Напоминание

Школьный этап Всероссийского конкурса "Живая классика 2019"


Автор: Рябоконева Татьяна Викторовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ Нагольненской СОШ
Населённый пункт: слобода Нижненагольная, Миллеровского р-на, РО
Наименование материала: Сценарий проведения конкурса "Живая классика "
Тема: Школьный этап Всероссийского конкурса "Живая классика 2019"
Раздел: среднее образование





Назад




СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЮНЫХ ЧТЕЦОВ

«ЖИВАЯ КЛАССИКА»

Цели и задачи мероприятия:

1. Формирование у детей читательского кругозора и приобретение опыта

самостоятельной читательской деятельности.

2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.

3. Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей,

эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

4. Воспитание у детей интереса к книге и чтению.

5. Поиск и поддержка талантливых детей.

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте,

уважаемые участники, жюри и гости. Мы рады

приветствовать

вас

на

школьном

этапе

конкурса

«Живая

классика».

Всероссийский

ежегодный

Конкурс

чтецов

«Живая

классика»

-

соревновательное мероприятие по чтению вслух отрывков из прозаических

произведений российских и зарубежных писателей, который проводится под

патронатом

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации,

Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Агентства

стратегических инициатив. К участию в Конкурсе допускаются учащиеся 5-

11 классов.

Цели и задачи конкурса:

1.

Формирование

у

детей

читательского

кругозора

и

приобретение

опыта

самостоятельной

читательской деятельности.

2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.

3.

Развитие

у

детей

художественно-творческих

и

познавательных

способностей,

эмоциональной

отзывчивости при чтении художественных произведений.

4. Воспитание у детей интереса к книге и чтению.

5. Поиск и поддержка талантливых детей.

1

Немного

истории.

Конкурс

юных

чтецов

«Живая

классика»

был

учрежден в 2011 году Некоммерческим партнерством «Живая классика». В

пилотном проекте приняло участие 20 000 шестиклассников из 7 городов

России.

В 2012 году конкурс стал Всероссийским. В общей сложности в нем

приняло участие 2 млн. подростков из 83 регионов РФ.

В 2013 году конкурс стал международным. Помимо России в проекте

принимало участие 9 стран.

В

2014

году

в

конкурсе

принимали

участие

учебные

заведения

85

регионов Российской Федерации и 25 стран.

В 2015 году в проекте приняло участие более 2,5 миллионов детей и

подростков из 85 регионов России и 80 стран.

В 2016 году конкурс «Живая классика» расширяет границы. В конкурсе

принимали участие школьники в возрасте от 9 до 16 лет.

В 2017-2019 году конкурс «Живая классика» продолжает

расширяет

свои границы. В конкурсе стали принимать участие школьники в возрасте

от 9 до 17 лет включительно.

Наш конкурс мне бы хотелось начать со стихотворения Всеволода

Рождественского, ведь цель его - повысить интерес детей к чтению книг не

только современных авторов , но и бессмертных классиков.

Стареют книги... Нет не переплёт,

Не тронутые плесенью страницы,

А то, что там, за буквами, живёт

И никому уж больше не приснится.

Остановило время свой полёт,

Иссохла старых сказок медуница,

И до конца никто уж не поймёт,

Что озаряло наших предков лица.

Но мы должны спускаться в этот мир,

Как водолазы в сумрак Атлантиды,-

Былых веков надежды и обиды

Не только стёртый начисто пунктир:

Века в своей развёрнутой поэме

Из Тьмы выходят к Свету, к вечной теме.

Наше время — время великих достижений науки, техники, время замеча-

тельных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее слож-

ным и великим Алексей Максимович Горький считал книгу. В книге заклю-

чен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое

универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют

2

единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путе-

шествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее…

Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным ис-

точником, из которого мы получаем знания. Недаром Константин Георгие-

вич Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одно-

го дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!»

Сегодня в конкурсе примут участие 15 юных чтецов. Оценивать наших

участников будет жюри в составе:

1.

