Напоминание

Рабочая программа по математике для 1 класса


Автор: Медведская Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Тайтурская СОШ
Населённый пункт: п.Тайтурка, Усольский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по математике для 1 класса
Раздел: начальное образование





Назад




1

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, с использованием Примерной программы основного общего образования по математике ,авторской програм - мы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А. Бантовой МОРФ, Москва, Просвещение, 2011. Данный предмет входит в образовательную область
«Математика».

Принципы отбора учебного материала:
учет возрастных особенностей; органическое сочетание обучения и воспитания; усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей; практическая направленность преподавания. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символи - ческого мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обос - нованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.); - освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий; - воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие
задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их даль - нейшего эффективного обучения; - сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и инте - грированных жизненных задач; - обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятель - ности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе; - сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира; - сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогрес - са; - сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся; 2
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер. Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у млад - ших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, срав - нение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универ- сальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, фор - мируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.


Ведущие принципы
обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие по - знавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спе - цификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Учебно - методический комплект
● Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2011 ● Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2011 ● Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.- М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; 3
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней; — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную за - интересованность в расширении математических знаний. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространствен - ные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с дру - гой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умноже - ние и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образова - ния, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотри - цательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научат- ся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числа - ми. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения одно - родных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их ре - шение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для со - поставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. 4
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуа - цию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждо - го арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисле - ния; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усили - вает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспита - нию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, приро - де, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерно - стей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоуголь - ник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержа - ния создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геомет - рии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты со - здаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках зна - ния, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверст - никами, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логиче - ского и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величи - нами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональ - ные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложе - 5
ний выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических за - дач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполне - ния заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении это - го предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать ре - зультат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать ис - тинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенство - вания коммуникативной деятельности учащихся. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и дей - ствия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных па - мятников культуры, сокровищ искусства. Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познаватель - ных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математиче - скими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы дей - ствий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного матери - ала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлени - 6
ями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопостав - лять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. В 1 классе —
132 ч. (33 учебные недели).

Срок реализации программы
-
1 год.
В основе преподавания предмета лежит системно-деятельностный подход, чем обусловлен выбор ведущих технологий обучения –
технологии

проблемного диалога и проектной технологии.

Типы уроков:
УИН – урок изучения и первичного закрепления новых ЗУН, УУД УЗиС – урок закрепления и совершенствования ЗУН, УУД УКП – урок комплексного применения ЗУН, УУД УОиС – урок обобщения и систематизации ЗУН, УУД УКиК – урок контроля и коррекции ЗУН, УУД УРО – урок развернутого оценивания
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; — Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. — Целостное восприятие окружающего мира. - Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов дей - ствий, творческий подход к выполнению заданий. — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. 7

Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. — Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. — Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных за - дач. — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обра - ботки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного пред - мета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. — Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуще - ствлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математи - ка». — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. — Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с со - держанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. — Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления дан- ных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. — Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. — Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). 8

Регулятивные УУД
1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД

1.
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4.
Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других.


Система оценки достижений учащихся
Контроль за уровнем достижений учащихся по математике проводится в форме письменных работ, тестовых заданий.
Инструментарий для оценивания результатов
Для изучения сформированности
личностных
результатов учитель может использовать следующий инструментарий: - типовые задания по оценке личностных результатов, представленные в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в на - чальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова; - проверочные работы1- 2 классы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.; - методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося. Для оценки сформированности
метапредметных
результатов персонифицированные мониторинговые исследования можно проводить с использовани- ем следующего инструментария: - рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» Т.В.Меркуловой, А.Г.Теплицкой и др., издательский дом «Фёдоров»; 9
- методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А.; - пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова; - проверочные работы 1-2 классы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.; - педагогическая диагностика по русскому языку и математике издательства «Вентана – Граф»; - итоговые проверочные работы по предметам «Русский язык», «Математика», где УУД как инструментальная основа (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Ло - гиновой) - комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой) - итоговые комплексные работы «Мои достижения» (под ред.О.Б.Логиновой, С.Г.Яковлевой); - комплексные работы системы «Начальная инновационная школа»; - олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).
инструменты оценивания предметных результатов
Основным инструментом итоговой оценки являются
итоговые комплексные работы
– система заданий различного уровня сложности по чтению, рус- скому языку, математике и окружающему миру. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений учащихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями
Ведущие технологии, формы и методы обучения
Для успешного решения задач курса используются разнообразные
приемы и средства обучения, формы и методы
организации работы. Учащиеся ве- дут наблюдения над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых по- нятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность организуется за счет использования словарей различных типов и справочного материала, что обеспечи - вает привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования. В процессе языковой деятельности школьники овладевают
приемами
анализа и синтеза, сопоставления, классификации и систематизации, умением обобщать и делать выводы, что способствует развитию лингвистического мышления, усвоению языковых понятий и их связей, совершенствованию и применению знаний в практике языка и речи. Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и 10
т.д.), применять на уроках частично-поисковый, проблемный, исследовательский
методы
, элементы ИКТ-
технологий
, личностно-ориентированной и здоровьесберегающей технологии.
Числа и величины (31час)

