразных беговых упражнений, которые были доступны всем ученикам.
Дети получали строго дозированную, адресную нагрузку.
Подвижная
игра
создает
условия
для
самостоятельного
продвижения
младших школьников в познавательном процессе, она, являясь эффективным
средством
активизации
процесса
обучения,
стимулируя
развитие
эмоционально-волевой,
интеллектуальной,
двигательной,
мотивационной
сферы ученика, активизирует полифункциональные возможности двигательной
деятельности, обеспечивая ее результативность и развитие. На это указывают и
средние показатели локомоций двигательной активности.
На своем опыте мы убедились, что урочная форма проведения ритмических
занятий, находящаяся в рамках расписания, и,
предполагающая деление на
группы, позволяет увеличить объем двигательной активности школьников и
способствует более полной реализации их индивидуальных способностей и
двигательного
потенциала.
В
содержание
урока
двигательной
активности
входят музыка, танец, хореография, игровые задания, то, что непосредственно
может формировать культуру младшего школьника вообще и двигательную
культуру
в
частности.
Учащиеся
данного
возраста
достаточно
хорошо
переносят
определенные
объемы
упражнений
непрерывных
нагрузок.
Это
высокие средние показатели локомоций двигательной активности.
Таким образом, учащиеся начальных классов гимназии №2, при 2-х разовых
занятиях физической культуры и урока предметного образовательного модуля
«Ритмика»
в неделю, получают достаточный объем физической нагрузки, а
форма
и
содержание
занятий
физическими
упражнениями
расположены
в
системе, которая формирует двигательный режим учащихся.
Литература:
1.
Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов
[Текст] /В. И. Дубровский. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 480 с.
2.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физическая воспитания и спорта: учеб.
пособие [Текст] / Ж. Холодов, В. Кузнецов; - 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Академия, 2001. – 480 с.
3. Колодницкий,
Г. А. Физическая культура Ритмические упражнения,
хореография и игры: метод. пособие [Текст] / Г. А. Колодницкий, В. С.
Кузнецов. – М.: Дрофа, 2003. – 96 с.
Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая связь.
В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно
разделить
на
три
вида:
активность
в
процессе
физического
воспитания;
физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую
деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти
части тесно связаны между собой. Для контроля за двигательной активностью
используют
хронометраж
(определение
ее
продолжительности
и
вида,
одновременно
учитывая
длительность
перерыва,
отдыха),
шагометрию
(подсчитываются движения с помощью специальных приборов – шагомеров.
Для объективной оценки эффективности предлагаемого варианта проведения
уроков
ритмической
гимнастики
нами
проводилось
исследование
методом
шагометрии, на базе МОУ гимназии №2. В исследовании принимали участие
80 учащихся начальных классов.
Для
определения
локомоций,
в
исследовании,
нами
использовался
специальный
прибор
–
шагомер
«OMRON
HJ
–
113
–E».
Конструкция
шагомера основана на механическом принципе, при каждом шаге анкерное
устройство
смещается
и
приводит
в
движение
счетчик,
соединенный
с
циферблатом.
Во
избежание
существенных
ошибок
регистрации
важно
правильно фиксировать шагомеры. При креплении шагомера на уровне пояса
ошибка показателя составляет 10-26%, на голени – около 10%, на груди при
плотной фиксации – лишь 1%.
Определяя количество локомоций у учащихся на уроках физической
культуры
и
ритмической
гимнастики,
методом
шагометрии,
мы
провели
сравнительный анализ уроков различной направленности:
Таблица 2
Анализ числа локомоций на уроках с различной преимущественной направленностью
Направленность
урока
Продолжительность
(мин)
Средние показатели ДА
(тыс. локомоций)
Гимнастика
40 мин
1003,1 ± 33,12
Легкая атлетика
40 мин
1520,4 ± 46, 07
Подвижные игры
40 мин
2115,9 ± 43, 98
Ритмическая
гимнастика
40 мин
2557,0 ± 54, 78
Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе
является
урок
физической
культуры,
который
строится
в
соответствии
с
общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами
физического
воспитания.
