Автор: Полянцева Наталья Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20"
Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Роль пейзажа в раскрытии идейно–художественного замысла произведений А.С.Пушкина
Раздел: среднее образование
Роль пейзажа в раскрытии идейно-
художественного замысла произведений
А.С.Пушкина
Полянцева Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы
г.Набережные Челны
2019 год
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение……………………………………………………………………………....2
2.
Пейзаж
в
литературном
произведении…………………………………………..3
3. А.С.Пушкин - искусный мастер слова ……………………………………………..
1.Первые творческие пробы в лирических произведениях...………………………4
2.От романтизма к реализму….……………………………………………………..5-6
3.Основные мотивы пейзажных зарисовок в произведениях А.С.Пушкина……...7
4.Пейзаж и образы исторических личностей в произведениях А.С.Пушкина.…...8
5.Отражение в иллюстрациях русских художников пейзажных шедевров
А.С.Пушкина………………………………………………………………………….9
4.Заключение. Эволюция в изображении пейзажа в лирике и прозе Пушкина……..10
5.Список литературы…………………………………………………………………….10
2
Цель исследования - выяснить какую роль играют пейзажи в произведениях
А.С.Пушкина.
Объект исследования – лирические и эпические произведения А.С. Пушкина.
Задачи исследования: выявить художественно-изобразительные средства и
приёмы, использованные А.С. Пушкиным при создании пейзажных зарисовок
для раскрытия характеров героев.
Методы исследования: историческое определение, аналитическое обобщение.
Исследование
основывалось
на
трудах
Н.Н.
Скатова,
Ю.В.
Стенникова,
Л.В.Пумпянского, Е.А. Маймина и др.
Неразрывная
связь
человека
с
природой
всегда
волновала
художников.
Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место. Взгляд
искусства на природу можно обобщить словами Ф.Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык
Пейзажем в литературе называется изображение в произведении живой и
неживой
природы.
Далеко
не
в
каждом
литературном
произведении
мы
встречаемся с пейзажными зарисовками, но когда они появляются, то, как
правило, выполняют существенные функции. Первая и простейшая функция
пейзажа – обозначать место действия. Однако как бы проста на первый взгляд
эта функция ни была, ее эстетическое воздействие на читателя не следует
недооценивать. Зачастую место действия имеет принципиальное для данного
произведения значение.
Так, например, очень многие русские и зарубежные романтики использовали в
качестве места действия экзотическую природу Востока: яркая, красочная,
непривычная,
она
создавала
в
произведении
романтическую
атмосферу
исключительного, что и было необходимо.
Возвращаясь
собственно
к
литературному
изображению
природы,
надо
сказать
еще
об
одной
функции
пейзажа,
которую
можно
назвать
психологической. С давних пор было подмечено, что определенные состояния
природы
так
или
иначе
соотносятся
с
теми
или
иными
человеческими
чувствами и переживаниями: солнце – с радостью, дождик – с грустью; ср.
также выражения типа «душевная буря». Поэтому пейзажные детали с самых
ранних этапов развития литературы успешно использовались для создания в
произведении определенной эмоциональной атмосферы (например, в «Слове
о полку Игореве» радостный финал создается при помощи образа солнца) и
как
форма
косвенного
психологического
изображения,
когда
душевное
состояние героев не описывается прямо, а как бы передается окружающей их
природе,
причем
часто
этот
прием
сопровождается
психологическим
параллелизмом или сравнением. Обе функции пейзажа, описанные выше,
формируют в читателе способность эмоционально воспринимать содержание
3
произведения,
образы
героев,
и
это
придаёт актуальность
данному
исследованию.
Искусный мастер слова А.С.Пушкин, используя
различные приемы для
раскрытия характеров героев: пейзаж, диалог, портрет, - особое значение
придавал пейзажу.
В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу.
На протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических
п р о и з в е д е н и я х
у с л о ж н я л а с ь .
В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных поэтических жанрах и
направлениях.
В
это
время
его
лирика
еще
во
многом
подражательна.
Подражателен
и
пейзаж
в
стихотворениях
этого
периода.