2.

3.

Критерии оценки и требования к выступлениям:

Выбор текста произведения для использования в рамках Конкурса;

Грамотная речь;

Артистизм исполнения;

Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;

Время выступления не должно превышать 5 минут.

Победители и призёры конкурса награждаются грамотами, а остальные

участники дипломами за участие в школьном туре Всероссийского конкурса

«Живая классика».

Несомненно, все мы, взрослые и дети, любим животных, птиц, рыб,

переживаем, если им больно или трудно, радуемся, если можем помочь им в

трудную для них минуту. Конечно же, сегодня прозвучат рассказы о братьях

наших меньших.

Нашу конкурсную программу открывает отрывок из произведения Льва

Николаевича Толстого «Птичка». Считая детство важным периодом в жизни,

писатель

много

внимания

уделяет

образам

детей.

Он

отмечает

их

впечатлительность,

пытливость,

любознательность,

отзывчивость,

трудолюбие. Рассказ Птичка" заставляет нас задуматься о том, что человек

может погубить маленькую жизнь. А он должен беречь все живое. Толстой

учит нести ответственность за свои поступки, учит тому, какой должна быть

семья, как правильно воспитать маленького человека. Его рассказы

учат

быть отзывчивыми, добрыми, жить в согласии друг с другом и с природой.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Лев Николаевич Толстой «Птичка» .Отрывок читает ученица 5

класса Колесник Екатерина.

Продолжая

тему

природы,

животных,

братьев

наших

меньших,

мы

сейчас

услышим

отрывок

из

произведения

Пришвина

«Лягушонок».

Пришвин Михаил Михайлович (1873-1954) - прозаик, писатель. Родом он

3

был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской

Губернии.

Получив

хорошее

образование,

Михаил

Михайлович

работал

агрономом, был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30

лет,

после

того

как

много

путешествовал

по

северным

краям.

Все

произведения М.М. Пришвина проникнуты большой любовью к природе.

Герои его рассказов любят и понимают природу. В этих рассказах ведут

диалог не только люди, но и животные.

Михаил

Михайлович

Пришвин

«Лягушонок».

Отрывок

из

произведения читает ученица класса Пулатова Камилла.

Ви́

ктор Ю́

зефович Драгу́

нский — русский советский писатель, автор

повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл

«Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы.

Интересные истории из жизни школьников. Смешные, добрые и поучитель-

ные рассказы для детей. Виктор Драгунский говорил: «Смех – это радость. Я

даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом.

Дети должны жить, они должны радоваться…и я должен приносить радость

детям…».

Виктор Драгунский «Денискины рассказы». Отрывок «Бы…» чита-

ет ученик 5 класса Злобин Денис

Русская писательница, художник по образованию Ирина

Михайловна

Пивоварова, писала прозу и стихи для детей. В её детских сборниках часто

рисовал замечательные иллюстрации её муж, художник Виктор Пивоваров.

Книга Ирины Пивоваровой «О чем думает моя голова» является более

расширенным вариантом книги «Рассказы Люси Синицыной, ученицы тре-

тьего класса».

Предлагаем Вам послушать отрывок из рассказа Ирины Михайлов-

ны Пивоваровой «О чём думает моя голова?» в исполнении ученицы 6

класса Казарян Евгении.

Борис

Александрович

Ганаго

известный

детский

белорусский

православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг

для

самого

разного

возраста,

организатор

и

преподаватель

в

минской

епархиальной школе катехизаторов, лауреат государственной премии в деле

духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения литераторов

«Духовное

слово». Ганаго—

любимый

автор

малышей

подростков

и

взрослых. На его книгах выросло целое поколение верующих людей. Он был

ведущим цикла передач на белорусском радио "Духовная нива».

Борис Александрович Ганаго «Письмо к Богу». Отрывок читает

ученица 6 класса Краснова Богдана.

4

Великая

Отечественная

война

в

литературе

широко

освещалась,

особенно в советское время, так как многие авторы делились личным опытом

и сами пережили все описываемые ужасы вместе с простыми солдатами.

