Автор: Куулар Любовь Биче-Ооловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Ак-Чыраа Населённый пункт: Республика Тыва, Овюрский р-н, с.Ак-Чыраа Наименование материала: Статья Тема: "Работа с детьми с нарушениями письменной речи" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ак-Чыраанская средняя общеобразовательная школа
Овюрского кожууна Республики Тыва
Доклад
на тему
"РАБОТА С ДЕТЬМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ"
Выполнила: Куулар Любовь Биче-ооловна,
учитель начальных классов
1 категории,
стаж 24 года
Хандагайты, 2015
Работа с детьми нарушениями письменной речи
Введение
Виды нарушений и их коррекция
Проблемы раннего обучения чтению
Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями
Основные направления работы по профилактике и коррекции дисграфии
Профилактика нарушений письма
Заключение
Литература
Введение
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками
чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие
фонематического слуха и произносительной стороны речи,
что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа.
А.Р. Лурия
Около половины детей имеют разнообразные нарушения устной и
письменной речи, которая не только затрудняет обучение ребенка, но и
влияет на его интеллектуальное развитие. Опираясь на статистические
данные научных исследований, ученые установили, что среди детей с
речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент тех, кто имеет
нарушения письменной речи, особенно различные виды дисграфии.
Среди детей, не успевающих по русскому языку , около 95% - это те, у кого
в дошкольном возрасте не был сформирован фонематический слух или
имелись проблемы с устной речью. Важно своевременно сформировать
фонетический слух; дать основы звукобуквенного анализа слов; анализ фраз
(с опорой на схемы предложения), текста.
Большой процент детей со специфическими нарушениями письменной
речи и актуальность проблемы в настоящее время.
Исследования последних лет показали, что речевая работа с
дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне, чем это
было принято раньше, с учетом возросших потенциально-интеллектуальных
и речевых возможностей детей.
Родной язык помогает адаптироваться ребенку к жизни окружающих
людей, к меняющемуся социуму. Хорошее знание русского языка
необходимо ему для успешного обучения в школе. Следовательно, родной
язык является не только средством общения, выражения мысли, но и
активным, могучим стимулом всестороннего развития личности человека на
протяжении всей его жизни.
Удачи Вам, дорогие коллеги, успехи в воспитательно-образовательном
процессе. Берегите наш русский язык!
Виды нарушений и их коррекция
•
Недифференцированность произношения парных согласных.
•
Замена одних звуков другими, имеющими более простую
артикуляцию.
•
Смешение, неустойчивое употребление целого ряда звуков, замена их
звуками близкими по артикуляции или акустическим признакам.
Среди неуспевающих младших школьников более половины детей в
дошкольном возрасте имели речевые проблемы: поздно заговорили, имели
дефектное звукопроизношение, ограниченный словарь, несформированный
фонематический слух и т.д.
По работе коррекции речи, в том числе и звукопроизношения, можно
успешно предупредить целый ряд нарушений письменной речи, которые
возникают к концу первого учебного года обучения в школе. Примером
подобной работы может служить методика изучения звуков.
Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников часто
встречается дефект оглушения и озвончения. Выделяет три вида дефекта:
полное отсутствие звонких согласных, т.е. тотальное оглушение;
недостаточное озвончение или же недостаточное оглушение. Все три случая,
отражаются на письме. Неврологическую основу этого дефекта Л.С. Волкова
(1998) объясняет спастическим сокращением мышц голосового аппарата, что
полностью исключает вибрацию голосовых связок, а это нарушает
образование звонких согласных. Озвончение глухих согласных наблюдается
при диффузной спастичности мышц речевого аппарата (О.Н. Ольхин, 1980 и
др.).
Основными причинами дефекта оглушения М.Е. Хватцев (1996) считал
плохую координацию «сочетанной работы» голосового аппарата,
недоразвитие фонематического слуха, частичное снижение слуха. Часто
дефект оглушения является спутником людей с нарушением слуха, что
является препятствием для дифференциации согласных.
