Автор: Шамсутдинова Лариса Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: ЯНАО г.Новый Уренгой
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия
Тема: Изучение танца " Полька"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка открытого занятия
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДТ -Шамсутдинова Л.М.,
г. Новый Уренгой, 2019г.
Краткое описание: методическая разработка занятия направлена на формирова-
ние у учащихся навыков работы с музыкальным произведением в хореографиче-
ской постановке "Полька", умение воспроизвести музыкальный фрагмент в танце,
путём хореографических движений, использовать средства слухового восприя-
тия музыкального произведения.
Данное пособие является методической помощью педагогам, работающим в
детских учреждениях дополнительного образования, школах, ведущим практиче-
скую деятельность по реализации образовательных программ в области вокально-
го искусства на территории г. Новый Уренгой.
Тема занятия: Изучение танца " Полька"
Цель занятия: формирование музыкальной культуры путём активизации слу-
хового восприятия музыкальных произведений. Знакомство с закономерностя-
ми музыкальных процессов, развитие устойчивого интереса к классической
музыке.
Задачи:
Обучающие:
1.
разучить движения польки;
2.
познакомить с музыкальным размером танца «Полька»;
3.
подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию случайных
травм;
Развивающие:
1. развивать координацию движений, музыкальный слух, память, внимание;
2. вырабатывать легкость движений, осанку;
3. воспитывать вежливое отношение;
4.
развивать физические данные обучающихся.
Тип занятия: Занятие- практикум.
Методы обучения: Метод словесного объяснения, методы практического обуче-
ния, наглядный показ, учебно - тренировочные упражнения.
Оборудование: телевизор, видеозапись выступления хореографических коллек-
тивов, исполняющих танец «Полька».
Организационный момент. Приветствие.
Ход занятия:
Педагог: Танец- это искусство выразительных движений в определенном ритме.
Танцу столько же лет, сколько всему человечеству. Издавна люди выражали свои
чувства через слаженные движения. Музыка и танец неразлучные друзья.
Танцевальная музыка-это музыка для сопровождения танца. Она усиливает
выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца от-
личается своим темпом, размером, ритмическим рисунком. Ритм танца имеет
огромное эмоциональное влияние на людей.
Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую
танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется
на эстраде, ее слушают.
Музыка для танцев делится на народную и профессиональную. Народная
музыка живет в народе. Как и в старину, ее играют на народных инструментах,
под нее танцуют.
Танцевальная музыка, которую сочиняют композиторы, называется про-
фессиональной
В мире существует огромное количество танцев. Условно их можно разделить на
культовые, сценические и бытовые. Культовые и сценические танцы. Для их ис-
полнения необходимо особое место (сцена) и специальная подготовка.
Бытовые танцы делятся на народные и бальные. Они существуют для всех,
кто любит танцевать
.
И сегодня на занятии мы научимся танцевать самый веселый и распростра-
ненный танец «Полька» - родиной этого танца является Чехия. Существуют поль-
ки венгерская, немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка. Тан-
цевать можно по одному, а можно парами или группой. А мы будем танцевать па-
рами!
Педагог: Полька- чешский народный танец. Танцующие пары быстро движутся
по кругу, делая легкие полушаги и повороты с подскоком. Слово так и переводит-
ся-,. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в быстром темпе.
Размер 2/4. В середине 19 века полька становится популярным бальным танцем.
Композиторы сочиняют польки и как инструментальные пьесы для домашнего му-
зицирования.
Послушайте 3 танца Полька в различном звучании: Фортепиано-соло, ан-
самбль для фортепиано в четыре руки, соло скрипка в сопровождении форте-
пиано.
Педагог:
В Париже в 1661 году по указу французского короля Людовика 14 была
открыта Академия танца. 13 опытных танцмейстеров должны были создавать и
совершенствовать бальные танцы. Почти все бальные танцы имеют народные кор-
ни. Став частью придворных праздников, балов и маскарадов они сильно измени-
лись по сравнению с народными танцами. Музыку для бальных танцев сочиняют
композиторы, а исполняют ее оркестр или ансамбль инструментов. Меняется
мода, появляются новые танцы, уходят и забываются старые. Но иногда танцы по-
лучают новую жизнь как инструментальные пьесы, части сонат, сюит, симфоний.
Таким образом, танцевальная музыка оказывает огромное влияние на другие му-
зыкальные жанры.
Примером такого творческого долголетия могут служить старинные фран-
цузские танцы: менуэт и гавот.
До эпохи Петра 1 в России мало что знали о танцевальном искусстве запад-
ной Европы. Во времена царствования Петра 1 в Россию проникают менуэт, гавот,
контрданс и другие танцы, популярные в Европе. Они становятся непременным
атрибутом светских балов, театрализованных представлений, входят в обязатель-
ную программу обучения в различных учебных заведениях.
Педагог:
теперь послушаем музыку для нашего танца «Полька».
(Прослушивание музыкального материала).
Настроить детей, разогреть мышцы ног и корпуса для усвоения основных
движений танца на середине зала.
Педагог: Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы
должны разогреть наши мышцы, т. е. сделать разминку. Для этого я поставлю вас
в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу, видели себя в
зеркале.
Педагог:
И так друзья начнем,
Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!!
(Е.Гуляев)
Разминка: на середине зала
маршировка на месте;
упражнения для улучшения гибкости шеи;
упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плече-
вых суставов;
упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц
плеча и предплечья;
упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эла-
стичности мышц кисти и предплечья;
упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;
упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности
мышц голени и стопы.
Изучение основных движений танца «Полька»:
прыжок «соте»;
приставные шаги;
ритмические похлопывания - хлопки.
подскоки;
Постановка детей в круг (взялись за руки и растянулись).
Постановка детей в пары.
Разметка мест остановки пар цветным мелом.
Разучивание танца «Полька» по частям:
Педагог:
Теперь наберемся терпения,
Перейдем к изучению движений,
Движения танца просты, посмотри и повтори!
Педагог: Первое движение: подскоки на месте по одному. Отработка движения
под музыку.
Следующее наше движение: прыжок на месте по одному «соте». Прыжок на месте
по очереди, стоя парами лицом к друг другу. Отработка движения под музыку.
Далее: приставные шаги; и добавляем хлопки. исполняем комбинацию: пристав-
ные шаги + хлопки.
Соединяем все движения вместе: прыжки; приставные шаги; хлопки. Отработка
движения под музыку.
Педагог: Сейчас мы с вами встанем в круг. Это мы сделаем очень просто – возь-
мемся за руки, и разойдемся (растянем руки), опустим руки и сделаем 1 шаг назад.
Теперь повернемся по кругу и исполним под музыку подскоки .
Педагог: Молодцы!
Педагог ставит детей в пары. Отмечает место остановки пары цветным мелом.
Педагог: Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем
порядке:
1 часть – подскоки;
2 часть – прыжок «соте»;
3 часть – приставные шаги, хлопки;
4 часть – подскоки;
5 часть – прыжок «соте».
Педагог:
Если танца будет мало,
Есть у танца поворот:
Мы станцуем всё сначала,
А потом – наоборот!
Заключительная часть занятия
А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью.
Исполнение танцевальной композиции «Полька»
Педагог: Молодцы!
1.
Подведение итогов занятия.
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста. Какой танец
сегодня мы научились танцевать? Какая страна является родиной танца «Полька»?
Узнали какие стили танца? Какие предметы помогают нам? Вы молодцы, были
внимательными
и
выполняли
движения
правильно.
Поблагодарим
друг
друга
аплодисментами.