Поэтому неудивительно, что сначала военные, а потом и послевоенные годы

ознаменовались

написанием

целого

ряда

произведений,

посвященных

подвигу советского народа в жестокой борьбе с нацистской Германией. Мимо

таких книг нельзя пройти стороной и забыть о них, ибо они заставляют нас

задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем. Мы

предлагаем

вашему

вниманию

послушать

отрывки

из

произведений,

посвященных

Великой

Отечественной

войне,

которые

стоит

читать

и

перечитывать и не только эти.

Чингиз

Торекулович

Айтматов

-

культовый писатель

киргизского

происхождения, дипломат, академик, герой Киргизии, лауреат численных

премий СССР. Он родился в селе Шекер Таллаской

области. Великая

Отечественная

война

стал

причиной,

по

которой

четырнадцатилетний

Чингиз вынужден был стать секретарем совета в родном поселке, так как все

жители аула вынуждены были уйти на

фронт. Повесть Чингиза Айтматова

«Материнское

поле»,

отрывок

из

которой

мы

сегодня

услышим,

была

напечатана издательством «Кыргыстан» в 1971 году, в однотомном сборнике

произведений

писателя. Это

очень

достойная,

трогательная

и

правдивая

книга о военном времени в тылу. Без тыла невозможно никакую войну

выиграть. Повесть представляет из себя диалог Вдовы, у которой на фронте

погибли муж и три сына, с Полем, на котором она проработала всю свою

жизнь. Айтматов прекрасный представитель киргизской литературы. И это

тоже наше с вами советское достояние и общая история! В целом, после

прочтения книги остаётся горький осадок на душе – слишком уж большую

цену заплатил советский народ за Победу в Великой Отечественной войне.

Её даже можно было назвать «Плач о войне». Но прочитать её нужно в

обязательном порядке, чтобы почтить память тех, кто сражался на фронте и

ковал в тылу оружие для победы над общим врагом.

Чингиз

Торекулович

Айтматов «Материнское

поле».

Отрывок

читает ученица 6 класса Кулик Виктория.

Тяжёлые

были годы

Великой Отечественной войны. Многие дети

оставались без родителей, и хорошо, если находились добрые люди, готовые

приютить несчастного ребёнка. Такого человека встретил Ванюша - герой

рассказа «Судьба человека» .

Рассказ

написал

знаменитый

советский

писатель

Михаил

Александрович Шолохов в 1957 году. В произведении описывается жизнь

простого шофера Андрея Соколова, которому пришлось покинуть семью и

родной дом с началом Великой Отечественной войны. Однако не успел герой

5

попасть

на

фронт,

как

он

тут

же

получает

ранение

и

оказывается

в

нацистском

плену,

а

затем

и

в

концлагерь.

Благодаря

своему

мужеству

Соколову удается пережить плен, а уже в конце войны удается бежать. Попав

к своим, он получает отпуск и отправляется на малую родину, где узнает, что

семья его погибла, в живых остался только сын, который ушел на войну.

Андрей

возвращается

на

фронт

и

узнает,

что

его

сын

был

застрелен

снайпером в последний день войны. Однако это еще не конец истории героя,

Шолохов показывает, что, даже потеряв все, можно найти новую надежду и

обрести силы для того, чтобы жить дальше.

Тему Великой Отечественной войны продолжит ученик 7 класса

Литовченко Дмитрий с отрывком из повести Михаила Александровича

Шолохова «Судьба человека»

Валентина

Александровна

Осеева,

русская

советская

писательница.

Много

лет

отдала

педагогической

деятельности.

Опубликовала

сборники

стихов,

сказок,

рассказов

для

малышей. Для

писательницы

всегда

было

важным

нравственное

здоровье

детей.

