Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения
Автор: Хубанова Наталья Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3" Населённый пункт: город Абакан Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения Раздел: начальное образование
Патриотическое воспитание младших школьников через уроки литературного
чтения.
Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родному городу, к
родной
речи
–
задача
первостепенной
важности...
Д.С. Лихачев
Важную роль в воспитании подрастающего поколения играет
патриотическое воспитание. С самого раннего детства ребёнок учится не
только ходить, говорить, но и любить. Любить родителей, семью, малую и
большую Родину.Важно с малых лет прививать уважение к родному языку, к
самобытной
культуре,
памяти
своих
предков,
к
истории
родного
края.
Любовь
к
Хакасии
воспитываю
на
уроках
и
во
внеурочное
время.
Литературное чтение – один из ведущих гуманитарных учебных предметов,
содействующий
формированию
разносторонне
развитой,
гармоничной
личности, воспитанию гражданина, патриота.
Жителям прекрасной солнечной Хакасии есть, чем гордиться. Это
удивительный край. Бескрайние степи, сказочные озера, горные хребты, реки
и речушки, таинственные скалы, вековая тайга. Хакасия – прославилась не
только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены,
писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Но самое ценное, что
есть на этой земле – это ее история, уходящая корнями вглубь веков.
Мне бы хотелось, чтобы ребята с начальной школы изучали историю
Хакасии: традиции, обычаи хакасского народа, творчество, культуру и быт.
Увидеть свои истоки, приобщиться к силе своих предков – немаловажно для
современных
детей.
И
нужно
как
можно
раньше
развивать
интерес
к
прошлому – событиям, историческим личностям.
На уроках литературного чтения использую произведения о Хакасии.
Дети
знакомятся
с
именами
хакасских
писателей
и
поэтов,
художников,
музыкантов и их творчеством.
Изучая тему «Сказки», мы говорим и о
сказках хакасского народа, например, «Харызах», «Почему кулик по кривой
летает», «Два брата», «Как птицы царя выбирали», «Как ласточка огонь
добывала».
Знакомлю
детей
с
произведениями
хакасских
писателей
Котюшева И.Г, Аршанова М.А., Бурнакова Ф.Т., Кобякова В.А.Проводим
конкурсы
стихов
хакасских
поэтов
Кильчичакова
М.Е,
Доможакова
Н.Г.,
Килижекова
А.В..
Ребята
пробуют
сами
сочинять
стихи
о
родном
крае.
Произведения хакасских писателей и поэтов дают детям полезные знания о
природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Стихи и
рассказы
доступны
и
легко
запоминаются. При изучении произведений о
животных и растениях знакомлю ребят с Красной книгой Хакасии.
Интересно проходят уроки по теме «Мифы народов мира». Ребята
знакомятся с хакасскими мифами и легендами «Гора семь дев», «Легенда о
хакасской
женщине
Хуртуях-Тас»,
«Легенда
о
происхождении
чатхана»,
«Легенда
о
происхождении
названия
реки
Абакан».
При
этом
ребята,
поделившись
на
группы,
сами
изучают
произведения
и
проводят
исследовательскую
работу,
доказывая,
что
пытались
объяснить
люди,
создавая эту легенду. Конечно, говоря о чатхане, мы слушаем удивительную
музыку
этого
музыкального
инструмента.
При
изучении
раздела
устного
народного
творчества
знакомимся
с
национальными
играми,
песнями,
с
хакасским прикладным искусством.
Нестандартные уроки литературного чтения: уроки – проекты, уроки –
исследования,
уроки – экскурсии позволяют школьникам в реальности
овладеть
умениями
наблюдать
и
осуществлять
реальные
действия
по
изучению истории, природы своего края. Использую на уроках литературного
чтения всевозможные творческие проекты, такие, как создание диафильмов,
сборников
любимых
хакасских
сказок
или
стихов,
кроссвордов,
иллюстраций к изучаемым произведениям.
Младшему школьнику легче описать свой дом, свою семью, улицу, на
которой он живет, свой родной город. Все эти вещи, называемые серьезным
термином "малая родина", для младшего школьника, на самом деле, являются
той ключевой отправной точкой, из которой вырастает патриот.
Важную роль
в обучении играют
картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей
нашей
республики.
Они
несут
в
себе
информацию,
способствуют
эмоциональному
восприятию.
Так
на
уроках
литературного
чтения
используем репродукции картин художников Бутанаева В.П., Доможакова
Н.Г., Топоева А.А., Тодыкова В.А.
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами
по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко
личными переживаниями героев произведений. Конечно, на таких уроках мы
говорим о своих земляках-фронтовиках.
Систематическая
работа
по
гражданско-патриотическому
воспитанию
на
основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но
и глубокий анализ: погружение в историческое время, проведение словарной
работы, анализ поступков героев и событий, прогнозирование поведения
героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ.
Формирование чувства патриотизма к своей стране, к своей малой родине
сложный
и
длительный
процесс,
который
обычно
начинается
в
семье
и
продолжается как в школе.
Задачи патриотического развития и воспитания
будут решаться эффективнее, если с первых дней обучения детей в школе,
давать им представление о месте и роли их региона в мире. Без любви к
Отечеству
и
уважения
к
его
истории
и
культуре
невозможно
воспитать
гражданина
и
патриота,
сформировать
у
ребенка
чувство
собственного
достоинства,
привить
ему
положительные
качества. Оканчивая
школу,
учащиеся
должны
не
только
знать
определенное
количество
лучших
произведений
мировой
литературы,
но
и
любить
книгу,
обладать
художественным
вкусом,
умением
понимать
литературное
произведение
.
Именно
использование
краеведческого
материала
наилучшим
образом
способствует созданию эмоциональной ситуации на уроке,
в которой и
воспитывается святое чувство — любовь к Родине
.
Список использованных источников
1.Мифы и легенды хакасов. Сост., пер. Троякова П.А. Абакан, 1995.184с.
2.Сборник
библиотечных
уроков:
к
300-летию
добровольного
вхождения
Хакасии
в
состав
Российского
государства:
сборник/
МУ
«Абаканская
централизованная библиотечная система». – Абакан, 2007.-96 с.
3.Алтын хыс. Хакасские народные сказки (на русском и хакасском языках). –
Абакан: Хак. Издат., 1992. – 80 с.
4.Бутанаев В.Я. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. – Абакан:
Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова,
1999.
5.Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для
учителей. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. – 224 с.
6.Зажги свою звезду: краткие очерки о литературе и искусстве. – Абакан:
Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1975.
7.Кильчичаков М.Е. Сказка о хитрой лисе. На русском и хакасском языках. -
Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. – 40 с.
8.Моя Хакасия. Книга для чтения по программе “Культура, литература и
история родного края”. Пособие для учащихся 1 – 2-х кл. – Абакан:
Хакасское книжное издательство, 2001. – 208с.
9.Старших будешь слушать, долгими будут дни твои. Пословицы и
поговорки. На хакасском и русском языках /Составитель Ачитаева Л.К. –
Абакан: Хакасское книжное издательство, 2004. – 32 с.