Напоминание

"Синтез искусств. Внутренняя связь музыки и изобразительного искусства"


Автор: Филенко Елена Зиновьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №2
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Синтез искусств. Внутренняя связь музыки и изобразительного искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МБОУ ДОД

«Детская Школа Искусств № 2»

г. Сургут

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Синтез искусств. Внутренняя связь музыки и изобразительного

искусства.»

преподаватель

Филенко Е.З.

Сургут 2015 г.

О, как трудно вместить в себя мир!.. сколько звуков в нем слышится, сколько красок сверкает! В каких бесчисленных ритмах пульсирует природа и жизнь…И какими же средствами можно совершеннее выразить его, этот мир? Звуками? Красками? Ритмами? Напрягается слух ребенка, широко раскрываются его очи. Распахивается его сердце. Пробуждается музыкант. Художник. Э. Межелайтис Искусство – это одна из древнейших форм деятельности человека. Оно служит средством познания окружающего мира; выражением чувств, мыслей, желаний; являясь формой общения людей между собой, оно доставляет эстетическую радость, развивает его творческие способности. Искусство во всем своем многообразии разделяется на определенные виды, которые можно представить как классификацию по группам:  Пространственные или статические ( все виды мзобразительного искусства и архитектура)  Временные или динамические ( музыка и литература)  Пространственно-временные ( балет, театр, кино) Принципиальное значение имеет вопрос о делении видов искусств на изобразительные и выразительные. Если говорить о выразительности, то это неотъемлемое качество всякого подлинного искусства. Под изобразительностью понимается материализация выразительного характера художественной мысли. Изобразительное и выразительное начало, как правило, в определенной мере присутствует во всех искусствах, доминируя в той или иной области художественного творчества. Живопись, которая относится к изобразительному искусству, создает на плоскости наглядное изображение окружающего мира, воспринимаемое зрением, передает многообразие и сложность жизни, всю ее динамичность через изображение одного события или момента. «Живопись-это «Живое письмо или Письмо о живом.» Художник К.Юон . В живописи передается форма предмета, его цвет, фактура материала, пространство, в котором находится изображаемый предмет. Живописец воссоздает реальный мир, используя для этой цели краски. Многокрасочное, переливающееся множеством оттенков, насыщенное игрой светотени полотно подлинного мастера рельефно передает в многообразной цветовой палитре все богатство жизни. Его цель – эмоционально воздействовать на человека путем творческого воспроизведения действительности. Художник «погружается» в предмет изображения, переживает его, проникается чувством и мыслью, чтобы их передать людям.
Следовательно, можно сделать вывод, что изобразительные искусства (в данном случае живопись) обязательно включает в себя выразительное начало. Музыка же лишена предметной наглядности как живопись и скульптура. Однако, эта ее особенность не означает бессодержательности, не умаляет значения ее образности, основанной, как и в любом виде искусства, на отражении жизненный явлений. Основой содержания музыкальных образов являются, прежде всего чувства, эмоции, переживания людей характер чувств, настроений. Конечно, музыка может отражать не только чувства и мысли, равно, как и они выражаются не только музыкой. Но …. «главным объектом искусства, -говорил Д. Шостакович, - по прежнему остается человек. Его духовный мир, его идеи, мечты, стремления. Поиск художника в этом направлении не имеет пределов.» и действительно, в передаче духовного мира людей музыка особенно тонка, гибка и свободна. Музыка отражает многообразие реального мира в форме звуковых художественных. Но объективный мир очень многогранен, и , безусловно, разные его стороны не могут быть в полной мере средствами одного какого- нибудь искусства. Следовательно, необходимость существования различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них не может своими собственными средствами дать достаточно полную художественную картину мира. Каждое искусство имеет свои преимущества пред другими искусствами в изображении определенных сторон жизни под своим, свойственным ему углом зрения. «Живопись никогда не была бы в состоянии воспользоваться тем, что является достоянием музыки; музыка же наоборот, в состоянии это сделать: при помощи средств, присущим только ей одной, она, несомненно, способна воздействовать на воображение таким образом, что может вызвать ощущения совершенно аналогичные тем, какие вызывает искусство живописи». /Г. Берлиоз/ Все виды искусства взаимно обогащают друг друга, существуют во взаимной связи. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отражать жизнь в ее сложных процессах. Для современного искусства характерно тяготение к синтезу. Но это не «размыв видовых и жанровых границ», а взаимоотношения синтезирующего характера, которые обогащают каждое искусство в отдельности и всю художественную культуру в целом. И не случайно современные образовательные программы направлены на установление внутренних связей различных видов искусства. Прежде всего – музыка и литература, музыка и живопись. «Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты, как это полагают теоретики: искусства ежеминутнопереходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом» - так говорил о родстве и неразрывной внутренней связи различных видов искусства Ромен Ролан.
