Напоминание

Работа с учащимися первого класса


Автор: Гостева Снежана Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" п. Айхал
Населённый пункт: п.Айхал, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Работа с учащимися первого класса
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа с учащимися первого класса.

Преподаватель: Гостева Снежана Васильевна

фортепианное отделение

п.Айхал 2016год

Урок в фортепианном классе

Специфика обучения игре на фортепиано, как и на любом другом

инструменте, заключается в том, что необходимо давать знания, прививать

навыки

пианистической

игры

и

одновременно

готовить

репертуар

с

учениками

для

выступлений.

Только

при

хорошей

организации

процесса

обучения возможно охватить такой большой и сложный объём работы и при

этом не упустить ни одного из необходимых направлений. В течение всего

урока необходимо поддерживать интерес к занятиям. Переключение с одного

вида заданий на другой предохраняет от усталости. Ребёнка надо с первых же

уроков

приобщать

к

искусству,

приучать

внимательно

вслушиваться

в

музыкальную речь, проникать в её смысл и строение, распознавать качество

звучания.

Слуховое

воспитание

ученика

должно

осуществляться

на

материале художественном, доступном и интересном для ребенка. Наряду с

разучиванием песенок, что является на самом раннем этапе обучения основой

для художественного воспитания и развития слуха ученика, желательно с

первых же уроков начать знакомить его с инструментом. Надо в общих чертах

рассказать об устройстве фортепиано, что всегда интересует детей, показать

клавиатуру и характер звучания среднего, высоко и низкого регистров, играя

на инструменте подходящие пьески и предлагая ученику самому попробовать

и послушать звуки различной высоты. При этом следует разъяснить, что

означает понятие "выше" и "ниже". На первых же уроках ученик выучивает

название звуков-до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ориентиром для нахождения их

служат черные клавиши(группирующиеся по две и по три). Желательно,

чтобы при помощи последних ученик научился находить белые клавиши

сразу, без предварительного отсчитывания

от ноты до, как это нередко

бывает. Для закрепления в памяти выученных названий можно дать ряд

домашних

заданий

на

отыскание

звуков

в

различных

октавах.

Освоение

элементов музыкальной грамоты начинается с объяснения педагога и показа

их графических изображений. К ним относятся:

-

нотная

запись

звуков

(ученику

показывают

основные

линейки

нотоносца и те звуки, которые расположены на них в скрипичном ключе,

затем звуки, находящиеся между линейками и на первых добавочных сверху

и снизу. Не следует разрывать изучение скрипичного и басового ключей.);

- динамические обозначения (p - пиано (piano) - тихо, pp - пианиссимо

(pianissimo) - очень тихо, f - форте (forte) - громко, ff - фортиссимо (fortissimo)

- очень громко, mp - меццо пиано (mezzo piano) - средне тихо, mf - меццо

форте

(mezzo

forte)

-

средне

громко,

dim.

-

диминуэндо

(diminuendo)

-

постепенное уменьшение громкости звука, cresc. - крещендо (crescendo) -

постепенное увеличение громкости звука);

- элементарный ритм (понятие о различных размерах - двухдольном,

трехдольном - педагог может дать еще до ознакомления с записью высоты

звука на примерах разученных песен или на каком-либо ином музыкальном

материале. Брать за основу четверть, так как эта длительность встречается

значительно

чаще,

а

потому

является

для

ребенка

более

конкретной.

Подобрав знакомую песенку в которой движение идет преимущественно

ровными четвертями, педагог объясняет, каким образом их следует записать

на

бумаге.

Длительности

больше

и

меньше

четвертей

отсчитываются

во

время исполнения песни, причем выясняется, сколько они заключают в себе

четвертей или сколько их умещается в четверти. Таким образом ученик

знакомится с половинными и восьмыми);

-

длительности

(целые,

половинные,

четвертные,

восьмые,

шестнадцатые).

Полезно показать их на музыкальных примерах в исполнении педагога

и проанализировать. Предлагая ученику самому разобрать нотный пример,

следует предварительно с ним его проанализировать, обращая внимание на

новые музыкальные знаки. Музыкальные примеры желательно подбирать

доступные для разбора и анализа учеником.

Перед

тем

как

учить

детей

игре,

их

надо

правильно

посадить

за

инструмент-

удобно,

свободно.

Важно

обратить

внимание

на

то,

чтобы

ребёнок не сутулился

и не сидел напряжённо, словно"аршин проглотил",

чтобы во время исполнения он не приподнимал плечи. Локти не следует ни

прижимать к туловищу, ни выворачивать в стороны. По высоте они должны

быть примерно на уровне клавиатуры. Большое значение для уверенности

исполнения имеет хорошая опора ног, так как ноги у ребёнка обычно не

достают пола ,их надо ставить на скамеечку.

Посадка должна всегда находиться в поле зрения педагога. Но как и во

всём, что касается двигательной области, обращать на неё беспрестанно

внимание ученика обычно нецелесообразно. Желательно последовательно и в

связи

с

конкретными

исполнительскими

задачами

как

бы

формировать

хорошую посадку, не загружая вначале сознания ученика второстепенными

моментами, а останавливаясь лишь на самом существенном, на важнейших

недостатках. Так, скульптор сперва высекает общие контуры фигур и только

потом переходит к тщательной отделке деталей.