Содержание курса

Характеристика деятельности учащихся

Числа от 1 до 10. Число 0
Счёт предметов и их изображение, движений, звуков и др. Порядок следо- вания чисел при счёте. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Запись и чтение чи- сел от 1 до 10. Число «нуль». Его получение и образование. Равенство, неравенство. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счёте). Со- став чисел 2, 3, 4, 5.
Числа от 1 до 20
Название и запись чисел от 1 до 20. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Отношения «равно», больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счёте, с по - мощью действий вычитания). Группировка чисел. Упорядочение чисел. Составление числовых последовательностей.
Величины
Сравнение и упорядочение предметов (событий) по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости. Единицы массы: килограмм. Единицы вместимости: литр. Единицы времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы стоимости: копейка, рубль. Монеты: 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Моделировать
ситуации, требующие перехода от одних единиц измере- ния к другим.
Составлять
модель числа.
Группировать
числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Наблюдать:
устанавливать закономерности в числовой последовательно- сти, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоя- тельно выбранному правилу.
Исследовать
ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упо- рядочения.
Характеризовать
явления и события с использованием чисел и величин.
Оценивать
правильность составления числовой последовательности.
Арифметические действия(63часа)
11

Сложение и вычитание
Сложение. Слагаемое, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложе- ние с нулём. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел. Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания. Вычи- тание нуля. Взаимосвязь сложения и вычитания. Приёмы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения и вычитания в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10. С ис- пользованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соот- ветствующие случаи вычитания. Отношения «больше на…», «меньше на…». Нахождение числа, которое на несколько единиц (единица разряда) больше или меньше данного.
Числовые выражения
Чтение и запись числового выражения. Нахождение значений числовых выражений в одно два действия без скобок. Чтение и запись числовых выражений. Свойства арифметических действий: переместительное свойство сложе- ния и умножения, сочетательное свойство сложения
Сравнивать
разные способы вычислений, выбирать удобный.
Моделировать
ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.
Использовать
математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).
Моделировать
изученные арифметические зависимости.
Прогнозировать
результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.
Использовать
различные приёмы проверки правильности нахождения числового выражения (с опорой на правила установления порядка дей- ствий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку ре- зультата).
Работа с текстовыми задачами(22часа)

Задача
Условие и вопрос задачи. Установление зависимости между величинами, представленными в задаче. Планирование хода решения и ответа на вопрос задачи.
Решение текстовых задач арифметическим способом
Задачи, при решении которых используются: смысл арифметического дей- ствия (сложение, вычитание). Понятия «увеличить на…», «уменьшить на…». Решение задач в одно, два действия на сложение и вычитание. За- дачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Планировать
решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.
Объяснять
выбор арифметических действий для решений.
Действовать
по заданному и самостоятельному плану решения задачи.
Презентовать
различные способы рассуждения (по вопросам, с коммен- тированием, составлением выражения).
Самостоятельно
выбирать способ решения задачи.
Использовать
геометрические образы для решения задачи.
Контролировать
: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе 12
Решение задач логического характера. решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдать
за изменением решения задачи при изменении её условия.
Самостоятельно выбирать
способ решения задачи.
Выполнять
краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры(12часов)

Пространственные отношения
Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Вза- имное расположение предметов в пространстве и на плоскости: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между. Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длин- нее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный). Направления движения: слева – направо, справа – налево, сверху – вниз, снизу – вверх). Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже). Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (мень- ше) на…
Геометрические фигуры
Распознавание и называние геометрической фигуры: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная (замкнутая и незамкнутая), многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Выделение фигур на чертеже. Изображение фигуры от руки.
Моделировать
разнообразные ситуации расположения объектов в про- странстве и на плоскости.
Изготавливать
(конструировать) модели геометрических фигур, преоб- разовывать модели.
Исследовать
предметы окружающего мира: сопоставлять с геометриче- скими формами.
Характеризовать
свойства геометрических фигур.
Сравнивать
геометрические фигуры по форме.
Геометрические величины (4часа).