Например,
в
“Воспоминаниях в Царском Селе” Пушкин рисует оссианический пейзаж,
основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы:
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я…
Ещё исполнены великою женою,
Её любимые сады
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов…
В
стихотворении
“Деревня”
пейзаж
играет
очень
большую
роль.
Композиционно
стихотворение
делится
на
две
части.
В
первой
части
стихотворения
“Деревня”
Пушкин,
подражая
античным
авторам,
создает
идиллический сельский пейзаж Михайловского:
Я твой - люблю сей тёмный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят…
Картины “лазурных равнин” озер, белеющий иногда “парус рыбаря” — ничто,
как
кажется,
не
предвещает
той
напряженности
чувств,
накала
эмоций,
которыми
проникнута
вторая
часть
стихотворения.
В
ней
поэт
с
гневом
говорит о “рабстве тощем”, “диком барстве”. Как прекрасна и гармонична
природа и как жестоко и бесчеловечно общественное устройство!
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк
описанию местной природы. Пока это только крымский морской пейзаж.
Позже,
побывав
на
Кавказе,
Пушкин
создает
серию
стихотворений
с
изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем
связаны
в
творчестве
Пушкина
с
романтизмом.
Пушкин-романтик
восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не
зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел
романтический бунт:
4
Взыграйте, ветры, взройте воды!
Разрушьте гибельный оплот…
О неразрывной связи океана и души поэта Пушкин говорит в стихотворении
«Завидую тебе, питомец моря смелый...» (1823) Он утверждает, что сердца
поэта
и
«свободного
океана»
едины.
Прощанием
с
романтическим
направлением в литературе можно считать стихотворение 1824 года «К морю»
- и монолог поэта, и разговор его с морем. Мысль о море, впечатление от его
бескрайних просторов, от его могущества и свободы и заставляют Пушкина
обратиться к раздумьям о своей судьбе. В стихотворении как бы подводятся
итоги прошлого, и вместе с тем Пушкин с тревогой задумывается о будущем.
Как и в предыдущих произведениях романтической направленности, буря
здесь
олицетворяет
волнующуюся,
бушующую
стихию,
покой
же
—
незыблемость глади моря. Однако море, символизирующее любую природную
и человеческую стихию, вызывает ассоциации и со «стихиями» общественной
жизни:
народные
«бури»,
восстания.
Далее
Пушкин
проводит
параллель
между безграничным своенравным морем-жизнью и кумирами, Наполеоном и
Байроном, сравнивая Байрона с океаном, он говорит:
Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.
Сожалеет, что «вслед» за Наполеоном, «как бури шум», сей «властитель
дум» «почил». Используя образ бури, поэт сопоставляет внутренний мир
человека и явления, происходящие в природе, причём буря — не всегда
олицетворение неспокойного моря, буря также символизирует метель, зимнее
природное явление. Так, в стихотворении «Зимний вечер» (1825) Пушкин ярко
рисует бурю, от которой становится жутко:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
5
Читая это стихотворение, не только видишь “волны голубые”, блеск южного
моря, но и как будто бы слышишь всплески волн, шум набегающего прибоя.
Описания
моря,
связанные
с
ним
ассоциации
способствуют
раскрытию
внутреннего мира поэта.
Казалось бы, “Осень” — один из немногих образцов пейзажной лирики
Пушкина. Простой и скромный пейзаж средней России передан здесь во всей
его поэтичности. Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней
пышностью
и
красотой
и
воспринимает
эту
красоту
как
символ
вечного
обновления жизни:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Последние строфы стихотворения “Осень” посвящены главной теме — теме
возникновения
творчества,
рождения
поэзии.
Они
подготовлены
всем
предыдущим
содержанием.
Восхищение
красотой,
гармонией
природы
пробуждает в поэте творческое вдохновение:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
О весне он пишет весьма иронично:
...Я не люблю весны:
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен...
Лето также не очень нравится ему:
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Но даже чувствуя авторскую иронию, мы понимаем, что насмешка его не злая,
а скорее добродушная. Осень — любимое время года поэта. Он пишет о ней
во многих стихах, в романе “Евгений Онегин” и признается в безграничной
любви к ней:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой...