Освоение пианистических приёмов следует начинать с переносов руки

через октавы(технические упражнения),после чего переходить к приёму "нон

легато"(обычно

начинают

с

3-го

,

наиболее

устойчивого

пальца,

затем

переходят ко 2-му и 4-му и наконец к 1-му и 5-му пальцам)не останавливаясь

на нём долго. Изучение приема "легато" желательно начинать с коротких лиг

в пятипальцевой позиции. Необходимы так же упражнения на подкладывание

1-го пальца для освоения более длинных лиг и подготовки к игре гамм. Для

развития кистевых движений можно включать упражнения на репетиции и

при этом использовать и двойные звуки. Чтобы увлечь детей работой над

упражнениями, попробуйте вместе с учеником давать им образные названия.

Например, упражнения на легато называть "Поющие пальцы", а переносы

через октавы-" Перелёты" и т.д., затем переходить к штриху стаккато. Уже в

этих

первых

упражнениях

необходимо

обратить

внимание

ребёнка

на

качество воспроизводимого звука. Звук должен быть сочным, певучим, долго

длящимся. Надо избегать как бледного звука, "белого" звука, так и звука

резкого,

стучащего.

Выполнение

самостоятельных

работ

имеет

целью

закрепление знаний и приемов игры. В то же время они развивают гибкие

формы мышления и способствуют выработке артистической уверенности в

исполнении.

В первом полугодии первого года обучения ученик должен освоить

основные

элементы

музыкальной

грамоты,

начальные

приемы

игры

на

инструменте, научиться подбирать песенки от разных звуков, определять

мажорный и минорный лады на слух, сделать несколько самостоятельных

работ и выучить несколько легких пьес разного характера. Количество их

зависит от способностей ученика.

Во

втором

полугодии

первого

года

обучения

увеличится

время

на

освоение

репертуара.

Время

распределяется

таким

образом,

что

первую

половину урока занимает работа над репертуаром, а вторую - все прочие

виды работы, которые постепенно усложняются. Репертуар учащихся должен

включать

произведения

разных

жанров:

полифонические

пьесы,

этюды,

произведения крупной формы и пьесы разного характера. Количество их для

каждого класса оговорено в программе. Одни произведения изучаются в

классе, другие готовятся для исполнения на эстраде. Последние подбираются

так, чтобы ученик смог показать себя с наилучшей стороны. Уроки могут

быть разнообразными. Последовательность различных форм работы на уроке

должна

быть

стабильной.

Это

дисциплинирует

ученика.

Однако

полезно

время от времени её менять, чтобы избежать однообразия и статичности.

Успешность проведения урока и его настрой зависит от мастерства педагога.

Общим принципом организации должен быть охват разнообразных форм в

течение

одного

урока,

постоянный

контроль

за

всеми

сторонами

продвижения

ученика.

В

работе

с

учеником

необходимо

поощрять

его

инициативу. Это относится и к изучению элементов музыкальной грамоты, и

к освоению репертуара, и к воспитанию слуха, и к техническому развитию, и

особенно

к

творческим

заданиям.

Методика

самостоятельной

работы

индивидуальна для каждого вида работы и для разных групп. Так, в младших

классах происходит накопление знаний, освоение пианистических навыков,

развитие

слуха.

Каждое

домашнее

задание

должно

быть

хорошо

подготовлено на уроке. Но только убедившись в том, что ученик освоил

учебный материал, свободно в нем ориентируется и готов выполнить задание,

педагог

может

поручить

ему

самостоятельное

выполнение

его

дома.

В

противном случае задание будет выполнено плохо или совсем не выполнено,

а невыполнение заданий ведет к отсутствию дисциплины. Некоторым детям,

которым дома помогают родители, можно поручать большой объем работы.

Прежде чем приступить к изучению нового учебного материала, следует

проверить выполнение домашнего задания. Чем лучше организован учебный

процесс, тем меньше времени займет такая проверка.

Современный репертуар для начального обучения весьма обширен.

Наряду с многочисленными авторскими сборниками существует большое

количество пособий всевозможных типов:

1.

"Школа

игры

на

фортепиано"

-

составленная

Э.Кисель,

В.Натансоном, А.Николаевым, Н.Сретенской;

2. "Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих"

- С.Ляховицкой, Л.Баренбойма;

3. "Юный пианист", Л.Ройзмана, В.Натансона;

4. "Школа игры на фортепиано" - Н.Кувшинникова, М.Соколова;

5.

"Современный

пианист"

-

редакторы-составители

М.Соколов,

В.Натансон, Н.Копчевский;

6. "Современная фортепианная музыка для детей" - Н.Копчевский;

7. "Пьесы для фортепиано на народные темы" - Б.Розенгауз;

8. "Школа фортепианной техники" - В.Дельновой, В.Натансона;

9. "Крохе музыканту" 1,2 части - И.Королькова;

10. "В музыку с радостью" - О.Геталова, И.Визная;

11. "Воспитание ученика-пианиста" - Б.Милич;

12. "Музыкальные картинки" - Л.Хереско.

Воспитание

навыков

самостоятельной

работы

-

основная

цель

обучения. Такие навыки дают возможность хорошо организовать учебный

процесс:

от

успеха

их

освоения

в

младших

классах

во

многом

зависит

продвижение

занятий

в

старших.

Получая

конкретные

сведения,

ученик

должен

одновременно

осваивать

методы

их

познания.

Объем

самостоятельной работы возрастает по мере развития ученика, возрастает и

требовательность к нему педагога. Педагог ответственен за музыкальное его

развитие,

знания

и

умения.

Освоение

навыков

самостоятельной

работы

воспитывает в человеке самоконтроль и уверенность в своих силах.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники