Автор: Михайленко Галина Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Клепечихинская СОШ" Населённый пункт: с.Клепечиха, Поспелихинский район Наименование материала: Рабочая программа Тема: Программа по русскому языку. "Школа России" Раздел: начальное образование
Комитет по образованию Поспелихинского района
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Клепечихинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено.
Руководитель ШМО начальных
классов __________________
Резниченко Е.Г.
МКОУ«Клепечихинская СОШ»
Протокол № 1
от «28» августа 2015г.
Согласовано.
Заместитель
директора по УВР
___________
Л.И.Мухопад
«31» августа 2015г.
Утверждаю.
Директор МКОУ
«Клепечихинская СОШ»
__________И.Я.Ильенко
Приказ № 107
«31» августа 2015г.
Рабочая программа
по учебному предмету
Русский язык
Предметная область: филология
3 класс
Срок реализации программы: 2015-2016 г
(Разработана на основе авторской программы
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Бойкина М.В.)
Составитель программы:
Михайленко Г.М.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Клепечиха, 2015
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
ФГОС НОО 2009 г;
Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в двух частях.
«Просвещение»,2008, 2009,2010 год;
Авторской программы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. М.: «Просвещение»,2011год;
Федерального перечня учебников на 2015-2016уч.год;
учебного плана МКОУ «Клепечихинская СОШ»;
годового календарного графика МКОУ «Клепечихинская СОШ»;
учебного расписания МКОУ «КлепечихинскаяСОШ»на 2015-2016 уч.год;
школьного Положения о рабочей программе (локальный акт №4 от 16.01.2014 года).
2.Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-
нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического
образования и речевого развития, который обеспечивает готовность выпускников начальной
школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются :
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач , решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета. Курс русского языка начинается с обучения грамоте.
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного
графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря,
совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической
пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках
обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения
2
грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного
(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его
содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к
самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня
развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая
задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных
обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными
звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению,
усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю,
как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и
слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными
видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный)– повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения
грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение
читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного,
темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными
линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав
слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает
ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов
речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и
оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и
письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в
программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков,
актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа
над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими
сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников
созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-
повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и
ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и
самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам
построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в
устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в
чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы
словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
3
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о
материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление
роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка
и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в
зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию
необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель
интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях:
словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий
становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются
интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации,
обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и
познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с
информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с
информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению
учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить,
расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития
детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести
поиск и систематизировать нужную информацию.
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков.
В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:
Личностно-ориентированная технология обучения.
Технология уровневой дифференциации
Проблемное обучение
Исследовательские методы в обучении.
Игровые технологии
Тестовые технологии
Групповая технология
Проектная технология
Информационно-коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Типы уроков:
1) Уроки «открытия» нового знания;
2) Уроки отработки умений и рефлексии;
3) Уроки общеметодологической направленности;
4) Уроки развивающего контроля.
Урок
изучения
нового
–
это
традиционный
(комбинированный)
урок,
лекция,
экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное
закрепление новых знаний.
Урок
закрепления
знаний
–
это
практикум,
экскурсия,
лабораторная
работа,
собеседование,
консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет
целью обобщение единичных знаний в систему.
4
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр
знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].
Формы урока:
фронтальная;
групповая;
парная;
индивидуальная
коллективная
3.Место курса в учебном плане МКОУ «Клепечихинская СОШ»
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675часов . В 1 классе — 165 часов
(5часов в неделю, 33 учебные недели): из них 115 часов (23 учебные недели) отводится урокам
обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) — урокам русского
языка.
Во 2 - 4 классах на уроки русского языка отводится по 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебных
недели в каждом классе).
Авторская программа В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, предполагает 5 часов в неделю. Данная
программа предполагает 5 часов в неделю. Согласно годового календарного графика и учебного
расписания общее число годовых часов составляет 174ч.
Различия в количестве часов отражено в тематическом планировании.
