Напоминание

Виды ритмических и метрических рядов. Направление ритма и закономерности. Композиционное моделирование


Автор: Щеголькова Анна Александровна
Должность: Преподаватель архитектурно–художественных дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ имени А.А.Алябьева". Архитектурно–художественное отделение "Арт–перспектива
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Виды ритмических и метрических рядов. Направление ритма и закономерности. Композиционное моделирование
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Виды ритмических и метрических рядов. Направление ритма и

закономерности.

Композиционное моделирование

Ритм – это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Для архитектуры

ритм – средство выражения динамики процессов, которые организованы с её помощью, и

средство выражения динамических закономерностей образования самой формы.

Простейшая закономерность ритма – равенство форм. Порядок, основанный на повторении

равных величин, называется метром. Примерами использования метра являются колоннады

древнегреческих храмов – периптеров, современные городские дома, корпуса которых

складываются из одинаковых секций, гостиницы, школы и т. п., где расчленение внутреннего

пространства на одинаковые помещения выражается одинаковостью окон и простенков между

ними на фасадах.

Метрическому порядку может быть подчинена и организация обширных городских пространств.

Типичный пример его – так называемая «строчная застройка» – повторение одинаковых домов на

равном расстоянии, повторение одинаковых кварталов, образуемых прямоугольной сеткой

(современные города США).

Наиболее употребительна в архитектурной композиции разновидность ритма – чередование

элементов, ритмический ряд. Он может быть прерывным, состоящим из активных элементов,

перемежающихся интервалами, или образованным элементами, которые непосредственно

примыкают один к другому.

Виды ритмических и метрических рядов и их сочетаний

Виды интервалов между объектами и членениями:

1,2 – метрические ряды;

3,4 – ритмические;

5,6 – метрометрические

Виды ритма: 1 – метрические ряды с интервалами и без интервалов; 2 – метрические ряды с

чередованием элементов двух видов; 3 – метрические ряды с чередованием неравных

интервалов между равными элементами; 4 – метрические ряды с чередованием неравных

элементов и неравных интервалов; 5 – ритмические ряды равных элементов, повторяющихся на

возрастающих интервалах, и ритмический ряд с возрастающими элементами на равных

интервалах; 6 – ритмические ряды с возрастающими величинами форм и интервалов; 7 –

ритмический ряд, образованный сочетанием метрических рядов; 8 – ритмический ряд,

образованный наложением двух метрических рядов

Метрометрические ряды, используемые в архитектурных членениях:

1 – простой ряд;

2 – арифметическая прогрессия;

3 – гармоническая прогрессия;

4 – геометрическая прогрессия (с возрастанием интервала, высоты и массивности элементов);

5 – ряд Фибоначчи

Сложные метрические ряды

Метр качественно обогащается, если параллельно повторяется не один, а несколько одинаковых

интервалов: а, b, с. В этом случае обнаруживается один период т, который составляет метрическую

основу повторности.

Рисунок 28 – Сложные метрические ряды

Схема развития ритма

Ритмическая закономерность

Иной характер усложнения интервала проявляется в том случае, когда он количественно меняется

в определённом соотношении. В приведённой выше схеме интервал между формами

последовательно увеличивается вдвое. Такого рода закономерность нельзя назвать метрической,

и её определяют уже как ритмическую.

Интервал ритмического ряда не обязательно должен быть незаполненным пространством.

Значение акцента или интервала форма получает в зависимости от своей роли в композиции. Так,

простенки между окнами на гладкой стене воспринимаются как интервалы, однако, например,

простенки с колонами воспринимаются уже как ритмические акценты, а проёмы – как интервалы

между ними.

Ритмический ряд может строиться на математически правильном соотношении величин соседних

элементов. Такая закономерность характерна для протяжённых рядов; она может быть

прослежена как в системе целого, так и во фрагментах. В композициях, которые могут быть сразу

охвачены взглядом, часто используются закономерности, не находящие выражения в

математической форме.

Закономерность построения ритмического ряда должна ясно восприниматься – таково главное

требование к нему. Эта закономерность может основываться не только на величине и

последовательности элементов – ритмической организации могут быть подчинены и такие

свойства, как пластичность, фактура, цвет.

Ритм может быть простым, основанным на повторении одной и той же формы, или сложным,

основанным на повторении групп форм. Сложные ряды могут быть также образованы сочетанием

нескольких простых рядов. Внутри ритмической системы возможно, например, сформировать

метрические ряды; ритмический ряд может возникнуть при наложении двух метрических с

различным числом элементов.

Направление развития ритма

Развитие выразительных ритмических систем имеет свои количественные пределы. Единство

закона ритмического изменения может проявиться в чередовании минимум трёх элементов.

Одинаковые формы начинают складываться в метрический ряд, когда их не менее четырёх, – три

формы воспринимаются только как самостоятельные единицы. Ощущение самостоятельности

элементов, составляющих ряд, преодолевается окончательно, когда их не менее 5-7.

Продление ряда повышает его выразительность, ритм сильнее воздействует на эмоции.

!!! Существует, однако, и максимальный предел развития ряда, определяемый возможностями

восприятия. Чрезмерная длина его утомляет (!). Ощущение угнетающей монотонности нарастает

особенно быстро, когда ритмический порядок прост, а его акценты активны. Это можно видеть на

примере некоторых современных сооружений – административных зданий и многоэтажных

жилых корпусов, композиция которых основывается на простейших видах ритма.

Чтобы снять ощущение монотонности, используется приём остановки ряда, нарушения

непрерывной последовательности его ряда. Нарушение закономерности ритма, как и нарушение

симметрии, невольно привлекает внимание, создаёт тревожный, беспокоящий эффект. Это уже не

столько средство преодолеть монотонность, сколько средство достижения «остроты» композиции.

Для того чтобы композиция обладала завершённостью, формирующий её ритмический ряд

должен быть остановлен, закончен. Этой цели служит сгущение элементов ряда на углах объёма.

Спокойный метр фасадов жилого дома может сдерживаться расширением крайних простенков.

Движение горизонтальных ритмических рядов легко «гасится» в симметричной композиции.

Движение, нарастающее с двух противоположных сторон к центру или исходящее от него,

взаимно уравновешивается в системе. Развитие центральной части помогает этому. В

асимметричных композициях ритм, напротив, может служить усилению динамики,

направленности. Статичность, уравновешенность легче достигаются при использовании спокойных

метрических систем, динамика – ритмическими рядами с предельной контрастностью

соотношения элементов.

Приёмы акцентирования одного из элементов ряда: 1 – за счёт размера и центрального

расположения; 2 – выдвижением из ряда; 3 – вычленением, дистанцией и вспомогательными

элементами; 4 – окраской, фактурой

Особенности визуального восприятия вертикальных и горизонтальных членений формы

примеры работ ритмических и метрических рядов



В раздел образования