Точные и яркие образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении
Пушкина “Зимнее утро” с темой любви. Жизнерадостная картина морозного
утра созвучна чувствам влюбленного человека. Это стихотворение пронизано
светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж
легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный
свет, искрящийся снежный ковер, чернеющий вдали типично русский пейзаж.
Природа
не
только
гармонична
и
прекрасна,
она
не
только
пробуждает
вдохновение,
но
и
заставляет
задуматься
о
быстротечности
человеческой
жизни:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
6
Как пережил он век отцов.
Так пишет Пушкин в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”.
Вечная красота природы рождает в душе поэта мысли о смысле человеческой
жизни. И Пушкин заканчивает стихотворение мудрыми и светлыми словами:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Так пережили и помнят самого Пушкина сосновые аллеи Михайловского.
В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя
связаны с южным пейзажем. В стихотворении "На холмах Грузии..." описание
"ночной
мглы",
с
которого
оно
начинается,
противопоставляется
светлой,
наполненной
любовью
речи
лирического
героя.
Романтическая
любовь,
таинственная
страсть
в
стихотворениях
Пушкина
изображаются
на
фоне
южной экзотической природы. В стихотворении "Ненастный день потух..."
унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при
изображении
которого
лирический
герой
сразу
же
вспоминает
и
свою
страстную любовь:
Ненастный день потух; ненастной ночи
мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла…
Всё мрачную тоску на душу мне наводит.
После
южной
ссылки
в
творчестве
Пушкина
наблюдается
тяготение
к
реализму.
Экзотический
крымский
пейзаж
сменяется
реалистическим
описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина
можно разделить на осенний и зимний; зимний — на ночной и утренний;
осенний
—
на
романтически
приподнятый
и
подчеркнуто
стихийный,
реалистический.
В стихотворении “Бесы” пейзаж символичен: дорога - это жизненный путь
человека, буря - жизненная буря, бесы - человеческие страсти, сбивающие
людей с
истинного пути.
Символичен пейзаж и в таких стихотворениях Пушкина, как “Анчар” и
“Пророк”. Анчар - это символ зла в мире, а пустыня в “Пророке” - духовная
пустыня, духовное перепутье человека.
В
последние
годы
жизни
Пушкин
пишет
все
больше
стихотворений
на
философские
темы.
Пейзаж
в
этих
стихотворениях
становится
тоже
философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями
лирического
героя.
Проанализируем
два
стихотворения
с
философским
пейзажем — "Брожу ли я..." и "Вновь я посетил...".
В стихотворении "Брожу ли я..." мы видим философский конфликт между
вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о
7
бренности
земного
существования
человека,
о
быстротечности
жизни,
о
смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в
своей
красоте,
потому
что
в
ней
все
время
происходит
естественный
круговорот.
Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что
отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна, у
неё
нет
души,
она
безлика,
а
каждый
человек
—
это
неповторимая
индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается
делать, как смириться с естественным ходом природы:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в
стихотворении "Вновь я посетил...". Спасение человека от забытья смерти
Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить эту
мысль.
В
романе
«Капитанская
девочка»
есть
замечательные
образцы
пейзажа.
Пейзажи
в
повести
поражают
своей
реалистической
точностью.
Пушкин
сжато,
буквально
в
нескольких
словах,
умеет
нарисовать
полную
и
впечатляющую картину природы. Вот, например, один из пейзажей в повести
«Капитанская
дочка»:
«Вокруг
меня
простирались
печальные
пустыни,
пересеченные
холмами
и
оврагами.
Все
было
покрыто
снегом.
Солнце
садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал
ослепительной пеленою на необозримой степи».
Глава 3. «Крепость». «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть
грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал,
кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором.»
Основной пейзаж повести — картина бурана: «Ямщик поскакал; но все
поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу
8
становился
сильнее.
Облачко
обратилось
в
белую
тучу,
которая
тяжело
подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и
вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение
темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, —
закричал ямщик, — беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: все было мрак и
вихорь». Пейзаж у Пушкина немногословен, точен и выразителен. Короткие
предложения
без
пышных
эпитетов
и
сравнений
создают
тем
не
менее
образную картину: туча «тяжело поднималась, росла и постепенно облегала
небо».