Длина отрезка. Периметр
Единицы длины: сантиметр, дециметр, соотношения между ними. Пере- ход от одних единиц длины к другим.
Анализировать
житейские ситуации, требующие умения находить гео- метрические величины (планировка, разметка).
Сравнивать
геометрические фигуры по величине (размеру).
Классифицировать
(объединять в группы) геометрические фигуры.
Находить
геометрическую величину разными способами.
Использовать
различные инструменты и технические средства для про- ведения измерений. 13

Учебно-тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Из них контрольных работ 1. Пространственные и временные представления . 8ч. Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.). Пространственные представления, взаимное расположение пред- метов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, поз- же. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на.... 2. Числа от 1 до 10 и число О. Нумерация 28 ч. Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно сле- дующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» . Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р. Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание ( НА основе счета предметов). 3.Сложение и вычитание . 56 ч. 14
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=». Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахожде- ние значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок. Переместительное свойство суммы. Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по ча- стям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по ча- стям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложе- ния). Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычи- тания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание. 4.
Числа от 11 до 20.
12ч. Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный со- став чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точно- стью до часа. Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними. Килограмм, литр. Нумерация. 5.Табличное сложение и вычитание 22ч. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание. 6.Итоговое повторение 6ч.
Итого:
132ч.

15

Календарно-тематический план
№ Тема урока Тип Дата Примечание план факт
1. Пространственные и временные представления - 8ч.
1. Предмет «Математика». Счет предметов. Один, два, три… Порядковые чис- лительные «первый, второй, третий…» УИН 2. Пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа». УИН 3. Временные отношения «раньше», «позже», «сначала», «потом». УИН 4. Отношения «столько же», «больше», «меньше» УИН 5. Сравнение групп предметов (на сколько больше? на сколько меньше»). УИН 6. Уравнивание предметов и групп предметов
.
УИН 7. Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». УИН 8. Закрепление знаний по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа. УИН
2.

Числа от 1 до 10 и число О.