4.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Программа обеспечивает достижения определенных личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
5
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при
составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
6
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические
категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
5. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей
речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение
основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного
решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной
задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к
этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов
(подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной
детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий
картин, репродукций картин художников , просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление
числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или
несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов.
Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и
мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места
ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом
обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков.
Функция букв е, ё, ю, я . Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный
звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
7
коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и
при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и
свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на
пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и
строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его
прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков,
определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и
глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных
звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный
ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий
— глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.
Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая
функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика . Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
8
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, опрямом и
переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за
их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью
суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с
чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное . Значение и употребление в речи. Различение имён
существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён
существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение
существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение
принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён
существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное . Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по
родам, числам и падежам, кроме прилагательных на - ий, -ья, -ов, -ин . Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение . Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного
числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи
количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам:
настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое
овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы.
Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов .
Наречие . Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от
приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
9
Частица. Частица не , её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и
сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при
помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения
распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с
двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без
союзов и с союзами и, а, но . Использование интонации перечисления в предложениях с
однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных
предложений.
Орфография и пунктуация . Формирование орфографической зоркости, использование
разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.
Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
(непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь ;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е , в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на - мя,
-ий, -ье, -ия, -ов, -ин );
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа
(читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться ;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
10
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи . Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета
в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах
синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися
определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения;
сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
6. Тематический план
№
Тема курса
Количество
часов по
авторской
программе
Количество
часов по
рабочей
программе
Контрольные работы
проекты
Авт.
Раб.
1
Язык и речь.
2
2
2
Текст. Предложение.
Словосочетание.
14
14
1
1
3
Слово в языке и речи.
19
20
1+1+1
1+1+1
4
Состав слова.
16
16
1+1
1+1
5
Правописание частей слова
29
30
1
1
6
Части речи. (1)
76
77
Имя существительное.
30
30
2+2
2+2
11
Имя прилагательное.
19
19
1+1
1+1
Местоимение.
5
5
1
1
Глагол.
21
21
1+1
1+1
7
Повторение.
14
15
1
1
итого
170
174
17
17
Проверочные работы-5.
Проверочные диктанты-3
Контрольные диктанты-3
Проекты-5.
Комплексная работа -1.
7. Календарно-тематическое планирование
№
Наименование раздела и тем.
Характеристика
деятельности
учащихся.
Дата
Язык и речь. 2.
1.1
Наша речь. Виды речи.
Представлена в полном
объеме авторской
программы на странице
175
01.09.
2.2
Наш язык.
02.09.
Текст. Предложение. Словосочетание.-14
3.1
Текст
как
единиц
а языка
и речи.
Представлена в полном объеме авторской
программы на странице 175-177.
03.09.
04.09.
4.2
Типы текстов: повествование описание
рассуждение.
5.3
Предложение.
07.09.
6.4
Виды предложений по цели высказывания.
08.09.
7.5
Виды предложений по цели высказывания.
09.09.
8.6
Виды предложений по интонации.
10.09.
9.7
Обобщение знаний о видах предложения.
11.09.
10.8
Обращение.
14.09.
11.9
Главные и второстепенные члены
предложения.
15.09.
17.09. 1
2.10
Разбор предложения по членам
предложения.
16.09.
14.12П
ростое
и
сложно
е
предло
жение.
Сложное предложение.
18.09.
12
13.11
15.13
Проверочная работа №1 «Предложение».
21.09.
16.14
Работа над ошибками.
22.09.
Слово
в
языке
и речи.
19ч.+1
23.09.17.1
18.2Лек
сическо
е
значени
е слова.
Однозн
ачные и
многоз
начные
слова.П
редстав
лена в
полном
объеме
авторск
ой
програ
ммы на
страни
це 177-
179
Синонимы и антонимы.
24.09.
19.3
Омонимы.
25.09.
20.4
Слово и словосочетание.
28.09.