Воспитать

настоящего

человека,

доброго, умного, порядочного, честного и справедливого, стремилась она в

каждом своем рассказе, в сказке или повести. Об отношениях в семье, о том,

кого

мы

воспитываем,

рассказ

Валентины

Осеевой

«Бабка»,

в

котором

писательница призывает- «Берегите старых людей!».

Валентина

Александровна

Осеева

«Бабка».

Отрывок

из

произведения читает ученица 7 класса Полиенко Кира.

Марина Владимировна Дружинина пишет для детей. Нелегкое, но такое

нужное

занятие.

Писать

начала

давно.

Еще

в

восьмидесятых

годах

ее

юмористические рассказы стали появляться в Литературной Газете.

Марина

Дружинина

редактор

журнала

«Веселые

картинки»,

автор

детских книг, изданных тиражом более 3 миллионов экземпляров.

Литературная

жизнь

Дружининой

первоначально

не

была

связана

с

детской поэзией. Она родилась в 1953 году в Москве, закончила технический

вуз, работала в «Литературной газете».

Ее

первое

детское

стихотворение

появилось

в

журнале

«Веселые

картинки» в 1988 году, первая книга – «Дали Маше погремушку» - вышла в

1991, вторая – «Ослик, ослик, где твой хвостик?» - в 1993. Поэт любит

создавать

четверостишия-диалоги.

Стихи

Дружинина

начала

писать

во

многом

благодаря

рождению

сына.

Ее

забавные

четверостишья

сразу

разобрали на цитаты домочадцы. Сын подрос, а желание писать для самых

маленьких осталось.

Также Марина Дружинина пишет замечательные рассказы для детей

младшего и среднего школьного возраста.

6

В 2009 году Марина Дружинина – лауреат Литературной премии имени

Антона Павловича Чехова.

Сегодня вы услышите отрывок из рассказа Дружининой «Звоните, вам

споют». Главная мысль рассказа заключается в том, порой люди не могут

самостоятельно

реализовать

свои

способности

и

им

требуется

помощь

друзей и близких. Друг Вовки, Владик придумал замечательный способ

заставить

Вовку

учиться

стал

поздравлять

его

по

радио

с

несуществующими пятерками. Этот способ оказался действенным и помог

Вовке получить первую в жизни пятерку. Этот рассказ учит верить в свои

силы и способности.

Марина Владимировна Дружинина «Звоните, вам споют». Отрывок

из произведения читает ученица 7 класса Коновалова Мария.

Константин Семёнович Мелихан

родился 27 сентября 1952 года в

Ленинграде.

Мелихан

-русский

писатель,

автор

юмористических

книг,

эстрадный

исполнитель

собственных

произведений,

карикатурист,

телеведущий,

президент

клуба

джентльменов.

Известность

писателю

принесли шутки джентльмена, юмористические книги для взрослых и детей

и выступления на эстраде с собственными произведениями. Также он рисует

карикатуры, создаёт рекламные слоганы, сценарии к мультфильмам, скетчи.

Его творческий путь начался в 1975 и продолжается по настоящее время.

И

сегодня

вы

услышите

отрывок

из

его

рассказа

«Заслуженная

оценка».Это рассказ о буднях школьной жизни детей.

Мир

детства

всегда

интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, который наносит свой отпечаток на

всю жизнь.

Константин Семёнович Мелихан «Заслуженная оценка» читает ученик 7

класса Павленко Богдан.

Продолжая тему детства мы послушаем произведение Валентина

Постникова «Жених из 3Б».

Валентин

Юрьевич

Постников родился 4 августа 1970,

в

Тушино, Москва.

Постников -детский писатель, сказочник. Член Союза писателей России,

лауреат премий «Золотое перо России», «Эврика», «Артиада».

В а л е н т и н

П о с т н и к о в

р о д и л с я

в

с е м ь е

популярного советского сказочника Юрия Дружкова (Постникова), потому

всё

его

дет ство

прошло

в

окружении

популярных

д е т с к и х

писателей: Эдуарда Успенского, Юрия Коваля, Валерия Шульжика, Григория

Остера.

