Напоминание

примерные конспекты организации опытнической деятельности


Автор: Никифорова Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: примерные конспекты организации опытнической деятельности
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Детский сад № 15 «Мотылёк».

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составитель: Никифорова Надежда

Петровна

Воспитатель МБДОУ №15.

г. Кемерово.

2016г.


ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сравнительный опыт-наблюдение за полосовым и подковообразным

магнитами
Цель: познакомить детей с магнитами, их формой, цветом размерами, весом. Материалы: полосовой и подковообразный магниты. Ход. «Ребята, посмотрите, что у вас лежит на столах. Вы знаете, как называются эти предметы?» (Дать детям возможность самостоятельно ознакомиться с магнитами.) — Дети высказываю предположения о названиях предметов. «Многие из вас, ребята, ответили правильно. Вещи, которые лежат у вас на столах, — это магниты. Скажите, а чем различаются эти магниты? Посмотрите на них внимательно!» — Дети определяют, в чем различие магнитов — в форме. «А какой формы эти магниты?» — Дети называют форму магнита — один как подкова, а другой как полоса. «Из-за их формы магниты имеют различное название — то что похож на полосу, называется полосовой. А тот, что напоминает подкову, — подковообразный. А чем еще они различаются? А чем они похожи?» — Дети определяют общее — сине-красную окраску. «А попробуйте взять и взвесить магниты на руке. Что вы может сказать об их весе?» В конце занятия-наблюдения взрослый еще раз подводит к тому, что дети узнали нового (о каких предметах шла речь на занятии, чем они различаются и чем похожи друг на друга).
Опыт-наблюдение за притяжением к магниту

различных мелких предметов и за притяжением магнита

к тяжелым железным предметам
Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать железные предметы, если он находится на незначительном расстоянии, и со свойством магнита притягиваться к тяжелым железным предметам. Материал и оборудование: на двоих детей — один полосовой и один подковообразный магнит, мелкие железные предметы, кубики, кусок стекла, носовой платок. Ход. Взрослый предлагает детям вспомнить название предметов, находящихся у них на столах. Дети отвечают, что это магниты. Взрослый предоставляет детям время для самостоятельных действий с магнитами (несколько минут).
«Ребята, мы с вами сейчас будем открывать секреты магнита. И одним из его секретов является способность притягивать различные предметы. Но он может притягивать не все предметы, а лишь некоторые. Посмотрите, что лежит у вас на столе. (Дети перечисляют предметы.) Я попробую притянуть их все магнитом. Я подношу магнит к скрепкам, гвоздям, стеклу, платку. (Взрослый действует медленно, чтобы все дети могли увидеть происхо- дящее.) Что вы заметили? Все ли предметы притянулись? А как вы думаете, почему притянулись гвозди и скрепки. Что у них общего? Из какого материала они сделаны? Правильно, молодцы, все они железные. Так какой же мы можем сделать вывод о том, какие предметы может притягивать магнит?» (Дети еще раз формулируют вывод о том, что магнит притягивает только железные предметы.) «А теперь давайте попробуем отодвинуть гвоздь немного подальше от магнита и посмотрим, что будет. Гвоздь притягивается? Нет. А как вы думаете — почему? (Потому, что он отодвинут слишком далеко от магнита.) Какой же мы можем сделать еще один вывод? — Магнит притягивает железные предметы, если они находятся недалеко от него. А теперь, ребята, посмотрите, что у меня в руках? (железная трубка). Попробуйте взвесить ее на ладони — она легкая или тяжелая? (тяжелая). А что будет, если мы к магниту поднесем эту тяжелую железную трубку? (Взрослый дает детям время на обдумывание вопроса и на высказывание версий и предположений.) Проводится эксперимент — тяжелая железная трубка подносится к магниту. — Что мы видим, ребята? Магнит сам подтягивается к трубке. А почему это происходит, как вы думаете?» (Дети выдвигают предположения, что магнит легче трубки, поэтому он сам к ней и тянется.) В конце занятия-опыта детям предлагается самостоятельно подвести итог тому, что же нового они узнали (магнит притягивает легкие железные предметы, находящиеся недалеко от него. Если предметы тяжелые металлические — к ним магнит тянется сам). Опыт-наблюдение за притяжением к полюсам магнита Цель: дать детям представление о полюсах магнита. Материал и оборудование: на двоих детей — один полосовой и два подковообразных магнита, железные стружки. Ход. Взрослый предлагает детям вспомнить, какими интересными свойствами обладает магнит (свойством притягивать железные предметы). «Посмотрите, что лежит на этой тарелочке? (железные стружки). А как вы думаете, они будут притягиваться к магниту? А они будут притягиваться ко
всему магниту? (проводится эксперимент — стружки притягиваются к концам магнита). Концы магнита — это его полюса. На полюсах магнита как раз и сосредоточена его основная сила. Раз стружки притянулись к концам и мы говорим, что сила магнита в основном содержится на его концах, что мы можем сказать о середине магнита? (середина магнита не обладает такой силой притяжения)». В конце занятия-опыта детям предлагается еще раз самостоятельно подвести итог тому, что нового они узнали (вся сила магнита сосредоточена на его концах — на полюсах).
Опыт-наблюдение: «Что увидим через воду»
Цель: закрепить знания детей о свойстве воды — прозрачность. Материал и оборудование: таз с водой, мелкие предметы. Ход. «Ребята, что у нас находится в тазу? Правильно — это вода. А что вы мне можете рассказать о воде? (Дети описывают воду.) Посмотрите, пожалуйста, что я делаю? (В таз бросается кубик.) Что стало с кубиком? (Он упал на дно.) А вы его видите? («Видим».) Какого он цвета? (Предлагается детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети вместе со взрослым закрывают глаза.) Ребята, а почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды?». Делается общий вывод — вода прозрачная.
Опыт-наблюдение: «Какую форму может принять вода»
Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в котором она находится. Материал и оборудование: ведро с водой, пластмассовые формочки. Ход. «Ребята, посмотрите, что я принесла. Как вы думаете, для чего нам с вами сегодня нужна будет вода? (Дети высказывают предположения.) Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться со свойствами воды. Мы постараемся узнать, есть ли у воды форма. Загляните в ведро и посмотрите, какую форму вода приобрела в ведре? А теперь я дам каждому формочку и предлагаю вам в свои формочки из нашего ведра налить воды. Какую форму приобрела вода в ваших формочках? А теперь поменяйтесь формочками. (Дети производят опыт.) Так какую же форму может приобретать вода? (Детей подводят к выводу о том, что вода приобретает форму того предмета, в котором она находится.)»
Опыт-наблюдение за «плачущими сосульками»