Нумерация – 28 ч.
9. Много. Один. Цифра 1. УИН 10. Числа 1, 2. Цифра 2. УИН 11. Числа 1, 2, 3. Цифра 3. УИН 12. Знаки «плюс» (+), «минус» (-), «равно» (=). Составление и чтение равенств. УИН 13. Числа 1, 2, 3, 4. Цифра 4. УИН 14. Отношения «длиннее», «короче». УИН 15. Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. УИН 16. Состав числа 5. УИН 17. Закрепление и обобщение знаний по теме «Числа 1-5. Состав чисел 2-5» УИН 18. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. УИН 19. Ломаная линия. Звено ломаной
.
УИН 20. Состав чисел 2-5. УИН 21. Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно». УИН 22. «Равенство», «неравенство». УИН 23. Многоугольники. УИН 24. Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6. Цифра 6. УИН 16
25. Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Цифра 7. УИН 26. Числа 8-9. Цифра 8. УИН 27. Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Цифра 9. УИН 28. Число 10. УИН 29. Числа 1-10 УИН 30. Наши проекты.Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и по- говорках. УОиС 31. Сантиметр – единица измерения длины. УИН 32. Увеличение и уменьшение чисел. Измерение длинны отрезков с помощью линейки. УИН 33. Число 0. Цифра 0. УИН 34. Сложение с нулём. Вычитание нуля. УИН 35. Закрепление знаний по теме «Числа 1-10 и число 0)». УЗиС 36. Проверочная работа знаний по теме «Числа 1-10 и число 0» УКиК 37. Прибавить и вычесть число 1
.
УИН 38. Прибавить число 2. УИН 39. Вычесть число 2. УИН 40. Прибавить и вычесть число 2. УИН 41. Слагаемые. Сумма. УИН 42. Задача. УИН 43. Составление и решение задач. УИН 44. Прибавить и вычесть число 2.Составление и решение задач. УИН 45. Закрепление знаний по теме «прибавить и вычесть число 2». УЗиС 46. Решение задач и числовых выражений. УЗиС 47. Решение задач и числовых выражений. УЗиС 48. Обобщение и закрепление знаний по теме: «Прибавить и вычесть число 2». УОиС 49. Обобщение и закрепление знаний по теме: «Прибавить и вычесть число 2». УОиС 50. Прибавить и вычесть число 3. УИН 51. Прибавить и вычесть число 3. УИН 52. Прибавить и вычесть число 3. УИН 53. Прибавить и вычесть число 3. УИН 54. Состав чисел 7, 8, 9, 10. Связь чисел при сложении и вычитании. УИН 55. Прибавить и вычесть число 3. УИН 56. Прибавить и вычесть число 3.Решение задач. УИН 57. Закрепление и обобщение знаний по теме: «Прибавить и вычесть число 3». УЗиС 17
58. Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □+- 1,□+-2, □+-3». УОиС 59. Решение задач изученных видов. Проверочная работа. УКиК 60. Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □+- 1,□+-2, □+-3». УОиС 61. Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10. УИН 62. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. УИН 63. Решение числовых выражений. УИН 64. Прибавить и вычесть число 4. УИН 65. Решение задач и выражений. УИН 66. Сравнение чисел. Задачи на сравнение. УИН 67. Сравнение чисел. Решение задач на сравнение. УИН 68. Прибавить и вычесть число 4. Решение задач. УИН 69. Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3, 4. Решение задач. УИН 70. Перестановка слагаемых. УИН 71. Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9 УИН 72. Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление табли- цы сложения. УИН 73. Состав чисел первого десятка
.
УИН 74. Состав числа 10. Решение задач. УИН 75. Решение задач и выражений. УИН 76. Обобщение и закрепление знаний. УОиС 77. Обобщение и закрепление знаний по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». УОиС 78. Связь между суммой и слагаемыми. УИН 79. Связь между суммой и слагаемыми. УИН 80. Решение задач и выражений. УОи С 81. Название чисел при вычитании. УИН 82. Вычитание из чисел 6, 7. УИН 83. Вычитание из чисел 6, 7. Связь между суммой и слагаемыми. УОиС 84. Вычитание из чисел 8, 9. УИН 85. Вычитание из чисел 8, 9.Решение задач. УОиС 86. Вычитание из числа 10 УИН 87. Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания. УОиС 88. Единицы массы - килограмм. УИН 18
89. Единица вместимости -литр. УИН 90. Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого поряд- ка». УЗи С 91. Закрепление знаний по теме «сложение и вычитание чисел первого поряд- ка». УЗиС 92. Проверочная работа по теме «сложение и вычитание чисел первого поряд- ка». УКиК 93. Устная нумерации в пределах 20. УИН 94. Устная нумерации в пределах 20. УИН 95. Письменная нумерация чисел от 11 до 20. УИН 96. Единица длины - дециметр. УИН 97. Сложение и вычитание в пределах 20. Без перехода через десяток. УИН 98. Сложение и вычитание в пределах 20. УИН 99. Закрепление знаний. УЗиС 100. Закрепление знаний. УЗиС 101. Решение задач и выражений. Сравнение именованных чисел. УЗиС 102. Решение задач и выражений. УЗиС 103. Знакомство с составными задачами. УИН 104. Составные задачи. УИН 105. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. УИН 106. Случаи сложения: □ +2, □ +3. УИН 107. Случаи сложения: □ +4. УИН 108. Случаи сложения: □ +5. УИН 109. Случаи сложения: □ +6. УИН 110. Случаи сложения: □ +7. УИН 111. Случаи сложения: □ +8, □ +9. УИН 112. Таблица сложения. УИН 113. Решение задач и выражений. УОиС 114. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». УОиС 115. Приём вычитания с переходом через десяток. УИН 116. Случаи вычитания: 11-□. УОиС 117. Случаи вычитания: 12-□. УИН 118. Случаи вычитания: 13-□. УИН 119. Случаи вычитания: 14-□. УИН 120. Случаи вычитания: 15-□. УИН 19
121. Случаи вычитания: 16-□. УИН 122. Случаи вычитания: 17-□, 18-□. УИН 123. Случаи вычитания: 17-□, 18-□. УИН 124. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». УЗиС 125. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». УЗиС 126. Проверочная работа «табличное сложение и вычитание». УКиК 127. Обобщение знаний по темам, изученным в первом классе. УЗиС 128. Обобщение знаний. УЗиС 129. Контрольная работа за год. УКиК 130 Работа над ошибками. УЗиС 131. Повторение материала. УЗиС 132. Повторение материала. УЗиС 20
21


В раздел образования