Напоминание

Б. Пастернак "Золотая осень"


Автор: Немцева Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Тубинская СОШ"
Населённый пункт: п. Тубинский, Усть–Илимский район, Иркутская область
Наименование материала: разработка урока по литературному чтению в 4 классе
Тема: Б. Пастернак "Золотая осень"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»

Цели:

познакомить

ребят

с

творчеством

Бориса

Пастернака,

обеспечить

целостное восприятие и осмысление поэтического текста, учить понимать язык

поэзии,

читать

поэтические

произведения;

анализировать

их,

находить

в

них

средства

выразительности,

работать

над

обогащением

словаря,

развитием

памяти, речи, мышления; воспитывать эстетический вкус.

Планируемые результаты: обучающиеся познакомятся с жизнью и творчеством

Б.Пастернака, знать содержание произведения «Золотая осень», воспринимать и

осмысливать поэтический текст,

понимать язык поэзии, уметь анализировать

стихотворение, находить в нём средства выразительности, отвечать на вопросы,

выразительно

читать

данное

стихотворение,

высказывать

своё

отношение

к

прочитанному.

Оборудование: учебник «Литературное чтение»,

презентация «Творчество

Б.

Пастернака», подготовленные сообщения детьми.

Ход урока

1)

Орг. момент.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

Повернитесь все по кругу, улыбнитесь вы друг другу.

Влево, вправо посмотрели и тихонечко присели.

2)

Речевая разминка

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке …

3)

Введение в тему урока. Формулирование темы и определение целей.

- Прочитайте эти замечательные строки.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса… (А.С. Пушкин)

- О каком времени года в них говорится?

-А как вы думаете, почему столько поэтов посвятили свои стихи осени?

(Осень – это удивительная пора. деревья оделись в красивые жёлтые, золотые,

алые наряды. Шелест листьев под ногами. Запах грибов и дождя. Но осень это и

пора увядания, прощания природы до весны.).

Осень очень любили и часто изображали на своих полотнах живописцы.

Осеннюю природу любили воспевать писатели и поэты. А каких поэтов, которые

писали о природе, вы знаете?

(Сергей Александрович Есенин, А. С. Пушкин,

Евгений

Абрамович,

Баратынский,

Афанасий

Афанасьевич

Фет,

Фёдор

Иванович Тютчев и др.)

Выявление знания и незнания по теме:

- Посмотрите на портрет. Кто на нём изображён?

- А знаете ли вы что-нибудь об этом поэте, о его творчестве?(для этого нам не

хватает знаний).

- А как мы можем узнать об этом писателе? (познакомиться с его биографией)

- А почему мы завели разговор о нём? (будем изучать его произведение)

- Какие цели мы поставим на урок? (познакомиться с писателем, его творчеством,

произведением, будем учиться анализировать его, работать над выразительностью

чтения).

Сегодня мы познакомимся с поэтом и писателем, чьё творчество было

удостоено одной из самых высоких наград – Нобелевской премии. И это - Борис

Леонидович Пастернак.

4. Изучение нового материала.

Знакомство с жизнью и творчеством поэта

Выступление ребят: Борис Леонидович Пастернак родился в 1890г. в Москве в

семье художника и

известной пианистки. Пастернак был с детства окружен

искусством. В доме, где он рос, бывали музыканты, художники, писатели. С

раннего

возраста

Борис

хорошо

рисовал,

а

также

проявлял

музыкальную

одарённость. Он мечтал стать композитором, с 13 лет упорно изучал теорию

музыки, но позже решил, что, не имея абсолютного слуха, не сможет стать

профессиональным

композитором.

Он

увлёкся

философией

и

поступил

на

философское

отделение

историко-филологического

факультета

Московского

университета. Но и философия удержала его ненадолго.

С 1913 года 23-летний Пастернак полностью посвятил себя поэзии. В 1914

году

выходит

первый

его

поэтический

сборник

"Близнец

в

тучах". Кроме

лирических стихов, Борис Пастернак создаёт поэмы, посвящённые историческим

событиям или историческим личностям. Незадолго до своей кончины он создаёт

роман,

который

в

его

мыслях

существовал

и

вырисовывался

в

течение

десятилетий, за него он был удостоен Нобелевской премии (

В 1958 г).

Он писал

прозу, занимался переводами, достигнув в этом искусстве высокого мастерства,

был автором поэм, романа в стихах "Спекторский. Восхищение красотой мира,

стремление отыскать повсюду прекрасное - характерно для Пастернака. Жизнь

писателя была очень интересной, насыщенной, более подробно о ней вы узнаете в

старших классах.

- Что вы запомнили про Бориса Леонидовича Пастернака?

-А как вы думаете, почему мы сегодня с вами говорили много об осени? (будем

изучать произведение о ней).

- А как её часто называют? (Золотая осень).

5) Физкультминутка.

6) Продолжение работы по теме.

-

Откройте

учебники

на

стр.

114,

рассмотрите

иллюстрацию

художника

Виктора Борисова-Мусатова .

- Как вы думаете, соответствует ли она названию?

А) Знакомство с произведением.(слушают, отмечают непонятные слова)

1) Чтение стихотворения учителем.