21.5
Фразеологизмы.
29.09.
22.6
Подробное изложение с языковым анализом
текста.
30.09.
23.7
Части речи.
01.10.
24.8
Имя существительное.
02.10.
25.9
Имя прилагательное.
05.10.
26.10
Глагол.
06.10.
27.11
Имя числительное.
07.10.
28.12
Проверочный работа №2 «Слово в языке
и речи»
08.10.
29.13
Работа над ошибками.
09.10.
30.14
Однокоренные слова.
12.10.
31.15
Слог, звуки и буквы
13.10.
32.16
Гласные и согласные звуки.
14.10.
33.17
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
15.10.
34.18
Разделительный Ь.
16.10.
35.19
Проверочный диктант №1 «Слово в
языке и речи»
19.10.
13
36.20
Работа над ошибками.
Проект №1«Рассказ о слове».
20.10.
Состав
слова.
16.
21.10.37.1
38.2Ко
рень
слова.П
редстав
лена в
полном
объеме
авторск
ой
програ
ммы на
страни
це 180-
181
Корень слова. Чередование звуков.
22.10.
39.3
Сложные слова.
23.10.
40.4
Формы слова. Окончание.
26.10.
41.5
Как найти в слове окончание.
27.10.
42.6
Окончание.
28.10.
43.7
Приставка.
29.10.
44.8
Приставка.
30.10.
45.9
Приставка.
09.11.
46.10
Суффикс.
10.11.
47.11
Суффикс.
11.11.
48.12
Суффикс.
12.11.
49.13
Основа слова.
13.11.
50.14
Разбор слов по составу.
16.11.
51.15
Проверочная работа№3 «Состав слова.»
17.11.
52.16
Работа над ошибками.
Проект №2 «Семья слов».
18.11.
Право
писани
е
частей
слова.
29. +1
19.11.53.1
54.2В
каких
значим
ых
частях
слова
есть
орфогр
аммы?
Предст
Правописание безударной гласной в корне.
20.11.
14
авлена
в
полном
объеме
авторск
ой
програ
ммы на
страни
це 181-
182
55.3
Правописание безударной гласной в корне.
23.11.
56.4
Правописание безударной гласной в корне.
24.11.
57.5
Правописание безударной гласной в корне.
25.11.
58.6
Правописание парных согласных в корне.
26.11.
59.7
Правописание парных согласных в корне.
27.11.
60.8
Правописание парных согласных в корне.
30.11.
61.9
Правописание парных согласных в корне.
01.12.
62.10
Правописание парных согласных в корне.
02.12.
63.11
Правописание непроизносимых согласных
в корне.
03.12.
64.12
Правописание непроизносимых согласных
в корне.
04.12.
65.13
Правописание непроизносимых согласных
в корне.
07.12.
66.14
Правописание непроизносимых согласных
в корне.
08.12.
67.15
Правописание непроизносимых согласных
в корне.
09.12.
68.16
Правописание слов с удвоенными
согласными.
10.12.
69.17
Правописание слов с удвоенными
согласными.
11.12.
70.18
Правописание суффиксов и приставок.
14.12.
71.19
Правописание суффиксов и приставок.
15.12.
72.20
Правописание суффиксов и приставок.
16.12.
73.21
Правописание суффиксов и приставок.
17.12.
73.22
Правописание приставок и предлогов
18.12.
75.23
Правописание приставок и предлогов
21.12.
76.24
Правописание приставок и предлогов
22.12.
77.25
Разделительный твердый знак.
23.12.
78.26
Разделительный твердый знак.
24.12.
79.27
Контрольный диктант №1 «Части слова»
25.12.
80.28
Работа над ошибками. Составление
объявления.
28.12.
81.29
Обучающее изложение.
11.01.
82.30
Работа над ошибками.
12.01.
Части
речи.
76=(30
+19=21
+5+1.)+
15
1=77
13.01.83.1
84.2Части
речи. (1)
Представ
лена в
полном
объеме
авторской
программ
ы на
странице
183-185
Имя существительное. (30)
14.01.
85.3
Имя существительное.