Сейчас эта проблема очень актуальна, и рассмотрение вопросов, связанных с ней, должно быть систематично и углубленно. Обучение в детской школе искусств как раз и направлено на то, чтобы обучающиеся почувствовали внутреннюю связь различных видов искусства и поняли, что знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию другого. Высокохудожественное музыкальное произведение требует от слушателя активного творческого эстетического восприятия. Эмоциональные ассоциации, возникающие при прослушивании музыкального произведения, переносят воображение слушателя к различным картинам жизни, настоящей, желаемой или пережитой. В чувствах, мыслях, идеях композитора человек видит нечто близкое, родное для себя, в чужих судьбах слышит отголоски своих собственных переживаний радости и страдания, и благодаря музыке начинает понимать себя и окружающий его мир. Обучение учащихся предусматривает развитие активного творческого начала. Оно не замыкается в узких рамках «чисто музыкального» воспитания, а протягивает незримые неразрывные нити между различными видами искусства. Основой воспитания творческого воображения является развитие у детей внутреннего слуха и внутреннего зрения. В каждом человеке есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение. Как известно. Внутренний слух – это способность «мысленно, внутри себя» услышать какую-либо музыку, которая в данный момент на самом деле не звучит. Внутреннее же зрение – это способность «мысленно, внутри себя» увидеть то, чего в данный момент не видишь. Возникает вопрос: - Можем ли мы увидеть музыку? Сначала учащимся предложим наиболее простой путь от музыки к изобразительным образам, при котором зрительные ассоциации возникают в значительной мере благодаря тому, что они «описаны» в тексте или в названии музыкального произведения. Примером должна служить музыка, которая в действительности объективно содержит в себе какие-либо достаточно конкретные образы: М. Глинка «Попутная песня». В дальнейшем, следуя путем усложнения нахождения внутренних связей обращаемся к программной музыке особенно выразительного характера: П. Чайковский «Болезнь куклы», А. Гречанинов «В разлуке», И Кореневская «Дождик». Собственно, программная музыка сама направляет воображение по совершенно точному пути. Излагая основном замысел музыкального произведения в особом предисловии- «программе», композиторы делают свое сочинение более доступным для восприятия слушателей. Об особенностях программной музыки в одном из своих писем П. Чайковский писал: «Что такое программная музыка? Так как мы с вами не признаем музыки, которая бы состояла из бесцельной игры в звуки, то с нашей широкой точки зрения всякая музыка есть программная. Но в
тесном смысле под этим выражением разумеется такая симфоническая или инструментальная музыка, которая иллюстрирует известный предлагаемой публике в программе сюжет и носит название этого сюжета». Во многих произведениях изобразительного характера музыка как бы приобретает свойства живописи. Используя богатые колористические возможности симфонического оркестра, звуковую окраску /тембр/ каждого инструмента, вместе с красочными сочетаниями аккордов, композиторы получают возможность вызвать у слушателей ощущение света и тьмы, знойной атмосферы летнего дня, вечерней или ночной прохлады: «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига, симфоническая фантазия «Ночь в Мадриде» М. Глинки. Следующая, наиболее высокая ступень развития способности «увидеть музыку» наступит тогда, когда музыка, не имеющая ни текста, ни программы, вызывает в сознании ассоциации с определенными жизненными картинами, с произведениями тех или иных художников. Б. Асафьев был убежден в значительной роли изобразительных моментов в музыке и зрительных представлений при ее восприятии. Нередко анализ музыки в его трудах приобретал форму «перевода» слуховых впечатлений на язык пластических образов. Он многократно прослеживал связи и прочерчивал аналогии между музыкой и живописью. Стоило ему обратиться к музыкальным образам М. Мусоргского – и он непременно вспоминал о Сурикове. Анализируя творчество Н. Римского – Корсакова – останавливался на взаимосвязях исканий композитора и художника Врубеля. Особенно часто Б. Асафьев прибегает к сопоставлению русской лирической музыки с пейзажной живописью (внутренняя лирическая перекличка). Многие лирические сочинения П. Чайковского и С. Рахманинова заставляют вспомнить русскую природу, картины русских художников-пейзажистов /И. Левитан, А. Саврасов/. Так о картине И. Левитана «Над вечным покоем» Б. Асафьев писал: «….