Напоминание

Урок развития речи с использованием ТРИЗ-педагогики


Автор: Байтуганова Марина Борисовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Байтеряковская СОШ
Населённый пункт: Удмуртия, Алнаши
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок развития речи с использованием ТРИЗ-педагогики
Раздел: начальное образование





Назад




Использование элементов ТРИЗ-педагогики на открытом уроке русского языка Тема: «Рассказ-фантазия «Я-медведь». Цель:обучать составлению описательных рассказов по картине от имени медведя; развивать воображение,диалектическое мышление; активизировать словарный запас; учить «вхождению» в изображенное на картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств. Оборудование: картина «Медведица и детёныши»; предметные рисунки, памятки; Толковый словарь С.И.Ожегова, школьный словарь синонимов и антонимов русского языка; «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова; кассета «Звуки природы». Ход урока 1. Организационный момент. - На уроки мы пришли В сумках книжки принесли. Будем тихо мы сидеть На учителя глядеть Ушки навострили, Глазоньки открыли. Слушаем внимательно, Выполняем тщательно. - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший день! Представьте свою маму, посмотрите на неё ласково, улыбнитесь ей. Приложите руку к сердцу, чувствуете тепло!? Обнимите соседа, поделитесь с ним своим душевным теплом! Обернитесь назад. Сегодня у нас гости, улыбнитесь им. Пусть ваше хорошее настроение сохранится до конца урока. 2. Речевая разминка. (На доске записана загадка, которую читаю.) Я хозяин леса строгий, Спать люблю зимой в берлоге. И всю зиму напролет
Снится мне душистый мед. Страшно я могу реветь. Кто же я? Скажи …(медведь).или Летом ходит без дороги Возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (ответ детей)(Показ маленького рисунка) -По каким признакам вы определили,что это загадка о медведе? -Кто видел живого медведя, где? В словаре Ожегова сказано,что медведь- это крупное хищное млекопитающее животное с длинной шерстью и толстыми ногами. -Почему медведя называют косолапым? (ответы детей) -Косолапый, а как сказать иначе? (косоногий ,неуклюжий, кривоногий,) -О каком человеке говорят «Медведь на ухо наступил»? (о том, кто полностью лишён музыкального слуха) -Прочитайте загадку выразительно. Что постараетесь выразить при чтении? Какие слова несут эмоциональную окраску? Мы их выделим при чтении? (дети читают) 3. Подготовительная работа. 3.1.Сообщение темы и цели урока. -Что бы вы хотели узнать о медведе? (ответы детей) На уроке постараемся ответить на ваши вопросы. Итогом нашей работы будет написание рассказа- фантазии «Я- медведь». (открывается тема урока, записанная на доске) Приглашаю вас заглянуть в гости к медведю.
Звучит музыка. 3.2. Минутка релаксации. –Закройте глаза. Возьмите с собой хорошее настроение. Помните, что мы идем в гости. Нельзя тревожить жителей леса. Мы должны получить удовольствие от этой прогулки. Откройте глаза. Где очутились? (на доске открывается картина) -(у медведицы и детёнышей) 4. работа по картине. 4.1. -Для того чтобы лучше узнать о жизни медведей, сложим ладошку в кулачок, и посмотрим через глазок. Да так, чтобы в глазок попал только один объект. Итак, что вы видите на картине через глазок? (медведица, дерево, медвежата, малинник, улей). Вывешиваю карточки с записями увиденных предметов на доску. 4.2.Игра «Ищу друга». -Какие два предмета можем связать между собой?Ответ нужно обосновать, доказать. -Соединю медведицу с ульем, так как она ест мёд. -Соединю медвежат с малинником, так как они питаются малиной. -Соединю медведицу с деревом, так как они отдыхают в тени дерева в жаркий летний день. 4.3. Подберите однокоренные слова. (Медведица-медведь- медвежата- мед- медвежья- медвежатник). А как иначе народ называет медведя?
(косолапый, Михайло Потапыч, хищник, хозяин леса) 4.4. Закройте на минутку глаза. Походите по лесу, мысленно притроньтесь к медведю.Что чувствуете? (Я чувствую, что мордочка у медведя здоровая, шкура толстая, лохматая, твердая,коричневого цвета.глаза у них тёмнокоричневые, большие. Хвоста у него нет.его ноги короткие мохнатые. На лапах острые когти.) Так как же выглядит медведь? (очень важно, лохмато, не безопасно) 4.5. Расширение и углубление знаний учащихся. - Сколько хороших слов было сказано о медведе. Наступила очередь выступить самому Михайлу Потапычу. Не многих животных называют по имени отчеству. (достаю мягкую игрушку и включат аудиозапись от имени медведя) - Здравствуйте, ребята! Зимой, когда трещат морозы, в берлоге тепло и уютно. Там у нас появляются медвежата. «Почему же зимой?»- спросите вы. А потому, что только зимой у нас есть свой «дом». Ведь летом мы бродим по лесу и ночуем где придётся. Но это не самое любопытное. А самое любопытное, что вес новорожденного медвежонка не больше пятисот граммов и что он может свободно поместиться на ладони взрослого человека! Новорожденный «хозяин леса» питается молоком матери. А молока немного- ведь медведица зимой ничего не ест и живет за счет жира, скопленного летом, а особенно осенью. Придёт весна. Медвежонок подрастает и весной вместе с матерью отправляется на поиски пищи- сладких корешков и травы… хотя всем известно, что мы- хищники. Но и тут у нас свои чудачества: мы действительно хищники- пожираем всё, начиная от маленьких мышей и кончая лосями, а при случае и домашними животными- козами, коровами, лошадьми. Но всё- таки мы предпочитаем растительную пищу- травы, корешки, ягоды, фрукты. Мы- большие лакомки. В малиннике можем сидеть хоть весь день и обсасывать усыпанные ягодами ветки. А мёд любим так, что даже название получили от него- мед- ведь, то есть ведает (знает) где мёд. Вот так вот, друзья! Ну, мне пора к маме. До свидания, ребята! 5.Работа с выставкой книг «Испокон века книга растит человека». -Многие писатели обращались к образу медведя. Вспомните произведения с участием медведя. (беседа о книгах, поставленных на выставку)
6.Написание рассказа- фантазии «Я- медведь» -пишет первая группа, «Я- медвежонок»- вторая группа. Представьте, что вы медведь. Составьте и запишите рассказ- фантазию «Я- медведь», «Я- медвежонок». Будьте внимательны! Обратите внимание на орфограммы. Пользуйтесь при написании словами- помощниками на доске, а так же рассказом медвежонка. 7. Пальчиковая гимнастика. - Учёными доказано, что таланты людей находятся на кончиках пальцев, а чтобы ваши сочинения были интересными и необычными, выполним пальчиковую гимнастику: 8. Выполнение работы. Чтение сочинений 9.Домашнее задание: приготовить загадки о медведе. 10. Рефлексия. Оценка урока по «Методу пяти пальцев». М (мизинец)- мыслительный процесс. Какие знания, опыт ты сегодня получил? Б(безымянный)- близость в цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний)- услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников? У (указательный)- бодрость, физическая форма. Что я сегодня сделал для своего здоровья ? Б (большой)- состояние духа. Какое у меня настроение?
Использованная литература: 1.Журнал «Начальная жкола»,2008 №5


В раздел образования