Специфика
задач
и
содержания
программы
по
физическому
воспитанию
обусловливает
некоторые
особенности
урока
физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Одним из направлений оптимизации двигательных действий учащихся
младших классов является ритмическая гимнастика – одна из эффективных,
доступных
и
высокоэмоциональных
форм
как
урочной,
так
и
внеурочной
деятельности, задачами которой являются пути реализации и влияния форм,
методов и средств на повышение эмоционального и физического состояния
детей.
На своем опыте мы убедились, что урочная форма проведения ритмических
занятий, находящаяся в рамках расписания, и,
предполагающая деление на
группы, позволяет увеличить объем двигательной активности школьников и
способствует более полной реализации их индивидуальных способностей и
двигательного
потенциала.
Урок
ритмической
гимнастики
является
уроком
двигательной
активности
–
это
не
только
средство
укрепления
здоровья,
формирования правильной осанки, красоты движений. В содержание урока
двигательной активности входят музыка, танец, хореография, игровые задания,
то, что непосредственно может формировать культуру младшего школьника
вообще
и
двигательную
культуру
в
частности.
На
уроках
ритмики
я
придерживаюсь системы, включающей использование музыкального материала,
общеразвивающих
упражнений
с
предметами,
упражнений
на
осанку,
подвижных
игр,
элементов
классического,
народно-сценического,
историко-
бытовых танцев, упражнений на материале национальной культуры народов
Севера.
Эффективность уроков заключается в высокой работоспособности учащихся,
хорошем самочувствии, познавательной активности, положительные эмоции
вызывают
стремление
выполнять
движение
энергичнее,
что
усиливает
их
воздействие на организм, а значит повышает объем двигательной активности.
На уроках ритмики я придерживаюсь системы, включающей использование
музыкального
материала,
общеразвивающих
упражнений
с
предметами,
упражнений на осанку, подвижных игр, элементов классического, народно-
сценического,
историко-бытовых
танцев,
упражнений
на
материале
национальной культуры народов Севера.
Эффективность уроков заключается в высокой работоспособности учащихся,
хорошем самочувствии, познавательной активности, положительные эмоции
вызывают
стремление
выполнять
движение
энергичнее,
что
усиливает
их
воздействие на организм, а значит повышает объем двигательной активности.
Между двигательной активностью и здоровьем детей существует прямая
связь. В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно
условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания;
физическую активность во время обучения, общественно-полезную и трудовую
деятельность; спонтанную физическую активность в свободное время. Все эти
части тесно связаны между собой. Для контроля за двигательной активностью
используют
хронометраж
(определение
ее
продолжительности
и
вида,
одновременно
учитывая
длительность
перерыва,
отдыха),
шагометрию
(подсчитываются движения с помощью специальных приборов – шагомеров.
Для объективной оценки эффективности предлагаемого варианта проведения
уроков
ритмической
гимнастики
нами
проводилось
исследование
методом
шагометрии, на базе МОУ гимназии №2. В исследовании принимали участие
80 учащихся начальных классов.
Для
определения
локомоций,
в
исследовании,
нами
использовался
специальный
прибор
–
шагомер
«OMRON
HJ
–
113
–E».
Конструкция
шагомера основана на механическом принципе, при каждом шаге анкерное
устройство
смещается
и
приводит
в
движение
счетчик,
соединенный
с
циферблатом.
Во
избежание
существенных
ошибок
регистрации
важно
правильно фиксировать шагомеры. При креплении шагомера на уровне пояса
ошибка показателя составляет 10-26%, на голени – около 10%, на груди при
плотной фиксации – лишь 1%.
Определяя количество локомоций у учащихся на уроках физической
культуры
и
ритмической
гимнастики,
методом
шагометрии,
мы
провели
сравнительный анализ уроков различной направленности:
Таблица 2
Анализ числа локомоций на уроках с различной преимущественной направленностью
Направленность
урока
Продолжительность
(мин)
Средние показатели ДА
(тыс. локомоций)
Гимнастика
40 мин
1003,1 ± 33,12
Легкая атлетика
40 мин
1520,4 ± 46, 07
Подвижные игры
40 мин
2115,9 ± 43, 98
Ритмическая
гимнастика
40 мин
2557,0 ± 54, 78