7

С самого раннего детства Валентин стал сочинять вместе с отцом сказки.

Однажды, когда ему было всего 5 лет, он нарисовал рисунок «Тигрёнок на

подсолнухе», который занял I место на конкурсе детских рисунков. Его

опубликовали

в

журнале

«Весёлые

картинки»

в

1975,

а

детский

писатель Юрий Коваль сочинил к нему сказку, по которой позже был снят

мультфильм, его озвучил Евгений Леонов.

Первая книжка «Новые приключения Карандаша и Самоделкина» вышла

в 1996 году.

Валентин Юрьевич Постников «Жених из 3 Б» читает ученик 7

класса Скребцов Арсений.

Кто бы мог подумать, что рассказы, написанные о жизни детей начала 20

века будут читать и современные школьники? Свои произведения о детских

печалях

и

радостях

Надежда

Тэффи

назвала

озорными

рассказами.

Она

писала их в трудное время революций, войн, разрухи, голода, но именно в

детях

находила

Тэффи неискушенность

и

естественную

приверженность

нравственной правде, самоотверженную любовь.

В

рассказах

Тэффи

преобладает

«комизм

характеров,

юмористика

подлинных

житейских

мелочей».

Главная

её

тема

нелепо сть

повседневности, обычность бытовых ситуаций.

Тэффи «Счастливая». Читает ученица 8 класса Мирошниченко

Виктория .

Татьяна

Петросян

современная

писательница,

автор

многих

замечательных произведений для детей. Её забавные рассказы пользуются

популярностью у читателей, так как лишены назидательности, потому что

выводы, которые должны быть сделаны, автор доверяет сделать самому

читателю.

Записка имела самый безобидный вид. В ней по всем джентльменским

законам должна была обнаружиться чернильная рожа и..»

А вот что было дальше нам поведает ученик 8 класса Комнатный

Сергей. Татьяна Петросян «Записка».

Алые паруса» Александра Грина следует прочитать тем, кто верен своей

мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно.

Произведение

покоряет

необычными

образами

и

волшебным

сюжетом.

Паруса

символ

мечты,

надежды,

а

алый

цвет

в

этом

произведении

толкуется как радость, ликование, победа добра над злом. Сюжет помогает

определить идею. А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них

верить.

Мнение

окружающих

часто

ошибочное,

нужно

жить

так,

как

подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам –

вот чему учит писатель.

Александр Степанович Грин родился 11

по новому стилю 23 августа

1880 года, в городе Слободской Вятской губернии, в небогатой семье. Отец

8

служил

счетоводом,

мать

до

замужества

работала

медсестрой

Читать

будущий писатель выучился в шестилетнем возрасте. С самого детства он

“болел” морем и мечтал стать матросом. Несколько раз маленький Саша

предпринимал

попытки

бежать

из

дома.

В

1889

г.

Саша

поступил

в

подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось”

прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.

Отрывок

из

феерии

Александра

Грина

Читает

ученица

8

класса

Шевцова Анастасия.

Заключительная часть:

В восточной философии душа представляется цветком лотоса. А цветы, как

известно, требуют тщательного ухода. Что же нужно для того, чтобы расцвел

цветок вашей души? Иметь сердце, открытое для людей. Мудрые книги,

обращение к красоте, духовности, - та живительная влага, так необходимая

для

цветка

нашей

души.

Мы

надеемся,

что

сегодня

вы

получили

эту

живительную влагу для своей души. Пусть книга будет всегда вашим другом,

советчиком.

Наша конкурсная программа подошла к завершению.

Но огонь звучащего Слова – не погас.

Сейчас жюри оценит ваш пыл и старания,

и я думаю, каждый из нас

сохранит в своих душах частичку тепла от сегодняшней встречи!

Просим жюри подвести итоги.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Книги им помогают

Красоту постигать,

Как прекрасное видеть,

Как его передать.

9

В книгах знания, свет,

В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов, отцов.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить.

Так давайте же будем

Их беречь и любить.

10



В раздел образования