Коррекция дефекта оглушения практически у всех практиков вызывает
определенные трудности. Чтобы избежать, важно использовать прием
сопоставления и сравнения фонем, слогов и слов, а смешиваемые звуки
необходимо тщательно анализировать, выделять сходные и различительные
признаки. Ученые рекомендуют широко использовать тактильно-
вибрационный контроль, для чего одну руку ребенка прикладывают к шее в
области гортани, другую подносят ко рту, чтобы убедиться в том, что при
глухих согласных струя выдыхаемого воздуха сильная, но вибрация гортани
отсутствует, а при произношении звонких согласных вибрация гортани
хорошо ощутима.
Резонирование звучащего голоса улавливается путем прикладывания
ладоней обеих рук к ушам, щекам; одной руки к темени, к шее так, чтобы
боковая сторона руки от большого пальца до указательного охватывала шею
в области гортани. Такие упражнения при коррекции звукопроизношения –
хорошая гимнастика для голосовых связок.
Проблемы раннего обучения чтению
Проблемы раннего обучения детей чтению дискутируется на протяжении
многих лет. Расслоение общества, обнищание основной массы населения,
низкие доходы, политическая нестабильность и другие социально-
психологические факторы оказывают существенное влияние на рост
негативных проявлений в области образования. Дети остаются без
присмотра. Возникает педагогическая запущенность.
Причинами трудностей при обучении чтению являются;
•
Педагогическая запущенность (возникает из-за отсутствия личностно-
ориентированного подхода).
•
Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой
форме, но при неблагоприятных условиях буйно «расцветает».
Следует отметить, что при обучении чтению важно воспитывать у ребенка
уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать
приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых
букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т.д.). При обучении чтению
важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп подачи,
учитывать произносительные возможности ребенка.
В настоящее время популярна методика японского ученого, суть
которой – «читать раньше, чем говорить», глобальное обучение чтению
детей раннего возраста.
Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями
Нарушения устной и письменной речи, степень которых различна; от
легких, «стертых» дефектов, иногда скрытой речевой патологии до
«махровой», яркой, которая не только затрудняет обучение ребенка, но и
влияет на его интеллектуальное развитие. Специальными исследованиями
установлено, что среди детей с речевыми нарушениями чрезвычайно высок
процент детей, имеющих нарушение письменной речи (90-95%). Выбранная
тема мною, проблема давно интересовала ученых, практиков, в результате
чего и появилось в печати многообразие методик, разных точек зрения
(Г.А.Глинка, 1996; Л.Н. Ефименкова, 1991; Л.Р.Красикова, М.А. Поваляева,
1997,2000; др.).
Но, на мой взгляд, недостаточно полно раскрыт вопрос специфики
обучения грамоте детей с речевыми нарушениями. Каждый, даже здоровый
ребенок имеет нарушения в речи. И поэтому я сначала поставила перед
собой задачи:
•
Изучить, осмыслить и поработать литературу отечественных ученых и
опыт педагогов-практиков.
•
Выявить с помощью обследования уровень знаний, состояние
фонематического слуха, практических навыков детей.
•
С учетом новейших достижений науки и практики подобрать наиболее
эффективные, оптимальные методики по обучению грамоте и
профилактике нарушений речи.
•
Модифицировать и экспериментировать совокупность игровых
методов по обучению детей грамоте.
•
Воспитывать у детей речевую саморегуляцию и самоконтроль.
По различным исследованиям была разработана система занятий по
коррекции речевых нарушений. И я использовала их на уроках русского
языка и родного языка и мне дала хороший результат моим ученикам.
Основные направления работы по профилактике и коррекции дисграфии
•
Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины
(зрительного гнозиса; предметного, буквенного).
•
Расширение объема и уточнение зрительной памяти (мнезиса).
•
Формирование пространственных представлений.
•
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Широко используется метод обходных путей, опора на сохранные
анализаторы: слуховой, двигательный, тактильный; на мыслительную
деятельность.
