примерные конспекты организации опытнической деятельности
Автор: Никифорова Надежда Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 15 Населённый пункт: Кемеровская область, г.Кемерово Наименование материала: методическая разработка Тема: примерные конспекты организации опытнической деятельности Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Детский сад № 15 «Мотылёк».
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Составитель: Никифорова Надежда
Петровна
Воспитатель МБДОУ №15.
г. Кемерово.
2016г.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сравнительный опыт-наблюдение за полосовым и подковообразным
магнитами
Цель: познакомить детей с магнитами, их формой, цветом размерами, весом.
Материалы: полосовой и подковообразный магниты.
Ход. «Ребята, посмотрите, что у вас лежит на столах. Вы знаете, как
называются эти предметы?» (Дать детям возможность самостоятельно
ознакомиться с магнитами.) — Дети высказываю предположения о названиях
предметов.
«Многие из вас, ребята, ответили правильно. Вещи, которые лежат у вас на
столах, — это магниты. Скажите, а чем различаются эти магниты?
Посмотрите на них внимательно!» — Дети определяют, в чем различие
магнитов — в форме.
«А какой формы эти магниты?» — Дети называют форму магнита — один
как подкова, а другой как полоса.
«Из-за их формы магниты имеют различное название — то что похож на
полосу, называется полосовой. А тот, что напоминает подкову, —
подковообразный. А чем еще они различаются? А чем они похожи?» — Дети
определяют общее — сине-красную окраску.
«А попробуйте взять и взвесить магниты на руке. Что вы может сказать об их
весе?»
В конце занятия-наблюдения взрослый еще раз подводит к тому, что дети
узнали нового (о каких предметах шла речь на занятии, чем они различаются
и чем похожи друг на друга).
Опыт-наблюдение за притяжением к магниту
различных мелких предметов и за притяжением магнита
к тяжелым железным предметам
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать железные
предметы, если он находится на незначительном расстоянии, и со свойством
магнита притягиваться к тяжелым железным предметам.
Материал и оборудование: на двоих детей — один полосовой и один
подковообразный магнит, мелкие железные предметы, кубики, кусок стекла,
носовой платок.
Ход. Взрослый предлагает детям вспомнить название предметов,
находящихся у них на столах. Дети отвечают, что это магниты. Взрослый
предоставляет детям время для самостоятельных действий с магнитами
(несколько минут).
«Ребята, мы с вами сейчас будем открывать секреты магнита. И одним из его
секретов является способность притягивать различные предметы. Но он
может притягивать не все предметы, а лишь некоторые. Посмотрите, что
лежит у вас на столе. (Дети перечисляют предметы.) Я попробую притянуть
их все магнитом. Я подношу магнит к скрепкам, гвоздям, стеклу, платку.
(Взрослый действует медленно, чтобы все дети могли увидеть происхо-
дящее.) Что вы заметили? Все ли предметы притянулись?
А как вы думаете, почему притянулись гвозди и скрепки. Что у них общего?
Из какого материала они сделаны?
Правильно, молодцы, все они железные. Так какой же мы можем сделать
вывод о том, какие предметы может притягивать магнит?» (Дети еще раз
формулируют вывод о том, что магнит притягивает только железные
предметы.)
«А теперь давайте попробуем отодвинуть гвоздь немного подальше от
магнита и посмотрим, что будет. Гвоздь притягивается? Нет. А как вы
думаете — почему? (Потому, что он отодвинут слишком далеко от магнита.)
Какой же мы можем сделать еще один вывод? — Магнит притягивает
железные предметы, если они находятся недалеко от него.
А теперь, ребята, посмотрите, что у меня в руках? (железная трубка).
Попробуйте взвесить ее на ладони — она легкая или тяжелая? (тяжелая). А
что будет, если мы к магниту поднесем эту тяжелую железную трубку?
(Взрослый дает детям время на обдумывание вопроса и на высказывание
версий и предположений.) Проводится эксперимент — тяжелая железная
трубка подносится к магниту. — Что мы видим, ребята? Магнит сам
подтягивается к трубке. А почему это происходит, как вы думаете?» (Дети
выдвигают предположения, что магнит легче трубки, поэтому он сам к ней и
тянется.)
В конце занятия-опыта детям предлагается самостоятельно подвести итог
тому, что же нового они узнали (магнит притягивает легкие железные
предметы, находящиеся недалеко от него. Если предметы тяжелые
металлические — к ним магнит тянется сам).
Опыт-наблюдение за притяжением к полюсам магнита
Цель: дать детям представление о полюсах магнита.
Материал и оборудование: на двоих детей — один полосовой и два
подковообразных магнита, железные стружки.