Цель: установить зависимость между температурой воздуха и состоянием воды. Ход. На прогулке отметить, что на солнце сосульки плачут, а в тени нет. «Ребята, а как вы думаете, что такое сосульки, как они образовались и откуда взялись? А почему они плачут только на этой стороне крыши?» (Обращается внимание детей на солнечную сторону крыши.) В конце наблюдения детей подводят к выводу о том, что снег на солнце тает, стекает с крыш и образует при замерзании на холодном воздухе сосульки. Сосульки могут таять только на солнечной стороне, там, где есть тепло солнца.
Фокус-игра «Волшебная цепочка»
Цель: познакомить детей со свойствами магнитной силы. Ход. «Ребята, сейчас мы с вами превратимся в маленьких фокусников. А что делают фокусники? Вот и мы с вами будем показывать фокус. Посмотрите, что у меня в руках? (Магнит.) Машенька, возьми, пожалуйста, у меня на столе скрепку и поднеси к магниту. Что стало со скрепкой? Правильно, она притянулась. А как вы думаете, если взять еще одну скрепку и поднести к той, что уже присоединилась к магниту, что с ней будет?» (Дети высказывают версии. Взрослый предлагает еще одному ребенку взять скрепку и попробовать поднести к первой.) «Посмотрите-ка, ребята, что у нас получается? Скрепка поднесена не к магниту, но все равно держится. А если попробовать еще? А еще? Что у нас получается?» (Цепочка.) «А теперь посмотрите, что можно сделать». (Взрослый убирает магнит и остается только цепочка.) «Посмотрите, что у меня осталось? Цепочка не распадается». (Дает время на то, чтобы дети высказались по поводу увиденного.) «Мы с вами стали немного волшебниками. Но на самом-то деле все заключается в волшебстве магнита. Дело в том, что магнит обладает такой силой, которая способна передаваться другим предметам при соприкосновении с ним. Магнит свою силу передал скрепке, скрепка — другой скрепке, и так по цепочке. От магнита каждая скрепка стала обладать чудесной силой притягивать предметы из металла. Правда, эти предметы должны быть не очень большими».


В раздел образования