Необходимо четко дифференцировать письменные нарушения. При
замене букв необходимо убедиться в том, что они действительно имеют
«зрительное» происхождение. Ведь буквы Ш-Щ, Ц-Щ могут смешиваться на
письме не только из-за оптического сходства, но и по причине неразличения
на слух соответствующих звуков.
Для уточнения диагноза и четкой выработки плана коррекционной
работы необходимо провести комплексное обследование детей: зрительного
гнозиса, мнезиса, зрительно-пространственной ориентировки.
Например, при обследовании зрительного гнозиса, анализа и синтеза
можно использовать следующие дидактические игры:
•
«Что изменилось?» Ребенку предлагается: - рассмотреть, во что одета
кукла, отвернуться (в это время поменять какую-либо одну деталь),
рассказать, что изменилось;
- показать картинку с изображением 5-6 знакомых предметов, затем
убрать её и показать другую, несколько отличную от первой,
определить все замеченные отличия;
- разложить перед ребенком 5-10 картинок с изображением знакомых
предметов, предложить назвать их, затем попросить закрыть глаза, в
это время изменить их месторасположение или заменить одну из них.
Определить, что изменилось.
2. «Кто больше увидит?»
3. «Какого цвета не стало?»
4. «Найди пару» или «Парные картинки».
5. «Найди два одинаковых предмета».
6. «Найди отличие».
Профилактика нарушений письма в таблицах
Звуки и буквы
Звуки
слышим, произносим
Буквы
видим, читаем
пишем
Дома
Коты
Маки
Стога
Флаги
Морозы
Кружечка
Сказочка
Дом
Кот
Мак
Стог
Флаг
Мороз
Кружка
Сказка
Гласные
, образуют слоги
Звуков ---- 6
Букв --- 10
[а]
[о]
[у]
[и]
[э]
[ы]
а – я
о – е
и – ы
у – ю
э - е
Согласные
, слоги не образуют
Звуков - - 36
Букв -- - 21
[б - б'] [н-н']
[п - п'] [р-р']
[в - в']
[х-х']
[ф - ф'] [ш]
б, п,в,ф,т,д,к,г,х,м,н,й,л,
с,з,ш,ж,ч,щ,р,ц
[г - г']
[ж]
[к - к']
[щ']
[д - д']
[й']
[т - т']
[ч']
[с - с']
[ц]
[з - з']
[л - л']
[м - м']
ь и ъ знаки звуки не обозначают
Непарные согласные
звонкие
глухие
л , м, н, р, й
х, ц , ч
Разделительный Ь знак
(перед Ю, Я, Ё, И, Е)
Пью запью
Лью залью
Шью зашью
Семья птичьи
Судья пьеса
Платье вороньё
Разделительный Ъ
Съел
Въезд
объём
Съезд
Подъезд
Разъём
Заключение
В моей педагогической практике наблюдала с 2005 года детей с
нарушениями письменной речи. Из этого наблюдения выявила, что мои
учащиеся все имели нарушения:
•
Доржу Мерген – замена букв з – ц, оглушение согласных в конце слова;
по науке это называется афазия.
•
Кыргыс Шериг-оол - искажение словесной структуры слова -дисграфия.
•
Монгуш Чайзат – ошибки фонематические – афазия.
•
Севекпит Амир – ошибки графического характера - дисграфия.
•
Донмут Сайлана – замена с – ц – афазия.
•
Кыргыс Уран-Сай – оглушение и озвончение согласных звуков.
•
Балган Оргу – искажение словесной структуры слова.
•
Кыргыс Ачыты – замена букв и –ш, н – н, ж –ш,.
•
Тырык Ханды – искажения словесной структуры слова: пропуски
гласных и согласных букв.
Литература:
•
М.А. Поваляева. Профилактика и коррекция нарушений письменной
речи.,- Ростов-на-Дону, «Феникс» 2006.
•
К.С. Горбачевыч. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: М.:
Просвещение, 1984.