15.01.
86.4
Одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
18.01.
87.5
Одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
19.01.
88.6
Обучающее изложение.
20.01.
89.7
Собственные и нарицательные имена
существительные.
21.01.
90.8
22.01.
91.9
25.01.
92.10
Число имен существительных.
26.01.
93.11
Число имен существительных.
27.01.
94.12
Род имен существительных.
28.01.
95.13
Род имен существительных.
29.01.
96.14
Ь на конце имен существительных после
шипящих.
01.02.
97.15
Ь на конце имен существительных после
шипящих.
02.01.
98.16
Обучающее изложение.
03.02.
99.17
Проверочный диктант №2 «Имя
существительное»
04.02.
100.18
Работа над ошибками.
05.02.
101.19
Падеж имен существительных.
08.02.
102.20
Падеж имен существительных.
09.02.
103.21
Падеж имен существительных.
10.02.
104.22
Составление рассказа по репродукции
картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и
лягушка -квакушка».
11.02.
105.23
Именительный падеж.
12.02.
106.24
Родительный падеж.
15.02.
107.25
Дательный падеж.
16.02.
108.26
Винительный падеж.
17.02.
109.27
Творительный падеж.
18.02.
110.28
Предложный падеж.
19.02.
111.29
Обучающее изложение.
22.02.
112.30
Работа над ошибками. Все падежи.
24.02.
113.31
Обобщение знаний об имени
существительном.
25.02.
114.32
Проект №4 «Зимняя страничка».
26.02.
16
115.33
Проверочный диктант №3 «Склонение
имен существительных».
29.02.
116.34
Имя прилагательное. (19)
Представлена в полном
объеме авторской
программы на странице
185-187
01.03.
117.35
Роль прилагательных в речи.
02.03.
118.36
Роль прилагательных в речи.
03.03.
119.37
Текст-описание.
04.03.
120.38
Описание репродукции картины
М.А.Врубеля «Царевна -Лебедь».
07.03.
121.39
Род имен прилагательных.
09.03.
122.40
Род имен прилагательных.
10.03.
123.41
Род имен прилагательных.
11.03.
124.42
Род имен прилагательных.
14.03.
125.43
Число имен прилагательных.
15.03.
126.44
Число имен прилагательных.
16.03.
127.45
Падеж имен прилагательных.
17.03.
128.46
Падеж имен прилагательных.
18.03.
129.47
Контрольный диктант №2«Имена
прилагательные»
21.03.
130.48
Морфологический разбор имен
прилагательных.
22.03.
22.03.
131.49
Обобщение знаний об имени
прилагательном.
23.03.
132.50
Обобщение знаний об имени
прилагательном.
24.03.
133.51
Сочинение-отзыв по репродукции
картины А.А.Серова «Девочка с
персиком».
25.03.
134.52
Проект №5 «Имена прилагательные в
загадках».
04.04.
135.53
Местоимение. (5)
Представлена в полном
объеме авторской
программы на странице
188
05.04.
136.54
Изменение местоимений по родам.
06.04.
137.55
Местоимение.
07.04.
138.56
Местоимение. Составление письма.
08.04.
139.57
Проверочная работа
№4»Местоимение»
11.04.
140.58
Глагол (21)
Представлена в полном
объеме авторской
программы на странице
188-189
12.04.
141.59
Употребление глаголов в речи.
13.04.
142.60
Употребление глаголов в речи.
14.04.
143.61
Составление текста по сюжетным
картинкам.
15.04.
144.62
Неопределенная форма глагола.
18.04.
145.63
Неопределенная форма глагола.
19.04.
146.64
Изменение глаголов по числам.
20.04.
17
147.65
Изменение глаголов по числам.
21.04.
148.66
Изменение глаголов по временам.
22.04.
149.67
Изменение глаголов по временам.
25.04.
150.68
Изменение глаголов по временам.
26.04.
151.69
Изменение глаголов по временам.
27.04.
152.70
Обучающее изложение.
28.04.
153.71
Прошедшее время глагола.
29.04.
154.72
Прошедшее время глагола.