Метафора
помогает
почувствовать
страх
и
беспомощность
людей
перед надвигающейся стихией: «В одно мгновение темное небо смешалось со
снежным морем».
Глава 2. «Вожатый». «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. –
Скажи, не знаешь ли, где дорога?»
Мотив бури и покоя рассматривается А.С.Пушкиным на протяжении всего его
поэтического творчества, причём на различных этапах по-разному: в начале
творческого
пути
покой
ассоциировался
у
поэта
с
понятиями
«закон»,
«просвещение»,
а
потому
он
приветствовался
А.
С.
Пушкиным;
в
романтический
же
период
покой
стал
для
Пушкина-романтика
символом
рабства,
неволи,
поэтому
чаяния
поэта
связывались
с
«бурей»,
олицетворявшей
свободу;
в
поздний
период
творчества
перед
нами
умудрённый опытом поэт, в покое ищущий духовное равновесие, возможность
творить. Таким образом, будучи центральным, мотив бури и покоя нашёл своё
отражение не только в лирике Пушкина, но и в его прозе -
в частности,
повести «Капитанская дочка».
Образ метели, бурана в литературе не нов. Новым было символическое
значение стихии: бушующее море, яростный ветер, метель - это символы
стихийных эпохальных событий (восстаний, революций). В этом эпизоде есть
«мрак и вихорь» и езда по полю, похожая «на плаванье судна по бурному
морю». Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды,
он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия
произведения. Буран
-
символ
пугачевской
вольницы,
вожатый
-
единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.
Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив
смелость и умение ориентироваться. Темнота, вихрь, мутное кружение метели
9
напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людей зачастую
находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.
Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном
кружении
метели».
Снежная
буря,
во
время
которой
возникает
перед
Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает
ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с
Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции.
Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв — Пугачёв. Если
бы не было бурана, не произошло бы знакомство Гринёва с Пугачёвым и
судьба Гринёва сложилась бы иначе.
В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко
контрастирующий с первым. Там - «мрак и вихорь», здесь - прекрасное утро,
пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в
обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе
русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует
милость дочери капитана Миронова.
Искусство
слова
Пушкина
нашло
отражение
в
иллюстрациях
русских
художников.
Герасимов Сергей Васильевич – русский живописец, народный художник
СССР, автор картин из жизни крестьянства, на историко-революционные и
другие
темы.
Исполнил
иллюстрации
к
"Капитанской
дочке",
впервые
опубликованные
в
издании
Детгиза.
В
1909
г.
молодой
художник
сделал
несколько
акварелей
по
материалам
пушкинской
повести.
Вернувшись
к
своему
неосуществленному
замыслу,
в
40-е
годы
он
познакомился
с
пугачевскими местами Оренбуржья, выполнил много зарисовок и на этой
основе
значительное
количество
страничных
иллюстраций,
заставок
и
концовок к повести. Зарисовки легли также в основу картины "Восстание
.
Пугачева", которую он писал с 1945 по 1955 г.г.
Таким
образом,
пейзаж
в
лирике
и
прозе
Пушкина
проходит
сложную
эволюцию,
его
функции
в
стихотворениях
связаны
непосредственно
с
10
периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая
известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании
разных типов пейзажа: идиллического, оссианического... В период увлечения
поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже
романтическим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний
лирического
героя.
В
Михайловский
период
Пушкин
реалистически
изображает
русскую
природу,
утверждая
реализм
в
своем
творчестве.
В
поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую
функции, помогая поэту в выражении особой философской позиции.
В поэзии Пушкина находит отражение подлинная красота русской природы.
Пушкинский пейзаж всегда тесно связан с внутренним миром лирического
героя и дает ключ к пониманию человеческой души. Природа, описываемая
поэтом,
делает
каждого
добрее,
отзывчивее,
учит
понимать
прекрасное.
Тютчев говорил, что “животворный океан” поэзии Пушкина дает человеку
причастность к жизни всего мира.
Литература:
1.Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М.,1967.
2.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.,1995.
3.Маймин Е.А. Пушкин.Жизнь и творчество. М.,1981.
4.Скатов Н.Н. Русский гений. М., 1987.
11