Автор: Шепель Людмила Владимировна Должность: педагог ДО и педагог-организатор Учебное заведение: МБУ ДО ГорСЮТ Населённый пункт: Нижний Тагил, Свердловской области Наименование материала: презентация к занятию Тема: История транспорта в Нижнем Тагиле Раздел: дополнительное образование
в Нижнем Тагиле
Первый велосипед
Первый велосипед
Железная дорога
Железная дорога
Первая узкоколейка
Первая узкоколейка
Первые трамваи
Первые трамваи
Первые грузовые автомобили
Первые грузовые автомобили
Первые легковые автомобили
Первые легковые автомобили
Первые автобусы
Первые автобусы
Мотоциклы
Мотоциклы
Служба Скорой помощи
Служба Скорой помощи
Пожарная служба
Пожарная служба
Газовая служба
Газовая служба
Первый велосипед Артамонова
Первый велосипед Артамонова
«..холоп Ефимка, сын Артамонов,
«..холоп Ефимка, сын Артамонов,
розгами бит за то, что в день Ильи
розгами бит за то, что в день Ильи
Пророка
Пророка
года 1800
года 1800
ездил на
ездил на
диковинном самокате по улицам
диковинном самокате по улицам
города Екатеринбурга и пугал всех
города Екатеринбурга и пугал всех
встречных лошадей, которые не
встречных лошадей, которые не
только на дыбы становились, но и
только на дыбы становились, но и
на заборы кидались, и увечья
на заборы кидались, и увечья
пешеходам чинили немалые.…».
пешеходам чинили немалые.…».
Этот диковинный самокат очень
Этот диковинный самокат очень
похож на то, что мы называем
похож на то, что мы называем
велосипедом.. Говорят,
велосипедом.. Говорят,
изобретатель самоката на своем
изобретатель самоката на своем
«костотрясе» еще и в Петербург
«костотрясе» еще и в Петербург
укатил, а потом в Москву. Было
укатил, а потом в Москву. Было
это в 1801 году. Транспортом для
это в 1801 году. Транспортом для
тагильчан велосипед стал гораздо
тагильчан велосипед стал гораздо
позже, где-то
позже, где-то
в 30-е годы
в 30-е годы
Первый паровоз Черепановых
Первый паровоз Черепановых
Спустя 30 лет
Спустя 30 лет
в 1834 году
в 1834 году
известные наши
известные наши
тагильчане-изобретатели Ефим и Мирон
тагильчане-изобретатели Ефим и Мирон
Черепановы построили первый в России
Черепановы построили первый в России
паровоз
паровоз
. Называли его тогда кто «сухопутным
. Называли его тогда кто «сухопутным
дилижанцем», кто «сухопутным пароходом».
дилижанцем», кто «сухопутным пароходом».
Первую поездку тот первый паровоз совершил 5
Первую поездку тот первый паровоз совершил 5
сентября 1834 года. По деревянным
сентября 1834 года. По деревянным
колесопроводам, по современному- рельсам,
колесопроводам, по современному- рельсам,
паровоз проехал около 800 метров, очень изумив
паровоз проехал около 800 метров, очень изумив
и даже напугав тагильчан. Был он грузовой,
и даже напугав тагильчан. Был он грузовой,
пассажиров не возил
пассажиров не возил
Первая железная дорога в
Первая железная дорога в
Нижнем Тагиле
Нижнем Тагиле
Пассажирские поезда
Пассажирские поезда
появились в Нижнем Тагиле в
появились в Нижнем Тагиле в
1878 году.
1878 году.