02.05.
155.73
Частица НЕ с глаголами.
03.05.
156.74
Частица НЕ с глаголами.
04.05.
157.75
Морфологический разбор глагола.
05.04.
158.76
Проверочная работа №5 «Глагол»
06.05.
159.77
Контрольный диктант №3 «Глагол»
10.05.
Повторе
ние (15)
11.05.160.1
161.2Част
и речи.
Изложение повествовательного текста.
12.05.
162.3
Предложения по цели высказывания
13.05.
163.4
Имя существительное
16.05.
164.5
Правописание слов с изученными
орфограммами.
17.05.
165.6
Правописание слов с изученными
орфограммами
18.05.
166.7
Правописание слов с изученными
орфограммами
19.05.
167.8
Однокоренные слова
20.05.
168.9
Комплексная работа
23.05.
169.10
Работа над ошибками
24.05.
170.11
Изложение по самостоятельно
составленному плану.
25.05.
171.12
Работа над ошибками.
26.05.
172.13
Правописание слов с изученными
орфограммами.
27.05.
173.14
Правописание слов с изученными
орфограммами.
30.05.
174.15
Правописание слов с изученными
орфограммами.
31.05.
8. Учебно-методическое и материально –техническое обеспечение образовательного
процесса.
8.1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в двух частях.
«Просвещение»,2008, 2009,2010 год;
Авторская программа по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г.,Горецкий, М.Бойкина.
Москва:«Просвещение» 2011год
18
Планируемые результаты изучения учебного предмета. Сайт «Просвещение».
8.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / в 2-х
частях/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: «Просвещение». 2012.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь.3класс. 2ч / Пособие для учащихся
образовательных учреждений.– М.: «Просвещение».2015.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В. П.,
В.Г.Горецкого 3 класс. М. «ВАКО».2014
Канакина В. П. Русский язык 3-4 классы Сборник диктантов и самостоятельных работ. 2015. М.:
«Просвещение».
СНикифорова В.В.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 3класс . 2014. М.
«ВАКО»
Канакина В.П. Русский язык. Работа с трудными словами.1-4 классы.
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс.
М.: «Просвещение». 2015.
8.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
Примечания
Книгопечатная продукция
Сборник рабочих программ «Школа
России».- М.:Просвещение, 2011.
Учебники
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский
язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В
2 ч.: Ч.1.
1.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский
язык. 3 класс. М.:Просвещение, 2012. В
2 ч.: Ч.2.
Рабочие тетради
1.Рабочие тетради Канакина В.П.,
Русский язык.3 класс.1 и 2 часть.
М.:Просвещение, 2015.
Методические пособия для учителя
1.
ДмитриеваО.И. Поурочные
разработки по русскому языку, 3
класс .-Москва «ВАКО», 2013.
В программе определены цели начального обучения
русскому языку; рассмотрены подходы к структуриро-
ванию учебного материала и к организации деятель-
ности учащихся; представлены результаты изучения
предмета, основное содержание курса, тематическое
планирование с характеристикой основных видов де-
ятельности учащихся; описано материально-техниче-
ское обеспечение образовательного процесса.
В учебниках используются схемы, алгоритмические
предписания. Задания к упражнениям имеют комп-
лексный характер. Методический аппарат учебников
позволяет организовать систематическое повторение.
В учебники включены задания для работы в парах и
материалы по проектной деятельности.
Пособие предназначено для организации
самостоятельной деятельности учащихся. В них
представлены учебные задачи, решение которых
связано с последовательным осуществлением целого
ряда учебных действий. Выполняя задания ученики
анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют
явления языка, делают выводы.
В пособии представлены поурочные разработки по
русскому языку для 3 класса к УМК В.П. Канакиной,
В.Г. Горецкого («Школа России»), составленные в
соответствий с требованиями ФГОС. Пособие
включает: тематическое планирование учебного мате-
19
2.
Канакина В.П. Русский язык . 3 класс.
Методичкские рекомендации.
3.
Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Русский Язык. Сборник диктантов
и самостоятельных работ. 1 - 4
классы. М.:Просвещение, 2012.