музыка как бы растет, расцветает, чувства обогащаются, обращаясь как бы в свою противоположность и опять принимая свой знакомый облик: скорбь и радость, свет и сумрак, любовь и гнев взаимно сопоставляются, принимают друг друга то с большим, то с меньшим нарастанием и напряжением. Человек ощущает все это и как знакомое ему биение сердца, внутренней жизни, и как контрасты чувствований». В процессе занятий нужно научить учащихся понимать, что, слушая или исполняя музыку мы можем увидеть то, о чем эта музыка рассказывает лишь в том случае, когда наши зрительные представления будут возникать из самой музыки, без всякого искусственного фантазирования. Связь музыки со зрительными образами можно назвать: - Можем ли мы увидеть музыку? При зрительном восприятии той или иной картины у человека возникают определенные слуховые ассоциации, связанные с тем или иным образом. Так, например, рассматривая картину М. Грекова «Трубачи Первой Конной», учащиеся услышат своим внутренним слухом звучание духового
оркестра, и даже, возможно назовут музыку, которую они играют – марш. Будут называться самые разнообразные марши – те, которые учащиеся исполняли на своем инструменте сольно, играли в ансамбле, слышали на праздниках, парадах, по телевидению. Если на картине изображены музыкальные инструменты скрипка, рояль, орган, гитара, то, естественно «мысленно» можно услышать звучание каждого из них. Но ведь «звучат» не только такие картины, не только они вызывают в нашем сознании звучание той или иной музыки. Например, картина И. Левитана «Вечерний звон». Уже само название говорит о том, что художник, рисуя ее, не только видел то, что рисовал, но и слышал. Вообще картины И. Левитана очень музыкальны. В его картине «К вечеру. Река Истра» столько тихой радости, столько сладостной грусти! Широка зеленая пойма спокойно текущей Истры. Далеко на горизонте кудрявится лес. Блестит зеркало реки. Воздух чист и прозрачен…Истра течет…И кажется, что рождается широкая русская песня, задумчиво звучит над весенним раздольем. И. Левитан работал словно на грани двух искусств – изобразительного и музыкального, его картины «звучат». И говоря о его полотнах хочется употреблять не только живописные термины – колорит, мазок, перспектива, но и слова, связанные с музыкой – гамма, аккорд, ритм… они построены по законам музыки, и когда смотришь на них. Воздействие получается двойным: зрительным и слуховым. Эти же слова можно целиком и полностью отнести и к творчеству литовского художника и композитора В. Чюрлениса. Поражает не только необычайно широкий взгляд В. Чюрлениса на мир, но и необыкновенное своеобразие, оригинальность его творчества. Для выражения своей идеи, питаемой истоками народной музыки и поэзии. В. Чюрленис находил форму, которая одна лишь и была пригодна для его «музыкальной живописи». Художник, обращаясь к зрителю, стремился создать симфонию красок и линий, говорить с каждым языком поэтических метафор и сравнений. Литовский поэт Э. Межелайтис в своей статье, посвященной М. Чюрленису, раскрывает сущность творчества композитора и художника: «Кровеносные сосуды художника перенасыщены звуками, красками. Ритмами, чувствами. Он должен разгрузиться. Должен освободиться. Иначе сердце не выдержит. Он избранник природы. Природа с избытком наделила его прекрасным. И он должен освободить его, не утаивать красоты бытия, опустошить себя до конца. Создать образ мира! Звуками? Звуками! Но звуки увлажняются и превращаются в краски. Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря, серебряная музыка звезд… Что же тут созидается? Да это же цветовая мелодия! Значит, с помощью одних только звуков не выразить совершенства мира? Надо браться за краски, браться за живопись. Да. Холсты. Холсты. Холсты. Теперь он точнее, полнее – образ мира!.. Но что это? Пиано – зазвучал синий. Форте – взметнулся зеленый… Краски обрели звучание. Их голоса сплетаются, сливаются в едином хоре, в
едином оркестре. Словно скрипичные струны запели мачты деревьев, строчки птиц, острые пики гор, плавные линии облаков. Струнами арфы зазвенела небесная лазурь. Что это? Звучащая живопись? О, как гремит в груди колокол сердца: бом-бом-бом…Ворвавшийся в окно весенний ветер растрепал волосы. В руке палитра и кисть. И вот палитра оставлена. Пальцы вонзаются в черные и белые клавиши. Рояль рассыпает звонкие янтарьки. Средство – это не важно! Музыка ли, краски, поэзия… Важна суть. Важна мысль. Звук – скорлупка ореха. Мысль – его ядро. Мысль в линии, проведенной карандашом, в мазке, оставленном кистью. Философия объединяет краски, звуки, поэтическое слово. Гений ничем не стесняет себя. Гений не выбирает средств. Гений - это прежде всего творец мысли. А звук, цвет, слово – это лишь средства, чтобы поведать ее». Музыка и живопись – все же относительно отдаленные друг от друга виды искусства. Но подлинный художник непременно добьется такой ассоциативности, при которой через зрительные образы будут слышны и трель