2) Проверка первичного восприятия.

- Понравилось вам стихотворение?

-Кто уловил общее настроение стихотворения? Какое оно? (Красочное, весёлое

и в тоже время грустное, потому что деревья теряют свои листья).

-Какое чувство у вас осталось после услышанного?( яркое впечатление; чувство

умиротворённости спокойствия, радости).

Б) Словарно-лексическая работа.

- Кто попытается объяснить значение непонятных слов?

Лик (устар.) – лицо человека.

Чертог (устар.) – пышное великолепное помещение или здание, дворец.

Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку к главному помещению

Каталог

составляемый

в

определённом

порядке

перечень

каких-нибудь

однородных предметов.

В)Работа над анализом стихотворения.

- Давайте посмотрим, какие тайны осени в своём стихотворении предлагает

поэт?

-Что необычного вы увидели в 1-ом четверостишии? Почему поэт называет

осень сказочной?

- Почему автор сравнивает осень с дворцом? (Осенью листья на деревьях жёлтые,

словно золотые. И внутреннее убранство дворца украшено позолотой)

- Всем ли открыт этот дворец для обзора? (Всем) Давайте войдём туда и мы.

- Что мы увидим в прихожей дворца? (просеки лесных дорог, заглядевшихся в

озёра).

- Что такое просеки? На что похожи озёра, если в них можно заглядеться? (На

зеркала в прихожей) С какой интонацией будем читать ? (Спокойно, загадочно,

словно мы попадаем в сказку)

-

Чем

заполнены

залы

дворца?

(картинами)

Что

изображено

на

картинах?

(деревья)

- Кого мы можем встретить во дворце? (вязы, ясени, осины)

- Что надето на липе? (обруч золотой) Почему его сравнивают с венцом для

новобрачной?

- Венец – корона возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде

венчания

- В каком наряде берёза? (в фате)Почему фата на ней прозрачная? (листьев на

деревьях мало, их количество уменьшается с каждым порывом ветра)

- Как понимаете слово «погребённая»? (похоронена, присыпана землёй)

- А чем присыпана земля? (опавшей листвой)

- С чем сравниваются клёны? (с золочёными рамами)

- Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? (шелест в лесу)

- Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит

автор? (нет, это собирательный образ, говоря «лист древесный», поэт имеет в

виду все листья)

- Что ещё можно услышать в осеннем лесу? (эхо)

- Что такое закат? (ответы детей)

- Закройте глаза. Представьте зарю. Когда садится солнце, цвет тёмно –

красный,

очень

насыщенный,

густой,

как

клей,

который

застывает

в

виде

сгустка.

- Видели ли вы янтарь? - Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по

отношению к слову след? (закат отражает на коре деревьев краски осени)

- Что станет с этой красотой через некоторое время, когда наступит зима?

-

Этот

период

подходит

к

концу,

заканчивается

и

наше

стихотворение.

Прочтём последние

строки.

- С чем сравнивает осень Пастернак? (с древним уголком)

- Что хранится в этом уголке? (ответы детей)

- Когда бывает так, что старые ненужные вещи дороги их хозяину? (ему дороги

воспоминания, связанные с ними)

- Так и старые листья, которые опали, они не нужны, но воспоминания об их

красках, золоте дороги. Они будут согревать душу долгими зимними вечерами.

Ведь не зря поэт называет их сокровищами.

Г) Какие выразительные средства использует автор в этом стих-ии.

Работа в группах

Сравнение-

Обруч

золотой, как венец на новобрачной…» , «В желтых кленах

флигеля, словно в золоченых рамах», осень – древний уголок, заря застывает в

виде сгустка.)

Эпитет-

Прозрачный (лик); золотой (обруч); янтарный (след); вишнёвый (клей).

обруч золотой, погребенная

земля, в

золоченых

рамах, лист

древесный,

вишневый клей, древний уголок.)

Олицетворение просеки дорог, заглядевшихся в озёра; лик берёзы.

Метафора

- Скрытое

сравнение

(сказочный

чертог,

зари

вишнёвый

клей,

застывает в виде сгустка…», «Залы, залы, залы, залы- вязов, ясеней, осин…»,

«Липы обруч золотой…», Подвенечной и прозрачной» , «Осень. Древний уголок

старых книг, одежд, оружья», «Где сокровищ каталог перелистывает стужа».

-Как нужно читать это стихотворение?

-Как вы думаете, какие цвета красок нужно взять при изображении отрывков

стихотворения?

изобразительном

искусстве

его

относят

к

тёплым

тонам.

Поэтому

и

стихотворение становится будто тёплое, невесомое.

- Какие картины вы бы нарисовали?

Д) Выразительное чтение стихотворения учениками.

Конкурс на лучшего чтеца.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Так почему же авторы учебника предложили вам зимой стихотворение об

осени? (ответы детей)

Продолжи предложение.

Сегодня на уроке я…

Узнал…

Понравилось…

Вызвало затруднение…

8. Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение стихотворения Бориса Пастернака «Золотая

осень» (или выучить)

2. Нарисовать к стихотворению иллюстрацию (по желанию)



В раздел образования