Урок развития речи с использованием ТРИЗ-педагогики
Автор: Байтуганова Марина Борисовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ Байтеряковская СОШ Населённый пункт: Удмуртия, Алнаши Наименование материала: Конспект Тема: Урок развития речи с использованием ТРИЗ-педагогики Раздел: начальное образование
Использование элементов ТРИЗ-педагогики на открытом уроке русского языка
Тема: «Рассказ-фантазия «Я-медведь».
Цель:обучать составлению описательных рассказов по картине от имени медведя;
развивать воображение,диалектическое мышление; активизировать словарный запас;
учить «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через
различные органы чувств.
Оборудование: картина «Медведица и детёныши»; предметные рисунки, памятки;
Толковый словарь С.И.Ожегова, школьный словарь синонимов и антонимов русского
языка; «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова; кассета
«Звуки природы».
Ход урока
1.
Организационный момент.
- На уроки мы пришли
В сумках книжки принесли.
Будем тихо мы сидеть
На учителя глядеть
Ушки навострили,
Глазоньки открыли.
Слушаем внимательно,
Выполняем тщательно.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший день!
Представьте свою маму, посмотрите на неё ласково, улыбнитесь ей. Приложите руку к
сердцу, чувствуете тепло!?
Обнимите соседа, поделитесь с ним своим душевным теплом!
Обернитесь назад. Сегодня у нас гости, улыбнитесь им.
Пусть ваше хорошее настроение сохранится до конца урока.
2.
Речевая разминка.
(На доске записана загадка, которую читаю.)
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролет
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь.
Кто же я? Скажи …(медведь).или
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(ответ детей)(Показ маленького рисунка)
-По каким признакам вы определили,что это загадка о медведе?
-Кто видел живого медведя, где?
В словаре Ожегова сказано,что медведь- это крупное хищное млекопитающее животное с
длинной шерстью и толстыми ногами.
-Почему медведя называют косолапым?
(ответы детей)
-Косолапый, а как сказать иначе?
(косоногий ,неуклюжий, кривоногий,)
-О каком человеке говорят «Медведь на ухо наступил»?
(о том, кто полностью лишён музыкального слуха)
-Прочитайте загадку выразительно. Что постараетесь выразить при чтении?
Какие слова несут эмоциональную окраску?
Мы их выделим при чтении?
(дети читают)
3.
Подготовительная работа.
3.1.Сообщение темы и цели урока.
-Что бы вы хотели узнать о медведе?
(ответы детей)
На уроке постараемся ответить на ваши вопросы. Итогом нашей работы будет написание
рассказа- фантазии «Я- медведь». (открывается тема урока, записанная на доске)
Приглашаю вас заглянуть в гости к медведю.
Звучит музыка.
3.2.
Минутка релаксации.
–Закройте глаза. Возьмите с собой хорошее настроение. Помните, что мы идем в гости.
Нельзя тревожить жителей леса. Мы должны получить удовольствие от этой прогулки.
Откройте глаза.
Где очутились? (на доске открывается картина)
-(у медведицы и детёнышей)
4. работа по картине.
4.1. -Для того чтобы лучше узнать о жизни медведей, сложим ладошку в кулачок, и
посмотрим через глазок. Да так, чтобы в глазок попал только один объект. Итак, что вы
видите на картине через глазок?
(медведица, дерево, медвежата, малинник, улей).
Вывешиваю карточки с записями увиденных предметов на доску.
4.2.Игра «Ищу друга».
-Какие два предмета можем связать между собой?Ответ нужно обосновать, доказать.
-Соединю медведицу с ульем, так как она ест мёд.
-Соединю медвежат с малинником, так как они питаются малиной.
-Соединю медведицу с деревом, так как они отдыхают в тени дерева в жаркий летний
день.
4.3. Подберите однокоренные слова.
(Медведица-медведь- медвежата- мед- медвежья- медвежатник).
А как иначе народ называет медведя?
(косолапый, Михайло Потапыч, хищник, хозяин леса)
4.4. Закройте на минутку глаза. Походите по лесу, мысленно притроньтесь к
медведю.Что чувствуете?
(Я чувствую, что мордочка у медведя здоровая, шкура толстая, лохматая,
твердая,коричневого цвета.глаза у них тёмнокоричневые, большие. Хвоста у него
нет.его ноги короткие мохнатые. На лапах острые когти.)
Так как же выглядит медведь?
(очень важно, лохмато, не безопасно)
4.5. Расширение и углубление знаний учащихся.
- Сколько хороших слов было сказано о медведе. Наступила очередь выступить самому
Михайлу Потапычу. Не многих животных называют по имени отчеству.
(достаю мягкую игрушку и включат аудиозапись от имени медведя)
- Здравствуйте, ребята!
Зимой, когда трещат морозы, в берлоге тепло и уютно. Там у нас появляются
медвежата. «Почему же зимой?»- спросите вы. А потому, что только зимой у нас есть свой
«дом». Ведь летом мы бродим по лесу и ночуем где придётся.
Но это не самое любопытное. А самое любопытное, что вес новорожденного
медвежонка не больше пятисот граммов и что он может свободно поместиться на
ладони взрослого человека! Новорожденный «хозяин леса» питается молоком матери.
А молока немного- ведь медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира,
скопленного летом, а особенно осенью.
Придёт весна. Медвежонок подрастает и весной вместе с матерью отправляется на
поиски пищи- сладких корешков и травы… хотя всем известно, что мы- хищники. Но и
тут у нас свои чудачества: мы действительно хищники- пожираем всё, начиная от
маленьких мышей и кончая лосями, а при случае и домашними животными- козами,
коровами, лошадьми. Но всё- таки мы предпочитаем растительную пищу- травы,
корешки, ягоды, фрукты. Мы- большие лакомки. В малиннике можем сидеть хоть весь
день и обсасывать усыпанные ягодами ветки. А мёд любим так, что даже название
получили от него- мед- ведь, то есть ведает (знает) где мёд. Вот так вот, друзья! Ну, мне
пора к маме. До свидания, ребята!
5.Работа с выставкой книг «Испокон века книга растит человека».
-Многие писатели обращались к образу медведя.
Вспомните произведения с участием медведя.
(беседа о книгах, поставленных на выставку)
6.Написание рассказа- фантазии «Я- медведь» -пишет первая группа, «Я-
медвежонок»- вторая группа.
Представьте, что вы медведь. Составьте и запишите рассказ- фантазию «Я- медведь»,
«Я- медвежонок». Будьте внимательны! Обратите внимание на орфограммы.
Пользуйтесь при написании словами- помощниками на доске, а так же рассказом
медвежонка.
7. Пальчиковая гимнастика.
- Учёными доказано, что таланты людей находятся на кончиках пальцев, а чтобы ваши
сочинения были интересными и необычными, выполним пальчиковую гимнастику:
8. Выполнение работы.
Чтение сочинений
9.Домашнее задание: приготовить загадки о медведе.
10. Рефлексия.
Оценка урока по «Методу пяти пальцев».
М (мизинец)- мыслительный процесс.
Какие знания, опыт ты сегодня получил?
Б(безымянный)- близость в цели.
Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний)- услуга, помощь.
Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?
У (указательный)- бодрость, физическая форма.
Что я сегодня сделал для своего здоровья
?
Б (большой)- состояние духа.
Какое у меня настроение?
Использованная литература:
1.Журнал «Начальная жкола»,2008 №5