Именно тогда открылась железная дорога Пермь - Екатеринбург,
Именно тогда открылась железная дорога Пермь - Екатеринбург,
которая проходила через станцию Нижний Тагил. Дорога соединяла
которая проходила через станцию Нижний Тагил. Дорога соединяла
заводы по склону Уральского хребта: Н.Тагила, Баранчи, Кушвы,
заводы по склону Уральского хребта: Н.Тагила, Баранчи, Кушвы,
Бисера, Кына, Чусового, Мотовилихи, Кизела, Гороблагодати. Первый
Бисера, Кына, Чусового, Мотовилихи, Кизела, Гороблагодати. Первый
поезд прибыл в Екатеринбург (14) октября 1878 года. Первые поезда
поезд прибыл в Екатеринбург (14) октября 1878 года. Первые поезда
были закуплены в Англии и США. С 1890 года на магистрали вышли
были закуплены в Англии и США. С 1890 года на магистрали вышли
советские паровозы Коломенского завода «ОВ».
советские паровозы Коломенского завода «ОВ».
Еще одна
Еще одна
узкоколейная железная
узкоколейная железная
дорога
дорога
появилась в 1895 году.
появилась в 1895 году.
По ней можно было доехать
По ней можно было доехать
до поселков Антоновский,
до поселков Антоновский,
Черноисточинский и дальше
Черноисточинский и дальше
доБобровки, Урала, Висимо
доБобровки, Урала, Висимо
-Шайтанки, Висимо-
-Шайтанки, Висимо-
Уткинска. Построена дорога
Уткинска. Построена дорога
была по приказу Демидовых,
была по приказу Демидовых,
она соединяла заводы,
она соединяла заводы,
расположенные в
расположенные в
перечисленных поселках.
перечисленных поселках.
Перевозили по ней руду
Перевозили по ней руду
(сырье), лес (топливо),
(сырье), лес (топливо),
заготовки металла. Ширина
заготовки металла. Ширина
колеи у нее была много уже
колеи у нее была много уже
стандартной: всего 884 мм
стандартной: всего 884 мм
вместо 1524 мм на
вместо 1524 мм на
стандартной железной дороге.
стандартной железной дороге.
Схема
Схема
Первая узкоколейная дорога
Первая узкоколейная дорога
1897г.
1897г.
Первые узкоколейные паровозы
Первые узкоколейные паровозы
Первые паровозы
Первые паровозы
завозились из-за
завозились из-за
границы: Англии,
границы: Англии,
Германии. Это были
Германии. Это были
паровозы «Вулкан».
паровозы «Вулкан».
Российские паровозы появились на узкоколейке в
Российские паровозы появились на узкоколейке в
начале 20-го века. Они производились на
начале 20-го века. Они производились на
Коломенском заводе.
Коломенском заводе.
Позже паровозы заменили дизельными тепловозами
Позже паровозы заменили дизельными тепловозами
ТУ-2 и ТУ-7.
ТУ-2 и ТУ-7.
Первые грузовые автомобили 30-е годы
Первые грузовые автомобили 30-е годы
Автомобиль на Земле существует уже
Автомобиль на Земле существует уже
более 100 лет.
более 100 лет.
В Нижнем
В Нижнем
Тагиле
Тагиле
автомобильный транспорт появился в 1920 году.
автомобильный транспорт появился в 1920 году.
Тогда в транспортном отделе нашего города было аж…два
Тогда в транспортном отделе нашего города было аж…два
автомобиля, правда один находился в починке. В те годы
автомобиля, правда один находился в починке. В те годы
вообще в стране автомобилей было очень-очень мало. К
вообще в стране автомобилей было очень-очень мало. К
примеру, во всей Уральской области в 1924 году насчитывалось
примеру, во всей Уральской области в 1924 году насчитывалось
129 автомашин, грузовых и легковых в общей сложности.
129 автомашин, грузовых и легковых в общей сложности.
Автопарки Нижнего Тагила
Автопарки Нижнего Тагила
Первые легковые автомобили 1928г.
Первые легковые автомобили 1928г.
Первые частные,
Первые частные,
личные автомобили
личные автомобили
появились в городе
появились в городе
в
в
1927
1927
году. У слесаря Нижнетагильского завода Сибирякова
году. У слесаря Нижнетагильского завода Сибирякова
был куплен в Свердловске
был куплен в Свердловске
легковой «Фиат».
