Автор: Глотов Игорь Георгиевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Базовая Павловская СОШ"
Населённый пункт: с.Павловка Чернушинский район Пермский край
Наименование материала: Формирование устойчивой потребности в повышении двигательной активности в условиях сельской школы
Тема: Двигательная активность школьника
Раздел: среднее образование
Формирование устойчивой потребности в повышении
двигательной активности в условиях сельской школы.
Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но
это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где
он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства,
формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо
взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения её основной линии -
охраны и укрепления здоровья детей.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения
школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры
общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-
типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и
функциональными особенностями и возможностями школьников.
Формированию устойчивой положительной мотивации школьников к активной двигательной
деятельности способствует в первую очередь образ жизни семьи, ее двигательный режим,
условия для занятий физической культурой и спортом в сельских школах. В подростковом
возрасте одним из важнейших социальных факторов, формирующих привычную двигательную
активность, становятся массовые физкультурно-спортивные мероприятия и создание
благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта с
учетом интересов самих школьников. Установка на регулярные занятия физической культурой —
обязательное условие формирования и поддержания здорового образа жизни, рациональный
суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы;
разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические
условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ
жизни семьи.
Неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе и дома; нарушение
режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие
вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе
Реализовать эти принципы можно, используя комплексную модель физического воспитания
школьников, содержащую разные средства, формы и методы физического воспитания (утреннюю
гигиеническую гимнастику, гимнастику до уроков, физкультминутки на уроках, динамический час,
внеклассные и внешкольные формы массовой физкультурно-оздоровительной работы, урок
физической культуры).
В практике существует множество определений понятия "здоровье". Я в своей деятельности
руководствуюсь следующим определением данного понятия, предложенным Всемирной
Организацией Здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".
Цель: Создание условий сохранения и укрепления здоровья школьников.
Задачи:
Управленческие:
-Проанализировать состояние здоровья школьников;
-Разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьника в
условиях массового обучения;
-Формировать готовность и умения вести здоровый образ жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Положительная динамика психологического состояния.
Снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и
укреплении здоровья школьников
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Контроль состояния физической подготовленности проводится 2- раза в год сентябрь- май.
Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.
Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
Введение и сохранение в учебный план уроков Здоровья (формирование основ здорового образа
жизни).
Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах,
консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других
образовательных учреждений.
В процессе реализации работы используются следующие формы работы:
Мероприятия в режиме учебного дня школы (физкультурные минутки во время уроков,
гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, уроки физической культуры.)
спортивные праздники;
соревнования, Веселые старты;
туристические походы, экскурсии;
"Дни здоровья";
спортивные викторины;
теоретические занятия, беседы, семинары;
тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся;
наглядная агитация (, стенды, плакаты).
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится
сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных технологий,
соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Создана благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует
дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
1 час в неделю проводится - Урок здоровья. Данные уроки направлены на воспитание у
обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей
школьного возраста больше, чем врач. Апробировав здоровьесберегающую технологию и
проанализировав динамику развития ребенка в начальной школе, я добился положительных
результатов.
Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.Сохранению и
укреплению физического здоровья детей.
90 % обучающихся класса принимают участие в школьных и районных соревнованиях по
баскетболу, волейболу, борьбе, легкоатлетических кроссах, спартакиаде школы. В классе нет
обучающихся, посещающих спец. группу.
-Происходит снижение заболеваний опорно-двигательной системы.
- Способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности,
творческой активности учащихся.
-Повышению уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной
деятельности.
-Повышению уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
-Повышению профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в
сохранении и укреплении здоровья школьников
-Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения
родителей в общую задачу улучшение здоровья детей.
Таким образом, используемая система работы, способствует осознанию необходимости здорового
образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования
человека; развитию у учащихся самостоятельности, целеустремлённости в учебно-
познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формированию
ответственности, готовности преодолевать трудности, самостоятельно пополнять знания,
заниматься самообразованием, самовоспитанием.
План
Физкультурно-оздоровительной и
спортивно-массовой работы в школе на 2011-2012г.
1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
-проведение физкультминуток на уроках, в 1-4 классах на 2-4уроках, в 5-7 классах на 4-6 уроках
и подвижных игр на переменах. Кл.руководители.
-Провести беседы в классах о режиме дня школьника. Кл. руководители.
2.Спортивная работа в классах.
-Назначить физоргов классов ( избрать) учитель физ-ры
-Работать по подготовке классов по видам спорта, включенным во внутришкольную
спартакиаду. (физорги, капитаны команд)
3.Агитация и пропаганда.
-подведение и информирование результатов соревнований
-расписание спортивных и туристических секций
- проведение конкурса «Лидер спортсмен»
4.Внеурочная работа в школе.
Отборочные соревнования
1.Сентябрь- октябрь Легкоатлетическое многоборье
3.Ноябрь- Многоборье по гимнастике
4.Декабрь- Лучший стрелок
5.Февраль –Военизированное многоборье
6.Март – Лыжные гонки
7. Апрель – Шиповка юных
8.Май – Легкоатлетическая эстафета