4.
Канакина В. П. Работа с трудными
словами. 1-4 классы
5.
Тихомирова Е.Н. Тесты по русскому
языку. 3 класс. М.: «ЭКЗАМЕН»,
2013. В 2 ч.
риала, подробные сценарии уроков, тексты диктантов
и изложений, интересный игровой материал.
В сборнике представлены обучающие тексты
различных типов, контрольные диктанты, творческие
работы по основным разделам начального курса
русского языка. Материал может быть использован
для совершенствования грамматико-орфографических
навыков и умений, а также для контроля усвоения
содержания курса.
Пособие включает словарь слов с непроверяемыми
и трудно проверяемыми написаниями, языковой мате-
риал для организации словарно-орфографической
работы на уроках и во внеурочной деятельности, ре-
комендации по работе с трудными словами
Данный сборник с тестами предназначен для
тематического и итогового контроля знаний учащихся
по основным разделам учебника "Русский язык. 2
класс" (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Тесты
помогут учащимся в изучении основных тем курса
русского языка, а учителю предоставят
систематизированный проверочный материал.
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Электронные учебные пособия:
1. Электронное приложение к учебнику
«Русский язык», 3 класс
(Диск CD-ROM),
Авторы: Канакина В.П., Половникова
Е.Ю., Данилова Н.В.
Диски для самостоятельной работы учащихся на
уроках (если класс имеет компьютерное
оборудование) или для работы в домашних условиях.
Материал по основным вопросам начального курса
русского языка представлен на дисках в трёх
аспектах: рассмотрение нового учебного материала,
использование новых знаний в изменённых условиях,
самоконтроль.
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером и сканером.
Мультимедийный проектор, экран.
Оборудование класса.
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Компьютерный стол.
Шкафы.
Настенные доски
9.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
20
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина
России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному
достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов
изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и
читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию
собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие
другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих
людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в
общении речь;
осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников,
сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности
языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной
задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом
уровнях; проявлять познавательную инициативу;
21
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения
задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в
памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить
необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха
и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или
самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе
(с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и
использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме;
переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать
цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов
разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно
содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста,
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед
аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный
материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для
решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для
решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными
способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
22
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение
языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным
основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса
существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при
решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и
ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи
(ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных
задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),
договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему
решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию),
аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и
пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны
Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку,
понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному
использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя
общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
23
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого
поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения
коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения;
формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области
фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями
находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы
языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными
орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и
пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую
тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение,
обосновывать его с учётом ситуации общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с
людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста,
для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём
новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или
главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать
части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте
повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомиться с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений
за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
24
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять
собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия;
сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать
требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный
тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин
художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной
учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение,
повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом
при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно
выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности,
точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические
и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный –
безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий,
парный – непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака ( ъ ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ,
коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с
разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг
слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и
справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике
алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
25
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в
речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова
(или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к
учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или
толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах
омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт
различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их
значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в
устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также
эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые
случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
26
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить
соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов
слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по
составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых
приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени
существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять
имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от
формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного;
определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные
по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое
представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»;
определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем
времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические
признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения
для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и
порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не ;
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и
устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме
программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
27
наблюдать за словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении
изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно
интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без
деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в
схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие
предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу
(подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения,
определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные
члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак ( ъ );
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными
(перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
28
раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем
словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами
правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск
орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
10.Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Оценивание предметных и метапредметных УУД учащихся осуществлятся согласно положению о
системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени
образования.
11. Лист
корректировки рабочей программы
№
п/п
Название
раздела, темы
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Реквизиты
документа, которым
закреплено
изменение
Дата
проведения
по факту
29
30