легковой «Фиат».
Лошади на
Лошади на
улицах шарахались от него, а люди очень долго дивились на
улицах шарахались от него, а люди очень долго дивились на
чудо-агрегат. Другой житель Тагила прикупил себе тоже
чудо-агрегат. Другой житель Тагила прикупил себе тоже
автомобиль «Фиат», только более вместимый, на 12 человек.
автомобиль «Фиат», только более вместимый, на 12 человек.
Как вы думаете, как он его использовал? Мало того, что
Как вы думаете, как он его использовал? Мало того, что
катал своих родных, он еще стал зарабатывать деньги,
катал своих родных, он еще стал зарабатывать деньги,
перевозя всех желающих от вокзала до кинотеатра «Искра».
перевозя всех желающих от вокзала до кинотеатра «Искра».
Может, это и было первое такси в Тагиле, конечно,
Может, это и было первое такси в Тагиле, конечно,
неофициальное. Кстати, желающих прокатиться на
неофициальное. Кстати, желающих прокатиться на
автомобиле через весь город было предостаточно.
автомобиле через весь город было предостаточно.
Вслед за этими двумя первенцами в городе появились
Вслед за этими двумя первенцами в городе появились
легковые автомашины марок «ГАЗ М -1», «ГАЗ-51
легковые автомашины марок «ГАЗ М -1», «ГАЗ-51
М»,«ЗИС-101» и грузовые машины «ЗИС-15», «ЯГ-4», «ЯС-
М»,«ЗИС-101» и грузовые машины «ЗИС-15», «ЯГ-4», «ЯС-
1».
1».
Первые трамваи на улицах Нижнего Тагила
Первые трамваи на улицах Нижнего Тагила
8 февраля 1937 года
8 февраля 1937 года
в 14 часов из
в 14 часов из
Краснокаменского трамвайного парка вышел
Краснокаменского трамвайного парка вышел
первый
первый
тагильский трамвай.
тагильский трамвай.
Был он тогда
Был он тогда
деревянный, но для водителя была уже оборудована
деревянный, но для водителя была уже оборудована
специальная кабина. Двери его свободно
специальная кабина. Двери его свободно
открывались на ходу, он не отапливался и гремел
открывались на ходу, он не отапливался и гремел
ужасно. Кстати,
ужасно. Кстати,
это был первый общественный
это был первый общественный
городской транспорт.
городской транспорт.
Имя у него было совсем
Имя у него было совсем
неинтересное – «Серия-Х». В народе его мгновенно
неинтересное – «Серия-Х». В народе его мгновенно
окрестили «Серихой». А управляла им первая
окрестили «Серихой». А управляла им первая
вагоновожатая, девушка Ефросинья. От Красного
вагоновожатая, девушка Ефросинья. От Красного
Камня до центра, где сейчас кукольный театр,
Камня до центра, где сейчас кукольный театр,
можно было добраться за полчаса. По тем временем
можно было добраться за полчаса. По тем временем
– достаточно быстро, и, главное, не пешком.
– достаточно быстро, и, главное, не пешком.
Первые нерегулярные автобусы
Первые нерегулярные автобусы
В
В
30-е годы
30-е годы
в Нижнем Тагиле, как и по всей
в Нижнем Тагиле, как и по всей
стране, строятся крупные промышленные
стране, строятся крупные промышленные
предприятия.
предприятия.
Поэтому обязательно нужно было решить
Поэтому обязательно нужно было решить
проблему доставки рабочих и наладить
проблему доставки рабочих и наладить
автобусное движение.
автобусное движение.
И тогда нашему городу выделили 8
И тогда нашему городу выделили 8
автобусов, 10 грузовых машин, 3 пожарных,
автобусов, 10 грузовых машин, 3 пожарных,
10 автоцистерн. К концу 1931-го года в
10 автоцистерн. К концу 1931-го года в
Нижнем Тагиле перевозку людей и грузов
Нижнем Тагиле перевозку людей и грузов
осуществляли 50 машин.