жаворонка, и журчанье ручья, и шелест листвы, и грохот прибоя. Многие композиторы создавали свои музыкальные произведения непосредственно под впечатлением увиденных картин различных художников. В подтверждение можно привести в пример «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Эта сюита была навеяна работами художниками В. Гартмана, которые были представлены на посмертной выставке его работ. М. Мусоргский отобрал для своей сюиты такие сюжеты, которые позволяли бы воплотить в музыке наблюдения над человеческими характерами, раздумья о жизни и смерти. В своей трактовке композитор значительно углубил и обогатил содержание гартмановских работ. Так, изображение польской телеги на огромных колесах, запряженными волами, дало М. Мусоргскому повод к созданию зарисовки их крестьянской жизни – «Быдло». В унылом и однообразном характере мелодии отражена вся горечь и безотрадность жизни крестьянина. А в пьесе «Гном», оттолкнувшись от эскиза забавных щипчиков, композитор создал образ одновременно и смешной, и трогательный, наделив маленькое фантастическое существо подлинно человеческими чувствами. Но для искусства характерным является не только создание художественных образов под впечатлением увиденных картин или услышанных музыкальных произведений. Существуют совершенно самостоятельные образы, которые при сравнении, при сопоставлении вызывают ощущение «схожести». Кажется, что один из образов был «списан», «срисован» с другого. Так, М. Мусоргский, увидев картину И. Репина «Протодьякон», воскликнул: «Так это же мой Варлаамище!» («Борис Годунов»). Но все это лишний раз подтверждает, что разные виды искусства могут обращаться к изображению одних и тех же образов, явлений, процессов. Соответственно, необходимость существования различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную художественную картину мира.
Произведение любого вида искусства – это своеобразная модель реального мира, воспринимаемого человеком. Искусство воздействует прежде всего на чувства человека, на его эмоциональную сферу, при этом активно формируя его эмоционально-эстетические отношения к действительности, мобилизуя чувства, мысли, волю на достижение идеала. Искусство развивает творческие способности личности и является необходимым фактором духовной жизни общества, одним из ярчайших проявлений творческих сил человечества. «Цель искусства – заставить работать мысль, а где нет мыслительных процессов, там спят и чувства». /Г. Нежнов/ Чем дальше человек проникает в мир искусства, тем яснее он видит и понимает, как богат и прекрасен этот мир». «Понимание» искусства и есть по существу глубокое и полное восприятие его красоты. Произведение искусства в полной мере раскрывает свое содержание лишь в процессе его восприятия слушателем, зрителем, читателем. Оно рассчитано на то, что воспринимающий его человек дополнит его своими ассоциациями, «домыслит». «дочувствует», т.е. свершится «акт сопереживания». Восприятие искусства требует обязательного овладения его «языком». Ведь без этого даже самое великое произведение останется недоступным для понимания. Важную роль в этом играет образование, приобщающее человека к искусству. Художественно-образное понимание, понимание условного языка искусства дают возможность при восприятии произведения проделать путь, обратный тому, которым шел художник, создавая произведение. Воспринимая форму, человек воспринимает содержание, постигает это содержание во всем богатстве и глубине, т.е. охватывает его тематическую, идейно- эмоциональную и эстетическую стороны. При этом, опираясь на свои невольные ассоциации, слушатель, зритель может постигнуть объективное содержание произведения даже более глубоко и многозначно, чем сам автор. В наши дни с особой остротой встала задача развития восприятия. При обучении учащихся это имеет, пожалуй, решающее значение. Очень важен настрой учащихся на восприятие. Восприятие не должно быть случайным, хаотичным, а педагогически организованным. Основная задача – «разрыхлить почву», активизировать мыслительно-творческий процесс, вызвать к жизни воображение, пробудить наблюдательность, стремление к ассоциативным сопоставлениям, сравнениям, обобщениям. Необходимо выработать у учащихся способность наслаждаться красотой как в восприятии, так и в активной творческой деятельности. Развитие творческой фантазии учащихся, ассоциативности мышления, эмоциональной восприимчивости дает им возможность собственными мыслями и чувствами дополнить и расширить образ, созданный художником. Тем самым обогащается духовный мир воспринимающего, углубляется восприятие целостной картины мира.
Искусство является прекрасной школой воспитания эстетического вкуса, способствует всестороннему развитию человека, стимулирует искать красоту вокруг себя и создавать ее самому. Перед преподавателями стоит очень важная задача «ввести учащихся в мир настоящего большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря воспитать у учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры». /Д. Кабалевский/


В раздел образования