Напоминание

"Овладение основными приемами фортепианной игры, работа над штрихами, звукоизвлечением"


Автор: Литвинова Валентина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУДО "Медвенская ДШИ"
Населённый пункт: пгт Медвенка, Курская область
Наименование материала: План-конспект открытого урока
Тема: "Овладение основными приемами фортепианной игры, работа над штрихами, звукоизвлечением"
Раздел: дополнительное образование





Назад





План-конспект открытого урока по специальности фортепиано

преподавателя Литвиновой Валентины Анатольевны.
Обучающаяся: Полухова Полина, 1 класс
Тема урока:
«Овладение основными приемами фортепианной игры, работа над штрихами, звукоизвлечением».
Ц е л ь :
Освоение программы. Работа над аппаратом. Работа над звукоизвлечением, освоение и совершенствование основных приёмов фортепианной техники. Приобретение навыков определения границ музыкальных фраз и их интонационных вершин.
Задачи урока:

а)

обучающие

-
развивать умение грамотно пользоваться основными приемами фортепианной игры, звукоизвлечением.
б)

развивающие
– развивать образное мышление, слуховой контроль, формировать эстетические вкусы ученицы, развивать творческие задатки ребёнка.
в)

воспитательные
– воспитание любви к музыке, эмоциональной отзывчивости при передаче художественного образа в пьесах разного характера, положительных личностных качеств (самостоятельность, трудолюбие, усидчивость).
Методические

приемы:
показ практических способов работы над звукоизвлечением, штрихами исполнения, различными приемами игры на уроке специальности в классе фортепиано в пьесах контрастного характера; приёмы организации урока с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тип урока:
урок изучения и закрепления знаний.
Форма урока
: урок – практикум.
Музыкальный материал:
Б. Берлин «Веселый щенок»; Ф. Рыбицкий «Грусть».
План урока:
1. Организационный момент. 2. Подготовительная часть. Игра упражнений, гаммы. 3. Практическая часть. Работа с музыкальным материалом. 4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
5. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом 2.Подготовительная часть. Игра упражнений на раскрепощение рук («Капельки», «Качели»), на перенос рук через октавы («Квинты», «Терции»), на развитие гибкости кисти: держа руки прямо перед собой, выполнить с помощью кистей рук вращение по кругу, на мелкие длительности: ровно, высокими пальцами, четкой артикуляцией («Змейка»), при этом следя за свободой игрового аппарата. Упражнение на подкладывание первого пальца: по звукоряду от «до» чередуем игру 1-2 пальцами, затем 1-3, 1-4 и 1-5. (Упражнение развивает ловкость в подворотах пальцев). Гамму Соль мажор играем каждой рукой отдельно на 2 октавы, затем двумя руками вместе на 1 октаву, обращая внимание на активные подвороты первого пальца, динамические оттенки, движение вперед. Затем ученица играет аккорды (совет педагога: играть три звука слаженно, с опорой, почувствовать дно клавиатуры). Короткие арпеджио Полина играет отдельно каждой рукой. Прошу ученицу играть арпеджио от 1-го пальца к 5-му с акцентом на 1-м пальце, что способствует гибкости кисти. Для ровности звучания хроматической гаммы прошу ее сыграть с движением по 4, высокими активными пальцами. 3.Практическая часть. Работа с музыкальным материалом. У музыки свой особенный язык-язык звуков, и свои музыкальные краски, выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, с помощью которых изображается тот или иной характер. Берлин «Веселый щенок». Проигрывание. Педагог: Полина, расскажи о художественном образе этой пьесы, что ты представляешь, когда исполняешь это произведение? Ученица: это пьеса-картинка. Я представляю веселого маленького щенка, который прыгает, играет. Педагог: С помощью каких приемов игры композитор рисует образ веселого щенка? Какие динамические оттенки используются? Пьеса написана в размере ¾, первая доля должна звучать ярко, с акцентом, крепкими пальцами. В правой руке работаем над цепким staccato, парными лигами, ударением на «раз». В левой руке аккорды на первую долю подчеркивают прыжки веселого щенка. При игре двумя руками необходимо слушать слитное синхронное звучание обеих рук. Девочка выполняет советы педагога. Физкультминутка. Для успешной дальнейшей работы на уроке необходимо дать ребенку немного отдохнуть. Под аккомпанемент педагога ученица выполняет упражнение на расслабление мышц спины, плеч, позвоночника.
Рыбицкий «Грусть». На примере этой пьесы рассмотрим работу над кантиленой. Полина рассказывает о характере произведения- он совсем другой, чем в первом произведении- грустный, печальный, задумчивый, минорный. Педагог: Мелодия - основа художественного образа пьесы, ее можно сравнить с пением или человеческой речью. У мелодии есть свои законы развития. Интересное высказывание из книги Н.А.Царевой "Уроки госпожи Мелодии". В чем секрет госпожи Мелодии? Главное - она живая. У нее есть дыхание, пульс, движения, жесты, походка, интонация. Она может расти, "толстеть", "худеть", может стать прозрачной и твердой, как скала; и даже может "растаять", "умереть, чтобы вновь родиться и расцвести". Большое значение имеет и соотношение звучности мелодии и аккомпанемента. - Полина, как ты думаешь, как должен звучать аккомпанемент? - Тихо, напевно. - Правильно, левая рука создает гармонический фон, она должна помочь мелодии сохранить крупные контуры фраз и подчиниться ей во всех деталях. Давай поделим партии правой и левой рук. Я буду исполнять мелодию, а ты - аккомпанемент, тогда ты услышишь должный уровень звучания и добьешься его, играя двумя руками вместе. При помощи показа педагога ведется работа над интонацией в мелодии, ритмическим рисунком, дыханием, динамическими оттенками, кульминацией и замедлением в конце произведения. Левая рука играет роль аккомпанемента, здесь важно слушать слитное, ровное звучание четвертных. Это и будет твоим домашним заданием. 4.Подведение итогов урока. Домашнее задание. На примере разнохарактерных пьес мы рассмотрели лишь некоторые аспекты работы над основными приемами фортепианной игры. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отличая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее и осознаннее. Работа над штрихами, различными приемами звукоизвлечения - кропотливый, продолжительный, но интересный и творческий процесс в обучении юного пианиста. Домашнее задание. Оценка. 5. Рефлексия. Полина, над каким произведением тебе было интересно работать? Какой характер тебе ближе? (Веселый мажорный, как в пьесе «Веселый щенок» или минорный, грустный , как в пьесе «Грусть»)


В раздел образования