осуществляли 50 машин.
Первые рейсовые автобусы
Первые рейсовые автобусы
В городе очень нужно было
В городе очень нужно было
наладить
наладить
автобусное движение
автобусное движение
по определенным маршрутам и
по определенным маршрутам и
по расписанию. Но лишь
по расписанию. Но лишь
в 1945
в 1945
году
году
реально было открыто в
реально было открыто в
городе автобусное движение.
городе автобусное движение.
В автоколонне города к этому
В автоколонне города к этому
времени было 40 автобусов, правда
времени было 40 автобусов, правда
рабочими были лишь половина из
рабочими были лишь половина из
них. В 1950 году в Н.Тагиле
них. В 1950 году в Н.Тагиле
перевозили людей 33 автобуса, в
перевозили людей 33 автобуса, в
городе насчитывалось 281 легковых
городе насчитывалось 281 легковых
автомобиля. Всего же в городе было
автомобиля. Всего же в городе было
3063 автомашины самого разного
3063 автомашины самого разного
назначения.
назначения.
Такси 1949г.
Такси 1949г.
Первые такси появились в Нижнем Тагиле в 1949
Первые такси появились в Нижнем Тагиле в 1949
году. Это были машины марки «Победа». Их было
году. Это были машины марки «Победа». Их было
сначала всего 5 штук.
сначала всего 5 штук.
Мотоциклы
Мотоциклы
К 1959 году у тагильчан было уже
К 1959 году у тагильчан было уже
достаточно много
достаточно много
мотоциклов.
мотоциклов.
Появились же они в нашем городе
Появились же они в нашем городе
лет на 10 раньше. Только в 1959
лет на 10 раньше. Только в 1959
году жителями Тагила было куплено
году жителями Тагила было куплено
638 мотоциклов и 166 автомобилей.
638 мотоциклов и 166 автомобилей.
Скорая помощь
Скорая помощь
Первые 3 автомобиля «скорой
Первые 3 автомобиля «скорой
помощи» появились у нас в
помощи» появились у нас в
1939 году. Вероятнее всего,
1939 году. Вероятнее всего,
этот были автомобили
этот были автомобили
«Форд», а позже ЗИС-101 А и
«Форд», а позже ЗИС-101 А и
ЗИС-16.
ЗИС-16.
Служба «скорой помощи»
Служба «скорой помощи»
как самостоятельная
как самостоятельная
организована в 1952 году.
организована в 1952 году.
Когда ваши бабушки рожали
Когда ваши бабушки рожали
ваших пап и мам , скорее
ваших пап и мам , скорее
всего их везли в роддом на
всего их везли в роддом на
автомашинах ЗИС-16.
автомашинах ЗИС-16.
Пожарная служба
Пожарная служба
Первый автомобиль
Первый автомобиль
пожарные нашего
пожарные нашего
города получили
города получили
в
в
1929 году.
1929 году.
К 1930 году
К 1930 году
в Н.Тагиле в
в Н.Тагиле в
пожарной охране
пожарной охране
было 11 автомобилей.
было 11 автомобилей.
Пожарные автомобили
Пожарные автомобили
пришли на смену
пришли на смену
конным экипажам в 30-х
конным экипажам в 30-х
годах. Это были
годах. Это были
специальные
специальные
автомобили на базе
автомобили на базе
«АМО-Ф-15».
«АМО-Ф-15».
Автопарк пожарной службы
Автопарк пожарной службы
Газовая служба
Газовая служба
Газовая служба начала свою работу в городе в
Газовая служба начала свою работу в городе в
1968 году. Специалисты располагали
1968 году. Специалисты располагали
автомобилями ГАЗ-51.
автомобилями ГАЗ-51.