Ход. Взрослый предлагает детям вспомнить, какими интересными
свойствами обладает магнит (свойством притягивать железные предметы).
«Посмотрите, что лежит на этой тарелочке? (железные стружки). А как вы
думаете, они будут притягиваться к магниту? А они будут притягиваться ко
всему магниту? (проводится эксперимент — стружки притягиваются к
концам магнита). Концы магнита — это его полюса. На полюсах магнита как
раз и сосредоточена его основная сила. Раз стружки притянулись к концам и
мы говорим, что сила магнита в основном содержится на его концах, что мы
можем сказать о середине магнита? (середина магнита не обладает такой
силой притяжения)».
В конце занятия-опыта детям предлагается еще раз самостоятельно подвести
итог тому, что нового они узнали (вся сила магнита сосредоточена на его
концах — на полюсах).
Опыт-наблюдение: «Что увидим через воду»
Цель: закрепить знания детей о свойстве воды — прозрачность.
Материал и оборудование: таз с водой, мелкие предметы.
Ход. «Ребята, что у нас находится в тазу? Правильно — это вода. А что вы
мне можете рассказать о воде? (Дети описывают воду.)
Посмотрите, пожалуйста, что я делаю? (В таз бросается кубик.) Что стало с
кубиком? (Он упал на дно.) А вы его видите? («Видим».) Какого он цвета?
(Предлагается детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то
время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети вместе со взрослым
закрывают глаза.)
Ребята, а почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды?».
Делается общий вывод — вода прозрачная.
Опыт-наблюдение: «Какую форму может принять вода»
Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того
предмета, в котором она находится.
Материал и оборудование: ведро с водой, пластмассовые формочки.
Ход. «Ребята, посмотрите, что я принесла. Как вы думаете, для чего нам с
вами сегодня нужна будет вода? (Дети высказывают предположения.)
Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться со свойствами воды. Мы
постараемся узнать, есть ли у воды форма. Загляните в ведро и посмотрите,
какую форму вода приобрела в ведре?
А теперь я дам каждому формочку и предлагаю вам в свои формочки из
нашего ведра налить воды. Какую форму приобрела вода в ваших
формочках? А теперь поменяйтесь формочками. (Дети производят опыт.)
Так какую же форму может приобретать вода? (Детей подводят к выводу о
том, что вода приобретает форму того предмета, в котором она находится.)»
Опыт-наблюдение за «плачущими сосульками»
Цель: установить зависимость между температурой воздуха и состоянием
воды.
Ход. На прогулке отметить, что на солнце сосульки плачут, а в тени нет.
«Ребята, а как вы думаете, что такое сосульки, как они образовались и откуда
взялись? А почему они плачут только на этой стороне крыши?» (Обращается
внимание детей на солнечную сторону крыши.)
В конце наблюдения детей подводят к выводу о том, что снег на солнце тает,
стекает с крыш и образует при замерзании на холодном воздухе сосульки.
Сосульки могут таять только на солнечной стороне, там, где есть тепло
солнца.
Фокус-игра «Волшебная цепочка»
Цель: познакомить детей со свойствами магнитной силы.
Ход. «Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких фокусников. А что
делают фокусники? Вот и мы с вами будем показывать фокус. Посмотрите,
что у меня в руках? (Магнит.) Машенька, возьми, пожалуйста, у меня на
столе скрепку и поднеси к магниту. Что стало со скрепкой? Правильно, она
притянулась. А как вы думаете, если взять еще одну скрепку и поднести к
той, что уже присоединилась к магниту, что с ней будет?» (Дети высказывают
версии. Взрослый предлагает еще одному ребенку взять скрепку и
попробовать поднести к первой.)
«Посмотрите-ка, ребята, что у нас получается? Скрепка поднесена не к
магниту, но все равно держится. А если попробовать еще? А еще? Что у нас
получается?» (Цепочка.)
«А теперь посмотрите, что можно сделать». (Взрослый убирает магнит и
остается только цепочка.) «Посмотрите, что у меня осталось? Цепочка не
распадается». (Дает время на то, чтобы дети высказались по поводу
увиденного.)
«Мы с вами стали немного волшебниками. Но на самом-то деле все
заключается в волшебстве магнита. Дело в том, что магнит обладает такой
силой, которая способна передаваться другим предметам при
соприкосновении с ним. Магнит свою силу передал скрепке, скрепка —
другой скрепке, и так по цепочке. От магнита каждая скрепка стала обладать
чудесной силой притягивать предметы из металла. Правда, эти предметы
должны быть не очень большими».